Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Красильникова Марина Николаевна

Тема урока: Первое знакомство с Родиной.

(К.Д.Ушинский « Наше  Отечество»)

 Пейзаж в  акварели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervoe_znakomstvo_s_rodinoy.docx34.15 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный  урок литературного чтения и изобразительного искусства.

ГБОУ СОШ №596 Московского района Санкт-Петербурга

Класс 4 «Б» 

Учитель: Красильникова Марина Николаевна  

Образовательная система «Школа 2100…»

Тема урока: Первое знакомство с Родиной.

(К.Д.Ушинский « Наше  Отечество»)

 Пейзаж в  акварели.

Тип урока: открытие нового знания

Форма: фронтальная, индивидуальная.

Методы: наглядный, словесный, поисковый

Технологии: продуктивного чтения, проблемного диалога

Цели урока:

  • Расширить представление детей о Родине.
  • Привлечь внимание детей к красоте нашей Родины.
  •  Создать  работу, в которой воплотилось представление о любимом уголке своей малой родины.

Задачи урока:

Воспитательные:                                                                                                   Формировать через литературу и изобразительное искусство уважение и любовь к Родине, эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость .

Образовательные:

  • Учить навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на  осмысление читаемого.
  • Учить комментировать и анализировать содержание рассказа, размышлять над авторским отношением к Родине.
  • Учить переносить накопленные знания в новую ситуацию.
  •  Активизировать интерес к окружающему миру
  • Учить детей эмоциональному восприятию произведений художников.

Развивающие:

  •  Развивать зрительную память, внимание, кругозор учащихся;
  • Развивать ассоциативное мышление, фантазию;
  •  Обогащать и развивать словарный запас учащихся;
  •  Развивать умение оценивать свою деятельность и работу товарищей

Оборудование:

Для учителя:

  • учебник «Литературное чтение» Р.Н.Бунеев  и  Е.В.Бунеева ( 4 класс)
  • медиапроектор;
  • презентация;
  • мольберт для фронтального показа учителя;
  • Запись песни «С чего начинается Родина…»

Для детей:

  • учебник «Литературное чтение» Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева(4класс)
  • альбомный лист А-4;
  • акварель, кисти;
  • палитра;
  • вода, тряпочка.

Структура  урока:

  1.Организационный момент (прослушивание  песни)

  2.Актуализация (проверка домашнего  задания)

  3.Постановка проблемы (показ презентации)

               а) Работа с текстом

               б) Формулирование проблемного вопроса

     4.Совместное « открытие» знаний

     а) Чтение статьи

     б) Решение проблемы

     5. Первичное закрепление

     а) Высказывания детей

               б) Работа с репродукциями картин            

               в) Постановка творческой задачи для создания пейзажа

               г) Алгоритм работы над пейзажем

       6. Самостоятельная работа

               а) Мотивация

               б) Практическая часть

                в) Выставка детских работ

        7. Рефлексия.    

        8. Домашнее задание

     

Ход урока:

      1.Организационный момент:

 Прослушивание песни «С чего начинается Родина» (слова  М.Матусовского, музыка В.Баснера) в исполнении М.Бернеса

     2. Актуализация:

    Проверка домашнего задания. Выразительное чтение пейзажных     зарисовок из рассказов К.Д.Ушинского, описывающих город, деревню, проселочную дорогу.                                                          

     3.Постановка проблемы:

           а)  Работа с текстом стихотворения З.Александровой «Родина»

  Чтение первых строк стихотворения.(слайды № 1, 2)

«Если скажут слово Родина

Сразу в памяти встает…»

   Выстраивание детьми ассоциативных цепочек. Продолжение чтения стихотворения с показом слайдов. (слайды № 3 – 15)

«Сразу в памяти встает…

Старый дом,

В саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки береза - скромница

И  ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной веселый двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Гулкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна».

   б) Формулирование проблемного вопроса.

 - Кто может озвучить тему урока?

 Дети делают предположения.

 Учитель показывает слайд с темой урока: (слайд № 16)

«Первое знакомство с Родиной»

 - Какое противоречие возникает при чтении стихотворения? (слайд № 17)

    « Родина бывает разная,

      Но у всех она одна»

4. Совместное «открытие» знаний (исследовательская работа):

    а) Чтение статьи «Наше Отечество», работа с текстом статьи.

 - Озвучьте основные ключевые понятия из статьи? ( Отечество, Родина, матушка Россия.)

 -Как связаны в тексте эти ключевые слова?            

 -  Найдите в тексте толкование этих слов (выборочное чтение)

  •   Отечество  «…жили испокон веку отцы и деды наши»
  •    Родина     «…В ней мы родились, говорят родным языком и все в      ней родное»
  •    Россия-матушка  «Она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, защищает и бережет нас от всяких врагов»

  - Найдите в тексте толкование этих слов: «Велика наша родина – мать – свято - русская земля» (выборочное чтение)

  • «Тянется она почти на 11000 тысяч верст от запада к востоку, а от севера к югу на 4800 верст»
  • «…раскинулась Русь в Европе и Азии»
  • «…кормит она 130миллионов людей…»

       б) Решение проблемы

       - Какими словами заканчивает свой рассказ автор?

      (« Одна у человека родная мать – одна и Родина»)

5) Первичное закрепление

       а) Высказывания детей

-Определите свое понимание слов:

  «Родина бывает разная,

   Но у всех она одна…»

 ( У всех живущих в России одна Родина, одно Отечество, но у каждого есть и свое  любимое место)    

     б) Работа с репродукциями картин. (слайды №18 – 22)

   - Самая красивая природа для человека там, где он родился и вырос. Этот край он видит в любое время, знает свои места как родного человека. Сегодня на уроке и дома вы прочитали и разобрали замечательное  литературное произведение о Родине. О красоте природы Отечества поют песни, пишут стихи, образ природы воспевают художники. Посмотрите на замечательные картины великих русских художников.

  • И.И.Левитан «Вечерний звон»
  • А.К.Саврасов «Зимний пейзаж»
  • И.И.Шишкин «Утро в сосновом лесу»
  • А.А.Пластов «Сенокос»

    Красота русской природы не оставит никого равнодушным. Каждый из вас уже видит, чувствует свой пейзаж. Каждый   представил себе любимый уголок  своей малой родины, и сейчас вы его нарисуете  в технике

« по-сухому»

          в) Алгоритм работы над пейзажем

-Алгоритм приема работы  «по – сухому» и  с постепенным насыщением цвета (учитель  демонстрирует на мольберте)

  • Весь рисунок заливается слабым цветовым тоном, выражающим общий, основной цвет;
  • Затем повторным слоем цвет усиливается;
  • Рисунок насыщается цветом окончательно;
  • Завершается работа в цвете детальной проработкой рисунка красками, тонкой кисточкой.

    6.Самостоятельная работа

          а) Мотивация

   - Важно, чтобы каждый из вас пережил гамму различных чувств и настроений, в рисунке передал свою мечту, свое цветовое видение любимого уголка, свое композиционное решение. У вас на партах для этого все есть.

        б) Практическая часть

    Учитель индивидуально помогает советами детям в творческой работе.

      в)   Выставка детских работ

    Детские работы вывешивается на доске. Радуемся удачным работам.  Можно сделать замечания по ошибкам (но только в форме советов).           Убираем за собой рабочее место.

  7.Рефлексия

-С каким настроением, чувством уходите с урока?

-Как бы оценили свою работу?

   8. Домашнее задание

Сочини Синквейн

«Родина»

 Список используемой литературы:    

 1.  «В океане света» Р. Н. Бунеев, Е.В.Бунеева.  Москва, «БАЛАСС» 2011г. 2. «Тетрадь по чтению»(4 класс) Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Москва,        «БАЛАСС»2011год.                                                                                     3.«Изобразительное искусство и художественный труд»

 Б.М. Неменский, Москва, «Просвещение» 2010 год

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства. Тема:Склонение имен существительных. Винительный падеж. Осенний калейдоскоп.

Урок составлен по программе УМК "Школа России" для учащихся 4 класса. Цели урока:1.       Углублять знания детей об имени существительном как части речи. Познакомить...

Комбинированный урок-игра по литературному чтению и изобразительному искусству

Урок-игра разработан в виде викторины по сказкам А.С. Пушкина, Ш. Перро и другим сказкам на основе ТРИЗ технологии. ...

Открытое учебное занятие по литературному чтению и изобразительному искусству. З класс.

Интегрированный урок изобразительного искусства и литературного чтения....

Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству "Творчество С.А.Есенина. Стихотворение "Береза"

Разработка интегрированного урока литературного чтения и изобразительного искусства, презентация к нему...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...