Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (3 класс) по теме:
    Урок литературного чтения, ОС «Школа 2100» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, 3 «В» класс Тема: Удивительные пони Ю. Мориц.

    Гренкова Алла Владимировна

    Тема: Удивительные пони Ю. Мориц  (Стихотворения Ю. Мориц  «Пони», «Любимый пони»)

    Цели: - создать условия для расширения читательского кругозора учащихся;

               - обобщить знания детей по разделу «Животные в нашем доме».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_literatura_3_klass.docx26.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения, ОС «Школа 2100» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, 3 «В» класс

    Тема: Удивительные пони Ю. Мориц  (Стихотворения Ю. Мориц  «Пони», «Любимый пони»)

    А.В.Гренкова, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 67 Ростова – на - Дону.

    27.02.2014 г.

    Тема: Удивительные пони Ю. Мориц  (Стихотворения Ю. Мориц  «Пони», «Любимый пони»)

    Цели: - создать условия для расширения читательского кругозора учащихся;

               - обобщить знания детей по разделу «Животные в нашем доме».

    Задачи: - способствовать овладению навыком смыслового и правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения;

     - способствовать развитию эмоциональной отзывчивости при чтении литературных произведений;

    - продолжить воспитание интереса к чтению и книге;

    - создать условия для активного использования речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;

    - продолжить формирование коммуникативной культуры учащихся.

    Оборудование: компьютер, учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева. В одном счастливом детстве. Книга для чтения в3классе. Ч.2 – М., Баласс, 2013 – с.98-101.

    Аудиозаписи  минусовок песен на стихи Ю. Мориц, изученных в1-3 классах; песни «Пони» и «Любимый пони» в исполнении Никитиных; фотографии пони; портрет Ю.Мориц; аудиозапись стихотворения «Любимый пони» в исполнении Т.Жуковой.

    Проверка домашнего задания.

    - Как называется раздел, который мы изучаем?  (Животные в нашем доме).

    - Проверим, как вы помните героев, о которых мы говорили в этом разделе и проведем викторину. Я буду читать вам цитаты  из произведений, а вы должны вспомнить о ком говорится и кто автор этих строк.

    1) « Мы все вздохнули свободно, когда, наконец, избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришел в прежний порядок.» (Медведко) А кто автор? (Дмитрий Мамин-Сибиряк)

    2) «… пел очень выразительно, с душой. У него оказался глубокий бархатный голос. Его пение сразу захватило нас» (Чанг, Юрий Коринец «Там в дали, за рекой»)

    3) « Он не любил повторяться и всякий раз пел новую песню. Иногда она бывала звонкой и радостной, иногда – печальной.» (Капитан Клюквин, Юрий Коваль)

     – Почему клест получил такое имя?

    4) «… пытался иногда что-нибудь стащить. Он вообще был озорником. Иногда он тайком забирался на диван, что дядя категорически запрещал» (Ханг)

    5) « Он был бродяга, пропадал по три дня, любил стянуть, что подвернется, но умнющий был на редкость» (Антон, Виктор Драгунский «Дымка и Антон»)

    6) «У него была милая рожица. Не любил он колоться и ежиться»  (Валентин Берестов «Прощание с другом»)

    7) « … у нее такие красивые глаза. Желтые-желтые и очень понятливые» (Дымка, Виктор Драгунский «Дымка и Антон»)

    Сообщение темы урока.

    - Продолжим нашу викторину. Только задания теперь будут музыкальные. Прослушайте музыку и попробуйте вспомнить слова песен. (Минусовки  песен на стихи Ю.Мориц «Ежик резиновый»,        « Слониха, слоненок и слон».

    - Что объединяет все эти произведения? (Автор Ю.Мориц) на доску вывешивается портрет Ю.Мориц или слайд.

    -Как вы думаете, чем же мы сегодня займемся на уроке?

    1. Чтение и работа с авторским текстом, знакомство с краткой биографией поэтессы

    - Откройте учебник на стр. 98. Прочитайте вслух (читает лучший чтец) текст после вопросов.

    - Какая проблема возникла у Насти? (не знала стихов о животных)

    - Какие авторы писали о животных? (Есенин, Тютчев, Чуковский, Маршак, Мориц)

    - Кто такой Булат Окуджава? (поэт)

    - Булат Шалвович Окуджава (9 мая 1924 – 1977) – поэт, писатель, композитор и исполнитель своих песен. Согласны ли вы с ним, что Ю.Мориц открыла свою страну? Как бы вы её назвали? (Она назвала «Сто фантазий»).

    - Мы с вами много произведений Ю.Мориц читали и учили наизусть, начиная с 1 класса. А вот о ней ничего не говорили.

    - Родилась 2 июня 1937 года в Киеве. У отца было двойное высшее образование: инженерное и юридическое, он работал инженером на транспортных ветках. Мать закончила гимназию до революции, давала уроки французского, математики, работала на художественных промыслах, медсестрой в госпитале и кем придётся, даже дровосеком. А главное – её мама знала наизусть много стихов и прозы, которую с упоением читала своим дочерям. Юнна Мориц помнит себя с двух лет, а в 4 года … началась Великая Отечественная война. Помнит, как бомбили Киев, помнит, как жили в эвакуации с сестрой и мамой. Помнит, как читала всё, что было под рукой. И не зря. Школу закончила с золотой медалью, поступила в литературный институт. В 20 лет впервые были напечатаны её ещё школьные стихи! Ее стихи переведены на все европейские языки, а также на японский, корейский, турецкий. А вот для детей начала писать только после 30 лет. В 1963 г. в журнале «Юность» открыли страничку «Для младших братьев и сестер», где и было напечатано и то стихотворение, с которого мы сейчас начнем.

    1. Работа со стихотворением «Пони»

    - Прочитайте заглавие на с.99.

    - Кто это?( маленькие лошадки, рост 80-140 см, выносливые). Где мы могли бы их увидеть? (в зоопарке, цирке, парке) (Фото на доске или слайде, один пони в попоне)

    - Прочитайте стихотворение про себя. Есть ли непонятные слова? (попона)

    Молчаливое чтение «Пони».

    - Какое настроение у пони? Чем занимается каждый день?

    - Какие слова  использует  поэт, чтобы показать монотонность работы пони? («пони бегает по кругу и в уме круги считает»)

    - Кому завидует пони? Почему? (коням, они  заняты серьезным делом)

    - А что может делать пони?

    - Что вызвало улыбку?

    - Меняется ли интонация в стихотворении? (спокойная – торжественная – печальная, с обидой и укоризной – гордая, восклицательная) Помечаем…

    - Попробуйте почитать в парах, помогите друг другу.

    Самостоятельная подготовка в парах. Проверка чтения.

    - А теперь давайте споем это стихотворение вместе с Татьяной и Сергеем Никитиными. Можете встать. Будьте внимательны, некоторые строчки поменялись местами.

    - Согласны ли вы с пони, что он занят несерьезным делом? Чем важна его работа??

    1. Работа со стихотворением «Любимый пони»

    - Прочитайте заголовок другого стихотворения.

    - Какое смысловое различие у заголовков? (1 – просто о пони, 2 – о той лошадке, которая любима и дорога)

    - Послушайте это стихотворение в исполнении заслуженной артистки России Татьяны Жуковой. Попробуйте понять, что вы почувствуете, когда будете его слушать.

    Прослушивание аудиозаписи.

    Обсуждение ощущений.

    Чтение детьми по строфам и разбор.

    1 строфа

    -Где работает пони? (пони спешит на работу в зоопарк)

    - Какая работа у пони? Поищем ответ в тексте. (Он возит тележку)

    - А зачем? Ведь в городе так много транспорта!?

    2, 4,6 строфы

    - Куда же не довезет никто, кроме пони? (страна Детство)

    - А любит ли пони автор? – чтение 4последних строк

    - Как описал автор пони? Каким приемом воспользовался? (сравнение-метафора)

    - Сколько раз повторяется эта строфа? Почему?

    3 строфа

    - Почему так трудно добираться до слонов, бегемотов, орангутангов…? ( Туда где они живут, трудно добраться человеку)

    - А где мы с вами их можем увидеть? (В нашем зоопарке, он один из крупнейших в России)

    5 строфа

    - Какие слова  использует Ю.Мориц для описания самолета и корабля? (великолепен, прекрасен)

    - Какие это слова? (торжественные)

    - А какое слово используется для пони, тоже торжественное? (чудесно – радостное)

    - Какой же прием использует поэт? (сравнение – противопоставление, контраст)

    - О чем же это стихотворение? (о любимом животном, которое помогает человеку вспомнить детство)

    - Да, возможно, гуляя по Киеву или Москве или нашему городу со своим внуком Ванечкой, Юнна Мориц наблюдала за пони и вспоминала своё, правда, не очень легкое, послевоенное детство.  Почему же она отдает предпочтение именно пони, а не великолепному самолету или прекрасному кораблю? (они неодушевленные, а пони – живой).

    - Как вы думаете, а из этого стихотворения можно сделать песню?

    - Давайте ее послушаем в исполнении Никитиных.  (Прослушивание аудиозаписи)

    Можно встать, подпевать.

    1. Итог урока

    - Какой пони вам ближе? Почему?

    - Чем различаются и чем похожи эти стихи о пони Ю.Мориц? Дети работают в паре на карточках.    (Похожи – темой, главным героем, отношением автора к нему, светлой грустью; отличаются – структурой, содержанием, стих и песня) 

    Эти стихи напоминают и взрослым, что «Все мы родом из детства».

    5. Домашнее задание.

    - Какое задание вы бы хотели?

    - Запишите своё д/з, по желанию можно выучить любое стихотворение наизусть.

    - Посмотрите мультфильм «Пони бегает по кругу», автором сценария является Ю.Мориц.  

    Юнна Мориц «Пони» и «Любимый пони»

    сходство

    различия

    Юнна Мориц «Пони» и «Любимый пони»

    сходство

    различия

    Юнна Мориц «Пони» и «Любимый пони»

    сходство

    различия

    Юнна Мориц «Пони» и «Любимый пони»

    сходство

    различия

    Юнна Мориц «Пони» и «Любимый пони»

    сходство

    различия

    Юнна Мориц «Пони» и «Любимый пони»

    сходство

    различия


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку3 класс ОС Школа 2100 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

    Рабочая программа составлена для учащихся общеучебной подготовки на основе:программы Образовательной системы «Школа 2100», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует...

    Рабочая программа 4 класс по русскому языку ОС "школа 2100" Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

    Рабочая программа составлена для учащихся 9-10 ЛЕТ  общеучебной подготовки на основе:программы Образовательной системы «Школа 2100», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая со...

    Методическая разработка урока литературного чтения ОС "Школа 2100", 4 класс. Л. Н. Толстой - народный учитель (сказка "Два брата").

    В процессе урока проводится рассуждение о праве выбора жизненного пути на примере сказочных персонажей и биографии Л. Н. Толстого. При изучении литературного текста применяется технология продуктивног...

    Кроссворд. Обобщение по разделам 1 и 2 (проверочная работа № 1) (Литературное чтение; 3 класс; Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева)

    Данный кроссворд можно использовать при обобщении по разделам 1 и 2 (проверочная работа № 1)  - Литературное чтение; 3 класс;  Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева....