Конспект открытого урока в 1 классе. Рассказ Михаила Коршунова «Рисунок с натуры»
материал по чтению (1 класс) на тему

Антонникова Галина Алексеевна

Конспект  урока "Рассказ Михаила Коршунова «Рисунок с натуры» составлен в соответствии с требованиями ФГОС для изучения в 1 классе для дополнительного чтения. Программа :"Школа 2100" .

Использование на уроке межпредметных связей,мултимедиа.

 

Урок направлен на формирование умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения ( удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации),ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами,определять и формулировать цель деятельности, в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех

<?xml:namespace prefix = o /??>

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения Учитель: Г.А.Антонникова

Слайд 2

Правила общения : Высказывается каждый желающий участник; Ответив сам, выслушай других; Мы не выкрикиваем, даем право высказаться каждому; Вам помогут слова « я согласен, я присоединяюсь, я думаю по-другому ».

Слайд 3

Михаил Коршунов «Рисунок с натуры»

Слайд 4

Живая природа

Слайд 5

Удалось ли Федоту осуществить свой план? Виновата ли в этом кошка? О чём забыл Федот, когда осуществлял свой план?

Слайд 19

До встречи!!!

Слайд 20

МОЛОДЦЫ!!!

Слайд 21

«Золотое правило» нравственного поведения « Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»

Слайд 23

Благодарю за урок !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 14

До встречи!!!

Слайд 15

МОЛОДЦЫ!!!



Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия №24 города Ставрополя.

Конспект открытого урока в 1 классе

 по литературному чтению

Тема: Рассказ Михаила Коршунова «Рисунок с натуры»

                                                           

                                                            Подготовила учитель начальных классов

МБОУ гимназии №24 города Ставрополя

                                               Галина Алексеевна Антонникова

г.Ставрополь 2014 г

Цели:

  • обучающие - продолжить работу с текстом: ознакомить с содержанием рассказа Михаила Коршунова «Рисунок с натуры»; освоение социокультурной категории «Доброта», «Сопереживание»; освоить алгоритм  работы единым классом, в паре.
  • развивающая – развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь. Развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт обучающихся.
  • воспитывающая - способствовать развитию у обучающихся чувства сострадания, сопереживания.
  • здоровьесберегающие - сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.

Планируемый результат обучения и формирование УУД.

Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения ( удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)

Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу  во время работы. 

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности, в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Основные понятия: писатель, главный герой, главная мысль, описание героя.

Межпредметные связи:  окружающий мир, русский язык.

Ресурсы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Литературное чтение «Капельки солнца», 1 класс; компьютер как средство обучения (использование мультимедиа на уроке).


Тип урока: изучение новой темы.

Ход урока.

1.Присоединение. Мотивация.

Учитель: слайд 1

       Урок литературы. Ребята, сегодня у нас необычный урок,  у нас много гостей. Повернитесь, посмотрите на гостей, улыбнитесь, подарите частичку доброты и тепла.  Сейчас внимание на меня!

        Дорогие ребята! Я, надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками.

«Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я понимаю» гласит китайская пословица. Сегодня на уроке мы  будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления - пустое развлечение.

2.Актуализация знаний. Подготовка к восприятию.

  • Единый класс

  - Мы начнём наш урок, работая  единым классом, то есть все вместе.

Вспомним правила общения: слайд 2

  • Высказывается каждый желающий участник;
  • Ответив сам, выслушай других;
  • Мы не выкрикиваем, даем право высказаться каждому;
  • Вам помогут слова «я присоединяюсь, я согласен(согласна), я думаю по-другому».

- О чём мы должны помнить? (Мы одна дружная семья)

      Подумайте, поразмышляйте, а для чего вам надо уметь хорошо читать, то есть правильно, выразительно, быстро. Как это пригодится вам в дальнейшем?

Молодцы!

Давайте посмотрим, какова же тема сегодняшнего урока. Слайд 3

- Откройте учебник, на стр.146.

3.Работа с заглавием.

- Прочитайте автора произведения. Знаком ли этот автор? (да)

- Как называется произведение? - К какому жанру относится? (стихотворение, рассказ, сказка)

- Можно ли по одному названию определить о ком пойдёт речь в произведении?

- Рассмотрим иллюстрацию.

Давайте предположим, о чём или о ком будет это произведение. Отгадайте, какой герой нам встретится?

Мордочка усатая, шубка полосатая, чисто умывается, с водой не знается.

4.Совместное открытие новых знаний.

Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.

  • Знакомство с рассказом Михаила Коршунова «Рисунок  с натуры». 

- Прочитайте, правильно ли мы с вами предположили?

- К какому жанру относится произведение? (рассказ) Почему?

Чтение текста учащимися по частям.

1 часть.

- Что предложила сделать учительница?

- Как вы понимаете, что такое стенгазета?

- Что же было задано ребятам на дом?

- Что значит «рисунок с натуры»?

- Что же может служить сюжетом из живой природы? Слайд 4

- В первой части появился герой рассказа. Как его зовут?

- Что придумал Федот?

- Как вы понимаете выражение «возник план»?

- как бы вы озаглавили эту часть?

2 часть.

- Во 2 части появился новый герой. Как его зовут? (Тоська)

- Почему мальчиков автор называет по-разному: одного – Федот, а другого – Тоська (или Антон)?

Как бы вы озаглавили эту часть?

3 часть.

- Почему автор написал, что кошку надо ловить умеючи?

- Почему кошка не даётся братьям?

- Почему автор говорит, что на этот раз кошка забыла о предосторожностях?

-Как обращаются братья с кошкой? Они поступают правильно?

- Каким показан Федот в этой части? (Он любит командовать, распоряжаться)

Как бы озаглавили 3 часть?

5.Давайте отдохнём! Физкультминутка!  Отдельно!

-Ребята, я вам открою секрет, автор тоже озаглавил эти части, давайте посмотрим в тетрадь на стр.39 3 задание. Сравним с нашими названиями частей.

Работа в паре.

Все ли части озаглавил автор? (нет) Как вы считаете, какое задание мы сейчас будем делать? Это сложное задание? Не волнуйтесь, у нас всё получится. Мы будем работать в паре. Итак, задание: Прочитайте рассказ до конца и озаглавьте 1 ряд – 4 часть, 2 ряд – 5 часть, 3 ряд – 6 часть. Заголовок части обсудите в паре.

Проверяем! 4 часть-Кошка не желает лежать спокойно или Братья обводят кошку.

5 часть-Рисунок не получился. 6 часть - Рыжий рисунок или Кошке понравился рисунок.

                                                                   

Рефлексия.

Что нужно было сделать? Удалось ли получить результат? Вы смогли выполнить это задание?

  • Поднимите обе ручки вверх, если справился с заданием сам.
  • Поднимите одну ручку, если помогли одноклассники.

Молодцы, мы справились!

6.Итог урока.

Учитель:

- Следующее задание выполним  в паре, постарайтесь найти правильные ответы на вопросы. слайд 5

 При ответе используйте слова – помощники:

 Я думаю, что…

Я думаю иначе…

Я согласен и тоже считаю, что…

Я с тобой не согласен, потому что…

      Обобщающие вопросы:

- Удалось ли Федоту осуществить свой план – нарисовать самый большой рисунок с натуры для стенгазеты? (Нет)

- Виновата ли в этом кошка?

- О чём забыл Федот, когда осуществлял свой план?  Думал ли он о кошке? Он забыл, что стремясь достичь цели, мы должны не нанести вред другим. Он забыл про «золотое правило» нравственного поведения  «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой» слайд 6

Помогите Федоту справиться с заданием: дома сделайте любой рисунок с натуры (задание 5 в тетради на стр.40).

- Много есть на земле слов и понятий: добрых и злых, грустных и веселых, честных и лживых. Но мне кажется, что понятие равнодушие не должно быть присуще человеку. Мы должны быть добрыми и внимательными к своим «Младшим братьям».

7.Рефлексия.

Учитель: Выскажете, пожалуйста, свое отношение к проделанной работе.

САМООЦЕНИВАНИЕ

Ребята, на слайде вы видите« дерево радости». Отметьте на нем то место, как вы оцениваете свою работу на уроке: что получилось, что нет, к чему будете стремиться. Вверху, внизу или посерединке.

Слайд № 7

-Мне   понравилось, как вы дружно работали, были активными, и я свое солнышко поместила на самой верхушке дерева.

-Молодцы!

-Благодарю всех за урок!

Слайд 8



Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема: «ЛЮБИТЕЛЬ» ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (рассказ М. Коршунова «Рисунок с натуры»).

Цели:

– формируем сознательное, правильное чтение;

– формируем умение разъяснять заглавие текста;

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение различать рассказы и стихотворения.

Символы:

                    

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

  •   Повторение.  3  1  7  2

1.Чтение наизусть стихотворения А. Шибаева «Без ужина».

2. Выразительное чтение стихотворений о собаках (домашнее задание детей).

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

I. Упражнения в технике чтения (тетрадь, задания I.1, 2, с. 39).  

– Откройте учебники на с. 146.

ΙI.  М. Коршунов «Рисунок с натуры». 1  7  1   2   2   1

1. Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте название, фамилию автора. Знаком ли нам автор?

– Может ли название рассказа подсказать нам содержание произведения?

– А иллюстрация?

Предположения детей.

– Можно ли по иллюстрации сказать, кто будет главным героем произведения?

– Как вы думаете, чем будет отличаться этот рассказ от стихотворения «Без ужина»?

Предположения детей.

2. Работа с текстом во время чтения.

1) Чтение учителя. Книги у детей закрыты. По ходу чтения учитель ведёт «диалог с автором» и при необходимости комментирует текст.

Михаил Коршунов «РИСУНОК С НАТУРЫ»

1

После уроков учительница Нина Ивановна сказала:

– Не выпустить ли нам стенгазету?

– Выпустить! – закричали ребята. (Вам понятно, что предложила учительница? Стенгазета – сокращённое от «стенная газета», большой лист, на котором помещаются статьи, стихи, рисунки на какую-то тему, их делают сами ребята. Вешают такую газету на стену.)

– Задаю на дом рисунок с натуры. С натуры – это значит нарисовать то, что перед вами, что вы видите. Возьмите какой-нибудь сюжет из живой природы. (Сюжет  картинка живой природы. Вот вы что бы нарисовали?)

У Федота возник план: он так нарисует живую природу, что рисунок будет самый натуральный и самый большой. (Натуральный похожий на живую природу.) Поэтому займёт в стенгазете больше всего места. (Почему ему хочется, чтобы рисунок занял больше всего места в стенгазете?)

2

Федот взял большой лист бумаги, расстелил на столе. Приготовил карандаш и подозвал младшего брата Тоську. (Как зовут младшего брата? Тоська – от какого имени?.. Антон.)

– Будешь помогать?

– А чего помогать?

– Рисунок с натуры делать. С живой природы, понимаешь? Наша кошка – это живая природа. Мы её будем рисовать. (А кошка это живая природа? Да, значит, её можно нарисовать.)

3

Кошку надо ловить умеючи. (Интересно, зачем вообще её ловить? Этот вопрос задаётся как риторический, ответа учитель не ждёт.) Братьям она не даётся. На этот раз кошка забыла о предосторожностях и уснула на стуле. («На этот раз забыла о предосторожностях» – значит... Дети предполагают: возможно, кошку братья и раньше зачем-то ловили.)

Братья схватили её за лапы и унесли к столу. (Представили? Как вы думаете, кошке это понравится? А зачем они её поймали? Как собираются рисовать? Предположения детей.)

– Клади на бумагу! – распорядился Федот. («Распорядился» – Федот ведёт себя как старший, командует.)

– А-а... – кивнул Тоська. – Сводить.

– Не сводить, а обводить. Крепче держи! – Федот взял карандаш и начал обводить кошку. (Вот, оказывается, зачем им понадобилась кошка!)

4

Кошка не хотела лежать спокойно. Дёргалась, шипела. Карандаш прыгал, соскакивал с бумаги.

– Да растяни ты её за лапы! – кричал Федот.

– Сам тяни! Она брыкается.

Кошка взбрыкнула. Тоська выпустил её, и она спрыгнула со стола. Но удрать не успела: Федот поймал и опять уложил на бумагу. (Зачем во второй раз ловит? А можно кошку точно так же положить? Представляете, какой рисунок получится!)

– А усы ты тоже будешь обводить?

– Нет, сам нарисую.

– Шесть усов, – посчитал Тоська. – С каждой стороны шесть.

5

Кошка ворочалась, корябала бумагу и наконец вырвалась и убежала на кухню.

Тоська поглядел на рисунок. (Что, по-вашему, он там увидит?)

– Колбаса какая-то с рогами.

– Поговори у меня! – сказал Федот. (Федоту явно не понравилось мнение брата о его рисунке!) Он сам не очень был доволен рисунком.

«Ничего, – утешал он себя, – раскрашу в рыжую полоску, и все поймут, что кошка». И Федот взялся за краски и кисти. (Поможет это, по-вашему?)

6

Вечером, когда Федот уже спал, под его кроватью лежал и сушился рыжий рисунок. А на рыжем рисунке спала кошка.

2) Вопросы после чтения.

– Что вам показалось самым смешным?

Если рассказ детям понравился (это будет видно по их эмоциям), можно предложить им перечитать рассказ про себя.

3) Беседа:

а) Получился ли у Федота натуральный рисунок, то есть как в жизни, очень похожий?

б) Если колбасу с рогами раскрасить в рыжую полоску и пририсовать 12 усов, а потом на невысохший рисунок положить кошку, что получится?

в) Не приходилось ли вам самим так рисовать?

г) А вообще, по-вашему, Федот умел рисовать?

д) Рисунок явно не получился. Интересно, понесёт ли его Федот в школу? Мнения детей могут быть разными.

4) – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выражали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?  

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

Работа с текстом после чтения.

1. – Мы познакомились с двумя героями в этом рассказе. Что вы можете рассказать о каждом из них?

В ходе беседы нужно обязательно выйти на характер Федота и поговорить о том, что он на самом деле не только любит командовать, обидчив и т.д., но и не очень-то любит живую природу, которую хочет нарисовать лучше всех. Похоже, кошке доставалось от него не раз, и клички у неё нет...

2. – Как бы вы озаглавили части этого рассказа?

3. Составление плана (задание II.2 в тетради, с. 39).

ΙV. Итог.

– Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам прочитать этот текст?  4

V. Домашнее задание (по желанию).

– Помогите Федоту справиться с заданием: сделайте любой рисунок с натуры (задание 5 в тетради, с. 40). Подготовьте выразительное чтение самого смешного фрагмента рассказа или диалога братьев (задание 4 со

с. 148 учебника).

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Ι. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые прочитали стихотворение наизусть.

ΙΙ. Совместное открытие знаний

1. Работа в учебнике

                    * Отметить учеников, которые хорошо читали и отвечали на вопросы.

2. Работа в тетради

* Отметить учеников, которые правильно выполняли задания в тетради.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

 * Отметить учеников, которые правильно выполняли задания в тетради.

                     * Отметить учеников, которые составили рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока 2 класс тема :"Цырк"

Конспект открытого урока во 2 классе по английскому языку...

Окружающий мир. Солнце - ближайшая к Земле звезда. Конспект открытого урока. 2 класс.

Окружающий мир. 2 класс. Конспект урока "Солнце - ближайшая к Земле звезда"....

Урок литературного чтения Рассказ Михаила Коршунова «Рисунок с натуры»

Данное произведение рассматривается в 1 классе по ОС "Школа 2100".Включены конспект урока и презентация....

Конспект открытого урока 2 класс. Тема: Имя прилагательное.

Урок открытие новых знаний, построен в соответствии с современными требованиями. Целью является исследовательская работа: ученики сами определяют план выполнения заданий на уроке, сами приходят к выво...

План-конспект открытого урока 1 класс.

План-конспект открытого урока 1 класс....

План конспект открытого урока 4 класс

План конспект открытого урока 4 класс...

Конспект открытого урока (3 класс) - Моя семья

Моя семья (конспект открытого урока)3 классSpotlight 3...