Урок литературного чтения, ОС «Школа 2100» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, 3 «В» класс Тема: Удивительные пони Ю. Мориц.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Тема: Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)
Цели: - создать условия для расширения читательского кругозора учащихся;
- обобщить знания детей по разделу «Животные в нашем доме».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_literatura_3_klass.docx | 26.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения, ОС «Школа 2100» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, 3 «В» класс
Тема: Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)
А.В.Гренкова, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 67 Ростова – на - Дону.
27.02.2014 г.
Тема: Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)
Цели: - создать условия для расширения читательского кругозора учащихся;
- обобщить знания детей по разделу «Животные в нашем доме».
Задачи: - способствовать овладению навыком смыслового и правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения;
- способствовать развитию эмоциональной отзывчивости при чтении литературных произведений;
- продолжить воспитание интереса к чтению и книге;
- создать условия для активного использования речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
- продолжить формирование коммуникативной культуры учащихся.
Оборудование: компьютер, учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева. В одном счастливом детстве. Книга для чтения в3классе. Ч.2 – М., Баласс, 2013 – с.98-101.
Аудиозаписи минусовок песен на стихи Ю. Мориц, изученных в1-3 классах; песни «Пони» и «Любимый пони» в исполнении Никитиных; фотографии пони; портрет Ю.Мориц; аудиозапись стихотворения «Любимый пони» в исполнении Т.Жуковой.
Проверка домашнего задания.
- Как называется раздел, который мы изучаем? (Животные в нашем доме).
- Проверим, как вы помните героев, о которых мы говорили в этом разделе и проведем викторину. Я буду читать вам цитаты из произведений, а вы должны вспомнить о ком говорится и кто автор этих строк.
1) « Мы все вздохнули свободно, когда, наконец, избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришел в прежний порядок.» (Медведко) А кто автор? (Дмитрий Мамин-Сибиряк)
2) «… пел очень выразительно, с душой. У него оказался глубокий бархатный голос. Его пение сразу захватило нас» (Чанг, Юрий Коринец «Там в дали, за рекой»)
3) « Он не любил повторяться и всякий раз пел новую песню. Иногда она бывала звонкой и радостной, иногда – печальной.» (Капитан Клюквин, Юрий Коваль)
– Почему клест получил такое имя?
4) «… пытался иногда что-нибудь стащить. Он вообще был озорником. Иногда он тайком забирался на диван, что дядя категорически запрещал» (Ханг)
5) « Он был бродяга, пропадал по три дня, любил стянуть, что подвернется, но умнющий был на редкость» (Антон, Виктор Драгунский «Дымка и Антон»)
6) «У него была милая рожица. Не любил он колоться и ежиться» (Валентин Берестов «Прощание с другом»)
7) « … у нее такие красивые глаза. Желтые-желтые и очень понятливые» (Дымка, Виктор Драгунский «Дымка и Антон»)
Сообщение темы урока.
- Продолжим нашу викторину. Только задания теперь будут музыкальные. Прослушайте музыку и попробуйте вспомнить слова песен. (Минусовки песен на стихи Ю.Мориц «Ежик резиновый», « Слониха, слоненок и слон».
- Что объединяет все эти произведения? (Автор Ю.Мориц) на доску вывешивается портрет Ю.Мориц или слайд.
-Как вы думаете, чем же мы сегодня займемся на уроке?
- Чтение и работа с авторским текстом, знакомство с краткой биографией поэтессы
- Откройте учебник на стр. 98. Прочитайте вслух (читает лучший чтец) текст после вопросов.
- Какая проблема возникла у Насти? (не знала стихов о животных)
- Какие авторы писали о животных? (Есенин, Тютчев, Чуковский, Маршак, Мориц)
- Кто такой Булат Окуджава? (поэт)
- Булат Шалвович Окуджава (9 мая 1924 – 1977) – поэт, писатель, композитор и исполнитель своих песен. Согласны ли вы с ним, что Ю.Мориц открыла свою страну? Как бы вы её назвали? (Она назвала «Сто фантазий»).
- Мы с вами много произведений Ю.Мориц читали и учили наизусть, начиная с 1 класса. А вот о ней ничего не говорили.
- Родилась 2 июня 1937 года в Киеве. У отца было двойное высшее образование: инженерное и юридическое, он работал инженером на транспортных ветках. Мать закончила гимназию до революции, давала уроки французского, математики, работала на художественных промыслах, медсестрой в госпитале и кем придётся, даже дровосеком. А главное – её мама знала наизусть много стихов и прозы, которую с упоением читала своим дочерям. Юнна Мориц помнит себя с двух лет, а в 4 года … началась Великая Отечественная война. Помнит, как бомбили Киев, помнит, как жили в эвакуации с сестрой и мамой. Помнит, как читала всё, что было под рукой. И не зря. Школу закончила с золотой медалью, поступила в литературный институт. В 20 лет впервые были напечатаны её ещё школьные стихи! Ее стихи переведены на все европейские языки, а также на японский, корейский, турецкий. А вот для детей начала писать только после 30 лет. В 1963 г. в журнале «Юность» открыли страничку «Для младших братьев и сестер», где и было напечатано и то стихотворение, с которого мы сейчас начнем.
- Работа со стихотворением «Пони»
- Прочитайте заглавие на с.99.
- Кто это?( маленькие лошадки, рост 80-140 см, выносливые). Где мы могли бы их увидеть? (в зоопарке, цирке, парке) (Фото на доске или слайде, один пони в попоне)
- Прочитайте стихотворение про себя. Есть ли непонятные слова? (попона)
Молчаливое чтение «Пони».
- Какое настроение у пони? Чем занимается каждый день?
- Какие слова использует поэт, чтобы показать монотонность работы пони? («пони бегает по кругу и в уме круги считает»)
- Кому завидует пони? Почему? (коням, они заняты серьезным делом)
- А что может делать пони?
- Что вызвало улыбку?
- Меняется ли интонация в стихотворении? (спокойная – торжественная – печальная, с обидой и укоризной – гордая, восклицательная) Помечаем…
- Попробуйте почитать в парах, помогите друг другу.
Самостоятельная подготовка в парах. Проверка чтения.
- А теперь давайте споем это стихотворение вместе с Татьяной и Сергеем Никитиными. Можете встать. Будьте внимательны, некоторые строчки поменялись местами.
- Согласны ли вы с пони, что он занят несерьезным делом? Чем важна его работа??
- Работа со стихотворением «Любимый пони»
- Прочитайте заголовок другого стихотворения.
- Какое смысловое различие у заголовков? (1 – просто о пони, 2 – о той лошадке, которая любима и дорога)
- Послушайте это стихотворение в исполнении заслуженной артистки России Татьяны Жуковой. Попробуйте понять, что вы почувствуете, когда будете его слушать.
Прослушивание аудиозаписи.
Обсуждение ощущений.
Чтение детьми по строфам и разбор.
1 строфа
-Где работает пони? (пони спешит на работу в зоопарк)
- Какая работа у пони? Поищем ответ в тексте. (Он возит тележку)
- А зачем? Ведь в городе так много транспорта!?
2, 4,6 строфы
- Куда же не довезет никто, кроме пони? (страна Детство)
- А любит ли пони автор? – чтение 4последних строк
- Как описал автор пони? Каким приемом воспользовался? (сравнение-метафора)
- Сколько раз повторяется эта строфа? Почему?
3 строфа
- Почему так трудно добираться до слонов, бегемотов, орангутангов…? ( Туда где они живут, трудно добраться человеку)
- А где мы с вами их можем увидеть? (В нашем зоопарке, он один из крупнейших в России)
5 строфа
- Какие слова использует Ю.Мориц для описания самолета и корабля? (великолепен, прекрасен)
- Какие это слова? (торжественные)
- А какое слово используется для пони, тоже торжественное? (чудесно – радостное)
- Какой же прием использует поэт? (сравнение – противопоставление, контраст)
- О чем же это стихотворение? (о любимом животном, которое помогает человеку вспомнить детство)
- Да, возможно, гуляя по Киеву или Москве или нашему городу со своим внуком Ванечкой, Юнна Мориц наблюдала за пони и вспоминала своё, правда, не очень легкое, послевоенное детство. Почему же она отдает предпочтение именно пони, а не великолепному самолету или прекрасному кораблю? (они неодушевленные, а пони – живой).
- Как вы думаете, а из этого стихотворения можно сделать песню?
- Давайте ее послушаем в исполнении Никитиных. (Прослушивание аудиозаписи)
Можно встать, подпевать.
- Итог урока
- Какой пони вам ближе? Почему?
- Чем различаются и чем похожи эти стихи о пони Ю.Мориц? Дети работают в паре на карточках. (Похожи – темой, главным героем, отношением автора к нему, светлой грустью; отличаются – структурой, содержанием, стих и песня)
Эти стихи напоминают и взрослым, что «Все мы родом из детства».
5. Домашнее задание.
- Какое задание вы бы хотели?
- Запишите своё д/з, по желанию можно выучить любое стихотворение наизусть.
- Посмотрите мультфильм «Пони бегает по кругу», автором сценария является Ю.Мориц.
Юнна Мориц «Пони» и «Любимый пони»
сходство | различия |
Юнна Мориц «Пони» и «Любимый пони»
сходство | различия |
Юнна Мориц «Пони» и «Любимый пони»
сходство | различия |
Юнна Мориц «Пони» и «Любимый пони»
сходство | различия |
Юнна Мориц «Пони» и «Любимый пони»
сходство | различия |
Юнна Мориц «Пони» и «Любимый пони»
сходство | различия |