урок по литературному чтению в 3 классе УМК «Начальная школа 21 века »
учебно-методический материал по чтению (3 класс) по теме

Урок обобщения систематизации знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе

УМК  «Начальная школа 21 века »

Учитель начальных классов:  Новикова Татьяна Сергеевна

Тема «Обобщающий урок по творчеству Л. Пантелеева и А. Гайдара»

Цели урока:

предметные

-формировать устойчивый интерес к книге, умение самостоятельно работать

 метапредметные

-сформировать опыт творческой деятельности;

-развивать интерес к художественному слову,

-развивать умение выразительно читать,

-развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;

личностные

-воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, способность к взаимопониманию, уважение к мнению других, интерес к творческим усилиям товарищей, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Оборудование:  Экран, мультимедийный проектор, презентация по теме урока,  учебник 3 класса «Литературное чтение», рисунки  к  произведениям.

- Ребята, я предлагаю вам разгадать зашифрованные слова.

ОБОРДАТ           ВИЧОТЫЗТЬОВС      ВЖИЛСЬТО     НССЕТЬЧТО

(Доброта)               (Отзывчивость)         (Лживость)        (Честность)

- Назовите эти понятия, одним словом.

- Да, это качества человека.

- Назовите, «лишнее» слово»

(лживость)

- Почему вы так решили?

-  Объясните, как вы понимаете смысл слов: доброта, отзывчивость, честность. Какие это качества?

-Эти слова я записала не случайно. Они относятся к теме сегодняшнего  урока.

-Можете ли вы сами сформулировать тему и цель  урока ?

- Назовите фамилии людей, которых вы видите на экране

(Пантелеев и Гайдар)

-Кто эти люди и каким делом они занимались?

(Писатели)

-Есть ли что-то общее в произведениях этих писателей?

(Они писали детям и о детях; о человеческих качествах)

- Сегодня на уроке мы  вспомним биографию каждого из них  и героев их произведений

Презентация «Л.Пантелеев»

Л. Пантелеев, настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев (1908-1987). Родился в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921 г. Попал в школу имени Достоевского для беспризорных.

   Воспоминания об этой школе легли в основу очерков и рассказов. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы юмор, и героика, лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль». Этими качествами книги Пантелеева заслужили свою популярность.

Какие произведения мы с вами читали?  Назовите.

А сейчас вспомним героев этих произведений.

Слайд

«Честное слово»

- Что вам понравилось в этом рассказе?

- Как мальчик понимал, что такое «честное слово»?

(  Из слов мальчика видно, что он прекрасно понимал, что большие ребята про него забыли: «Я думаю, они ушли», «Забыли». Когда на улице стемнело, мальчику стало страшно, он почувствовал себя одиноким, брошенным. К тому же мальчик был голоден. Но он не ушёл, потому что считал, что нельзя нарушать данное слово.)

- Как рассказчик отнесся к честному слову мальчика?

- Как майор отнесся к честному слову мальчика? Почему?    

        (Два взрослых человека – герой-рассказчик и молодой майор – понимают,  что стойкость и верность своему слову – это очень важные качества характера. И в данном случае неважно, проявляются ли они в игре или в жизни. Поэтому они относятся к мальчику очень серьёзно,  с уважением. Маленький мальчик, который несмотря ни на какие обстоятельства, не нарушил своего слова, конечно, заслуживает такого серьезного отношения. Он проявил мужество и стойкость взрослого человека. )

- Давали ли вы когда-нибудь «честное слово»?

- А как его выполняли?

- Какую мысль хотел донести до вас рассказчик?

 (Чтобы всегда оставаться человеком нужно с детства формировать в себе такие нравственные ценности, которые помогут иметь такие  качества характера, как у главного героя.)

В  2011 году этому  рассказу  исполнилось 70 лет

Какие еще произведения этого писателя вам запомнились и почему?

Презентация «А. Гайдар»

Имя «Гайдар» впервые появилось на страницах пермской газеты «Звезда»

 7 ноября 1925 года. Когда же Аркадий Голиков придумал этот литературный псевдоним и что он означает?

Пожалуй, наиболее достоверная такова. В период, когда он командовал отдельным полком где-то в степях у Минусинска, жители называли его «Гайдар Голиков», что означает: начальник Голиков».

Широкое распространение получила также версия писателя Бориса Емельянова: «По-монгольски «Гайдар» - «всадник, скачущий впереди». Эта красивая и романтичная версия для многих неразрывно слилась с образом Аркадия Гайдара. Псевдоним «Гайдар» в значении - «Всадник, скачущий впереди» вошёл с сознание многих поколений.

Вспомнить героев А.Гайдара нам поможет вот эта игра «Отгадай героя»

Презентация

Назовите это произведение

Каковы  их главные жизненные принципы

Какие еще произведения А. Гайдара вы помните?

Что объединяет творчество этих двух писателей?

Запишите

Какие пословицы подходят  к произведениям Гайдара и Пантелеева

Вывод:  В жизни, каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе лучшие качества

-

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Расшифруйте слова ОБОРДАТ ВИЧОТЫЗТЬОВС ВЖИЛСЬТО НССЕТЬЧТО

Слайд 2

(Доброта) ( Отзывчивость) (Лживость) (Честность)

Слайд 3

Д.Н. Ушаков Честный - правдивый, прямой и добросовестный, свободный от всякого лукавства.

Слайд 5

Леонид Пантелеев . Пантелеев Леонид, настоящее имя - Алексей Иванович Еремеев (1908 - 1987), прозаик. Родился 9 августа (22 н.с.) в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921 попал в школу имени Достоевского для беспризорных. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, "где были бы и юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль". Этими качествами книги Пантелеева заслужили свою популярность.

Слайд 11

Ведь ты Человек, Ты и сильный, и смелый! Своими руками Судьбу свою делай. Иди против ветра, На месте не стой. Пойми: не бывает Дороги простой.

Слайд 12

пословицы Как аукнется, а давши – держись. Не давши слова – крепись, хозяин. Не по виду суди, так и откликнется. Будь своему слову а по делам гляди.

Слайд 13

: В жизни, каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе лучшие качества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс "Начальная школа 21 века"

Технологическая карта урока по литературному чтению  "Начальная школа 21 века"...

Тематическое планирование уроков по литературному чтению, 1 класс, "Начальная школа XXI века"

Тематическое планирование уроков с описанием деятельности учащихся и УУД....

Тех карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" урок «Ф. Тютчев Зима недаром злиться. Весенние воды.»

Тех карта урока по литературное чтению 2 класс УМК "Школа России" Плещеев "В бурю"...

Урок 1. Литературное чтение 2 класс УМК "Школа 21 века", тема Ф. Савинов "Родина"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема Ф.Савинов "Родина". УМК "Школа 21 века"....

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

В мире мудрых басен. Урок - театр литературного чтения. 4 класс УМК "Школа ХХI века"

В мире мудрых басен - урок-театр, на колторый были приглашены родители детей. Мероприятию предшествовала серьёзная подготовка: заучивались и инсценировались басни, готовились костюмы. Была проведена в...