урок литературного чтения "Поэтические секреты" система Л.В.Занкова 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Куцаева Елена Анатольевна

                Тема данной методической разработки является неотъемлемой частью рабочей программы  «Литературное чтение» в 3 классе по системе Л.В.Занкова.

            Значимость работы заключается в актуальности проблемы личностно – ориентированного подхода и развивающего обучения младших школьников; признаки структурных элементов этих педагогических технологий присутствуют в описании всех этапов деятельности.

            Содержание работы соответствует её целевому назначению.

            Структура построения урока отвечает современным  методическим требованиям.

            Особое место отводится практической деятельности детей. Большое внимание уделено развитию творческого воображения младших школьников.

            Даётся чёткое описание этапа формирования понимания учениками смысла творчества поэта и выводится простая, но очень важная формула, слагаемыми которой являются вдохновение и труд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lit._chteniya.doc45 КБ
Файл prilozheniu_k_uroku_poeticheskie_sekrety.docx718.36 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема «Поэтические секреты»

Цель: отслеживание процесса рождения художественного образа в произведениях

           литературы, скульптуры, живописи.

Задачи: 1) помочь детям прийти к выводу о том, что: а) художественный образ

                  рождается в душе поэта внезапно, сразу, когда он испытывает первое

                  сильное удивление или восхищение, или переживание; а чтобы передать

                  свои чувства и эмоции он предаётся долгим размышлениям; б) понять,

                  что в творчестве писателя, поэта, художника есть две грани: одна

                   связана с искренностью впечатлений и переживаний от увиденного,

                   другая связана с изнурительным и кропотливым

                  трудом;

              2) развивать речь, мышление, творческое воображение;

              3) воспитывать любовь к поэзии, чувство прекрасного.

Оборудование:  учебник «Литературное чтение» (авт. Чуракова Н.А.) 3класс

                              2 часть, репродукция В.А. Серова «Портрет К.Д.Бальмонта»,

                               репродукция картины М.Шагала «Автопортрет с семью

                               пальцами», худ. Фотография скульптуры С.Дали

                               «Космический слон», худ. фотографии  с изображением картин

                               природы, аудиозапись «Музыкальные иллюстрации к повести

                               А.С.Пушкина «Метель»  Г.Свиридова, карточки с заданиями ,

                               таблички для оформления надписей на доске, портрет

                                Всезнамуса (мудрый филин).

Мотивирование  деятельности .

Актуализация знаний.

 - Кто пишет стихи? ( Поэт)

 - Ребята, кто из вас пытался сочинять стихи? (Чтение детьми строк из своих

     стихов:

                -  Наступает праздник,

                  Маму я поздравлю.

                   Хоть я и проказник,

                  А кровать заправлю…

                                           

                                                        - Солнышко сверкает,

                                                          Весна наступает….    )

 - Кому из вас стихи было написать легко, а кому – трудно?

    Если бы у вас была возможность задать вопросы нашему Всезнамусу

    ( на доске появляется портрет мудрого филина) , о чём бы вы его спросили?

Работа над темой урока.

1. Целеполагание.

 - Итак, писать стихи и тудно и легко , и легко и трудно.

    Как же нам в этом разобраться? (Давайте попробуем исследовать эту проблему)

-  Что нужно для того, чтобы писать стихи? ( Талант, ум, фантазия, старание…….)

 - Сегодня мы постараемся раскрыть поэтические секреты ( на доске табличка:

  ПОЭТИЧЕСКИЕ СЕКРЕТЫ

2. Работа со зрительным рядом.

     ( Показ худ. фотографий)

  - Какие строки просятся к каждому изображению:

   

 Зимний лес. Утро.

« Мороз и солнце, день чудесный…..»  А.Пушкин

Тёмное зимнее небо.

Метель.

   

     

« Буря мглою небо кроет…»  А.Пушкин

Ельник, олень, снег.

« Густой зелёный ельник у дороги….»  И.Бунин

Работа в картинной галерее учебника с репродукциями М.Шагала и С.Дали

 По вопросам учебника.

3. Работа с музыкальным рядом.

  - Послушайте муз фрагмент и подумайте, к какому изображению природы он больше подойдёт.

     ( Мнения разделились)

  - Почему у каждого своё мнение? ( Мы все разные и чувствуем по-разному)

 

4. Работа с текстами учебника.

   - Сегодня мы отправляемся в лабораторию искусств для изучения поэтических секретов. Прочитаем эпиграф:

        - Художник, проводя опыты,

           будь осторожен! Помни:

          «Ум, роняя норму,  лих и хил.»  

                                                 Николай Ладыгин

 - Кто поможет нам узнать, как называется приём чтения задом наперёд?

  ( Шалтай – Болтай. ПАЛИНДРОМ или ПЕРЕВЕРТЕНЬ)

  - У Кота Учёного узнаем значения слов лих (смел), хил(слаб).

        Демонстрируя свою смелость, рискуешь выглядеть глупым.

На доске запись: «Стихи не пишутся – случаются,

                              Как чувства или же закат…»   

                                                                 А.Вознесенский

 - Что автор имеет ввиду?

 - Как же стихи случаются?

       -  К.Бальмонт (на доске появляется портрет) , с творчеством которого мы уже

          немного знакомы, поделился некоторыми подробностями в стихотворении

           «Как я пишу стихи». (Чтение стихотворения про себя и вслух).

- Как вы думаете, автор шутит или всерьёз делится секретами поэтического творчества?

 - Что значит «рождается поэтическая строчка внезапно»? (Немедленно, неожиданно)

 - Какой момент описывает поэт? (Момент вдохновения)

    (на доске появляется табличка « ВДОХНОВЕНИЕ»)

 - Творчество для поэта это труд или вдохновение?(И труд и вдохновение)

     

       ТРУД

 - Итак             творчество = вдохновение +  труд

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : подготовить выразительное чтение стихотворения

                                                  К.Бальмонта

 5. Восстановление деформированного поэтического текста

РЕФЛЕКСИЯ

 Мой ум сегодня был пытлив:

Помог мне разобраться он,

Что вдохновенье без труда

Пустой и бесполезный …………( приз, звон, клад,   стон)   

(выбрать подходящее слово)

 

САМООЦЕНКА

-Кто остался доволен своей работой сегодня?

- Кто считает, что уже кое – что знает о поэтических секретах?

- Кому хочется продолжить работу в лаборатории искусств ?

           - Ну что же, в добрый путь! Далее нас ждут лингвистические эксперименты.

             А о лингвистике постарайтесь узнать в словарях – справочниках.



Предварительный просмотр:

1.

                2.

                                                                                 

ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения с использованием ИКТ. 1 класс Г..Юдин "верблюжонок Бюль-Бюль"

Урок с использованием ИКТ. На конкурсе уроков занявший 1 место....

Интегрированный урок литературного чтения и информационной культуры 2 класс

Интегрированный урок литературного чтения и информационной культуры        2 класс.Тема:А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»Множество.Тип урока: урок-закрепление изу...

Интегрированный урок литературного чтения и рисования в 1 классе по программе Л.В.Занкова. Тема: "В.Драгунский Друг детства"

Этот урок является вторым уроком изучения рассказа В.Драгунского Друг детства. На уроке учащиеся знакомятся со 2 частью рассказа и рисут игрушечного медведя частично по шаблонам....

Урок литературного чтения (УМК «Школа России»). 4 класс. Тема урока: В. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Урок-исследование соответствует требованиям ФГОС, содержит технологическую карту. Урок открытия новых знаний для детей с ЗПР....