Урок чтения по теме: Русская народная сказка «Пых» в 4-м классе (по программе специальных образовательных учреждений VIII-го вида).
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Андреева Анастасия Геннадьевна

На уроке чтения в 4-м классе по  программе специальных образовательных учреждений VIII-го вида изучается русская народная сказка «Пых». Проводится коррекционная работа, направленная на формирование навыков сознательного, правильного и выразительного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Русская народная сказка «Пых».

Цели:1.познакомить со сказкой; раскрыть содержание текста; формировать навыки сознательного, правильного и выразительного чтения;

2. способствовать эмоциональному воспитанию; прививать любовь к животным;

3. создавать условия для коррекции и развития внимания, воображения, мышления, памяти и речи, обогащать словарный запас.

Ход урока.

Решаемые цели и задачи.

I.Организационный момент.

Коррекция внимания.

II.Речевая разминка.
 1.
Логопедические упражнения: «Разминаем язычок» вместе с дыхательной гимнастикой «Дуем на дерево», «Качели», «Блинчик». Психопластика.

2. Звуковая гимнастика. (2 звука [з], [ж]) 

3. Чтение чистоговорки. Жа – жа - жа есть иголки у ежа.

Совершенствование четкости звукопроизношения, развитие дикции, правильного дыхания. Коррекция и развитие внимания, воображения.

III. Проверка домашнего задания. 

- Как называется сказка, которую ты читала дома? (Лиса и журавль) 

- Почему распалась дружба лисы и журавля?

- Чему учит эта сказка?

Проверка усвоения материала, изученного на прошлом уроке. Коррекция и развитие внимания, памяти и речи.

IV. Сообщение темы и целей урока. 

– Мы продолжаем читать сказки о животных. Сегодня ты познакомишься с русской народной сказкой «Пых». Как ты думаешь, какое животное так говорит «Пшш-ппы-ыхх!»?

Загадка. 

Вводная беседа.

- Видела ли ты ёжика? Как выглядит ёжик? (Ежа легко узнать по колючей спинке.) Где он живёт? (Ёж обитает в лесах, парках, на полянах. Иногда заходит в огороды.) Чем он питается? (Ёж питается овощами, ягодами и мелкими животными: улитками, лягушками.) Что делает ёж в случае опасности? (При встрече с хищником: лисой или совой, ёж сворачивается в колючий клубок.)

Подготовка к первичному восприятию текста, уточнение имеющихся у ученицы представлений об этом животном. Коррекция и развитие внимания, воображения. Создание заинтересованности.

Эмоциональное воспитание; привитие любви к животным. Коррекция и  развитие мышления, памяти и речи.

V. Презентация сказки. 

Краткая эмоционально-оценочная беседа.

- Понравилась ли тебе сказка? Эта сказка грустная или весёлая?

- Кто главные герои сказки? (дедушка, бабушка, внучка Алёнушка и ёжик)

- Какое животное в сказке так говорит «Пшш-ппы-ыхх!»?

Коррекция и развитие внимания, воображения, мышление и речи.

Создание заинтересованности. Эмоциональное воспитание; привитие любви к животным.

VI. Чтение сказки по частям. 

Первая часть.  

Словарная работа, чтение слов со сложной слоговой структурой: наклонился, нагнулась, зашипит, пшш-ппы-ы-хх.

  • Чтение 1-го отрывка. Коррекция навыков чтения «Замазанные буквы». 

- Каким голосом надо читать слова ёжика? (плавным, грубым, низким) Покажем голосом, как ёж спрашивает деда.

  • Чтение 2-го отрывка. 

Словарная работа: хата (рисунок) Работа с толковым словарём.

- Как ты понимаешь выражение: «еле - еле до хаты добрался, еле ноги унёс», «отдышаться не может».

- Что почувствовал дедушка, когда услышал пыхтение и странный голос? Как будет звучать речь дедушки? (испуганно)

  • Чтение 3-го отрывка. 

Словарная работа: борозда (рисунок)

- Каким голосом будем читать слова бабушки? (испуганно)

  • Чтение 4-го отрывка.

- Какими словами называли ёжика дедушка и бабушка? (страшный зверь) Почему они так называли ежа? (Дедушка и бабушка испугались ёжика, они не видели того, кто пыхтел.) 

Физминутка. 

По сухой лесной дорожке - топ-топ.

Ходит, бродит серый ёжик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

Если подкрадется волк –

Превратится ёж в клубок.

Ощетинит ёж иголки –

Не достанется он волку.

Ёж не тронет никого,

Но и ты не тронь его! 

Вторая часть. 

Словарная работа, чтение слов со сложной слоговой структурой: поблёскивает, колючего.

  • Чтение 5-го отрывка. Коррекция навыков чтения «Тихо-громко». 

- Как ты понимаешь выражение: «прибежала мигом»?

Словарная работа: передничек.

Выборочное чтение.

- Рассмотри картинку (с.160). Что нарисовано на ней?

- Найди описание ёжика.

- Как ты понимаешь слова: «глазками-бусинками поблёскивает»? С чем сравниваются глазки ёжика? Почему? 

Гимнастика для глаз.

  •  Чтение 6-го отрывка.

-  Почему внучка Аленка не испугалась страшного зверя? (Алёнка не испугалась зверя, потому что была смелая.)

- Выбери слова, которые говорят о характере девочки? (смелая, умная, трусливая, весёлая)

Формирование навыков правильного, осознанного и выразительного чтения. Развитие смысловой догадки.

Обучение умению работать со словарём.

Коррекция и развитие внимания.

Коррекция и  развитие мышления, памяти и речи. Обогащение словарного запаса.

Эмоциональное воспитание; привитие любви к животным.

Здоровьесбережение.

VII. Обобщение. Работа над пониманием жанровых особенностей сказки. Выставка. 

- Рассмотри книги. Что общего есть во всех этих книгах? (Эти сказки о животных.)

1) Произведение, которое мы сегодня читали можно назвать сказкой? Почему? (В сказке ёжик разговаривал с людьми.)

2) Найди слова, с которых часто начинается сказка.

3) Чему учит эта сказка? (Надо быть смелым.)

– Объясни, почему сказка называется - «пых»?

Определение жанровых особенностей сказки.

Коррекция и развитие внимания. Коррекция и  развитие мышления и речи.

Формирование читательской самостоятельности.

VIII. Домашнее задание: прочитай сказку и придумай окончание. Что стало с ёжом дальше?

Коррекция и развитие внимания, воображения.

IX. Итог урока. Работа в листе самооценки.

Развитие навыка самоконтроля.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтения по теме: Русская народная сказка «Журавль и цапля» 2 класс

Открытый урок по литературному чтения по теме: Русская народная сказка «Журавль и цапля»2 класс...

Конспект урока чтения по теме Русская народная сказка "Теремок"

Урок - путешествие в страну сказок "Маленькая страна"...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.

Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....

урок чтения по теме: Русская народная сказка "У страха глаза велики", 3 класс

урок чтения по теме: Русская народная сказка "У страха глаза велики", 3 класс...

Урок литературного чтения по теме: «Русская народная сказка «Снегурочка» с применением образовательной технологии формирования типа правильной читательской деятельности

Тип урока: Урок открытия новых знанийМетоды обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские, проблемные.Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, группова...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Петух и собака» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя:  формирование читательского интереса к устному народному творчеству; развитие умения находить сходство и различие между сказками русского народного творчества....