Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский «Прощание с летом» (из опыта работы по технологии продуктивного чтения)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Сергиевская Лариса Павловна

Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский «Прощание с летом»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon paustovskiy.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения по теме:

К.Паустовский «Прощание с летом»

Цель: продолжить знакомство с творчеством К.Паустовского; учить составлять цитатный план, определять жанр и тему произведения

Ход урока:

  1. Орг. Момент

      Дыхательная гимнастика (дыхание под счет)

     Артикуляционная гимнастика (четко проговариваем звуки)

        

2.Проверка домашнего задания.

На доске написано:

Осенью листья желтеть начинают,

С шумом на землю ложатся они

Ветер их снова наверх поднимает

И кружит, как вьюгу в ненастные дни

  • Читают про себя
  • Попробуем дирижировать, читая это стихотворение.. У него особая мелодичность, напевность…Заметили?
  • А как вы думаете, кому принадлежат эти строки? Кто автор?
  • Стихотворение принадлежит 7-летнему поэту Давиду Кауфману. Это его первое стихотворение. Но, в последствии,  этот мальчик развил свой талант и превратился  в большого поэта Давида Самойлова.
  • А почему у поэта другая фамилия?(псевдоним)
  • А с каким стихотворением этого автора мы уже знакомы? («Перед снегом»)
  • С чем сравнивает юный поэт кружение листьев?
  • Чтение выразительно, чтение наизусть.

Чтение «буксир» «Мой дом»

  • Какой прием использует автор, чтобы описать картины осени?(олицетворение)
  • Какую осень описывают авторы?

3.Целеполагание

Чтение авторского текста

  • Давайте прочитаем, как чувствует себя Настя, поняла ли она о чем эти стихотворения?
  • С.184
  • Почему папа возразил Насте?
  • Кто сможет назвать цель нашего урока?  (Можно ли так ярко и точно передать состояние природы в прозе? (или это возможно только в стихах) – напечатана на доске +++++

4.Физминутка

5. Изучение нового материала

  •  А поможет нам в решении вопроса произведение К. Паустовского «Прощание с летом»
  • Определите жанр этого произведения? Почему?
  • А кто герои? Не знакомы ли они вам?
  • Как вы думаете, что таит в себе название «Прощание с летом»? Что значит прощание?
  • А какое событие произошло поздней осенью в рассказе «Жильцы старого дома»?

(заиграла шкатулка)

А) Знакомство с текстом

Чтение 1 части по абзацам.

1 абзац

  • Как автор относится к тому,   о чем пишет? Докажите.
  • Почувствовали, представили дождь за окном? Удалось ли автору передать состояние природы? (Да, ставим плюсик около цели  урока)

2и 3 абзацы

  • Почему, по мнению автора, ноябрь самое грустное время в деревне?
  • Найдите слова описывающие дождь.(вода хлестала, ударялась, лилась с шумом)
  • А почему темная? Представили? Ощутили холод и сырость осенней погоды?

Еще один плюсик добавляем

    4 и 5 абзац

  • Почему самовар – инвалид?
  • А какие чувства испытали сейчас? (тепло, уютно, спокойно у самовара; тревожно ночью)
  • Удалось автору передать ощущение уюта, спокойствия?

Еще один плюсик добавляем

Б) ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

А о чем бы вы мечтали в такую осеннюю погоду?

В) Знакомство со 2 частью

  • Прочитайте самостоятельно, обозначая галочкой слова, которыми автор описывает природу.
  • Почему автору показалось, что он оглох во сне?
  • Как назвал тишину автор? (мертвая) Почему так? Как поясняет?  (умер дождь, умер ветер)
  • Давайте попробуем заменить другими словами (затих, успокоился) Какой вариант точнее? Как называется такой литературный прием?

Вывод: автор использует олицетворение для создания образов – Еще один плюсик.

  • В чем разгадка? Что произошло?
  • Какие словосочетания выделили?
  • «..на головокружительной высоте..»  Это как представили?
  • «…необыкновенно изменилась, заворожила стужа…» Как это «заворожила»?

(изменила, очаровала, заколдовала) А кто может заворожить? Какой литературный прием? Еще добавляем один плюсик.

  • Найдем другие примеры в тексте
  • С чем, с кем сравнивает автор Землю?(застенчивая невеста) А почему?

(Земля  нарядная) – эпитет.

  • Изменилось ли настроение во 2 части? Какие чувства испытывает автор?(восхищение, удивление, радость)

Г)Работа в тетради – составление цитатного плана ко 2 части

1. «..Наступила необыкновенная тишина»

  1. «..все было снежно, безмолвно»
  2. «..за 2 часа так необыкновенно изменилась земля»
  3. «..снег все сыпался как стеклянный дождь»
  4. «…первый снег очень к лицу земле»

6. Домашнее задание

  • Дочитатьс.187-188
  • Какие бы вопросы хотели задать автору? (задание в тетради)

7. Итог

  • Какова была цель нашего урока?
  • Удалось ли автору взбудоражить наше воображение, чувствовать, переживать? (Поставили 5 плюсиков)
  • Какой вывод сделаем? -  Ощущение, состояние природы так ярко можно передать и в прозе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "К. Паустовский "Растрёпанный воробей"

Презентация содержит видеофрагмент одноимённого мультипликационного фильма....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"...

Урок литературного чтения по теме: К. Паустовский "Мой дом"

Урок ознакомления с рассказом К. Паустовского "Мой дом". Учебный материал представлен в формате флипчарта для интерактивной доски. Включает в себя этапы актуализации знаний, проблемного чтения текста,...

Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

Сыплет, сыплет снег-снежок, начинаем наш урок.Произведения двух мастеров: К.Паустовский словами, а Григ музыкой , пробудили чистые и добрые чувства....

Технологическая карта урока по литературному чтению " Что такое счастье? по сказке Л.Н.Толстого " Два брата" по технологии продуктивного чтения

Предмет: Литературное чтение.Класс: 4Тема урока: Что такое счастье?  (по сказке Л. Н.Толстого «Два брата»)Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных ...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Константин Паустовский. Растрепанный воробей"

Тема урока: «К. Паустовский «Растрёпанный воробей».                                   ...