Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Программа содержит УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit._chtenie_4.docx51.51 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

  Рабочая программа по литературному чтению  для  4  класса разработана на основе требований ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы».

Цели обучения:

 Изучение литературного чтения    направлено на достижение следующих целей:

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной           отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического           отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений           вести диалог, выразительно читать  и рассказывать, импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,           потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта   младших школьников, формирование представлений о добре и  зле, справедливости и честности,  развитие  нравственных   чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Основные задачи:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное  произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

-обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год.

    Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.

Для организации учебно-познавательной деятельности используются следующие технологии: адаптивного обучения, игровая, коммуникативная, ИКТ, проектная, исследовательская, здоровьесберегающая.

Для реализации программного содержания используются:

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова Литературное чтение  4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. – М.: Просвещение, 2013 г.

II. Содержание учебного предмета

2.1. Структура курса

п/п

Содержание

Кол-во

часов

Дата

1.

Летописи, былины, жития

9

2.

Чудесный мир классики

18

3.

Поэтическая тетрадь

9

4.

Литературные сказки

12

5.

Делу время – потехе час

8

6.

Страна детства

6

7.

Поэтическая тетрадь

4

8.

Природа и мы

10

9.

Поэтическая тетрадь

6

10.

Родина

6

11.

Страна Фантазия

4

12.

Зарубежная литература

10

2.2.  Содержание учебного материала

«Летописи, былины, жития»

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. События летописи. Сравнение текста летописи и исторических источников. Сказочный характер былины.

«Чудесный мир классики»

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Сравнение литературной и народной сказки. Мотивы, события литературной сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части, составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки. Характер героев художественного текста.

«Поэтическая тетрадь»

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Ритм, порядок слов, знаки препинания в лирическом тексте. Изменение картин природы в стихотворении. Сравнения, эпитеты.

«Литературные сказки»

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Особенности данного литературного жанра. Заглавие, главные герои, деление на части, составление плана, подробный пересказ, выборочный пересказ.

Делу время – потехе час»

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Жанр произведения. Инсценирование  произведения.

«Страна детства»

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Особенности развития событий: выстраивание их в тексте.

«Поэтическая тетрадь»

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Тема детства в произведениях Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему.

«Природа и мы»

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Отношение человека к природе. Герои произведения о животных.

«Поэтическая тетрадь»

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины весны, осени, лета в произведениях»

«Родина»

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Образ Родины в поэтическом тексте.

«Страна Фантазия»

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Особенности фантастического жанра.

«Зарубежная литература»

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Особенности повествования.

2.3. Планируемые результаты

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:

-названия, основное содержание литературных произведений, их авторов;

-наизусть не менее 15 произведений классиков отечественной и зарубежной литературы;

уметь:

- уметь различать элементы книги, читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учёта скорости);

- определять тему главную мысль произведения;

- пересказывать текст (объём не менее 1,5 страницы);

- делить текст на смысловые части, составлять простой план;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

- читать стихотворные строки наизусть (по выбору);

- приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы;

- различать сказки народные и литературные»

- оценивать выполнение любой проделанной работы

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

- самостоятельного чтения книг;

- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

- самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

- работы с разными источниками информации

Личностные результаты:

- умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

- ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

- умение оценивать своё отношение к учёбе;

- уважение к культуре разных народов;

- способность к самооценке

Предметные результаты:

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

- правильно выбирать нужную информацию, темп, громкость прочтения, определять место логического ударения;

- определять и оценивать позиции литературных героев;

- определять своё и авторское отношение к героям;

- ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;

- использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах

Метапредметные

Регулятивные

-  соотносить свои действия с поставленной целью;

- планировать и анализировать свои учебные действия;

Познавательные

- сравнивать произведения и героев;

- сравнивать и классифицировать жизненные явления;

- ориентироваться в аппарате книжного издания

Коммуникативные

Участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;

- сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности;

- работать в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнёра

2.4. Перечень контрольных, проверочных работ

  1. Входная проверка                                             13.09.
  2. Контрольное чтение за I полугодие                20.12.
  3. Контрольное чтение за II  полугодие              25.04.

2.5. Критерии и нормы оценок

Оценивание - процесс соотношения полученных результатов и запланированных целей. Систему оценивания должна дать возможность определить насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический навык. Система оценивания должна показывать динамику успехов учащихся в различных сферах познавательной деятельности. В систему оценивания должен быть заложен механизм поощряющий, развивающий, способствующий самооцениванию учащихся. Система оценивания должна предусмотреть связи учитель-ученик, родитель - классный руководитель, администрация - педагогический коллектив. Это обеспечит системный подход к формированию учебного процесса, а, значит и его целостность.

Отметка - это результат оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах и баллах.

3.1.1.        Задачи школьной отметки: ч

  1. Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.
  2. Отметка является связующим звеном между учителем, учащимся и родителем.

3.1.2.        Принципы выставления школьной отметки:

  1. Справедливость и объективность - это единые критерии оценивания ЗУНов учащихся, известные ученикам заранее.
  2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
  3. Гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы.
  4. Незыблемость - выставленная учителем отметка не должна подвергаться сомнению каждой из сторон ( даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии, экзаменатор замене не подлежит).

Критерии выставления отметок.

Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания - полнота знаний, их обобщенность и системность:

•        полнота и правильность - это правильный, точный ответ;

  • правильный, но неполный или неточный ответ;
  • неправильный ответ

3.3 Шкала отметок

Успешность освоения учебных программ обучающихся 2-11 классов оценивается по 5-бальной системе:

«5»-отлично, «4»-хорошо, «3»-удовлетворительно, «2»- неудовлетворительно, «1»-отсутствие ответа или работы по неуважительной причине.

Промежуточные итоговые оценки в баллах выставляются во 2-9 классах за полугодие по предметам, имеющим один недельный час и за четверть по предметам, имеющим 2 и более часа в неделю. Обучающимся 1х классов и в первое полугодие 2-х классов оценки по 5-бальной системе не выставляются. Успешность усвоения ими программ характеризуется качественной оценкой. В начальной школе возможна и безотметочная система обучения. Оценочная система контроля за качеством обучения учащихся регламентируется локальным актом.

Отметку «5» - получает ученик , если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУ Нов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умения применять определения, правила в конкретных случая х. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку «4» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или ее результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы, но имеются одна или две негрубые ошибки, или три  недочета и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания ( правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку «3» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и ее результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется: 1 грубая ошибка и два недочета, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибка и три недочета, или 4-5 недочетов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания ( правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку «2» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и ее результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неполный ответ)

IV. Формы и сроки контроля

  1. Формы контроля школа определяет следующие: текущий контроль, промежуточный контроль.
  2. Текущий контроль успеваемости осуществляется учителями на протяжении всего учебного года и осуществляет проверку знаний учащихся в соответствии с учебной программой.
  3. При контроле педагогические работники школы имеют право на свободу выбора и использования методов оценки знаний учащихся по своему предмету.
  4. Педагогический работник обязан ознакомить с системой текущего контроля по своему предмету учащихся на начало учебного года.
  5. Педагогический работник обязан своевременно довести до учащихся отметку текущего контроля, обосновав ее в присутствии всего класса и выставить отметку в классный журнал и дневник учащегося.
  6. Промежуточная аттестация учащихся 2-8,10 классов проводится в конце учебного года, как результат освоения образовательных программ

каждой ступени общего образования. Задачами промежуточной аттестации является:

III.  Содержание календарно – тематического планирования

по литературному чтению

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

Характеристика

деятельности

учащихся

УУД

По плану

Факт.

I четверть 27 ч.

Летописи, былины, жития 9 ч.

1.-2.

«И повесил Олег щит свой…»,

«И вспомнил Олег коня своего»

2

02.09.

04.09.

Читать, находить данные

Познавательные, регулятивные, личностные

3.-4.

«Ильины три поездочки»

2

06.09.

09.09.

Сравнивать тексты: летописи и былины

Познавательные, личностные

5.-6.

«Три  поездочки Ильи Муромца»

Контрольное чтение

2

11.09.

13.09.

Пересказывать былину от лица её героя

Познавательные, регулятивные, личностные

7.-8.

«Житие Сергия Радонежского»

2

16.09.

18.09.

Описывать характер человека, находить интересную информацию о жизни святого человека

Познавательные, личностные

9.

Проверим себя и оценим  свои достижения

1

20.09.

Оценивать, делать выводы

Регулятивные, коммуникативные

Чудесный мир классики 18 ч.

10.-12.

П.П.Ершов. Конёк-горбунок

3

23.09.

25.09.

27.09.

Читать, наблюдать за развитием событий в сказке

Познавательные, регулятивные, личностные

13.-14.

А.С.Пушкин. Няне. Туча. Унылая пора!..

2

30.09.

02.10.

Составлять словесное иллюстрирование

Познавательные, личностные

15.-17.

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.

3

04.10.

07.10.

09.10.

Сравнивать начало и конец сказки, составлять план

Познавательные, регулятивные, личностные

18.

М.Ю. Лермонтов. Дары Терека.

1

11.10.

Выражать своё отношение к мыслям автора

Познавательные, личностные

19.-21.

М.Ю. Лермонтов. Ашик-Кериб

3

14.10.

16.10.

18.10.

Подробно пересказывать, выражать свои мысли

Регулятивные, коммуникативные

22.-23.

Л.Н. Толстой

Детство

2

21.10.

23.10.

Характеризовать  события

Познавательные, личностные

24.

Л.Н. Толстой

Как мужик убрал камень

1

25.10.

Высказывать свои суждения

Регулятивные, коммуникативные

25.-26.

А.П. Чехов. Мальчики

2

28.10.

30.10.

Составлять план, пересказывать

Познавательные, личностные

27.

Проверим себя и оценим свои достижения

1

01.11.

Оценивать, делать выводы

Регулятивные, коммуникативные

II   четверть 21 ч.

Поэтическая тетрадь 9 ч.

28.

Ф.И. Тютчев. Ещё земли печален вид…, Как неожиданно и ярко..

1

11.11.

Воспринимать на слух произведение, читать выразительно

Познавательные, личностные

29.

А.А.Фет. Весенний дождь. Бабочка.

1

13.11.

Читать выразительно, определять средства худ. выразительности

Регулятивные, коммуникативные

30.

Е.А. Баратынский.

Весна! Весна!

Где сладкий шёпот…

1

15.11.

Определять средства худ. выразительности, интонацию

Познавательные, личностные

31.

А.Н. Плещеев. Дети и птичка.

1

18.11.

Определять по тексту переживания автора

Познавательные, регулятивные, личностные

32.

И.С.Никитин.

В синем небе плывут над полями.

1

20.11.

Читать выразительно, передавая настроение

Познавательные, личностные

33.-34.

Н.А.Некрасов

Школьник.

В зимние сумерки…

2

22.11.

25.11.

Воспринимать на слух произведение, читать выразительно, наизусть

Познавательные, регулятивные, личностные

35.

И.А. Бунин.

Листопад.

1

27.11.

Определять средства худ. выразительности, интонацию

Познавательные, личностные

36.

Проверим себя и оценим свои достижения

1

29.11.

Оценивать,  делать выводы

Регулятивные, коммуникативные

Литературные сказки 12 ч.

37.-39.

В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке.

3

02.12.

04.12.

06.12.

Читать и воспринимать на слух прочитанное

Познавательные, регулятивные, личностные

40.-41.

В.М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

2

09.12.

11.12.

Знать  отличительные  особенности литературной сказки

Познавательные, регулятивные, личностные

42.-44.

П.П. Бажов. Серебряное копытце.

Контрольное чтение

3

13.12.

16.12.

18.12.

20.12.

Делить текст на части, составлять план

Познавательные, регулятивные, личностные

45.-47.

С.Т. Аксаков. Аленький цветочек.

3

23.12.

25.12.

27.12.

Сравнивать народную и литературную сказки, пересказывать

Познавательные, регулятивные, личностные

III четверть 31 ч.

48.

Проверим себя и оценим свои достижения

1

10.01.

Оценивать,  делать выводы

Оценивать,  делать выводы

Делу время- потехе час 8 ч.

49.-51.

Е.Л.Шварц. Сказка о потерянном времени.

3

13.01.

15.01.

17.01.

Определять нравственный смысл произведения

Познавательные, регулятивные, личностные

52.

В.Г. Драгунский. Главные реки.

1

20.01.

Определять жанр произведения, главную мысль

Регулятивные, коммуникативные

53.

В.Г. Драгунский. Что любит Мишка.

1

22.01.

Рассказать о герое с опорой на текст

Регулятивные, личностные, коммуникативные

54.-55.

В.В. Голявкин. Никакой горчицы я не ел.

2

24.01.

27.01.

Составлять план, пересказывать

Познавательные, регулятивные, личностные

56.

Проверим себя и оценим свои достижения

1

29.01.

Оценивать,  делать выводы

Регулятивные, коммуникативные

Страна детства 6 ч.

57.-58.

Б.С. Житков. Как я ловил человечков.

2

31.01.

03.02.

Подбирать книги по теме, рассказывать их содержание

Познавательные, регулятивные, личностные

59.-60.

К.Г. Паустовский.

Корзина с еловыми шишками.

2

05.02.

07.02.

Определять отношение автора к героям

Познавательные, регулятивные, личностные

61.

М.М. Зощенко. Ёлка

1

10.02.

Находить смешные эпизоды

Регулятивные, личностные, коммуникативные

62.

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

12.02.

Оценивать,  делать выводы

Регулятивные, коммуникативные

Поэтическая тетрадь 4 ч

63.-64.

В.Я. Брюсов. Опять сон. Детская.

2

14.02.

17.02.

Воспринимать на слух произведение, читать выразительно

Регулятивные, личностные, коммуникативные

65.

С.А. Есенин. Бабушкины сказки.

1

19.02.

Читать выразительно, передавая настроение

Познавательные, регулятивные, личностные

66.-67.

М.И. Цветаева. Бежит тропинка..

Наши царства.

2

21.02.

24.02.

Воспринимать на слух произведение, читать выразительно

Регулятивные, личностные, коммуникативные

68.

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

26.02.

Оценивать,  делать выводы

Регулятивные, коммуникативные

Природа и мы 10 ч.

69.-70.

Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш.

2

28.02.

03.03.

Определять отношение автора к героям

Регулятивные, коммуникативные

71.-72.

А.И. Куприн. Барбос и Жулька.

2

05.03.

07.03.

Определять нравственный смысл произведения

Регулятивные, личностные, коммуникативные

73.

М.М. Пришвин. Выскочка.

1

12.03.

Рассказать о герое с опорой на текст

Регулятивные, коммуникативные

74.

Е.И. Чарушин. Кабан.

1

14.03.

Составлять план, пересказывать

Регулятивные, личностные, коммуникативные

75.-77.

В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип.

3

17.03.

19.03.

21.03.

Определять нравственный смысл произведения

Познавательные, регулятивные, личностные

IV  четверть 27 ч.

78.

Проверим себя и оценим свои достижения

1

31.03.

Оценивать,  делать выводы

Регулятивные, коммуникативные

Поэтическая тетрадь 6 ч.

79.

Б.Л.Пастернак.

Золотая осень

 С.А. Клычков. Весна в лесу.

1

02.04.

Воспринимать на слух произведение, читать выразительно

Регулятивные, личностные, коммуникативные

80.

Д.Б.Кедрин. Бабье лето.

1

04.04.

Определять средства худ. выразительности, интонацию

Познавательные, регулятивные, личностные

81.

Н.М. Рубцов. Сентябрь

1

07.04.

Читать выразительно, передавая настроение

Регулятивные, личностные, коммуникативные

82.-83.

.С.А.Есенин. Лебёдушка.

2

09.04.

11.04.

Определять средства худ. выразительности, интонацию

Познавательные, регулятивные, личностные

84.

Проверим себя и оценим свои достижения

1

14.04.

Оценивать,  делать выводы

Регулятивные, личностные, коммуникативные

Родина 6 ч.

85.-86.

И.С. Никитин. Русь.

2

16.04.

18.04.

Воспринимать на слух произведение, читать

Регулятивные, личностные, коммуникативные

87.

С.Д. Дрожжин.

Родине.

1

21.04.

Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства

Познавательные, регулятивные, личностные

88.

А.В. Жигулин.

О, Родина!..

1

23.04.

Подготовиться к работе над проектом

Познавательные, регулятивные, личностные

89.-90.

Итоговое контрольное чтение Проверим себя и оценим свои достижения

2

25.04.

28.04.

Оценивать,  делать выводы

Регулятивные, личностные, коммуникативные

Страна Фантазия  4 ч.

91.

Е.С. Велтисов. Приключения Электроника

1

30.04.

Определять отношение автора к героям

Регулятивные, личностные, коммуникативные

92.-93.

Кир Булычёв. Путешествие Алисы.

2

05.05.

07.05.

Определять нравственный смысл произведения

Познавательные, регулятивные, личностные

94.

Проверим себя и оценим свои достижения

1

12.05.

Оценивать,  делать выводы

Регулятивные, личностные, коммуникативные

Зарубежная литература 10 ч.

95.

Д.Свифт. Путешествие Гулливера.

1

14.05.

Определять отношение автора к героям

Познавательные, регулятивные, личностные

96.-98.

Г.Х.Андерсен. Русалочка.

3

16.05.

19.05.

21.05.

Рассказать о герое с опорой на текст

Познавательные, регулятивные, личностные

99.-100.

М.Твен. Приключения Тома Сойера.

2

23.05.

26.05.

Определять нравственный смысл произведения

Познавательные, регулятивные, личностные

101.

С. Лагерлёф. Святая ночь.

1

28.05.

Определять нравственный смысл произведения

Познавательные, регулятивные, личностные

102.-103.

С. Лагерлёф. В Назарете. Проверим себя и оценим свои достижения.

2

30.05.

Оценивать,  делать выводы

Регулятивные, личностные, коммуникативные

IV. Описание материально-технического образовательного обеспечения

образовательного процесса

  1. Печатные пособия

Литературное чтение. Учебник. 4 класс. Часть 1,2.М.: Просвещение 2013

Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 4 класс Москва 2013

  1. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронное сопровождение к учебнику «Литературное чтение», 4 класс

  1. Технические средства обучения
  1. Классная доска
  2. Магнитная доска
  3.  Персональный компьютер с мультимедийным проектором

  1. Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению

Входная проверка

техники чтения

Ландыш

Какой цветок в нашем лесу самый красивый, самый нежный, самый пахучий?

- Конечно, я, ландыш!

- Какие же у тебя цветки?

- Цветки у меня-  будто колокольчики снежные на тонком стебле. Будто светятся в сумерках. А запах такой, что не надышишься!

- А что же сейчас висит у тебя на стебле, на месте беленьких колокольчиков?

- Красные ягоды. Тоже красивые. Загляденье! Но ты их не трогай, не срывай!

_ Отчего же?

- А они ядовитые!

- Зачем же тебе, нежному цветку, ядовитые ягоды?

_ Чтобы ты, сладкоежка,не съел!

1. Опиши ландыш, когда он цветёт.

2. Как выглядит ландыш, когда отцветут белоснежные цветы?

Контрольное чтение за I полугодие

Маленький лесовод

Шёл я однажды зимой по лесу.

Было особенно тихо, по-зимнему, только поскрипывало где-то старое дерево.

Я шёл не торопясь, поглядывая кругом.

Вдруг вижу – на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрёпанные: хорошо над ними кто-то потрудился.

Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.

Оглядел я со всех сторон дерево. Смотрю – немного повыше моего роста в стволе расщелинка, а  в расщелинку вставлена сосновая шишка, такая же трёпанная, как и те, что на снегу валяются.

Отошёл я в сторону и сел на пенёк, просидел минут пять, гляжу – к дереву птица летит, небольшая, поменьше галки. Сама вся пёстрая – белая с чёрным, а на голове чёрная с красным кантиком шапочка. Сразу узнал я дятла.

Летит дятел, несёт в клюве сосновую шишку. Потом уселся поудобнее и начал изо всех сил долбить шишку, выклёвывая семена.

Засмотрелся я на дятла и задумался: «Пройдёт тридцать – сорок лет – и поднимется вот на этом самом месте молодой сосновый бор».

Г Скребицкий

  1. Как ты думаешь, зачем дятел собирал сосновые шишки и шелушил их?
  2.  Почему рассказ называется «Маленький лесовод»?

Присказка к сказке

Ну – ка  собирайтесь, полукругом сядьте, приготовьтесь слушать. Расскажу вам сказку.

Ветер мимо пробежал, а потом вернулся. Прилетели птицы, на ветвях уселись, смолкли, не щебечут. Травы всколыхнулись, головы склонили, начинать пора. И пчела усталая на цветок присела, вот жужжит: « Я тоже буду слушать сказку!»

Слушай, пчёлка, слушай. Оседлаю коня-аргамака. Конь мой не простой, а волшебный: два крыла у него и два сердца – понесёт он меня быстрее ветра. Доскачу я до дубравы тёмной – тёмной. Дуб могучий растёт в той дубраве,  на нём птица живёт – премудрый сокол. Сказки сказывает он добрым людям, всем-всем, кто к нему приходит.

Побывал я у сокола под дубом, и слушал я новую сказку. Всё, как есть, постарался запомнить, чтобы потом рассказывать добрым людям – всем, кто сказки волшебные любит.

М. Юхма

1. Какое настроение появилось у тебя, когда ты читал присказку?

2.  О ком говорится в присказке?

3. Для чего нужна присказка?

Итоговое контрольное чтение

Черепаха

Один раз я пошёл с Мильтоном на охоту. Подле леса он начал искать, вытянул хвост, поднял уши и стал принюхиваться. Я приготовил ружьё и пошёл за ним. Я думал, что  он ищет куропатку, фазана или зайца. Но Мильтон пошёл не в лес, а в поле. Я шёл за ним и глядел вперёд. Вдруг я увидал то, что он искал. Впереди его бежала небольшая черепаха, величиною с шапку. Голая, тёмно- серая голова на длинной шее была вытянута, как пестик; черепаха широко перебирала голыми лапами, а спина её вся была покрыта корой.

Мильтон схватил её и стал грызть, но не мог прокусить её, потому что у черепахи на брюхе такая же скорлупа, как  и на спине. Только спереди, сзади и с боков есть отверстия, куда она пропускает голову, ноги и хвост.

Я отнял черепаху у Мильтона, бросил на траву и пошёл подальше. Но Мильтон не хотел её оставить, а нёс в зубах за мною. Вдруг Мильтон взвизгнул и пустил её. Черепаха у него во рту выпустила лапу и царапнула ему рот. Он рассердился на неё за это.

Л.Толстой

- Почему Мильтон так странно вёл себя с черепахой и не слушал своего хозяина?

Лоси

Как- то вечером к нашему костру пришёл дед из ближайшей деревни и стал нам рассказывать о лосях охотничьи истории.

- Да какие они , лоси-то? – спросил кто-то из нас.

- Хорошенькие, - ответил дед.

- Ну какие же они хорошенькие! – сказал я. – Огромные, а ножки тонкие, голова носатая, рога – как лопаты. Скорее безобразные.

- Очень хорошенькие, - настаивал дед. – Раз вижу, лосиха плывёт с двумя лосятами. Хотел было бить в неё из ружья, да подумал: деться ей некуда, пусть выходит на берег. Ну вот она плывёт, а дети за ней не поспевают. Она идёт по грязи, а они тонут, отстали. Думаю, покажусь ей: что, убежит она или… не кинет детей?

_ Ты же убить её хотел?

- Вот вспомнил! – удивился дед. – Я в то время всё забыл, только думаю: убежит она от детей или  то же и у них, как у нас? Ну, как ты думаешь?

- Думаю,- сказал я, - она отбежит к лесу и будет наблюдать.

- Нет, - перебил меня дед.- Оказалось – у них, как и у нас. Мать так яро на меня посмотрела. И что же ты думаешь? Что они делать стали? Играть! Чисто дети! Наигрались, и она их повела..

- И ты их не тронул?

- Так вот и забыл, как мне руки связали. Такие они хорошенькие…

М. Пришвин

1. В чём проявляется сходство лосей с людьми?

2. Можешь ли ты привести другие примеры сходных черт характера животных и людей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России...

Рабочая программа по литературному чтению - 1 класс ("Школа России")-

В этом учебном году мы приступили к обучению первоклассников в условиях реализации ФГОС. Одной из проблем, которую нам предстояло решить на первом этапе, являдась разработка рабочих программ по предме...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для 3  «А» класса ГС(К)ОУ 3-4 вида г.Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе федерального  стандарта  начального...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"

Рабочая программа содержит: пояснительную записку,цели обучения,список литературы,ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ К КОНЦУ 3-ГО КЛАССА,каждый раздел содержит ЗУН....

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России (ФГОС)...

рабочая программа по литературному чтению 1 класс школа России

Рабочая программа содержит пояснительную записку,   программу по литературному чтению,  развернутое тематическое планирование с ууд, содержанием урока, оборудованием, деятельностью учащ...