Урок литературного чтения, 3 класс Л. Пантелеев «Честное слово»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Урок литературного чтения для 3 класса Л.Пантелеев  "Честное слово"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения, 3 класс

Л. Пантелеев «Честное слово»

Цель урока: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль;

Задачи урока: познакомить с творчеством Л. Пантелеева; продолжить работу по совершенствованию сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом; анализировать поступки героев и оценивать свои; отличать хорошее от плохого; работать над развитием речи, мышления; развивать умение с помощью интонации передавать состояние героев; формировать представление о честности, отзывчивости.

Оборудование: учебники «Литературное чтение» 3 кл. часть 1 , интерактивная доска, раздаточный материал, презентация к уроку.

Планируемые результаты:

  1. Личностные

Понимание ответственности к людям, ориентация в нравственном смысле и содержании поступков, воспитание этических чувств, совести, стыда. Уважение к людям. Воспитывать интерес к чтению.

  1. Метапредметные

Регулятивные – умение работать по плану, выделять главное, планировать свою деятельность.

Познавательные – находить разные виды информации, пользоваться разными видами чтения, использовать информацию словаря, осуществлять анализ произведения, устанавливать причнно0следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные – высказываться, обосновывая свою точку зрения, уметь принимать мнение других, приходить к общему решению в ходе обсуждения.

  1. Организационный  момент

Сегодня у нас гости. Поприветствуйте их улыбкой. Садитесь.

2 Актуализация

        Когда я училась в школе, у нас в классе был мальчик, который очень часто всем говорил «честное слово». Не выучит урок, говорит:

- Я учил, честное слово!

Прогуляет мероприятие, скажет:

- Я не виноват, честное слово!

Он так часто это слово говорил просто так, что мы, его одноклассники  и учителя, совсем перестали ему верить.

- как думаете, что эти слова обозначают? (высказывания детей)

Правильно. А вот какое толкование этих слов дает нам Орфографический словарь С.И. Ожегова «Честное слово – уверение в искренности, правдивости чего-нибудь» (доска карточка)

Как вы считаете, когда надо говорить эти слова? (когда сам полностью уверен в правдивости сказанного. Не стоит ими бросаться понапрасну)

3 Тема

1. Откройте учебник на странице 164 и прочитайте название рассказа, с которым познакомимся на уроке. («Честное слово»)

Написал его Леонид Пантелеев.

(слайд 1 )

2. Перед вами небольшие отрывки из биографии писателя. Поработайте с ними при помощи приема «Инсерт»

Леонид Пантелеев, настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев (1908 – 1987гг.), родился в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921г. попал в школу для беспризорных детей. Воспоминания об этой школе легли в основу его рассказов. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль». Этими качествами книги Пантелеева заслужили свою популярность. Умер писатель в 1987г. в Москве.  

 - что знали?

- что узнали?

-что не поняли? 

3. Прочитаем обращение автора к нам (слайд 2)

- как думаете, о чем или о ком будет его произведение «Честное слово»?

Вы высказали в основном правильные предположения. Рассказ будет о мальчике. Уточните ответ, выберите его вариант. (смарт- о шутнике, о лгунишке, о настоящем человеке)(по одному выбирают карточки, не повторяясь, ответы расставляются по большему количеству, вверху самое большое количество. 

4. Подготовительная работа

Перед чтением проведем подготовительную работу. Если встретятся непонятные слова, выделите их (чтение слов с доски или в учебнике) (слайд 3)

5. Словарная работа

Какие слова непонятны? (из подготовительных упражнений)

Прочитаем объяснение новых для нас слов (читают по одному) (слайд4)

СТОРОЖКА – помещение для сторожа.

БЕЗУТЕШНО – не находя утешения.

ЧАСОВОЙ – военнослужащий, стоящий на посту, на часах.

КАРАУЛ – воинское подразделение, несущее охрану кого-либо или чего-либо.

ПРОТИСКИВАТЬСЯ – кое - как пробраться, протиснуться через что-нибудь.

КРАСНОАРМЕЕЦ - боец Красной Армии.

МАРШАЛ – самое высокое воинское звание.

МАЙОР – офицерское звание.

СЕРЖАНТ – звание младшего начальствующего состава в Армии.

- какое звание выше майор или сержант?

6. Первичное знакомство с произведением

-как думаете, в какой книге может быть наше произведение? (слайд 5)

Правильно, есть еще такое издание книги (слайд 6)

        6.1. Знакомить с рассказом начну вас я. Приготовьтесь ответить на вопрос

- может мальчик, о котором пойдет речь, стать героем?

Чтение учителем 1 части (во время чтения слайд 7)

- так выйдет из мальчика герой или нет? Ведь он плачет? (высказывания детей)

(Он плачет, но не уходит с поста. Он выполняет свой долг, преодолевая страх. Этот мальчик честный, надежный, храбрый. Он вырастет настоящим человеком, потому что умеет держать слово).

От чьего имени идёт повествование? (от рассказчика)

- Где происходили действия? (в городском саду)

- Почему мальчик плакал? (остался один, боялся)

- В какую ситуацию он попал? (старшие ребята пригласили играть и забыли про него)

- Как к этому отнесся рассказчик? (Сначала улыбнулся, а затем задумался над ситуацией.

        6.2. Чтение 2 части детьми относительно законченными фрагментами. (отметки)

- почему мальчик не ушел с поста,  когда рассказчик предложил ему пойти домой поужинать? (мальчик играл честно, не хотел подводить других ребят. Он как в жизни, так и в игре дорожил своим честным словом)

- выберите черты, характеризующие его, как человека (смарт - благородный, пугливый, верный, мужественный, озорной, ответственный, насмешливый, преданный, робкий, упорный)

- как сначала воспринял слова рассказчика майор? Найдите и прочитайте (Командир захлопал глазами и посмотрел на меня с испугом…)

- прочитайте, как изменил свое поведение после объяснения (-Идемте, идемте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали?)

Почему изменилось его поведение? (понял серьезность происходящего).

        6.3. Чтение 3 части

Прочитайте 3 часть про себя и во время чтения подчеркивайте карандашом  слова, характеризующие мальчика.

(После прочтения слайд 8)

- какие слова отметили?

- почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин? (не струсил один в темноте, не оставил вверенный ему пост). 

7. Итог

Вернемся к началу работы, когда мы определяли, о ком будет рассказ.

(смарт- о шутнике, о лгунишке, о настоящем человеке)(остается один ответ). 

- Что вам понравилось в этом рассказе?

- Что на понравилось?

- Какие мысли и чувства вызвало у вас поведение мальчика?

- Как мальчик понимал, что такое «честное слово»?

- Как рассказчик отнесся к «честному слову» мальчика?

- Как майор отнесся к «честному слову» мальчика?

- Кому приходилось когда-нибудь давать «честное слово»?

- А как его выполняли?

- Тяжело ли держать «честное слово»?

Завтра продолжим работу над произведением.

8 Домашнее задание

Прочитать рассказ «Честное слово», 164 - 172., (з) С.60 № 1-4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «А.Платонов «Золотые слова» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией писателя; формирование знаний о тексте произведения. Планируемые результаты Предметные: знать биографию М. Зощенко; произведение &laq...

Технологическая карта урока литературного чтения "М.М.Зощенко "Золотые слова" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении М.М.Зощенко «Золотые слова»Задачи урокаДидактические:уметь находить слова и выражения, которые используе...

Технологическая карта урока литературного чтения В.А. Осеева «Волшебное слово» 2 класс УМК "Школа России"

Задачи урокаДидактические:Знать особенности и структуру рассказа как литературного жанра...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема «М. Зощенко \'Золотые слова\'».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «М. Зощенко «Золотые слова»» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции учащихся через художественное прои...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема:"Т.Бокова "Родина слово большое, большое...""(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: “открытие” нового знания. Цель урока: формирование читательской компетенции при чтении и анализе произведения Т.Бокова “Родина слово большое, большое...”.Задачи...

Технологическая карта урока литературного чтения "М.М Зощенко "Золотые слова" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением М. Зощенко «Золотые слова»: формирование понимания юмор...

Технологическая карта урока литературного чтения «В.А. Осеева «Волшебное слово»» ("Школа России", 2 класс)

Тема урока: «В.А. Осеева «Волшебное слово»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над  произвед...