Главные вкладки

    Урок литературного чтения, ОС «Школа 2100» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, 3 «В» класс Тема: Удивительные пони Ю. Мориц.
    план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

    Гренкова Алла Владимировна

    Тема: Удивительные пони Ю. Мориц  (Стихотворения Ю. Мориц  «Пони», «Любимый пони»)

    Цели: - создать условия для расширения читательского кругозора учащихся;

               - обобщить знания детей по разделу «Животные в нашем доме».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_literatura_3_klass.docx26.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения, ОС «Школа 2100» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, 3 «В» класс

    Тема: Удивительные пони Ю. Мориц  (Стихотворения Ю. Мориц  «Пони», «Любимый пони»)

    А.В.Гренкова, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 67 Ростова – на - Дону.

    27.02.2014 г.

    Тема: Удивительные пони Ю. Мориц  (Стихотворения Ю. Мориц  «Пони», «Любимый пони»)

    Цели: - создать условия для расширения читательского кругозора учащихся;

               - обобщить знания детей по разделу «Животные в нашем доме».

    Задачи: - способствовать овладению навыком смыслового и правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения;

     - способствовать развитию эмоциональной отзывчивости при чтении литературных произведений;

    - продолжить воспитание интереса к чтению и книге;

    - создать условия для активного использования речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;

    - продолжить формирование коммуникативной культуры учащихся.

    Оборудование: компьютер, учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева. В одном счастливом детстве. Книга для чтения в3классе. Ч.2 – М., Баласс, 2013 – с.98-101.

    Аудиозаписи  минусовок песен на стихи Ю. Мориц, изученных в1-3 классах; песни «Пони» и «Любимый пони» в исполнении Никитиных; фотографии пони; портрет Ю.Мориц; аудиозапись стихотворения «Любимый пони» в исполнении Т.Жуковой.

    Проверка домашнего задания.

    - Как называется раздел, который мы изучаем?  (Животные в нашем доме).

    - Проверим, как вы помните героев, о которых мы говорили в этом разделе и проведем викторину. Я буду читать вам цитаты  из произведений, а вы должны вспомнить о ком говорится и кто автор этих строк.

    1) « Мы все вздохнули свободно, когда, наконец, избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришел в прежний порядок.» (Медведко) А кто автор? (Дмитрий Мамин-Сибиряк)

    2) «… пел очень выразительно, с душой. У него оказался глубокий бархатный голос. Его пение сразу захватило нас» (Чанг, Юрий Коринец «Там в дали, за рекой»)

    3) « Он не любил повторяться и всякий раз пел новую песню. Иногда она бывала звонкой и радостной, иногда – печальной.» (Капитан Клюквин, Юрий Коваль)

     – Почему клест получил такое имя?

    4) «… пытался иногда что-нибудь стащить. Он вообще был озорником. Иногда он тайком забирался на диван, что дядя категорически запрещал» (Ханг)

    5) « Он был бродяга, пропадал по три дня, любил стянуть, что подвернется, но умнющий был на редкость» (Антон, Виктор Драгунский «Дымка и Антон»)

    6) «У него была милая рожица. Не любил он колоться и ежиться»  (Валентин Берестов «Прощание с другом»)

    7) « … у нее такие красивые глаза. Желтые-желтые и очень понятливые» (Дымка, Виктор Драгунский «Дымка и Антон»)

    Сообщение темы урока.

    - Продолжим нашу викторину. Только задания теперь будут музыкальные. Прослушайте музыку и попробуйте вспомнить слова песен. (Минусовки  песен на стихи Ю.Мориц «Ежик резиновый»,        « Слониха, слоненок и слон».

    - Что объединяет все эти произведения? (Автор Ю.Мориц) на доску вывешивается портрет Ю.Мориц или слайд.

    -Как вы думаете, чем же мы сегодня займемся на уроке?

    1. Чтение и работа с авторским текстом, знакомство с краткой биографией поэтессы

    - Откройте учебник на стр. 98. Прочитайте вслух (читает лучший чтец) текст после вопросов.

    - Какая проблема возникла у Насти? (не знала стихов о животных)

    - Какие авторы писали о животных? (Есенин, Тютчев, Чуковский, Маршак, Мориц)

    - Кто такой Булат Окуджава? (поэт)

    - Булат Шалвович Окуджава (9 мая 1924 – 1977) – поэт, писатель, композитор и исполнитель своих песен. Согласны ли вы с ним, что Ю.Мориц открыла свою страну? Как бы вы её назвали? (Она назвала «Сто фантазий»).

    - Мы с вами много произведений Ю.Мориц читали и учили наизусть, начиная с 1 класса. А вот о ней ничего не говорили.

    - Родилась 2 июня 1937 года в Киеве. У отца было двойное высшее образование: инженерное и юридическое, он работал инженером на транспортных ветках. Мать закончила гимназию до революции, давала уроки французского, математики, работала на художественных промыслах, медсестрой в госпитале и кем придётся, даже дровосеком. А главное – её мама знала наизусть много стихов и прозы, которую с упоением читала своим дочерям. Юнна Мориц помнит себя с двух лет, а в 4 года … началась Великая Отечественная война. Помнит, как бомбили Киев, помнит, как жили в эвакуации с сестрой и мамой. Помнит, как читала всё, что было под рукой. И не зря. Школу закончила с золотой медалью, поступила в литературный институт. В 20 лет впервые были напечатаны её ещё школьные стихи! Ее стихи переведены на все европейские языки, а также на японский, корейский, турецкий. А вот для детей начала писать только после 30 лет. В 1963 г. в журнале «Юность» открыли страничку «Для младших братьев и сестер», где и было напечатано и то стихотворение, с которого мы сейчас начнем.

    1. Работа со стихотворением «Пони»

    - Прочитайте заглавие на с.99.

    - Кто это?( маленькие лошадки, рост 80-140 см, выносливые). Где мы могли бы их увидеть? (в зоопарке, цирке, парке) (Фото на доске или слайде, один пони в попоне)

    - Прочитайте стихотворение про себя. Есть ли непонятные слова? (попона)

    Молчаливое чтение «Пони».

    - Какое настроение у пони? Чем занимается каждый день?

    - Какие слова  использует  поэт, чтобы показать монотонность работы пони? («пони бегает по кругу и в уме круги считает»)

    - Кому завидует пони? Почему? (коням, они  заняты серьезным делом)

    - А что может делать пони?

    - Что вызвало улыбку?

    - Меняется ли интонация в стихотворении? (спокойная – торжественная – печальная, с обидой и укоризной – гордая, восклицательная) Помечаем…

    - Попробуйте почитать в парах, помогите друг другу.

    Самостоятельная подготовка в парах. Проверка чтения.

    - А теперь давайте споем это стихотворение вместе с Татьяной и Сергеем Никитиными. Можете встать. Будьте внимательны, некоторые строчки поменялись местами.

    - Согласны ли вы с пони, что он занят несерьезным делом? Чем важна его работа??

    1. Работа со стихотворением «Любимый пони»

    - Прочитайте заголовок другого стихотворения.

    - Какое смысловое различие у заголовков? (1 – просто о пони, 2 – о той лошадке, которая любима и дорога)

    - Послушайте это стихотворение в исполнении заслуженной артистки России Татьяны Жуковой. Попробуйте понять, что вы почувствуете, когда будете его слушать.

    Прослушивание аудиозаписи.

    Обсуждение ощущений.

    Чтение детьми по строфам и разбор.

    1 строфа

    -Где работает пони? (пони спешит на работу в зоопарк)

    - Какая работа у пони? Поищем ответ в тексте. (Он возит тележку)

    - А зачем? Ведь в городе так много транспорта!?

    2, 4,6 строфы

    - Куда же не довезет никто, кроме пони? (страна Детство)

    - А любит ли пони автор? – чтение 4последних строк

    - Как описал автор пони? Каким приемом воспользовался? (сравнение-метафора)

    - Сколько раз повторяется эта строфа? Почему?

    3 строфа

    - Почему так трудно добираться до слонов, бегемотов, орангутангов…? ( Туда где они живут, трудно добраться человеку)

    - А где мы с вами их можем увидеть? (В нашем зоопарке, он один из крупнейших в России)

    5 строфа

    - Какие слова  использует Ю.Мориц для описания самолета и корабля? (великолепен, прекрасен)

    - Какие это слова? (торжественные)

    - А какое слово используется для пони, тоже торжественное? (чудесно – радостное)

    - Какой же прием использует поэт? (сравнение – противопоставление, контраст)

    - О чем же это стихотворение? (о любимом животном, которое помогает человеку вспомнить детство)

    - Да, возможно, гуляя по Киеву или Москве или нашему городу со своим внуком Ванечкой, Юнна Мориц наблюдала за пони и вспоминала своё, правда, не очень легкое, послевоенное детство.  Почему же она отдает предпочтение именно пони, а не великолепному самолету или прекрасному кораблю? (они неодушевленные, а пони – живой).

    - Как вы думаете, а из этого стихотворения можно сделать песню?

    - Давайте ее послушаем в исполнении Никитиных.  (Прослушивание аудиозаписи)

    Можно встать, подпевать.

    1. Итог урока

    - Какой пони вам ближе? Почему?

    - Чем различаются и чем похожи эти стихи о пони Ю.Мориц? Дети работают в паре на карточках.    (Похожи – темой, главным героем, отношением автора к нему, светлой грустью; отличаются – структурой, содержанием, стих и песня) 

    Эти стихи напоминают и взрослым, что «Все мы родом из детства».

    5. Домашнее задание.

    - Какое задание вы бы хотели?

    - Запишите своё д/з, по желанию можно выучить любое стихотворение наизусть.

    - Посмотрите мультфильм «Пони бегает по кругу», автором сценария является Ю.Мориц.  

    Юнна Мориц «Пони» и «Любимый пони»

    сходство

    различия

    Юнна Мориц «Пони» и «Любимый пони»

    сходство

    различия

    Юнна Мориц «Пони» и «Любимый пони»

    сходство

    различия

    Юнна Мориц «Пони» и «Любимый пони»

    сходство

    различия

    Юнна Мориц «Пони» и «Любимый пони»

    сходство

    различия

    Юнна Мориц «Пони» и «Любимый пони»

    сходство

    различия


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения 4класс "Школа 2100"

    Этот  урок  проводится двумя преподавателями: учителями 4  и 5-ого класса. Для тех кого интересует  преемственность. ...

    Рабочая программа по русскому языку3 класс ОС Школа 2100 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

    Рабочая программа составлена для учащихся общеучебной подготовки на основе:программы Образовательной системы «Школа 2100», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует...

    Рабочая программа по литературному чтению 3 класс ОС Школа 2100 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

    Рабочая программа составлена для учащихся общеучебной подготовки на основепрограммы по учебному предмету «Литературное чтение» Образовательной системы «Школа 2100»  рекомендуемой Министерством об...

    Рабочая программа по литературному чтению 4класс ОС "Школа 2100" Р.Н. Бунеев ,Е.В.Бунеева

    Рабочая программа составлена для учащихся 9-10 лет  общеучебной подготовки на основепрограммы по учебному предмету «Литературное чтение» Образовательной системы «Школа 2100»  рекомендуемой М...

    Рабочая программа 4 класс по русскому языку ОС "школа 2100" Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

    Рабочая программа составлена для учащихся 9-10 ЛЕТ  общеучебной подготовки на основе:программы Образовательной системы «Школа 2100», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая со...

    Методическая разработка урока литературного чтения ОС "Школа 2100", 4 класс. Л. Н. Толстой - народный учитель (сказка "Два брата").

    В процессе урока проводится рассуждение о праве выбора жизненного пути на примере сказочных персонажей и биографии Л. Н. Толстого. При изучении литературного текста применяется технология продуктивног...