календарно-тематическое планирование по литературному чтению Школа России 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме

Прудникова Анна Александровна

календарно0тематическое планирование по литературному чтению 4 класс по программе Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_.docx65.46 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

    Рабочая программа по предмету литературное чтение составлена на основе авторской программы  Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой ( Концепция и программы для начальных классов М.: Просвещение, 2009) и  примерной программы начального общего образования по литературному чтению.

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Задачи:

  • развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный об раз, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы, развивать творческое воображение, ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разно образных    по    содержанию    и    тематике,    обогащать    нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Согласно действующему учебному плану школы, рабочая программа для 4 класса предусматривает реализацию программы по литературному чтению  в объеме  2 часов в неделю (68 ч в год).

Учебно-методический комплект.

Основная литература

  1. Учебник для 4 класса в 2 частях. Литературное чтение. Климанова Л.Ф. Голованова М.В., Горецкий В.Г., М.: Просвещение. 2009
  2. Концепции и программы для начальных классов в 2 ч. М.: Просвещение ,2007.

      Дополнительная литература

     1.Контрольно измерительные материалы к литературному чтению 4 класс. М.: «Просвещение» 2012

     2. Поурочные разработки по литературному чтению С.В. Кутявина.- М.: «Просвещение», 2010

     3.Тестовые материалы для оценки качества обучения 4 класс Долгова О.В., Маркова С.Д. М.: «Интелект- центр»

     4. Детская литература, детские журналы, детские газеты.

Требование к уровню подготовки по литературному чтению

знать/понимать

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Содержание рабочей программы

(102ч)

"Летописи. Былины. Жития" (6ч)

О былинах. "Ильины три поездочки". Летописи. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...","И вспомнил Олег коня своего...""Житие Сергия Радонежского".

"Из русской классической литературы " (20 ч)

П.П. Ершов "Конек-горбунок" (отрывок); А.С. Пушкин "Няне", "Туча", "Унылая пора!..", "Птичка Божия не знает. ..""Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"; М.Ю.Лермонтов "Дары Терека" (отрывок), "Ашик-Кериб"; А.П. Чехов "Мальчики".

"Поэтическая тетрадь 1"(11 ч)

Ф.И.Тютчев "Еще земли печален вид...""Как неожиданно и ярко..."; А.А. Фет "Весенний дождь", "Бабочка"; Е.А. Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист...", "Где сладкий шепот..."; А.Н. Плещеев "Дети и птичка"; И.С. Никитин "В синем небе плывут над полями..."; НА Некрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки..."; И.А. Бунин "Листопад".

"Сказки русских писателе" (11 ч)

В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"; П.П. Бажов "Серебряное копытце"; СТ. Аксаков "Аленький цветочек"; В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".

"Делу время - потехе час" (7 ч)

Е.Д. Шварц "Сказка о потерянном времени"; В.Ю.Драгунский "Главные реки", "Что любит Мишка"; В.В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел".

"Страна далекого детства" (7 ч)

Б.С. Житков "Как я ловил человечков"; К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"; М.М. Зощенко "Елка".

"Поэтическая тетрадь 2" (4 ч)

В.Я. Брюсов "Опять сон", "Детская"; С.А. Есенин "Бабушкины сказки"; М.И. Цветаева "Бежит тропинка бугорка...""Наши царства".

"Природа и мы" (10 ч)

Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"; А.И. Куприн "Барбос и Жулька"; М.М. Пришвин "Выскочка"; К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы"; Е.И. Чарушин "Кабан"; В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип".

"Поэтическая тетрадь 3" (8 ч)

Б.Л. Пастернак "Золотая осень"; С.А. Клычков "Весна в лесу"; Д.Б. Кедрин "Бабье лето"; Н.М. Рубцов "Сентябрь"; С.А. Есенин "Лебедушка".

"Родина" (5 ч)

И.С. Никитин "Русь"; С.Д. Дрожжин "Родине"; А.В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске..."; Б.А. Слуцкий "Лошади в океане".

«Страна "Фантазия"» (3 ч)

Е.С. Велтистов "Приключения Электроника", К. Булычев "Путешествие Алисы".

"Зарубежная литература" (7 ч)

Дж. Свифт "Путешествие Гулливера"; Г.-Х. Андерсен "Русалочка"; М. Твен "Приключения Тома Сойера"; С. Лагерлеф "Святая ночь", "В Назарете".

Календарно-тематическое планирование уроков

№ урока

Дата  

 

Тема урока

Элементы содержания урока.

Стандарт.

Требование к уровню подготовки учащихся

план

факт

план

факт

Былины. Летописи. Жития. (6 часов)

1

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений

Знать жанр
«летопись».

Уметь проводить сравнительный
анализ летописи
и стихотворения
А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

2

Летописи. «И вспомнил Олег

коня своего».

Сравнительный анализ летописи
и стихотворения А. С. Пушкина

Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

3

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»

Связь произведений литературы с другими видами искусств

Знать жанр устного народного творчества «былина».

Уметь определять

тему и главную мысль произведения пересказывать текст,

использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг

4

Былина «Ильины три поездочки»

Тема, главная мысль, события, последовательность

5

«Житие Сергия

Радонежского» – памятник древнерусской  литературы

Образные языковые средства прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знать произведение «Житие Сергия Радонежского».

Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать до-ступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план

6

Внеклассное чтение: «Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя

Из русской классической литературы (20 ч)

7

Чудесный мир классики.

П. Ершов «Конёк-

горбунок» (отрывок)

Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать название и основное содержание изученного произведения.

уметь читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

8

Характеры  главных героев в  сказке П. Ершова «Конёк-горбунок»

Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знать творчество
П. Ершова.

Уметь составлять

небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту

9

Внеклассное чтение: А. С. Пушкин. Стихи об осени. Настроение,  выраженное

в стихах

Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка

10

А. Пушкин. Стихи «Няне»

Декламация произведений.

Связь произведений литературы с другими видами искусств

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности

11

А. Пушкин. Стихотворение «Туча»

12

А. Пушкин. Стихотворение «Унылая пора!..»

13

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи

богатырях»

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Знать название и основное содержание изученного произведения.

Уметь анализировать поведение героев

14

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей

15

Внеклассное чтение: «Что за прелесть эти сказки!..».  Сказки
А. С. Пушкина

16

М. Ю. Лермонтов.

Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека» (отрывок)

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

Знать название и основное содержание изученного произведения, творчество
М. Ю. Лермонтова.

Уметь различать жанры произведений

17

М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок)нравственно-эмоциональные переживания героя

18

М. Ю. Лермонтов.

«Ашик -Кериб» (турецкая сказка).

Хорошие и плохие поступки людей

Чтение по ролям

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать

события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план.

Иметь представление о классической литературе

19

Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб»

Устное изложение текста по плану. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

20

Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство»

Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений.

Осознанное, выразительное чтение текста

Уметь создавать небольшой устный текст  на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

21

Л. Толстой «Как мужик убрал камень». Умный
и находчивый
герой

Тема, главная мысль, события, последовательность

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

22

Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики»                              

Понимание основного содержания услышанного

Знать отличие рассказа от сказки.

Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев

23

Внеклассное чтение. В мире приключений.

Тема, главная мысль, события, последовательность

Уметь читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

24

А. П. Чехов «Мальчики».

Составление
плана произведения.

Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

25

Пересказ по плану.А. П. Чехов «Мальчики».

26

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики»

Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь: читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка;

Поэтическая тетрадь(11 ч)

27

Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева.  «Еще земли печален вид…»

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей.

Связь литературы с музыкой и живописью

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины

28

Ф. Тютчев  «Как неожиданно
и ярко…»

Настроение лирического героя

Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета,

Е. Баратынского,
Н. Некрасова,
И. Никитина,
И. Бунина.

Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста

29

А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении  «Бабочка»,  

Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

30

А. Фет стихотворение «Весенний дождь»

31

Внеклассное чтение. Каким был мой ровесник?

Книги о ребятах-сверстниках

Образные языковые средства

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений о ребятах-сверстниках.

32

Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского  «Весна, весна! Как воздух чист!..»,  «Где сладкий шепот…»

Уметь читать осо-знанно текст художественного произведения «про себя», высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

33

Внеклассное чтение. Какие поступки совершают ребята моего возраста?

Поступки сверстников, пересказ.

Знать ребят героев.

34

Картина сельского быта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

Связь произведений литературы с другими видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать лирические произведения о весне.

Уметь выделять образные языковые средства

35

Тема любви к Родине в стихотворениях И. С. Никитина  

Осознанность и выразительность чтения

Знать произведения о Родине.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы

36

«В синем небе плывут над полями…»И.С. Никитин

37

Тема детства в стихах Н. А. Не-красова «Школьник», «В зимние

сумерки нянины сказки…»

Образные языковые средства

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства

38

Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина  «Листопад»

Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать творчество
И. А. Бунина.

Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений

39

Внеклассное чтение. Ожившие страницы прошлого. Книги о жизни трудового народа

Осознанность и выразительность чтения

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

Знать книги о жизни трудового народа

40

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Осознанность и выразительность чтения

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения

Сказки русских писателей(11 ч)

41

Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке
В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знать названия, основное содержание изученных произведений.

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту

42

Особенности поведения, внешнего облика, речи
героев сказки
В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя

43

Описание. Его роль в раскрытии характеров главных  героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и  розе»

Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией

Знать творчество
В. М. Гаршина.

Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану

44

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни

Участие в диалоге при обсуждении произведения

Знать творчество
П. П. Бажова.

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений

45

Внеклассное чтение. Из истории нашей Родины. Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века

Тема, главная мысль, события, последовательность. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знать книги, рассказывающие об истории нашей Родины.

Уметь использовать приобретенные знания и умения  для самостоятельного выбора и определения содержания  книги по ее элементам

46

Особенности речи героев сказа
П. П. Бажова «Серебряное копытце»

Оценка иллюстрации
к произведению. Выразительное чтение,

использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь читать осо-знанно текст художественного

произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения

47

Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков  «Аленький цветочек»

Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные

48

Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке

С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев;

выделять фантастические события, отвечать на вопросы

49

Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Участие в диалоге при обсуждении произведения

Уметь делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями

50

Обобщение по разделу:

«Литературные  сказки»

Выражение личного отношения к прочитанному

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную

тему

51

Внеклассное чтение. Вчера и сегодня. Книги о науке и технике, машинах и вещах и об их творцах – ученых и изобретателях

Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь читать осзнанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения

Делу время- потехи час(7 ч)

52

Авторская литературная сказка
Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать  суждения о прочитанном

53

Поучительный смысл «Сказки
о потерянном
времени»
Е. Л. Шварца

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

54

В. Ю. Драгунский «Главные реки». Средства создания комического
эффекта

Рассказ. Осознанность и выразительность чтения

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

55

Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе
В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка»

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную

тему, анализировать образные языковые средства

56

Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Галявкина «Никакой я горчицы не ел»

Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать
в обсуждении произведения

57

Внеклассное чтение: «В путь, друзья!». Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных

Рассказ о своих впечатлениях о произведении

Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг

58

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час»

Умение составлять простейшие задания для викторины

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь: читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст

Страна далекого детства(7ч)

59

Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей

Понимание содержания литературного произведения

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

60

Б. С. Житков «Как я ловил человечков».  Взаимоотношения детей
и взрослых

Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы

61

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».   Поступки как  средство характеристики героев

Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой

Уметь определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту

62

Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми  шишками»                    

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

63

Внеклассное чтение: по страницам былин. «Садко»

Рассказ о своих впечатлениях о произведении

Уметь приводить примеры произведений фольклора

64

М. М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его со-
здания

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства

65

Обобщение по разделу «Страна детства»

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

Поэтическая тетрадь(4 ч)

66

Тема детства в произведениях
В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»

Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения

67

Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией

Уметь определять

тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы

68

Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

Тема, главная мысль. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию

69

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией

Уметь читать стихотворные произведения наизусть

Природа и мы(10 ч)

70

Внеклассное чтение: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Книги о ратных подвигах родного народа

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Знать основное содержание изученных литературных произведений о ратных подвигах родного народа

71

Отношения человека и птицы в  рассказе

Д. Н. Мамина-Сибиряка

«Приемыш»

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация

своей позиции с привлечением текста произведения

Знать творчество
Д. Н.
мамина-Сибиряка

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений

72

Роль рассуждений и диалогов в  рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка

«Приемыш»

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

73

А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе

Понимание содержания литературного произведения

Знать творчество
А. И. Куприна.

Уметь определять

тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

74

Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька»

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную

тему

75

Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка»

Понимание содержания литературного произведения

Знать творчество
М. М. Пришвина.

Уметь определять

тему и главную мысль произведения

76

Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении

Рассказ о своих впеча-тлениях о произведе-нии (героях, событиях). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знать творчество
Е. И. Чарушина.

Уметь составлять

небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

77

Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

Понимание содержания литературного произведения

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений

78

Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления

Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства

79

Обобщение по разделу «Природа и мы»

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе

Поэтическая тетрадь(8 ч)

80

Внеклассное чтение. Творцы книг. Рассказы о художниках-иллюстраторах книг и о тех, кто книги печатает

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств

Уметь различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация), виды информации, опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал

81

Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень»

Связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства

82

Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах
С. А. Клычкова «Весна в лесу»

Сопоставление произведений  художественной литературы
и произведений
живописи

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

83

Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина
«Бабье лето»

Декламация произведений

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы

84

Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь»

Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией

Уметь определять тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознанно стихотворения

85

Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка»

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства

86

Внеклассное чтение. В мире фантастики

Рассказ о своих впечатлениях о произведении

Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг

87

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

Родина(5 ч)

88

Тема любви к Родине и ее героическому прошлому
в стихах И. С. Никитина «Русь»

Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям

Уметь определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного

89

Патриотическое звучание, выразительность стихотворения С. Д. Дрожжина «Родине»

Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать  образные языковые средства, различать жанры произведений

90

Красота и величие природы в стихотворении
А. В. Жигулина «О, Родина!
В неярком блеске»

Декламация произведений.

Связь литературы с другими видами искусства

Уметь определять тему и главную мысль произведения;

работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы

91

Тема войны в произведении
Б. А. Слуцкого «Лошади в океане»

Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту

92

Обобщение по разделу «Родина»

Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

Знать произведения о Родине.

Уметь выразительно читать

Страна «Фантазия»(3 ч)

93

Внеклассное чтение: в мире фантастики

Система событий, составляющих основу художественного произведения

Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг

94

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по
ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев

95

Кир Булычев
«Путешествие Алисы»

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Уметь составлять

небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Зарубежная литература (7 ч)

96

Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера»

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст
с целью переосмысления

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

97

Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

Герои произведения – восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного)

Знать творчество
Г.-Х. Андерсена.

Уметь определять

тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы

98

Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

99

Тема первой любви  в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера»

Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы

100

Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

101

Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь»

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

102

Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете»

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления

Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс Школа России

Литературное чтение . 3 часа в неделю – 102 в год.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.,Голованова М.В. «Родная речь» 2010 г. - Просвещение....

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс "Школа России"

Подробное календарно-тематическое планирование по предмету "Литературное чтение"  3 класс, по программе "Школа России", автор учебника Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, расчитанное на 4 часа в неделю,...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс Школа России Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс, программа Школа России, авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова (102 ч.)...