Литературное чтение с элементами окружающего мира «Наши древние предки – славяне» (Исторический рассказ в переложении З. И. Романовской. По системе Л. В. Занкова)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Алексеева Наталья Владимировна

Нестандартный, комбинированный урок с применением презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slavyane_dlya_sayta.pptx1.15 МБ
Файл urok-slavyane.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №1» Волховского района Ленинградской области. Учитель начальных классов Алексеева Наталья Владимировна . Педагогический стаж – 36 лет . Квалификационная категория – высшая квалификационная категория по должности «учитель». Презентация к уроку «Наши предки - славяне» 2010

Слайд 2

Наши предки – славяне

Слайд 7

Задача Хозяйка надоила за день 2 ведра молока (1 ведро = 10 литров). 5 литров молока пошло на сливки, 13 литров – на простоквашу, а остальное выпила славянская семья. Сколько литров молока выпито? а) 2 б) 2 л в) 12 л г) другой вариант ответа

Слайд 8

Славяне занимались бортничеством. Ло в кий отрок забирался в дремучую ч а щу леса, разыскивал в дуплах ульи диких пчёл – их называли бортями. Затем он вл е зал на высокое дер е во, привязывал себя к ств о лу поясом и дост а вал полные мёдом соты. Пчёлы долго л е тали за ним следом, сердито жужжа. ... ... ... ... ... ... ... Славяне занимались бортничеством. Ло в кий отрок забирался в дремучую ч а щу леса, разыскивал в дуплах ульи диких пчёл – их называли бортями. Затем он вл е зал на высокое дер е во, привязывал себя к ств о лу поясом и дост а вал полные мёдом соты. Пчёлы долго л е тали за ним следом, сердито жужжа.

Слайд 12

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа № 1»

Волховского района Ленинградской области.

                                                                                              Учитель начальных классов

                                                                                               Алексеева Наталья Владимировна.

                                                                                               Педагогический стаж – 36 лет.

                                                                                               Квалификационная категория –

                                                                                               высшая квалификационная категория

                                                                                               по должности «учитель».

Литературное чтение с элементами окружающего мира

«Наши древние предки – славяне»

(Исторический рассказ в переложении З. И. Романовской.

По системе Л. В. Занкова)

                                                                  2010

         Литературное чтение с элементами окружающего мира

Тема. Наши древние предки – славяне.

Цель: научить читать и анализировать исторический рассказ данный в переложении З. И. Романовской (автор учебника «Живое слово» по системе Л. В. Занкова)

Задачи: формирование навыков чтения (сознательность, правильность, выразительность);

формирование навыка работы с историческим рассказом (ответы на вопросы, тема, идея);

формирование навыка связной речи;

формирование монологической речи;

формирование навыков самостоятельности;

воспитывать трудолюбие и достижение цели;

учить анализировать ответы товарищей и свою работу;

воспитывать сознательную дисциплину;

уметь дорожить временем урока;

формирование гигиенических навыков.

По предметам.

Русский язык и математика. Формирование обще-учебных умений и способов действий:

- умение ставит и решать орфографические задачи;

- осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.

Окружающий мир: воспитывать чувство гордости за наших предков – славян; любовь к родному краю, к Родине.

Тип урока: повторительно – обобщающий с подачей новой темы по литературному чтению.

Вид урока: нетрадиционный, интегрированный с решением проблемно – познавательных задач, проектная деятельность «Путешествие в далёкое прошлое к нашим предкам – славянам».

Технология: элементы технологии развивающего дифференцированного обучения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация урока, диск х/ф «Андрей и злой чародей», рисунки учащихся, учебник по литературному чтению «Живое слово», книга вторая, 3 класс, З. И. Романовская «Дом педагогики» ООО «Издательство Астрель», М. 2002 год; смайлики в виде грибков.

Для проведения урока использован краеведческий музей Сясьстройской средней общеобразовательной школы № 1.

                                                Ход урока

I. Вхождение в урок.

Сейчас вы просмотрите отрывок из художественного фильма. (слайд 2)

Задание. О ком этот фильм?

Определите тему урока.

1. Цель: создать мотивацию к обучению, объяснить цель урока, заинтересовать в определении темы урока.

О ком отрывок из этого х/ф? (О наших редка - славянах).

По какому предмету вы уже изучали эту тему? (По окружающему миру)

 Определите тему урока.

(слайд 3)

Наши древние предки – славяне.

Зачем мы снова взяли эту тему? Какова цель нашего урока? (Как можно больше узнать о наших предках: кто такие, как жили, чем занимались, во что верили.)

Цель урока. Как можно больше узнать о славянах. Для этого мы задействуем не только предмет окружающего мира, но и литературное чтение, и математику, и русский язык.

II. Актуализация знаний и проверка домашнего задания по окружающему миру. 

Группе детей было дано задание: представить, что они журналисты. На машине – времени наша группа попадает в далёкое прошлое, а именно, в городище наших предков -  славян. Они должны были подготовить репортаж о наших предках по плану:

1) Как выглядят славяне;

2) Чем занимались наши предки;

3) Как и в каких жилищах жили;

4) Во что верили эти люди.

                    Репортаж.

(слайд 4)

Рассказ 1 ученика.

Начинаем нашу программу на тему «Славяне – наши древние предки»

Как же выглядели славяне?

Славяне – люди высокого роста и огромной силы, с русым цветом волос и светлой кожей. Мужчины носили просторные, подпоясанные поясом рубахи и штаны из грубого холста – материи, полученной из толстых льняных ниток. В холод они надевали на голову войлочные или меховые шапки, на ноги – лапти, сплетённые из лыка (это внутренняя часть коры молодых лип), или туфли, сшитые из кожи.

(слайд 5)

Рассказ 2 ученика

Женщины носили такие же рубахи, что и мужчины, только длинные (платья) и повседневные украшения: гривну, браслеты, кольца, бусы, пояс, обереги. Молодые девушки заплетали косы и надевали налобную ленту с височными кольцами.

(слайд 6)

Рассказ 3 ученика

А теперь узнаем, чем занимались славяне.

Мужчины охотились на дикого зверя. Орудиями охоты были лук и копьё. Для птиц и мелких зверей применялись силки (это большая рыболовная сеть), а крупную рыбу ловкие славяне били острогой (это рыболовное орудие в виде копья с зазубренным остриём)

(cлайд 7)

Рассказ 4 ученика

Из железа ковали подковы для лошадей, обод для бочек. Орудия труда: топоры, тёсла (инструмент для обработки дерева), мотыжки (орудие для обработки земли), ножи и другие нужные предметы.

Кузнецы умели делать оружие: наконечники для стрел, дротики, копья, мечи.

Рассказ 5 ученика

Когда славяне осваивали землю для пахоты, то мешающий лес корчевали и умело использовали: строили жилища, хозяйственные постройки. Из дерева при помощи тесла делали лодки, корыта, кадки. Умели наши предки мастерить мебель, деревянную посуду, пуговицы, игрушки.

Рассказ 6 ученика

Женщины занимались прядением, готовили пищу в глиняных горшках: варили кашу, рыбу, мясо, пекли хлеб и лепёшки, ткали из шерсти и льна (лён – это травянистое растение, из стеблей которого получают прядильное волокно), шили и чинили одежду, лепили из глины посуду, ухаживали за мужчинами, животными. Изготовляли лекарственные снадобья из трав.

Рассказ 7 ученика

Главным помощником в хозяйстве была лошадь. С её помощью пахали, перевозили тяжести. Использовали её для верховой езды. Наши предки выращивали коров, коз и овец, от которых получали молочные продукты и шерсть.

Вставка урока математики.

Сейчас вы поможете славянской семье решить задачу.

Откройте тетради по математике. Запишите число. Классная работа.

Внимание на экран (слайд 8)

Хозяйка надоила за день 2 ведра молока (1 ведро=10литров).

Пять литров молока ушло на сливки, 13 литров – на простоквашу, а остальное молоко выпила большая славянская семья. Сколько литров молока выпила семья?

Запишите решение и ответ к задаче.

Проверьте. (слайд 9)

а) 2           б) 2 л       в) 12 л            г) другой вариант ответа

Проверка: поднимите грибок, у кого получился ответ: а),

 б), в), г).

Вывод: подходит вариант ответа б)

Я тоже подготовила для вас репортаж о наших предках.

Внимание на экран.

(слайд 10)

Славяне занимались бортничеством. Ло.кий отрок забирался в дремучую ч.щу леса, разыскивал в дуплах ульи диких пчёл – их называли бортями. Затем вл.зал на высокое дер.во, привязывал себя к ств.лу поясом и дост.вал полные мёдом соты. Пчёлы долго л.тали за ним следом, сердито жужжа.

Какое задание я хочу предложить вам выполнить?

Задание: в столбик выписать слова с пропущенной буквой, вставить её в слово. Устно доказать.

Откройте тетради по русскому языку. Запишите число. Классная работа.

Приступайте к выполнению задания.

Проверяем (слайд 11)

Славяне занимались бортничеством. Ловкий отрок забирался в дремучую чащу леса, разыскивал в дуплах ульи диких пчёл – их называли бортями. Затем влезал на высокое дерево, привязывал себя к стволу поясом и доставал полные мёдом соты. Пчёлы долго летали за ним следом, сердито жужжа.

Поднимите грибок у кого допущены ошибки.

Закрыли тетради по русскому языку, отложили их в сторону.

Продолжение репортажа по окружающему миру.

(слайд 12)

Рассказ 8 ученика

Продолжаем нашу программу.

Как же жили наши предки?

Жили славяне племенами. Поселение было небольшим: до пяти дворов. Место выбирали на берегу реки, озера, на пригорке, опасаясь врагов. Жилище славян – небольшая полуземлянка, стены и крыша которой сделаны из жердей. Сверху крышу покрывали толстым слоем соломы. Рядом с жилищем – сарай, загон для скота и погреб для хранения зерна и припасов.

Рассказ 9 ученика.

В стенах прорублены крошечные окна. Стёкла в те времена ещё не знали. В холод окна закрывали досками или соломой. В доме одна комната, в углу стоит каменная печь без трубы, и дым выходил через оконца и двери, то есть топилась изба по – чёрному. Почти всё свободное место в комнате занимали стол и лавки.

На этом наша программа закончена. Спасибо за внимание.

III. Физкультминутка.

В тёмном лесе есть избушка,

Стоит задом наперёд.

В той избушке есть старушка,

Бабушка Яга живёт.

Нос крючком, глаза большие

Ярким пламенем горят.

Ох, и злющая какая,

Дыбом волосы стоят.

IV. Работа по литературному чтению.

Откройте учебник литературного чтения на с.274. Прочитайте заголовок.

«Наши древние предки – славяне». Исторический рассказ дан в переложении З. И. Романовской.

На с.275 есть карта расселения славянских племён. Когда будем читать текст, карандашом постарайтесь найти название того или иного племени. Много по карте работать не будем, так как точно такая же карта в учебнике «Окружающий мир», и вы уже по ней работали, когда подробно говорили о племенах славян.

Наша цель: чтение и анализ текста.

Чтение текста детьми вслух по логически осмысленным частям.

Читает 1 ученик.

Вопросы по содержанию.

Почему славяне селились по берегам рек? (Еда, питьё, дорога, виден враг).

О племенах славян читает учитель.

Читает 2 ученик.

Вопросы по содержанию.

Что общего было у всех этих славян? (Язык, обычаи, жилища)

Читает 3 ученик.

 Вопросы по содержанию.

Кто жил на севере и северо- востоке? (Неславянские племена)

Как люди жили в племенах? (Родами)

Кого выбирали начальником рода? (Старого человека). Почему не молодого, сильного? (Больше опыта).

Читает 4 ученик.

Вопросы по содержанию.

С каким орудием выходили на крупного зверя? (С дубинкой, копьём)

Чему научились славяне? (Выделывать шкуры). Для чего? (Шили одежду, обувь)

Читает 5 ученик.

Вопросы по содержанию.

Как назывался сбор мёда диких пчёл? (Бортничество). Какой это труд? (Опасный, так как пчёлы могли закусать насмерть)

Чтобы больше добыть мёду, что придумали славяне? Зачитайте.

Что такое колода? (Отверстие выдалбливали в середине небольшого бревна и привязывали к дереву, там селились пчёлы).

Читает 6 ученик.

Вопросы по содержанию.

 Из какого материала делали жилища? (Из глины, дерева, соломы).

Что ещё изготавливали славяне из глины? (Печь, посуду).

Читает 7 ученик.

Вопросы по содержанию.

Как топились печи? (По - чёрному)

Читает 8 ученик.

Вопросы по содержанию.

Что надевали на ноги? (Лапти).

Что такое лыко? Зачитать.

Какое дерево идеально подходило для получения лыко? (Липа). Как славяне по-другому называли это дерево? Образуйте от существительного деревня прилагательное, получите название этого дерева. (Деревенское)

Читает 9 ученик.

Вопросы по содержанию.

Какие растения у славян считались важными и самыми нужными для их жизни? (Лён, конопля). Что можно было получить из семян этих растений? (Из семян льна и конопли выжимали масло)

Для чего нужны были стебли этих растений? Зачитать.

Читает 10 ученик.

Вопросы по содержанию.

Что же за люди были наши предки? (Мирные и мастеровитые люди)

О чём этот рассказ? Тема? (О жизни наших предках - славянах)

Идея? Что главного хотел сказать нам автор этим произведением? (Мы должны гордиться нашими предками)

V. Рефлексия.

Какие эмоции вы испытывали на уроке? Почему?

Оцените свою работу на уроке.

VI. Итог урока.

Достигли цели урока?

Что нового и интересного узнали о наших предках – славянах? (Умный, трудолюбивый, выносливый, красивый народ. Мы должны гордиться, что они – наши предки.)

VII. Домашнее задание.

На с. 277 ответить на вопрос 2: в чём особенность склада ума и характера древних славян.

VIII. Вставка по окружающему миру.

Продолжаем репортаж.

В кого верили славяне?

Рассказ 1 ученика.

Всё, что происходило в природе, славяне приписывали таинственным силам. Они думали, что мир, который их окружает населён русалками, лешими, водяными.

Рассказ 2 ученика.

Славяне верили, что в каждом доме живёт домовой, что он друг семьи, её покровитель. Домового «кормили», оставляя на ночь ужин. Если его не накормить, то он рассердится.

Рассказ 3 ученика.

Хозяином леса был леший. Он пугал людей, умел подражать голосам животных и птиц, мог угнать скот у пастуха, лишить охотника добычи.

Рассказ 4 ученика.

В реках жил водяной. Чтобы его умилостивить, топили славяне в реке или озере то корову, то овцу, то лошадь.

Но кроме духов верили славяне и в богов. (слайд13).

Просмотр отрывка из х/ф «Андрей и злой чародей» (конец   фильма: о домовом, лешем, водяном)

 Экскурсия закончилась. Спасибо за урок!

 

 

 

Диск х/ф «Андрей и злой чародей» (начало фильма)

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

На слайде 1 – тема урока.

Ответы учащихся.

Рассказ ведётся заранее подготовленными учениками при помощи компьютерной поддержки (работу на компьютере ученики осуществляют сами)

При рассказе использовались наглядные пособия из музея.

На слайде 8 текст задачи.

Задачу ученики читают самостоятельно.

Учащиеся самостоятельно решают задачу.

На экране появляется несколько вариантов ответа.

Если у детей другой вариант ответа, то этот ученик проводит разбор задачи.

На слайде 8 текст с пропущенными орфограммами. Учитель поясняет смысл слова отрок (мальчик - подросток).

Учащиеся самостоятельно читают текст.

Варианты предложений.

Самостоятельная работа.

Дети проверяют, находя слова в тексте.

Учащиеся, допустившие ошибки, объясняют правило написания буквы в слове.

Учитель благодарит ребят за проделанную работу.

Дети встают свободно. Физкультминутку проводит один из учеников. Учащиеся выполняют движения по своему усмотрению.

Учитель сам останавливает чтение ребёнка. Дети следят за читающим.

Дети следят за чтением учителя. Дополнительно проводится работа по карте о нахождении племени.

Высказывания учащихся.

Смайлики.

Во время рассказа дети используют свои рисунки.

Диск х/ф «Андрей и злой чародей» (Окончание фильма).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературному чтению и по окружающему миру.

Развивать художественно - образное и логическое мышление учащихся, прививать навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры....

Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, изо, окружающему миру для 3 класса "Школа 2100"

Учебные  рабочие программы по основным предметам "Школы 2100" для 3 класса разработаны на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, соответствующей ...

Воспитательная беседа на тему: «Наши древние предки славяне»

Здравствуйте дети, сегодня наша беседа  будет посвящен нашей с вами Родине, её истории, нашим далеким предкам славянам. Ребята, знаете ли вы что-нибудь о славянах? Сегодня мы познакомимся...

Использование материалов уроков русского языка, литературного чтения, математики и окружающего мира как средство развития исследовательской и познавательной деятельности младших школьников

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности. При этом необходимо использовать материал различных уроков. В данном материале показана ра...

Методические рекомендации и поурочные планы к урокам по математике, русскому языку, литературному чтению, музыке, технологии, окружающему миру для учителя начальных классов. 1-4 классы УМК "Школа России".

Методические  рекомендации  и  поурочные  планы   для учителя начальных  классов по математике, русскому языку,литературному  чтению, музыке,технологии, окружаю...

Использование материалов уроков русского языка, литературного чтения, математики и окружающего мира как средство развития исследовательской и познавательной деятельности младшего школьника.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом. Дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по...