Главные вкладки

    Использование индивидуальных особенностей восприятия младших школьников в работе над художественным произведением
    учебно-методический материал по чтению на тему

    Левина Наталья Юрьевна

    Обучение детей идет с использованием пречисленных в данной работе каналов восприятия, как в отдельности, так и по нескольким сразу. Ученики способны воспринимать информацию по всем 3 каналам, но преимущественное развитие одного из них играет решающую роль. Ребенок лучше усваивает знания, если они подаются по его "собственному" каналу. Поэтому, чтобы учителю сделать процесс обучения успешным, ему необходимо узнать ведущий сенсорный канал ученика. В этом ему помогут методики исследования восприятия, предложенные в данной работе. Предлагаемые в работе упражнения позволят сделать урок более интересным для учащихся, а также помогут учителю понять, что ученики видят и воспринимают в произведении.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Миасская средняя общеобразовательная школа №1

    Обобщение педагогического опыта.

                 Тема: Использование индивидуальных особенностей восприятия младших школьников  в работе над художественным произведением.

                           Выполнила:

                                                     учитель Миасской средней

                                                               общеобразовательной школы №1

                              Левина Н. Ю.

    с. Миасское

    Содержание.

    Введение…………………………..………………………………………….стр.3–4

    1. Особенности психических процессов……………..…………………....стр. 5-7

    1. Методики исследования восприятия…………………………………....стр. 8-10

    1. Упражнения, направленные на развитие ауди-визуального восприятия (используются  на уроках чтения)…………………………………  ….стр. 11-15

    1. Заключение……………………………………………………………….стр. 16

    1. Литература………………………………………………………………..стр. 17

      Приложение (фрагменты уроков)……………………………………...стр. 18-20

               

    Введение.

    Актуальность проблемы.

    До поступления ребенка в школу основным видом познания окружающего мира  является кинестетический способ (через осязание). При обучении в школе, то есть в данный момент в начальных классах, ребенок получает огромный объем  информации, который он должен усвоить.  Подача этой информации часто носит ауди-визуальный характер (рассказ учителя, сопровождающийся наглядностью и тому подобное). Ребенок слышит учителя, видит предмет, который он показывает, но для полноценного восприятия  он должен прикоснуться к предмету. Только тогда в голове ребенка возникает образ воспринимаемого предмета.

    Так воспринимает окружающую действительность ребенок, ведущим каналом которого является кинестетический. Конечно, существуют дети, которые имеют другой способ познания – аудиальный, визуальный, ауди-визуальный.

    Большинство детей воспринимает  реальность кинестетически, и эти дети вынуждены адаптироваться к способу подачи материала. Учитель  дает информацию, используя определенный сенсорный канал, и, если этот канал совпадает с  ведущим каналом ученика, то ребенок прекрасно усваивает материал. Но если учитель использует другой сенсорный канал, то ученик вынужден «переключать» информацию на свой.  Это требует временного отключения от реальности (школьник некоторое время не слышит учителя).  В результате появляются пробелы в знаниях, что выявляется при повторении и на контрольных уроках.  Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что в младшем школьном возрасте возникает необходимость развития аудиального и визуального каналов восприятия.  Особенно требует развития этих каналов обучение гуманитарным дисциплинам, в частности чтению.

    Известно из работ психологов и практики начальной школы, что у учащихся младшего школьного возраста особое восприятие художественных произведений.

    Дети - кинестетики  уделяют внимание отдельным деталям в ущерб целостности, слабо понимают подтекст, мотивы поступков героев, аудиалы и визуалы легче справляются с заданиями, направленными на анализ произведения. Поэтому следует обращать внимание на уроках на особенности восприятия каждого школьника.

      Не способствует целостному восприятию произведения отрыв анализа содержательной стороны текста от  использованных в нем изобразительных средств (языка, структуры, жанровых и стилистических особенностей).  Нередко к сказкам, лирическим стихотворениям и научно-познавательным произведениям предлагаются одни и те же по характеру вопросы и  задания, которые обезличивают произведение и создают у ребенка  недифференцированное   представление обо всем том литературном богатстве, с которым он встречается в учебниках по чтению [6].

    Полноценное восприятие  художественного произведения – это всестороннее восприятие, во всей специфике  содержания и формы – логического, образного и эмоционального.

    Следовательно, для полноценного восприятия художественной литературы ребенок должен овладеть рядом знаний:  замечать и распознавать художественные средства выразительности, определять жанровые особенности произведения, видеть компоненты произведения, образное изображение природы и так далее[5].

    Большое значение при этом имеет знание особенностей восприятия каждого школьника, о которых говорилось выше.  Именно тогда работа над художественным произведением будет эффективнее. Конкретно в данной работе будет говориться об учете индивидуальных особенностей восприятия при работе над художественным произведением.  Данная тема актуальна.

    1. Особенности психических процессов.

    1.1 Восприятие.

    Восприятие – это процесс отражения предметов и явлений действительности в многообразии их свойств и сторон, непосредственно действующих на органы чувств[1].

    В процессе восприятия для создания образа предмета необходима  скоординированная работа сразу нескольких анализаторов для получения через ощущения как можно больше информации о предмете, явлении, процессе[2].

    Существует три основных канала восприятия – визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой) и кинестетический (осязательный). Лишь один из них является основным, осуществляющим максимальный информационный доступ, то есть определяет ведущий вид восприятия.  В это время как дополнительные и дополняющие информационные функции принадлежат остальным каналам.  Когда мы говорим  о том или ином сенсорном типе, то есть о той сенсорной системе представлений, которая преобладает в данном случае[7].

    Чтобы рассмотреть особенности ауди-визуального восприятия в частности, необходимо понять, какие изменения претерпевает такой психический процесс как восприятие в младшем школьном возрасте.

    По Л. С. Выготскому, восприятие и память  к началу младшего школьного возраста прошли основную часть пути своего развития. Начало своего интеллектуального развития восприятие берет уже в раннем возрасте.  Но только при переходе от раннего возраста к дошкольному  под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды анализа и синтеза. Однако ребенок имеет дело с внешней стороной вещей, а не с сущностью [9]. В младшем школьном возрасте восприятие совершенствуется.  Для этого необходимо, чтобы мышление перешло с наглядно-образной ступени развития к словесно-логической, что и наблюдается в начальной школе. За счет этого в младшем школьном возрасте происходят существенные сдвиги в развитии таких психических процессов как восприятие и память. Новые формы мышления становятся средствами осуществления данных процессов и поднимают их на более высокую ступень по продуктивности[2]. Так восприятие из анализирующего, базирующегося на  очевидных признаках, превращается в устанавливающее связи между предметами, синтезирующее целостные образы предметов на основе действия нескольких анализаторов. Младшие школьники используют при восприятии предмета систему уже усвоенных представлений и поэтому могут обследовать предмет планомерно, в совокупности его свойств и характеристик.  Выше перечисленные особенности относятся к визуальному восприятию.

    Аудиальное восприятие: ребенок, хотя и выделяет отдельные звуки в речи и их соотношение, звучащее слово в целом для него остается фонетически неделимой единицей. То есть ребенок не задумывается над тем, как он произносит слово, он просто его произносит.

    Использование двух каналов еще вызывает трудности, так как один из них недостаточно развит. Сложнее всего ребенку–кинестетику, так как у него оба эти канала недостаточно развиты, для полноценного восприятия он должен потрогать предмет, что не всегда возможно в процессе обучения.

    Можно сделать вывод,   что ауди-визуальное восприятие в младшем школьном возрасте является таким типом восприятия, которое необходимо для общего психического развития ребенка, а также для успешного обучения (в частности на уроках чтения). Далее в работе предложен комплекс заданий, которые необходимо использовать на уроках литературного чтения  для развития аудиального и визуального восприятия.

    Осмысленность восприятия идет через связь восприятия с мышлением и речью, вниманием. Образ восприятия связан с прошлым опытом человека, то есть с памятью, поэтому  делаем небольшой акцент на особенностях этих процессов.

    1.2 Память.

    При рассмотрении  процессов памяти в его развитии у младшего школьника встречаемся с несколькими видами запоминания:  произвольное и непроизвольное.

    Произвольно дети запоминают, если это становится условием игры или вызывает особый интерес: стихи, слова в заданном порядке, цифры, отдельные сведения, факты, которые их интересуют. Некоторые дети сознательно используют некоторые приемы запоминания, однако непроизвольное запоминание  всего яркого, необычного остается более продуктивным[10].

    «Младшие школьники склонны к механическому запоминанию, но утверждать, что их память  вообще носит механический характер, было бы неверно» (Немов Р. С.). Осмысленное запоминание детей  имеет преимущество перед механическим, данного вида запоминания требует система обучения.

    Хорошо развита эмоциональная память, ребенок запоминает действия и отношения, связанные с чувством. У школьников 1-4 классов более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Необходимо подкреплять ее материальным объектом.

    1.3. Внимание.

    В младшем школьном возрасте продолжает совершенствоваться непроизвольное внимание. Известно, что большинство детей не могут долго сосредоточиться на каком-либо определенном объекте окружающего мира. Качество и долгота сосредоточения зависит от интереса к этому объекту. Детям трудно сосредоточиться на каком-либо виде деятельности. Ребенок не знает, зачем ему это нужно, поэтому ему это неинтересно. Затруднено удерживание внимания на интеллектуальных задачах, поэтому любую познавательную деятельность необходимо включать в интересное игровое содержание. Необходимо отметить, что наряду с непроизвольным вниманием появляется и  произвольное.  Формирование и отчасти становление произвольного внимания – предпосылка к занятию ведущего места по сравнению с непроизвольным[1].

    1.4. Мышление.

    Мышление конкретизировано, так как опирается на наглядные образы и представления, но оно уже способно к абстрагированию. Ребенок может понять простые причинно-следственные связи, но одновременно не может усвоить  словесные объяснения, так как для воссоздания образа ему нужен реально существующий объект. Еще плохо выражено планирование и внутренний план действий. Своеобразие развития детей тесно связано с накоплением личного опыта. Определенное развитие получают также и такие волевые качества,  как    умение сосредоточиться на поставленной задаче, запоминать наиболее важное. Способность преодолевать первоначальные трудности формируется у детей параллельно с ними. Развитие мышления обратно влияет на восприятие и память, превращая  их в произвольные, регулируемые процессы[2].

    1.5. Речь.

    В тесной связи с развитием мышления происходит и развитие речи младших школьников.  Она становится более совершенной, увеличивается словарный запас, уточняется значение слов, которые теперь употребляются в правильном значении, используются сложные предложения, употребляются прилагательные, сложные числительные и так далее.  Совершенствуется внутренняя речь. Но развитие речи идет не только за счет лингвистических способностей,  но и за счет образца речи учителя. У ребенка расширяется кругозор, что позволяет ему более свободно общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.

     Выше рассмотрено, как происходит развитие и изменение основных познавательных процессов у младших школьников. Эти изменения позволяют им адаптироваться к требованиям  изменяющегося окружающего мира.

    2. Методики исследования восприятия.

    С помощью этих методик учитель в начале первого учебного года может определить ведущий сенсорный канал каждого ученика, чтобы в дальнейшей работе использовать упражнения, предложенные далее, для развития аудиального и визуального восприятия[7, 9, 10]

    1. Ребенок кладет на свой лоб листок бумаги и пишет рукой, в которой ручка или карандаш,  слово  «кот», другой рукой листок придерживает.

    Оцениваем результаты:

    - если ребенок написал слово «кот», доминирует зрительное (визуальное) восприятие.

    -  если ребенок написал слово «ток», доминирует кинестетическое восприятие.

    2. Ребенку дают карточку с кругами, которых 17.  

       Инструкция: посчитай, сколько кругов на этой карточке, но только визуально, без помощи рук.

    Если встречаются ошибки, недостаточно развито зрительное восприятие.

    3. Ребенок закрывает глаза.

    Инструкция: я буду стучать по доске, скажи, сколько раз.

    Делаем 13 ударов с неравными интервалами. Если ребенок допустил ошибки, то недостаточно развито слуховое восприятие.

    4. Рассмотреть рисунок, нарисовать аналогичный самому. Если ребенок правильно воспроизвел его, то преобладает визуальное восприятие.

    5. Диагностическая сказка «Цыпленок».

    На самом обыкновенном дубе вырос желудь необыкновенной величины. Скоро все поняли, что это яйцо. В яйце вырос маленький желтый цыпленок.  Однажды он решил лететь искать папу и маму. Тогда цыпленок как был в яйце, так  и полетел. Долго ли он летел, коротко ли, и долетел до моря. Глянул вниз, а там осьминог. Цыпленок и говорит: «Осьминог, давай вместе жить. Залезай ко мне в яйцо, внутри тепло, а в море холодно и сыро!» (это отмечает при ответе на вопрос ребенок – кинестетик) Осьминог залез. И полетели они вместе.

    Долго ли, коротко ли, прилетели к зеленому острову. На острове жил дракон. Цыпленок крикнул ему: «Дракон, иди со мной жить, вместе веселее. Полезай ко мне в яйцо, внутри красиво и ярко, а снаружи пыльно и скучно!» (это отмечает ребенок - визуал).  Дракон залез в яйцо к цыпленку, и полетели они дальше.

    Долго ли, коротко ли, видят избушка, а возле нее сидит старик. «Здравствуй, дедушка Ухо, - прокричал цыпленок, - иди к нам жить. У нас в яйце  тихо, и ребята мы послушные!»  (это отмечает ребенок – аудиал) Дедушка Ухо встал, покряхтел и в яйце оказался.

    И вот маленький цыпленок, который даже не вылупился из яйца,  полетел дальше. Он прилетел на другой остров, где превратился в ребенка. А скорлупку со своими друзьями он закрыл так, что получилось опять яйцо, и проглотил. И ему всегда с тех пор помогали его друзья: осьминог – чувствовать, дракон – видеть, а дедушка Ухо – слышать.

    Сразу после прочтения ребенку задают вопрос: «Как было в яйце? Ребенок, прежде всего, должен вспомнить «свое» описание, они отмечены в тексте сказки.

    6. Определение ведущего канала восприятия по внешним проявлениям. Метод наблюдения с использованием таблиц по Свасинг и Барб.

    Визуалы

    Аудиалы

    Кинестетики

    1.1.Организован.

    На уроке все выполняет по заданию учителя,  не отвлекается на посто-ронний шум, людей. К уроку готовится заранее, четко по заданию учителя.

    1.2.Опрятный, дисциплинированный.

    Одет аккуратно, всегда причесан, не нарушает дисциплину на уроке.

    1.3.Наблюдателен.

    Любит наблюдать за кем-нибудь или чем-нибудь. Видит ошибки  на доске.

    1.4.Ориентирован на внешний вид.

    При работе на уроке смотрит на учителя, смотрит за его движениями, воспри-нимает информацию глазами.

    1.5.Хороший рас-сказчик.

    Любит рассказывать о своей жизни.

    1.6.Запоминает картинками.

    1.7. С трудом запо-минает словесные инструкции.

    1.8.Помнит то, что видел.

    Хорошо помнит то, что видел в фильме, цирке, спектакле раньше.

    1.9.При разговоре подбородок вверх, голос высокий.

    Говорит громко, звонко и четко. При ответе такого ученика слышат все.

    1.10.В чтении успешен, скор.

    Читает выразительно, без ошибок (не учитывая незнакомые слова, при чтении которых может повторять слоги и звуки).

    1.11.Живая образная речь, любит фанта-зировать.

    2.1.Разговаривает сам с собой.

    При выполнении работы может бормотать себе под нос, рассуждать вслух без собеседника.

    2.2.Легко отвлекается.

    Замечает вещи, которые не важны в данный момент, может закричать на весь класс и отвлечь остальных.

    2.3.Шевелит губами, проговаривает слова при чтении.

    2.4.Легко повторяет услышанное.

    Новый материал может повторить сразу после объяснения в точности.

    2.5.Любит музыку.

    2.6.Самый разговорчивый.

    Любит дискуссии, рассказы составляет последовательно.

    2.7.Внимание к интонации голоса.

    Для усвоения материала обращает внимание на голос учителя.

    2.8.Хорошо читает новые слова, без затруднений.

    2.9.Может имитировать высоту голоса.

    При ответе домашнего задания может использовать тон учителя.

    2.10.Более предпо-читает математику и русский язык.

    3.1.Отвечает на физическое вознаграж-дение.

    Любит, чтобы хвалили, поглаживали по голове, прикасались.

    3.2.Обилие движений.

    Много вертится, не сидит на месте, постоянно жести-кулирует.

    3.3.Богатые физические реакции.

    Хорошо может изобразить движения какого-либо животного.

    3.4.Обучается «делая».

    Запоминает хорошо в движении, делая что-нибудь или держа какой- нибудь предмет.

    3.5.При чтении водит пальцем.

    3.6.Много жестикулирует.

    3.7.Слаб в деталях.

    Имеет общее представление о каких-либо событиях без подробностей.

    3.8.Подбородок вниз, голос низкий.

    Смотрит вниз, голос глуховатый, говорит тихо.

    3.9.Помнит общее впечатление.

    О каком-либо событии имеет только общее впечатление (понравилось или нет).

    3.10.Любит книги с очень интересным сюжетом (сказки, истории).

    Существует большое количество методик (кроме перечисленных выше) которые учитель может использовать для определения ведущего сенсорного канала восприятия каждого ученика.

    3. Упражнения, направленные на развитие  восприятия.

    (используются  на уроках литературного чтения).

    1. Моделирование.

    Модель учащиеся могут нарисовать или вырезать из бумаги. Это позволяет проанализировать художественное произведение более наглядно и доступно. Данная работа направлена на развитие визуального восприятия.

    А) работа с заместителями по жанру и теме:

    Этот вид работы направлен на закрепление понятий жанр и тема. На первых уроках учитель вводит заместители и знакомит с ними учащихся.

                  - рассказ,

                  - сказка,

                  - стихотворение и так далее.

    Задания для дальнейшей работы с заместителями:

    1. Подобрать к соответствующему произведению заместитель.
    2. Подобрать к соответствующему заместителю произведение.
    3. Группа детей обсуждает заместитель и только тогда дает  ответ, доказывая свой выбор.
    4. Нарисовать самим заместитель к данному тексту.
    5. Моделирование обложки к данному произведению.

    Данное задание первоначально легко выполняют только визуалы, но постепенно к работе приобщаются и аудиалы, а позднее и кинестетики, но им необходимо предоставить возможность самим, собственными руками, потрогать все заместители и выбрать нужный.

    Тематика произведения отражается с помощью цвета:

               Желтый – о детях (солнышко для родителей),

               Красный - о Родине (цвет есть на флаге страны),

               Зеленый _ о природе (цвет травы),

               Коричневый _ о животных (цвет медведя).

    В скобках даны пояснения для кинестетиков, чтобы облегчить им процесс запоминания. Задания можно использовать те же самые. Все дети с заданиями справляются, но их отличает аккуратность.

    Б) заместители для героев:

    На первых уроках также вводятся модели заместителей:

    Первоначально дети путают заместители, затрудняются в их выборе. Быстрей всего это задание правильно будут выполнять ауди-визуалы, дольше всех привыкают кинестетики (им необходима помощь учителя).

    Задания:

    1. Работа с готовыми заместителями – выбери тот, который подходит для данного героя.
    2. Подбери к данному заместителю героя.
    3. Нарисуй сам заместитель, который отражает характер данного героя.

    1. Выбери нужный цвет для заместителя, чтобы более ярко отобразить  черты характера  героя.

                  Оранжевый – находчивость.

                  Красный – патриотизм.

                  Желтый -  щедрость.

                  Зеленый – любознательность.

                  Голубой – доверчивость.

                 Синий – ненависть  и так далее.    

    В) Можно выстроить модель-описание.

                            - заместитель героя.

                            - опорные слова, составляющие характеристику героя.

    Например:        

    Заяц – важный

            - умный

    - грубый

     

    Г) Составление модели сравнения (по рассказу В. Чаплиной «Мушка»):

    Какая  была.                                           Какой  стала.

    Хромая                                                      перестала хромать.

    Грязная                                                     блестящая, пушистая  

    Худая                                                        поправилась

    Пугливая                                                                                    страшная

    Маленькая                     Мушка                опасная собака      огромная

    Черная                                                                                        большая

    Слабая                                                                                        сильная

    Данная работа  сопровождается выборочным перечитыванием отрывков текста и поиском авторских определений.  

    Возможно составление моделей другого характера. Упражнение направлено на развитие визуального восприятия.

    1. Работа с цветовой гаммой.

    Данная работа направлена на развитие визуального восприятия. 

    1. Учитель знакомит детей с широкой цветовой гаммой, изображенной следующим образом:

    Далее учащиеся с помощью учителя подбирают цвета, которые они выбрали бы для изображения картины, описанной автором (например, для изображения весны, зимы, бурана и так далее).

    1. Групповая работа.
    2. Самостоятельная работа школьников.

    Необходимо отметить, что сама  иллюстрация не рисуется, а только показываются цвета как на образце.

    В данном случае помощь учителя при самостоятельной  и групповой работе нужна аудиалам, так как  их работы очень малы и тусклы.

    3. Подбор музыки к данному произведению.

    Музыка отражает настроение автора и самого ребенка, отражает определенную  звуковую картину, которую дети могут представить. Упражнение развивает аудиальный канал восприятия.

    Задания:

    1. Из трех данных музыкальных отрывков выбрать тот, который покажет «настроение» природы в данном произведении. Работа осуществляется при помощи учителя.
    2. Групповая работа – задание то же самое.
    3. Самостоятельная работа учащихся: дома они подирают  музыку к данному произведению.
    4. Возможен подбор произведения к данному музыкальному отрывку.

    Помощь учителя особо необходима визуалам и кинестетикам.

    4. Словесное рисование.

    Детям предлагается закрыть глаза и представит какую-либо картину, которую они видели раньше на этом уроке.

    Учащиеся должны ответить на вопросы учителя:

    - Что находится справа, слева, какого цвета данный предмет и так далее.

    - Представьте, что вы находитесь в том месте, которое изобразил художник, какие звуки вы слышите?

    -Что вы чувствуете, находясь на этом месте?

    Идет одновременное развитие всех сенсорных каналов восприятия.

    5. Мини-сочинение.

    Ребятам представляется на выбор 3 темы:

    - Что бы вы увидели (услышали, почувствовали), если бы были сосной, которую рубят (в задании детям может предлагаться любой предмет, на усмотрение учителя).

    Далее детям предлагается только одна тема: чувства, звуки или зрительные образы.

    Задания такого характера устно вводятся во  втором  классе, а письменно – в 3-4 классах. Развитие получают все каналы восприятия.

    6. Разделить текст на части и озаглавить каждую часть.

       А) озаглавить так, чтобы заголовок отражал действия, которые происходят в этой части (выпал снег, появление снега, неожиданное появление);

       Б)  озаглавить так, чтобы отразить все краски, которые  встречаются в данной части (белоснежное покрывало, первая белизна, яркая зелень лесов);

       В)   озаглавить часть так, чтобы отразить ощущения героев (замерзший хозяин, уставший человек и так далее).

    Развиваются при данной работе все сенсорные каналы.

    7. О чем может сказать заголовок.

    Предположить по заголовку, о чем пойдет речь в произведении:

            - какие действия,

            - какие краски в произведении,

            - какие звуки.

    Придумать самим заголовок, отражающий:

            - действия, происходящие в произведении,

            -  краски произведения,

            - звуки.

    8. Игра «Скульптор».

    Этапы:

    1. Учитель дает имя героя, и дети, изображая скульптора (1 ученик) и глину (2 ученик) изображают этого героя в заданной позе.
    2. Дети сами дают друг другу подобное задание.
    3.  Дети придумывают, изображают, а остальные угадывают.

    Упражнение развивает кинестетическое восприятие.

    9. Чтение по ролям с использованием элементов костюма и невербальных средств выражения.

    10. «Сканирование»

    Данное задание используется для развития визуального восприятия.

    За 20-30 секунд дети «пробегают» текст глазами в поисках важной информации.

    11. «Чтение – пение».

    Развитие аудиального восприятия. Учащимся предлагается музыкальный отрывок. Они его прослушивают. После этого текст стихотворения или небольшого рассказа пропевается сначала под эту мелодию, а потом без нее, но с сохранением темпа и ритма.

    12. Составление диафильма.

    Развитие ауди-визуального восприятия.

    Текст делится на части и распределяется между учащимися, Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок, делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа. Для усложнения задания подбирается музыка для данного диафильма.

    13. «Замена».

    Развитие аудиального восприятия.

    Чтение отрывка с изменением голоса героя.

    Например, слова кошки читаются голосом мышки.

    14. Восстановление текста.

    Развитие визуального восприятия.

    Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке. Учитель дает возможность детям прочитать этот текст, затем разрезает его на кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если добавит в конверт кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

    15. «Пропущенное слово».

    Развитие аудиального восприятия.

    Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить пропущенное слово.

    16. Создание сюжета из 3 слов,  не связанных друг с другом, и его инсценировка.

    Меня ужалила пчела.

    Я закричал:

    «Как ты могла!»

    Она в ответ:

    «А как ты мог

    Сорвать любимый мой цветок!»

    Можно привести еще большое количество упражнений, направленных на развитие перечисленных сенсорных каналов восприятия. Однако следует обратить внимание на то, что  применять их следует на каждом уроке. Учитель первое время должен помогать учащимся, следить за правильностью выполнения того или иного упражнения. В дальнейшем можно давать учащимся больше свободы в выполнении этих упражнений, но при этом следить за работой детей – кинестетиков, которые испытывают наибольшее затруднение.

    Заключение.

    Обучение детей идет с использованием перечисленных в данной работе каналов восприятия, как по отдельности, так и по нескольким сразу.  Ученики способны воспринимать информацию по всем трем каналам, но преимущественное развитие одного из них играет решающую роль.  Ребенок  лучше усваивает полученные знания, если они подаются по его «собственному» каналу. Поэтому, чтобы учителю сделать процесс обучения успешным, ему необходимо узнать ведущий сенсорный канал ученика и его менее развитые каналы. В этом ему помогут методики исследования восприятия, предложенные в данной работе.

    Предлагаемые в данной работе упражнения позволят не только сделать урок более интересным для учащихся, но и  помогут учителю понять, что ученики видят и воспринимают в произведении: только сами предметы, действия героев, их внешние особенности,  или  стремятся проникнуть глубже.

    Эти упражнения при их регулярном использовании на уроках литературного чтения позволят донести информацию до каждого ученика.  Данные задания могут быть использованы как при коллективной работе, так и при групповой и индивидуальной.  Однако следует  обратить внимание на группу детей – кинестетиков, которым больше всего при  данной работе нужна помощь учителя.

    Данные упражнения  помогают учащимся не только осмыслить, проанализировать произведение, но и совершенствовать устную и письменную речь (выстраивать ответы на вопросы, пересказывать, выполнять словесное рисование и так далее) расширяют кругозор, повышают интерес к чтению. Эти задания, по моему мнению, необходимо использовать на уроках литературного чтения.

    Литература.

    1. Анализ современных психологических теорий обучения. / Под ред. Местечкина В. И. – Москва: Просвещение, 1992.

    2. Восприятие и мышление. / Под ред.  Шеварева Л. А. – Москва: Издательство академии педагогических наук, 1999.

    3. Короткова Н. В. Моделирование на уроках литературного чтения. / Начальная школа, 2004 г.  №11, стр. 76-80.

    4.  Левидов А. М. Автор – образ – читатель. – Санкт-Петербург, 1990.

    5.  Левин В. И. Когда маленький школьник становится большим читателем. – Москва: Издательство «Лайда», 1994.

    6.  Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. – Москва: Книга, 1982.

    7.  Столяренко Л. Д. Основы психологии.- Ростов-на Дону: Феникс,1997.

    8. Супрунюк Е. Н. Моделирование на уроках литературного чтения и образовательные эффекты. / Начальная школа, 2004 г. №4, стр. 43-45.

    9. Тесты для детей. Сборник тестов и развивающих упражнений / Сост. М. И. Ильянина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева.- СПб.: Дельта,1999.

    10.Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.

    Приложение.

    Фрагменты уроков.

    На уроках чтения мною были использованы эти приемы, далее предоставлены фрагменты этих уроков.

    Фрагмент урока №1.

    Сегодня на уроке мы с вами введем специальные заместители. Посмотрите внимательно на доску, прочитайте про себя:

                 - сказка,

                 - рассказ,

                 - стихотворение.

    Давайте сначала определим жанр произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер». Выберите нужный заместитель. А теперь определимся с цветом:

                 - о Родине,                                          - о природе,

                 - о детях,                                             - о животных.

    Итак, какой же заместитель по цвету подходит для данного произведения?

    Дома вы сами изготовите заместитель для любого произведения и докажете правильность своего выбора.  

    Фрагмент урока №2.

    Перед вами открывает двери  «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Давайте составим цепочку действующих лиц.

    - С чего начинается сказка? Назовите действующих лиц.

    - Кто же появился потом?

    - Что вам хочется о не сказать?

    - Кто возникает дальше? Какая она? Подтвердите строчками из текста.

    - Куда дальше попала царевна? С кем встретилась? Как к ней относились богатыри? Почему? Докажите словами из текста.

    Фрагмент урока №3.

    -Какое стихотворение мы с вами прочитали? Кто его написал?

    Посмотрите внимательно на доску.

    -Какая из картин подходит к этому  стихотворению? Какое время года на ней изображено?

    -Что вы можете сказать о погоде?

    Давайте «проникнем»  в картину. Закройте глаза.

    -Что вы видите?

    - Что вы слышите?

    - Что вы чувствуете, какие запахи?  В чем сходство картины и стихотворения?

    -А какая из картин резко противоположна тексту стихотворения? Почему вы так думаете?

    Фрагмент урока №4.

    Сегодня мы с вами прочитаем произведение С. Аксакова «Буран».

    -Что вы представляете, когда я произношу слово «Буран»?

     Давайте прочитаем это произведение (чтение рассказа учителем).

    -А теперь я предлагаю вам послушать 3 музыкальных отрывка. После прослушивания вы должны выбрать тот, который наиболее полно отражает «настроение» природы.

    -А сейчас я вам предлагаю взять листы бумаги, краски или карандаши и составить цветовую гамму к этому произведению. Напоминаю, что мы с вами не рисуем иллюстрацию, а только показываем цвета, которые для нее выбрали.

    -Чтобы вам было легче работать, я включу ту музыку, которую мы с вами выбрали.

    Фрагмент урока №5.

    Паустовский К. Г. «Первый снег».

    -Ребята, я предлагаю вам изменить заголовок этого текста так, чтобы передать действия, которые описывает автор.

    -А теперь измените его так, чтобы передать те звуки, которые мы слышим. А теперь краски, которые описываются в произведении.

    -Молодцы! С этим заданием вы справились.

    -А сейчас мы с вами прочитаем текст и попробуем разделить его  на части.

    - Сколько частей в тексте?

    -Озаглавьте 1 часть так, чтобы название ярко отражало звуки, которые мы уловили.

    -Придумайте заголовок ко 2 части таким образом, чтобы  мы сразу уловили описываемое действие.

    -Составьте заголовок к 3 части так, чтобы мы увидели краски, которые использует автор.

    (Учитель  вывешивает карточки с заголовками частей, но они перепутаны).

    -Расположите карточки в нужном порядке.

    Фрагмент урока №6.

    Паустовский К. Г. «Скрипучие половицы».

    -Мы с вами закончили чтение этого произведения,  и  я  предлагаю вам  написать мини-сочинение на одну из тем:

    -«Что бы я увидел, если бы был сосной, которую рубят?»

    -«Что бы я услышал, если бы был сосной, которую рубят?»

    -«Что бы я почувствовал, если бы был сосной, которую рубят?»

    Закройте глаза, для того чтобы вам легче было все это представить, я включу музыкальный отрывок (музыка с элементами шума леса) . Приступайте к работе.

    Фрагмент урока №7.

    А. Толстой. «Сугробы».

    -Давайте попробуем описать характер Никиты с помощью цвета.

    -На доске висит плакат с цветными квадратами.  Вы выбираете цвет и называете черту характера, соответствующую этому цвету.

    -Например, Никита очень находчивый,  поэтому я выбираю оранжевый цвет, так как он необычный, а находчивость – это умение находить необычный выход из ситуации.

    (Дальше следуют ответы детей).

    -Молодцы! Перед вами появится цветовая гамма, если вы расставите квадраты в нужном порядке.

    -Кто расскажет о Никите с помощью цветовой гаммы?- А с помощью вот этой цветовой гаммы я отразила характер Варюши из произведения «Стальное колечко». Сравните этих двух героев по цветовым гаммам.

    Фрагмент урока №8.

    Н. Асеев. «Лыжи».

    -Мы с вами проанализировали это стихотворение, а теперь я предлагаю вам игру. Встаньте все и разбейтесь по парам. Игра называется «Скульптор».

    -Сейчас один из вас будет скульптором, а второй – глиной.

    -Скульпторы, слепите из глины бегущего лыжника.

    -Молодцы!

    -Поменяйтесь ролями. Теперь, скульпторы, слепите лыжника, который услышал необычный звук, увидел прекрасный пейзаж.

    -Молодцы!

    Фрагмент урока №9.

    Паустовский К. Г. «Корзина с еловыми шишками».

    -Сегодня мы с вами для героев этого произведения введем новые заместители.

    -Посмотрите внимательно на доску.  Характер какого человека отражают эти заместители:

                      - веселый, жизнерадостный, великодушный;

                      - спокойный, равнодушный, уравновешенный;

                      - грубый, резкий, жадный;

                      - скользкий, изворотливый и так далее.    

    -Выберите необходимый заместитель для каждого героя. Подумайте, почему вы выбрали именно этот знак.

    Фрагмент урока №10.

    Паустовский К. Г. «Корзина с еловыми шишками».

    -Прочитайте первую часть про себя и подготовьтесь к чтению по ролям: отметьте карандашом слова автора (А), композитора (К) и девочки (Д). Подчеркните пояснения автора.  Когда вы будете готовы, мы устроим театральную инсценировку.

    - Итак, начинаем, но не забывайте о жестах и мимике героев.

    -Слова автора, разбивающие реплику,  читать не обязательно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проявление индивидуальных особенностей внимания младших школьников в процессе обучения

    Данный материал будет интересен учителям, работающим с детьми младшего школьного возраста....

    Индивидуальные особенности леворукого младшего школьника: аспекты семейного воспитания

    Психолого-педагогические особенности леворуких детей. Приемы работы с ними....

    Мастер-класс "Активные формы и методы использования особенности восприятия информации младшими школьниками при работе с ценностными понятиями" или «ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ 4D»

    Очень часто педагог сталкивается с ситуациями, что занятие хорошо продумано и простроено, но остается некоторое но…, которое не может четко подтвердить, что задуманное и реализованное во время проведе...

    Основы формирования у младших школьников навыков работы с художественным текстом.

    Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей умения работать с художественным текстом.От  результативности этого сложного и кропотливого процесса  зависит фундамент в...

    Презентация "Использование индивидуальных образовательных маршрутов младшего школьника – основа реализации ФГОС через УМК «Начальная инновационная школа»"

    Через  презентацию делюсь опытом по использованию индивидуальных образовательных маршрутов младшего школьника. Предлагаю данную презентацию использовать учителя в своей педагогической деятельност...

    Развитие читательских умений младших школьников при работе с художественными и информационными текстами

    Умение работать с научным текстом складывается из трех составляющих: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации. Научиться понимать те...

    Статья. «Особенности восприятия младших школьников с нарушениями интеллекта»

    Предлагается анализ психологических исследований. Который помог выявить особенности восприятия младших школьников с недоразвитием ителлекта....