Создание творческой среды на уроках литературного чтения в начальной школе.
статья по чтению по теме

Кузьмина Юлия Александровна

Творчество – это способность человека создавать нечто новое, оригинальное. Творчеству благоприятствует развитие наблюдательности, лёгкость комбинирования извлекаемой из памяти информации. Особенностью ребёнка младшего школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия, необычность и богатство детской фантазии, воображение, потребность выдумывать, сочинять. Для реализации этих способностей, как никакие другие подходят уроки литературного чтения, которые обладают богатыми возможностями творческого обогащения. Именно творческие виды деятельности на уроках литературного чтения позволяют прочувствовать глубину и богатство изучаемого литературного материала, учат понимать поступки героев, анализировать их характер. В своей педагогической практике использую классификацию видов творческой деятельности, предложенную Л.Д.Мали, которая сводит их к трём основным:

1)    драматизация; 2) иллюстрирование; 3) рассказывание.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Создание творческой среды на уроках литературного чтения в начальной школе. (Из опыта работы).

Кузьмина Ю.А. учитель начальных классов

МОБУ «СОШ № 172» п.Архара, Амурская область, Архаринский район

Творческий тренинг-разминка с аудиторией «Генерация идей».

Уважаемые коллеги! Я хотела бы поделиться с вами опытом работы над развитием детского творчества на уроках литературного чтения.

Творчество – это способность человека создавать нечто новое, оригинальное. Творчеству благоприятствует развитие наблюдательности, лёгкость комбинирования извлекаемой из памяти информации.

Особенностью ребёнка младшего школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия, необычность и богатство детской фантазии, воображение, потребность выдумывать, сочинять. Для реализации этих способностей, как никакие другие подходят уроки литературного чтения, которые обладают богатыми возможностями творческого обогащения. Именно творческие виды деятельности на уроках литературного чтения позволяют прочувствовать глубину и богатство изучаемого литературного материала, учат понимать поступки героев, анализировать их характер. 

Целью своей работы ставлю

- формирование у ребенка умения управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей;

- развитие способностей свободно, нестандартно мыслить, решать сложные проблемные ситуации.

Поэтому стараюсь строить свои уроки так, чтобы каждый ученик мог проявить себя в зависимости от умения и желания учиться, используя для этого различные виды и формы учебной деятельности (индивидуальную, групповую, фронтальную).

В своей педагогической практике использую классификацию видов творческой деятельности, предложенную Л.Д.Мали, которая сводит их к трём основным:

  1. драматизация; 2) иллюстрирование; 3) рассказывание.
  1. ДРАМАТИЗАЦИЯ

Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное иллюстративное средство, притом же оно применяется во всех классах начальной школы.

При помощи драматизации образы произведения показываются в действии. Показ можно провести:

а) Только с помощью слова, т.е. в форме чтения по ролям и коллективной декламации;  

Ребятам очень нравится чтение текстов по ролям с заданной интонацией. Например: прочти грустно, весело, равнодушно, строго, с мольбой, с презрением, досадой, с возмущением, с насмешкой, удивленно, с интонацией страха, сожаления, торжества, таинственности, растерянности, неуверенности, раздражения, осуждения, сочувствия и т.д..

б) Только средствами движения, т.е. в виде пантомимы;

Например: Пантомима к рассказу В.В.Бианки «Музыкант». Охотник наблюдает за играющим на расщеплённом грозой дереве медведем.

в) Соединением движения и слова, т.е. в форме разыгрывания сцен в классе, когда обстановка воображается, а иногда и специально для этого создается.

«Новогодняя быль». С.В.Михалков

Задание: Инсценирование фрагментов произведения

  1. Составление плана
  2. Создание творческих групп
  3. Инсценирование

Сказка «Лиса и тетерев»

Задание: Разыграй диалог Лисы и Тетерева.

«Стрекоза и Муравей» И.А.Крылов

Задание: Разыграй с соседом по парте диалог Стрекозы и Муравья.

  1. ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ

а) Работа с иллюстрацией к литературному произведению.

б) Словесное рисование.

в) Иллюстрирование литературных произведений.

г) Музыкальное иллюстрирование.

д) Моделирование в цвете

Цвет позволяет анализировать произведение, рассматривая его с позиций разных героев. В 3 классе дети в состоянии фиксировать цветом внутренние качества персонажей. Издревле каждый цвет имел своё символическое значение, отражая чувства, качества личности, отношения людей. Причём одни и те же события ассоциируются у разных людей с разными цветами, так как вызывают разные чувства. Любого героя, событие, явление можно изобразить цветом в зависимости от того, какие качества видит читатель и какие испытывает чувства.

Ценность такого «цветного» подхода в том, что открывается возможность отойти от «чёрно- белых» характеристик, от деления героев и их поступков на отрицательные или положительные, глубже разобраться в мотивах действий.

Обычно используются следующие соответствия качеств и цветов:

красный- мужество, смелость, любовь, радость, веселье;

жёлтый – доброта, сочувствие, соучастие;

зелёный- надежда;

белый -   мечта;

чёрный-   горе, смерть;

серый -    печаль.

Форма выражения мысли учащихся при опоре на цвет ещё не устоялась. Поэтому раскрашивается раздаточный материал с текста, рисуются цветные пятна, выражающие какую - либо характеристику. Бывает, разные позиции действующих лиц получают наглядное выражение в различных цветовых данных.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Утёс» учащимися было рассмотрено с позиции разных героев этого произведения: с позиции Тучки, и с позиции Утёса. Точка зрения учащихся была выражена разными цветами.

Позиция Утёса - была передана с помощью нескольких цветовых гамм: чёрно-серой, жёлто-зелёной, белой. Это говорит об отношения учащихся к данному герою: не смотря на горе и печаль из-за отсутствия свободы, Утёс не теряет надежды, пригревая на своей груди беззаботную Тучку, и верит в мечту, что когда-нибудь будет свободен и он. Позиция же Тучки выражена в бело-розовом цвете, что указывает на её беззаботность, беспечность, а главное свободу выбора.

  1. РАССКАЗЫВАНИЕ

  1. СЛОВОТВОРЧЕСТВО

Очень важным средством развития творческих способностей является составление сказок, рассказов, мифов, басен, стихов. Часто дети сами придумывают сюжеты, главных героев. Лучшие произведения зачитываются и обсуждаются.

а) синквейн

Одним из любимых творческих заданий у ребят является сочинение синквейна. Синквейн «частый гость» на уроках литературного чтения в моём классе. Ребята с удовольствием включаются в работу. Мало того, они самостоятельно дома пишут синквейны к изученным произведениям. Часто использую синквейны, написанные детьми, для выборочного чтения.

Задание: О каком отрывке рассказа идёт речь? Найдите его в тексте и прочитайте.

Примеры синквейнов, составленных к уроку во 2-м классе по теме «На горке» Н.Н.Носова.

Котька

Хитрый, обманщик

Смотрел, выскочил, подъехал

Не работал, а кататься пошёл

Хитрец

Ребята

Дружные, трудолюбивые

Трудились, строили, поливали

Хорошо работать дружно

Молодцы!

Горка

Высокая, не застывшая

Строилась, поливалась, застывала

Хорошая получилась горка!

Скоро кататься!

б)  Составление сюжетных рассказов по плану.

 А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

- Случалось ли тебе остаться у разбитого корыта? Придумай свой рассказ на эту тему.

- Придумай небольшой рассказ, смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак».

- Прочитай первые три строки. Придумай свой рассказ на эту тему.

в) Стихосложение.

 - «Буриме» - дописать стихотворение по рифмующимся словам;

- Игра «Кто больше подберет рифм»
Радуга-дуга-нога  и др.

С.А.Есенин «Закружилась листва золотая…»

- Сочини маленькое стихотворение на тему «Осень».

  1. ТВОРЧЕСКИЙ ПЕРЕСКАЗ

Дифференцированные задания:

Пересказ от лица предмета (одушевлённого, неодушевлённого).

(Н.Н.Носов «На горке»)

- Котьки

- Одного из ребят, строивших горку;

- Горки;

- Коньков;

(М.М.Пришвин «Ребята и утята»)

- Автора;

- Одного из ребят;

- Уточки;

- Одного из утят;

- Овсяного поля.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Задание: «Как сказать правду?»  Подумай над вопросом и постарайся ответить.  (Н.Н.Носов «На горке»)

Задание: Опиши характер Тетерева своими словами. (Сказка «Лиса и Тетерев»)

Задание: Опиши характер главного героя до встречи с… и после.

  1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

а) Прогнозирование с минимальным количеством информации.

Располагая минимальной информацией о произведении (название, имя автора, ключевые слова текста, иллюстрация), дети должны предвосхитить, спрогнозировать сюжет произведения, доказать или обосновать свои мысли.

б) Чтение с остановками.

  1. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ПРОИЗВЕДЕНИЯ

(М.М.Пришвина «Ребята и утята»).

  Познакомившись с рассказом, ребята составляют свой план пересказа.

(В.Д.Берестов «Кошкин щенок»).

При изучении стихотворения учащимся предлагается вспомнить или придумать историю, когда животные воспитывали не своих детёнышей. Составить план своего рассказа.

  1. ПРИЁМ «ПЕРЕВИРАНИЯ» ОТ ДЖАННИ РОДАРИ

Например, при изучении рассказа Н.Н.Носова «На горке», предлагаю ребятам поиграть в игру «Верно-неверно». Так или нет, всё было в рассказе.

- Колька Ершов жил в седьмой квартире. (Котька Чижов жил в шестой квартире)

- Котька таскал песок лопатой. (Фанеркой)

- Ребята прибежали и сразу стали кричать на Котьку. (Сначала спросили, не видел ли Котька, кто посыпал горку песком) и т.д.

«Перевирать» можно также, и добавляя других героев, и наделяя злых героев добрыми качествами, а добрых – злыми, можно придумывать другие окончания сказкам, или продолжения.

  1. РАБОТА НАД ОБРАЗНЫМ ЯЗЫКОМ

Работа над образным языком способствует развитию речи, обогащению словарного запаса учащихся, приближает к творческому процессу.

 Задания: 

  • Подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими;
  • Изменится ли описанный образ, если вы замените эпитет, сравнение, метафору?
  • Найдите в тексте образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, метафору;
  • Найдите эпитет и слово, которое он определяет.
  1. СОСТАВЛЕНИЕ ВОПРОСОВ ПО СОДЕРЖАНИЮ ТЕКСТА

Сказка «Два Мороза».

Задание: Придумать два самых интересных и самых трудных вопроса к сказке.

Такое задание очень часто использую на уроках. В итоге проверка превратилась в познавательную игру «Вопросы – ответы».

  1. ГРУППОВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Обобщая изученный раздел «Люблю природу русскую. Весна», предлагаю творческую работу в группах.

Первая группа. Добавить в текст «красивые» слова.

Самые приметные краски весны…

Весна врывается на улицы и в парки … потоками … вод, вспыхивает … зеленью трав, загорается … огоньками распустившихся листочков на деревьях. В … лучах солнышка блестят дома, асфальт, … лужи. Воздух весной …. Небо в … дни …. По небу плывут … облака.

Март называют весной света.

Вторая группа. Придумать весеннюю сказку (устно).

Третья группа. Напишите стихотворение о весне, используя слова:

… не жалко … танцую

… в снегу … пою

… фиалка … молодую

… не могу … люблю

Четвёртая группа. Из музея пропала картина «Весна. Большая вода» И.Левитана. Дайте её словесное описание.

Каждая группа работает коллективно и отбирает лучшие варианты работ.  

Данные виды работ помогают успешно развивать воссоздающее и творческое воображение учащихся, без которого нет и не может быть полноценного восприятия художественной литературы.

Создание на уроках атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса - необходимое условие для развития творческих способностей учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУДЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯНА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕСовременные дети ограничены в общении; игры, совместная деятель­ность, сотрудничество ...

Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.

В статье описываются методы и приёмы, которые можно использовать на уроках литературного чтения в начальной школе....

02. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaВ статье рассматривается важность развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальных класса...

"Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе"

В данной статье раскрываются основные виды творческих работ на уроках литературного чтения в начальной школе....

Методика развития творческой активности на уроках литературного чтения в начальной школе

Педагогам необходимо осознать, что истинная цель обучения – гармоничное развитие личности, что подразумевает овладение основополагающими знаниями и навыками, одним из которых является навык прав...

Применение творческого подхода на уроках литературного чтения в начальной школе

В статье описаны приемы, как научить ребёнка читать через творческое отношение к заданиям, которые используются на уроках, научить ребёнка любить чтение....