календарно тематическое планирование литературное чтение 3 класс
календарно-тематическое планирование (чтение, 3 класс) по теме

Дружинина Инна Викторовна

календарно тематическое планирование литературное чтение 3класс программа 21век

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx95.76 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2013 г. рекомендованной МО и Науки РФ ; с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Литературное чтение» автора  Л.А. Ефросининой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 6-е изд., доработанное – М.: Вентана-Граф, 2012).

      Цели :

  1. овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования  младших школьников;

формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой  деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;

  1. развитие художественно-творческих  и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  2. воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран .

     От достижения этих  целей зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (надпредметных) умений, навыков, способов деятельности.

Ведущие задачи курса : 1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Результат: при освоении предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Формирование, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире.

Результат: школьники умеют работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, самостоятельно находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях; умеют участвовать в диалоге, строить монологические высказывания.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе. 

Результат: учащиеся учатся понимать художественное произведение как особый вид искусства; у них формируется умение определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка).

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Результат: в процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных

В результате изучения курса «Литературное чтение» в 3 классе учащиеся должны:

знать:

  1. Название  и основное содержание изученных произведений; имена, отчества и фамилии их авторов
  2. Элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

Называть, приводить примеры:

  1. Сказок народных и литературных;
  2. Стихов и рассказов из круга детского чтения;

Различать, сравнивать:

  1. Произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
  1. Жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
  2. Сказки народные и литературные
  3. Словари и справочники;
  4. Элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
  5. Виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);

Уметь :

  1. читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и про себя;
  2. знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
  3. выразительно читать подготовленное  произведение  с места или наизусть;
  4. определять смысл событий и поступков героев; выражать свое  отношение;
  5.  пересказывать текст  произведения (подробно и кратко) по готовому плану;
  1. самостоятельно читать  произведения и книги по изученным темам;
  2. пользоваться  библиотечным фондом;
  3. отбирать  книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
  4. пользоваться справочной литературой.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. Для самостоятельного чтения книг;
  2. Высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  3. Самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  4. Определять тему и жанр незнакомой книги;
  5. Работать со справочной литературой.

Виды учебной деятельности школьников

  1.  чтение вслух и «про себя»;
  2. формы чтения: чтение в парах, группах, фронтальное чтение в классе: коллективное и совместное чтение; хоровое и индивидуальное чтение, продолжение чтения;
  3. виды чтения: просмотровое (ознакомительное), поисковое, выборочное чтение, детальное прочтение, перечитывание;
  4. эмоциональный отклик на прочитанное;
  5. обсуждение прочитанного;
  6. составление планов, схем, закладки и выписки, цитаты;
  7. пересказ (полный, сжатый, выборочный);
  8. вопросы и ответы по прочитанному;
  9. коллективная драматизация художественных произведений;
  10. реконструкция текста произведения; «досказывание» и «дописывание»  
  11. игры с исполнением / сменой ролей: создателя (поэта, писателя, ученого и т.д.) исполнителя – слушателя или зрителя;
  12. работа с текстом: с его структурой и композицией (планы и ключевые слова, схемы), с содержанием и описанием персонажей (ключевые мысли и идеи, детали описания, цитаты), с языковыми средствами (средства выразительности);
  13. создание собственных высказываний и текстов на основе прочитанного (изложение, пересказ; отклики, отзывы и оценки, аннотации; аналоги и реконструкция);
  14. коллективное и групповое обсуждение собственных творческих замыслов и работ;
  15. обсуждение порядка действий при поиске и выборе информации, книги, при подготовке к выступлению, при разучивании наизусть; составление памяток и алгоритмов.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

Дата

Тема урока

Кол

-во ч

Содержание

УУД

I

Устное народное творчество

16

1

Малые формы фольклора :загадки пословицы, скороговорки.

1

Загадки, виды загадок. Выразительное чтение загадок наизусть.

Определять:

– жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, былина;

– особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом);

– различия жанров.

Называть произведения и выделять их особенности;

– определять тему и жанр произведения;

– называть и сравнивать героев

(положительных и отрицательных);

– определять главную мысль сказки;

– делить текст на части, озаглавливать части, составлять словесный или картинный план и пересказывать по плану произведение или отдельные эпизоды;

– сравнивать сказки (былины) разных народов;

– самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова;

– характеризовать особенности речи сказителя;

– использовать при чтении средства выразительности: темп, пауза, интонация;

– работать с

книгой: пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией

2

Жанр: устное народное творчество В.Даль Старик-годовик

1

Пословица, темы пословиц. Особенности построения пословиц. Конкурс «Знаток русских пословиц»

3

Русская народная сказка «Самое дорогое»краткий пересказ

1

Присказка. Виды присказок. Рассказывание знакомых сказок с разными присказками. Определение смысла (главной мысли) сказки. Рассказывание сказки от лица одного из героев

4

Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую»Составление плана

1

Присказка. Виды присказок. Рассказывание знакомых сказок с разными присказками. Определение смысла (главной мысли) сказки. Рассказывание сказки от лица одного из героев

5

Сказки с загадками .р .н. с Дочь- семилетка. Тон, темп

1

Повторение. Слушание русской народной сказки о животных. Русская народная сказка «Лиса и Котофей Иванович». Работа с книгой: предисловие, послесловие

6

 Жанр: народная сказка Русская народная сказка Царевич Нехитёр-Немудёр»

1

Особенности сказок с загадками, развитие сюжета. Сравнение героев положительных и отрицательных. Сравнение сказок с загадками.

7

Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр». Деление на части. составление плана

1

Понятие «волшебные сказки». Их особенности: чудеса, превращения, повторы, борьба добра и зла. Выразительное чтение эпизодов о чудесах. Рассказывание сказки. Сравнение бытовых и волшебных сказок. Понятие о присказках.

8

Былина Добрыня и змей .Сравнение

1

9

Жанр :былины. БылинаИлья Муромец и Соловей разбойник

1

10

Былина Илья Муромец и Соловей разбойник .Составление плана

1

.

11

Былина Илья Муромец и Соловей разбойник .Краткий пересказ

1

Выполнение заданий в учебнике и тетради

12

Былины. Алёша Попович и Тугарин  Змеёвич. Составление плана

1

Понятие о былине как жанре устного народного творчества. Былинные герои: их внешний вид, поступки, служение родине. Персонажи положительные и отрицательные. Особенности былины: напевность, особенности языка, повторы, устойчивые эпитеты. Рассказывание былин по плану, обучение художественному рассказыванию отдельных эпизодов.

13

Былины Алёша Попович и Тугарин  Змеёвич. Сравнение

1

14

Былины.  «Вольга и Микула» Тон,темп,логические ударения

1

15

Слушание и работа с детскими книгами. Былины. Дополнительное чтение «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович»

1

Слушание былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча». Сравнение её с былиной «Добрыня и Змея». Рассматривание книг с былинами. Работа с элементами книги: титульный лист, содержание.

16

Урок-обобщение по теме «Былины» («Проверьте себя»).Моделирование обложек книг

11

Выполнение заданий в учебнике и тетради.

II

Басни

5

17

Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград»

1

Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ (развитие действия), олицетворение.

Сравнение басен Эзопа и Крылова, героев и формы (стихотворная и прозаическая). Упражнения в выразительном чтении басен.

Раскрывать единство формы и содержания басни. Сравнивать басни Эзопа и И.А. Крылова и их героев. Работать с басней: правильно называть; выделять вступление,

читать выразительно каждую часть басни, работать с книгой: пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией. Характеризовать

литературоведческие понятия: басня, мораль;.

Называть басни из круга
детского чтения; различать сказку и басню; сравнивать героев басни; выделять особенности басен Эзопа
и  И..А. Крылова; выразительно читать басни с листа и наизусть.

Работает с книгами басен: выбирает, рассматривает, читает.

18

И.А. Крылов. «Ворона и Лисица».  Дополнительное чтение Эзоп. «Ворон и Лисица»

1

Особенности записи басни. Сравнение героев. Работа с иллюстрациями. Выразительное чтение.

19

Дополнительное чтение И.А. Крылов. «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и работник»

1

Повторение: олицетворение, мораль, вступление. Соотнесение иллюстрации с текстом басни.

20

Слушание и работа с детской книгой.  Дополнительное чтение Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица» А.Е. Измайлов. «Филин и чиж»

1

Слушание басен Эзопа, И.А. Крылова, А.Е. Измайлова. Книги «Басни И.А. Крылова», «Русские баснописцы», «Басни Эзопа». Работа с аппаратом книги: титульный лист, внутритекстовые иллюстрации, составление краткой аннотации к книге.

21

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Выборочное чтение

1

Выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради.

III

Произведения

А.С. Пушкина

10

22

Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зелёный...».

1

Представление об эпитетах, устойчивые эпитеты. Понятие об олицетворении. Упражнения в выразительном чтении: определение задачи чтения, наблюдения за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа чтения.

Объясняет литературоведческие понятия: литературная сказка, стих, стихотворная строка, рифма, ритм.

Ставит задачу
для выразительного
чтения, использует интонации, соответствующие смыслу текста.  Показывает свое отношение к произведению, героям, автору.

Коммуникативные умения (умение работать в малых группах; вести диалог).

Выполнять советы учителя на совместное выполнение учебной задачи.

Выделять при чтении логические ударения (важные слова) в стихотворной строке.

Сочинять двустишия или четырёхстишия по заданным рифмам.

23

Дополнительное чтение  Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «Бой Руслана с головой»

1

24

«Сказка о царе Салтане...».  Понятие: устойчивый эпитет

1

Понятие: устойчивый эпитет,  стихотворная строка,  рифма, ритм. Сравнение «Сказки о царе Салтане...» с русской народной сказкой «Царевич Нехитёр-Немудёр»: схожесть сюжетов, героев, чудес и превращений. Наблюдение в сказке за изменением состояния моря, движения кораблика и изменением настроения автора.

25

«Сказка о царе Салтане...». Понятие: стихотворная строка

1

26

«Сказка о царе Салтане...». Понятие: рифма, ритм.

1

27

Слушание и работа с детской книгой. К. Г. Паустовский. «Сказки Пушкина». Дополнительное чтение 

 А. С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде»,

1

Работа с книгами сказок А.С. Пушкина. Слушание  «Сказки о попе и о работнике его Балде»,  «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»  Рассматривание книг со сказками разных изданий.

28

Дополнительное чтение

А. С. Пушкин.  «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Э. Бабаев. «Там лес и дол видений полны...»

1

29

А. С. Пушкин. . «Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер»

1

Сравнение стихотворений: определение их тем, наблюдение за построением строф и рифмой

30

А. С. Пушкин. «Няне».

1

Тон и темп стихотворения. Отношение поэта к няне

31

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Проверка уровня начитанности и читательских умений

1

Выполнение заданий в учебнике и тетради

Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика.

IV

32

Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета  

Ф.И.Тютчев Есть в осени первоначальной

Логические ударения

5

33

Ф.И. Тютчев., «Чародейкою зимою...»

1

Работа с текстами стихотворений Ф.И. Тютчева. Сравнение их содержания (о чем говорится), какие использованы эпитеты, сравнения. Сравнение строф: четверостишия и пятистишия

Объяснять  содержание стихотворения.

Указывать паузы, выделять логическое ударение. Понимать чувства и мысли поэта.  Правильно  сознательно и выразительно читать целыми словами, соблюдать ударение. Самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности);

выразительно читать стихотворение.  Интеллектуальные умения

(отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи).

34

А.Н. Майков. «Осень»

1

Работа с текстом стихотворения. Выполнение заданий в учебнике. Упражнение в выразительном чтении

35

А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»

1

Сравнение стихотворений А.А. Фета, выделение эпитетов, сравнений. Определение тона и темпа чтения. Наблюдение за употреблением автором знаков препинания.

Работа с иллюстрацией и соотнесение её с текстом. Заучивание одного из стихотворений наизусть.

36

Слушание и работа с детской книгой. Стихи русских поэтов.

Дополнительное чтение И.А. Бунин. «Листопад»

1

Работа с книгами со стихами для детей. Слушание стихотворения И.А. Бунина «Листопад»

37

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Проверка сформированности учебной и читательской деятельности

1

Выполнение заданий в учебнике и тетради. Диагностические тесты.  Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика.

V

Произведения

Л.Н. Толстого

10

38

Л.Н. Толстой  Два брата» (сказка)

1

Сравнение жанров произведений и выделение особенностей. Особенности басни в прозаической форме, выделение морали. Выполнение заданий к тексту и в тетради. Чтение басни по ролям.

Называть  произведения Л. Н. Толстого разных жанров (в рамках программы);

различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы;

выделять факты и их описания;

называть героев произведения, понимать их эмоционально-нравственные переживания;

понимать содержание литературного произведения;

выделять события или систему событий, составляющих основу художественного произведения;

 определять главную мысль;

делить текст на композиционные части;

39

Л.Н. Толстой  «Белка и волк» (басня)

1

40

Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение Л.Н. Толстой. «Работник Емельян и пустой барабан»

1

Особенности сказок Толстого (сюжет, герои). Определение вида сказок (волшебная, бытовая)

41

Научно-познавательные и художественные рассказы . «Лебеди», «Зайцы».

1

Выделение фактов из рассказа «Зайцы» и их описание. Упражнение в выразительном чтении рассказа «Лебеди»: выделение описания отдельных эпизодов, определение отношения автора. Выразительное чтение одного из рассказов.

42

 Дополнительное чтение Научно-познавательные и художественные рассказы.  Л.Н. Толстой   «Акула».

1

Выделение фактов из рассказа «Акула» и их описание. Упражнение в выразительном чтении рассказа: выделение описания отдельных эпизодов, определение отношения автора.

43

Дополнительное чтение «Лев и собачка» Л.Н. Толстой  

1

Определение главной мысли рассказа «Лев и собачка». Сравнение рассказов «Зайцы» и «Лев и собачка»: особенности повествования, эмоциональное состояние, позиция автора в каждом рассказе. Пересказ одного из рассказов

44

Разножанровые произведения. Рассказ «Прыжок».

1

Художественный рассказ «Прыжок», его сюжет (показать на сюжетно-композиционном треугольнике). Чтение молча. Обучение рассказыванию былины

45

Разножанровые произведения. Былина «Как боролся русский богатырь»

1

46

Слушание и работа с детской книгой. Книги Л.Н. Толстого. Дополнительное чтение «Ореховая ветка»;

А. Сергеенко.  «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах»

1

Слушание сказки «Ореховая ветка». Рассматривание книг Толстого разных изданий

47

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»).  Проверка навыка чтения вслух

1

Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика.

VI

Произведения

Н.А. Некрасова

7

48

«Крестьянские дети» (отрывок). «Мужичок с ноготок (отрывок). К. И. Чуковский. «Мужичок с ноготок»

1

Чтение и сравнение двух отрывков.

Выделение эпитетов. Сравнение интонационных рисунков, выявление позиции автора-рассказчика, автора-героя. Аналитическое чтение статьи К.И. Чуковского «Мужичок с ноготок».

Называть  имя, отчество и фамилию поэта;

называть произведения Н. А. Некрасова (в рамках
программы);

характеризовать понятия «лирический герой», «сказочный» и «реальный».

 находить справку о поэте в книгах-справочниках; использовать языковые средства художественной выразительности для понимания содержания стихотворения; самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения; читать выразительно подготовленные тексты стихов, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию;

 выражать свое
отношение к прочитанному;

работать с аппаратом книг стихов Н. А. Некрасова

49

Слушание и работа с детской книгой.  Дополнительное чтение Н.А Некрасов. «Крестьянские дети» (в сокращении)

1

Упражнение в выразительном чтении отрывка из стихотворения «Крестьянские  дети». Выразительное чтение наизусть одного отрывка.

50

«Славная осень...». Дополнительное чтение «Зелёный Шум».

1

Сравнение описания поздней осени и наступающей весны. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Сравнение своего прочтения «Зелёный Шум» с прочтением его К.И. Чуковским. Выполнение заданий в тетради

51

Дополнительное чтение «Зелёный Шум». К. И. Чуковский. «Зелёный Шум»

1

52

Стихи о природе. «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

1

Сравнение описаний героев стихотворений (сказочный герой и герой реальный), их чувств, поведения. Определение тона, темпа и ритма чтения. Выразительное чтение стихотворения

53

Слушание и работа с детской книгой. К. И. Чуковский. «0 стихах Н.А. Некрасова». Дополнительное чтение Н.А. Некрасов. «Саша», «Перед дождём»

1

Рассматривание книг со стихами Н.А. Некрасова: работа с титульным листом, предисловием, обращением к читателю. Знакомство с художниками-иллюстраторами

54

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Проверка навыка чтения молча

1

Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика.

VII

Произведения А.П.Чехова

6

55

Повесть «Степь» (отрывок).

1

Описание луны, грозы, ветра, дождя. Выделение олицетворений. Художественный пересказ («Белолобый»),

Сравнение произведений А.П. Чехова «Степь» и И.С. Тургенева «Лес и степь». Выполнение заданий к текстам произведений

Называть имя, отчество и фамилию писателя;

называть произведения А. П. Чехова (в рамках программы);

сравнивать и различать рассказ-описание и рассказ-
повествование;

находить в тексте описания портрета героя, интерьера,
пейзажа;

понимать главную мысль, объяснять заглавия (заглавие- жанр, заглавие - имя героя, заглавие -главная мысль); участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое отношение к прочитанному.

56

Дополнительное чтение 

А. П. Чехов. «Белолобый»

1

57

Дополнительное чтение  

И.С. Тургенев. «Лес и степь»

1

58

А. П. Чехов  «Ванька».  

Н.С. Шер. «0 рассказах А.П. Чехова»

1

Объяснение заглавия. Аналитическое чтение, выделение эпизодов описаний героя, его жизни. Выполнение заданий в учебнике и тетради

59

Слушание и работа с детскими книгами. Книги о животных.

Дополнительное чтение 

Л. Андреев. «Кусака»

1

Слушание рассказа Л. Андреева «Кусака». Работа с книгами о животных: рассматривание, работа с аппаратом книг. Работа с предисловием и послесловием

60

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Проверка начитанности и читательских умений.

1

Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика.

VIII

Сказки

зарубежных

писателей

4

61

Ш. Перро. «Подарки феи»

Работа с текстом сказки: особенности речи, развитие событий, повторы, герои положительные и отрицательные.

Называть имена зарубежных писателей-сказочников и названия произведений (в рамках программы).
Различать сказки
народные и литературные;

определять героев
положительных и
отрицательных,
определять отношение автора к героям и выражать свое отношение к ним;

передавать сюжет сказки, находить его части;

сравнивать сказки народов мира (видеть их сходство и
различие), а также сказки отечественных и зарубежных
писателей, защищать свой проект

62

Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре». Дополнительное чтение Ц. Топелиус. «Зимняя сказка»

Наблюдение: начало и конец сказки, большие числа, поведение героев. Сравнение сказок Ц. Топелиуса.

63

Слушание и работа с книгами зарубежных сказочников. Дополнительное чтение Х.-К. Андерсен. «Снеговик»; Братья Гримм. «Умная дочь крестьянская»

Слушание сказки братьев Гримм «Умная дочь крестьянская». Повторение сказок с загадками. Чтение сказки Х.-К. Андерсена «Снеговик», выполнение заданий в тетради.

64

Урок-проект  «В мире сказок»

Защита индивидуальных и групповых проектов.

IX

Стихи русских поэтов

7

65

И. С. Никитин. «Русь»

1

Понятие о тоне, ритме. Выделение логических ударений и соблюдение пауз. Определение темы. Упражнения в выразительном чтении. Выполнение заданий в тетради

Называть имена русских
поэтов и их произведения;

объяснять понятия: тон,
темп, ритм стихотворения;

выделять языковые средства художественной выразительности;

понимать содержание стихотворения (мысли и чувства автора);

самостоятельно
готовить стихотворения для выразительного чтения;

передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение (с листа и наизусть).

66

И. С. Никитин. «Утро»

1

Описание картин природы (пейзаж), выделение эпитетов и олицетворений. Работа с иллюстрацией и текстом. Повторение логические ударения.

67

И.З. Суриков. «Детство»

1

Повторение: выделение олицетворений, сравнений и эпитетов.

Выполнение заданий в учебнике и тетради.

68

Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Дополнительное чтение И. С. Никитин. «Помню я: бывало, няня...»

1

Слушание стихотворения «Помню я: бывало, няня...» или любого другого стихотворения русских поэтов. Выполнение заданий в тетради

69

С. Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день»

1

Объяснение заглавия стихотворения «Привет» и подбор синонимов к слову привет. Сравнение тем стихотворений и их интонационных рисунков. Пейзаж в стихотворении «Зимний день». Работа с иллюстрацией и текстом

70

Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение Ф.Н. Глинка. «Москва»

1

Сравнение стихов по темам, авторам. Чтение стихов о Родине

71

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»).  Тест

1

Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика.

X

Произведения

Д.Н. Мамина-Сибиряка

7

72

«Приёмыш»

1

Работа над содержанием рассказа, сюжетом. Аналитическое чтение, работа с планом. Обучение художественному пересказу по плану (план дан в учебнике). Выявление главной мысли, авторской позиции (автор-рассказчик). Выполнение заданий в тетради.

Называть фамилию, имя,
отчество, литературный псевдоним автора.

Называть произведения
Д. Н. Мамина-Сибиряка разных жанров.

Работать с сюжетом и планом;

пересказывать по
плану подробно и кратко;

рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных особенностей текста;

определять авторскую позицию (находить в тексте  слова, подтверждающие позицию автора), выделять главную мысль;

читать выразительно самостоятельно подготовленный эпизод или  произведение.

73

«Приёмыш». Составление плана рассказа

1

74

Итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности. Тест

1

Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика.

75

Сказка «Умнее всех»

1

Работа со сказкой: чтение, выделение основного содержания. Сравнение этой сказки с басней. Обучение краткому пересказу. Выразительное чтение одной из частей по ролям

76

Слушание и работа с детской книгой.  Дополнительное чтение «Постойко»

1

Слушание рассказа «Постойко». Работа с книгами. Игра-конкурс «герои-животные». Отзыв о прочитанной книге

77

Проверка  выразительности чтения изученных произведений

1

Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика.

78

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Проверка навыка чтения вслух

Выполнение заданий в учебнике и тетради.  Определить уровень достижений каждого ученика.

XI

Произведения

А.И. Куприна

7

79

«Синяя звезда»

1

Работа над содержанием рассказа, сюжетом. Аналитическое чтение, работа с планом. Выполнение заданий в тетради

Различать  основные жанры произведений А. И. Куприна и их темы;

делить текст на
смысловые части и
составлять план,
пересказывать подробно и кратко по плану;

выделять в тексте
описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи; самостоятельно
работать с текстами
произведений (читать вслух и молча, определять главную
мысль);

выразительно читать (в лицах), передавать при помощи интонации свое
отношение к персонажам.

80

«Синяя звезда»

1

81

«Синяя звезда»

1

82

«Барбос и Жулька».

1

Описание героев рассказа. Выделение эпитетов и сравнений. Работа по сюжету. Дополнение плана. Сравнение этого рассказа с рассказом Л.Н. Толстого «Лев и собачка». Выполнение заданий в тетради

83

Дополнительное чтение «Собачье счастье»

1

84

Слушание и работа с детскими книгами о животных.

Дополнительное чтение

«Ю-ю»

1

Слушание рассказа Куприна «Ю-ю», рассматривание книг о животных (назвать фамилии авторов, героев, пересказать эпизод)

85

Урок-обобщение по разделам «Произведения Д.Н. Мамина- Сибиряка», «Произведения А.И. Куприна» («Проверьте себя»). Проверка навыка чтения молча

1

Выполнение заданий в учебнике и тетради.  Определить уровень достижений каждого ученика.

XII

Стихи

С.А.Есенина

7

86

Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом...»

1

Комментирование заглавия. Выполнение заданий в учебнике. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Сравнение строф, указание пауз, выделение логических ударений. Выразительное чтение одного из отрывков наизусть.

Называть стихотворения
С. Есенина, вошедшие в круг детского чтения;

читать наизусть 2-3 стихотворения С. Есенина.

Определять  тему
и содержание стихотворения (мысли и чувства автора);

находить языковые средства художественной выразительности;

передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение.

87

«Нивы сжаты, рощи голы...»

1

Работа со стихотворением: первичное восприятие (читает учитель), выделение  сравнений и эпитетов, определение интонационной партитуры. Выполнение заданий в тетради.

88

«Берёза». Дополнительное чтение. Стихи о берёзе (отрывки)

1

Чтение стихов, выделение эпитетов, сравнений, олицетворений, сравнение строф. Упражнение в выразительном чтении стихотворения «Берёза»: определение интонационной партитуры, отношение автора, пробное чтение каждого четверостишия. Заучивание наизусть.

89

«Бабушкины сказки»

1

Самостоятельное чтение стихотворения «Бабушкины сказки», выполнение заданий к тексту. Упражнение в выразительном чтении под руководством учителя. Сравнение стихотворений И.З. Сурикова «Детство», И.С. Никитина «Помню я: бывало, няня...» и С.А. Есенина «Бабушкины сказки». Творческая работа: рассказывание сказок «Про Ивана - дурака».

90

Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов  Дополнительное чтение «Топи да болота...», «Сыплет черёмуха снегом...»;

И.С. Тургенев. «Деревня»

1

Слушание стихов С.А. Есенина. Работа с выставкой книг стихов русских поэтов о Родине, родной природе. Слушание стихотворного произведения И.С. Тургенева из книги «Деревня». Работа с книгами стихов русских поэтов о природе.

91

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»).

1

Выполнение заданий в учебнике и тетради. Конкурс выразительного чтения стихов С.А. Есенина (работа в группах).

92

Библиотечный урок. Стихи русских поэтов. Проект «Моё любимое стихотворение»

1

Книги со стихами русских поэтов. Выполнение творческих работ. Работа с каталогами и библиотечными формулярами.  Защита проектов.

XIII

Произведения

К.Г. Паустовского

12

93

Сказка «Стальное колечко»

1

Работа с произведением. Аналитическое чтение, деление на части и составление плана. Описание образа Вари, выделение сравнений и слов бойца «анютины глазки с косичками». Выполнение заданий в учебнике и тетради. Обучение художественному пересказу по плану (план в учебнике).

Называть произведения

К. Г. Паустовского разных жанров (в рамках программы).

Читать  правильно;

 различать художественные и научно познавательные рассказы;

различать рассказ-повествование, рассказ-описание, юмористический рассказ;

работать с научно-
познавательным рас
сказом (выделять
факты и их описания);

самостоятельно
работать с текстом: прочитать, разделить на смысловые части, составить план;

пересказывать по плану (подробно и кратко);

 

понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения;

выражать свою точку зрения о произведении, о
героях и поступках;

различать героев
(главных и второстепенных), воссоздавать их образ
(внешний вид, по
ступки, отношение
автора).

94

Сказка «Стальное колечко»

1

95

Сказка «Стальное колечко»

1

96

«Кот-ворюга»

1

Понятия: юмористический рассказ, юмор. Работа с текстом рассказа: чтение, сюжет (развитие событий), образ кота (внешний вид, поступки). Творческая работа: рассказ от имени кота «Моя кошачья жизнь».

97

«Какие бывают дожди?»

1

Самостоятельное чтение рассказа, выполнение заданий в учебнике. Сравнение этого рассказа с рассказом «Кот-ворюга». Понятие: «научно-познавательный рассказ». Работа с описаниями дождей. Творческая работа: придумать рассказ «Дождь идёт».

Работа с текстом рассказа: чтение, комментирование заглавия, выполнение заданий в учебнике. Дифференцированная работа: чтение историй «Дед и заяц», «Ваня и заяц», «Автор и герои рассказа». Повторение понятия «автор-рассказчик»

98

Дополнительное чтение «Заячьи лапы»

1

99

Слушание и работа с книгами К. Г. Паустовского.

Дополнительное чтение «Тёплый хлеб»

1

Слушание сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Рассматривание книг Паустовского, работа с аппаратом книги: предисловие, оглавление, аннотация.

100

Слушание и работа с детскими книгами о природе Н. Сладков, Г. Скребицкий,

1

Слушание рассказа. Работа с книгами о природе, сравнение книг с одним и тем же произведением, но разных изданий.

Выяснение авторской точки зрения и отношения автора к герою. Выразительное чтение эпизода «Воробей и собака».

Объяснение заглавия рассказа и поступка мальчика.  Выразительное чтение кульминационного момента. Выполнение заданий в тетради.

101

Слушание и работа с детскими книгами о природе Э. Шим,  В. Бианки 

1

102

Дополнительное чтение В. Астафьев. «Стрижонок Скрип»,  И. С. Тургенев.

«Воробей», «Перепёлка»

1

103

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

1

Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика.

104

Урок - проект «Моя любимая книга»

1

Защита проектов.

XIV

Произведения

С.Я. Маршака

4

105

«Урок родного  языка»

1

Повторение произведений С.Я. Маршака. Работа со стихотворением «Урок родного языка»: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Слушание стихотворения «Ландыш», выделение эпитетов и сравнений. Сравнение стихотворений С.Я. Маршака. Заучивание одного из стихотворений наизусть (свободный выбор детьми)

 Называть  произведения С. Я. Маршака.

понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);

самостоятельно
готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу
чтения, определять
интонационный
рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности);

выразительно читать стихотворение
(передавать при
помощи интонации
свое отношение к
персонажам);

давать оценку
своему чтению.

106

«Ландыш»

1

107

Слушание и работа с книгами С.Я. Маршака. Дополнительное чтение Пьеса-сказка «Кошкин дом»

1

Слушание пьесы-сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом» или другого произведения. Выставка книг С.Я. Маршака разных годов издания. Книги с портретом писателя, книги с предисловием или послесловием/

108

Урок-обобщение по разделу «Произведения и книги

С.Я. Маршака»; В. Субботин. «С  Маршаком»

1

Первая часть урока-конкурса «Мой Маршак»:

работа в учебнике по рубрике «Книжная полка»;

выразительное чтение стихов С.Я. Маршака;

аннотация «своей» книги, принесенной на урок;

конкурс творческих работ. Вторая часть урока-конкурса «Я знаю стихи С.Я. Маршака»

XV

Произведения

Л. Пантелеева

6

109

«Честное слово»

1

Работа с рассказом: первичное чтение, определение темы, «автор-рассказчик», «автор-герой рассказа». Выполнение заданий к тексту в учебнике и в тетради. Обучение художественному пересказу (план в учебнике)

Называть рассказы Л. Пантелеева (в рамках программы); объяснять

понятия «автор -рассказчик», «автор - герой произведения», «фантастический рассказ»,
«исторический рассказ».

Различать исторические и фантастические рассказы;

выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по

плану подробно и кратко;

рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения;

определять главную мысль рассказа,
авторскую позицию
и выражать свою
точку зрения;

читать вслух и про себя доступный текст бегло и правильно;

составлять отзыв о прочитанном.

110

«Честное слово»

1

111

«Камилл и учитель»

1

Исторический рассказ, автор-рассказчик. Сюжет рассказа (работа с «сюжетным треугольником»). Выполнение заданий в учебнике и в тетради

112

«Камилл и учитель»

1

113

Слушание и работа с детской книгой.

Дополнительное чтение «Фенька», «Новенькая»

1

Работа с рассказами Л. Пантелеева «Фенька», «Новенькая». Работа с книгами Л. Пантелеева

114

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»).

1

Выполнение заданий в учебнике и тетради. Повторение произведений о детях и для детей

XVI

Произведения

А.П. Гайдара

5

115

«Горячий камень»

1

Работа с рассказом: чтение, выполнение заданий в учебнике, выделение элементов волшебства. Работа с сюжетом. Сравнение героев рассказа. Выполнение заданий в тетради

Называть произведения
А. П. Гайдара, вошедшие в круг детского чтения.

Работать с сюжетом и планом;

определять авторскую точку зрения
и выражать свое
отношение к произведению и героям произведения;

рассказывать эпизоды с сохранением
художественных
особенностей произведения;

читать выразительно подготовленный текст.

116

Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы)

1

Знакомство с повестью «Тимур и его команда». Работа с отдельными главами: чтение, выполнение заданий в тетради и в учебнике. Рассказ о дружбе ребят (по выбору).

117

Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы)

1

118

С. В. Михалков. «Аркадий Гайдар»;

К. Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».  Дополнительное чтение С. В. Михалков. «Ошибка»

1

Работа со стихотворением С.В. Михалкова «Аркадий Гайдар»: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Слушание очерка К.Г. Паустовского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».  Повторение произведений С.В. Михалкова и К.Г. Паустовского.

119

Слушание и работа с книгами о детях. Дополнительное чтение В.Ю. Драгунский. «Девочка на шаре»

1

Рассматривание книг о детях, сравнение игр, забав и жизни детей в годы войны и в мирное время.

XVII

Произведения

М.М. Пришвина

7

120

Очерк «Моя Родина».

1

Работа с очерком «Моя Родина»: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради.

Развитие сюжета в рассказе «Двойной след», комментирование заглавия, художественный рассказ о тетёрке (обучение). Выполнение заданий к тексту.

Называть произведения
М. Пришвина разных жанров.
Различать художественные и научно-познавательные рассказы;

находить в тексте
описания картин природы, внешнего вида героя, их переживаний;

определять главную мысль, комментировать значение заглавия произведения;

уметь  представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного).

121

Дополнительное чтение «Двойной след»

1

122

«Выскочка»

1

Самостоятельное ознакмительное чтение, комментирование заглавия. Аналитическое чтение, составление плана, определение отношений автора к Выскочке. Выполнение заданий в учебнике. Сравнение рассказов «Двойной след» и «Выскочка». Чтение рассказа-описания «Жаркий час». Пояснение заглавия словами из текста. Особенности описания (выделение глаголов, повторов, поведения зайца). Сравнение разных по жанру произведений М.М. Пришвина: очерк, художественный рассказ, юмористический рассказ, рассказ-описание.

123

 «Жаркий час»

1

124

В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине

1

125

Слушание и работа с детскими книгами о природе.

Дополнительное чтение

В. В. Бианки. «По следам»

1

Слушание рассказа В.В. Бианки «По следам» или другого его рассказа. Работа с книгами писателей-натуралистов (М.М. Пришвин, Г. Скребицкий, И.С. Соко- лов-Микитов, В. Бианки, Э. Шим и др.)

126

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»).

1

Выполнение заданий в учебнике и тетради

XVII

Произведения

зарубежных писателей

10

127

Дж. Лондон. «Волк»

1

Работа с рассказом: чтение, работа с сюжетом, герои рассказа, смысл рассказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради

Называть произведения за
рубежных писателей (Дж. Лондона, Э. Сетона-Томпсона, Дж.Чиарди).

Называть произведения зарубежных писателей из
круга детского чтения;

сравнивать(находить схожесть главных мыслей,
сюжетов, тем) произведения зарубежных и отечественных писателей.

128

Дж. Лондон. «Волк»

1

129

Э. Сетон-Томпсон. «Чинк»

1

Сюжет рассказа, герой, описание кульминационного момента. Рассказ «Чинк и Обри». Сравнение рассказа «Чинк» с рассказами русских писателей А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна

130

Э. Сетон-Томпсон. «Чинк».  Тест

1

131

Слушание и работа с детскими книгами зарубежных писателей.  Дополнительное чтение 

Дж. Чиарди. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн»

1

Слушание стихотворений. Работа с выставкой книг зарубежных писателей

132

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Проверка начитанности и читательских умений

1

Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика.

133

Итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности. Тест

1

Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика.

Называть  произведения зарубежных и отечественных писателей из круга детского чтения;

сравнивать(находить схожесть главных мыслей,
сюжетов, тем) произведения зарубежных и отечественных писателей;

работать с текстом произведения
(делить на смысловые части; выделять эпизоды описаний героев и их поступков, составлять план);

правильно, бегло и осознанно читать текст;

самостоятельно
выбирать книгу по
заданной теме;

уметь  представить
книгу (правильно
назвать, опираясь
на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного);

писать отзыв о прочитанной книге.

134

Итоговый тест

1

Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика.

135

Проверка начитанности и читательских умений

1

Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика.

136

Итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности. Тест

1

Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование.Литературное чтение. 2 класс.

Рабочая программа 2 класс (3 часа в неделю) Автор: О. В. Кубасова...

Календарно-тематическое планирование. Литературное чтение в 3 классе.

КТП по литературному чтению в 3 классе. Школа России....

календарно-тематическое планирование литературное чтение 3 класс

календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по программе "школа России" для 3 класса...

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение" Л.Ф.Климанова. 1 класс, УМК "Перспектива", ФГОС

Календарно-тематическое планирование с рабочей программой  "Литературное чтение" Л.Ф.Климанова,1 класс разработано в соответствии с ФГОС по УМК "Перспектива"...

Календарно-тематическое планирование. Литературное чтение. 1 класс. Школа России

Календарно-тематическое планирование. Литературное чтение. 1 класс. Школа России...