Урок чтения по теме: Русская народная сказка «Пых» в 4-м классе (по программе специальных образовательных учреждений VIII-го вида).
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
На уроке чтения в 4-м классе по программе специальных образовательных учреждений VIII-го вида изучается русская народная сказка «Пых». Проводится коррекционная работа, направленная на формирование навыков сознательного, правильного и выразительного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русская народная сказка «Пых». | 48.5 КБ |
презентация к сказке "Пых" | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Русская народная сказка «Пых».
Цели:1.познакомить со сказкой; раскрыть содержание текста; формировать навыки сознательного, правильного и выразительного чтения;
2. способствовать эмоциональному воспитанию; прививать любовь к животным;
3. создавать условия для коррекции и развития внимания, воображения, мышления, памяти и речи, обогащать словарный запас.
Ход урока. | Решаемые цели и задачи. |
I.Организационный момент. | Коррекция внимания. |
II.Речевая разминка. 2. Звуковая гимнастика. (2 звука [з], [ж]) 3. Чтение чистоговорки. Жа – жа - жа есть иголки у ежа. | Совершенствование четкости звукопроизношения, развитие дикции, правильного дыхания. Коррекция и развитие внимания, воображения. |
III. Проверка домашнего задания. - Как называется сказка, которую ты читала дома? (Лиса и журавль) - Почему распалась дружба лисы и журавля? - Чему учит эта сказка? | Проверка усвоения материала, изученного на прошлом уроке. Коррекция и развитие внимания, памяти и речи. |
IV. Сообщение темы и целей урока. – Мы продолжаем читать сказки о животных. Сегодня ты познакомишься с русской народной сказкой «Пых». Как ты думаешь, какое животное так говорит «Пшш-ппы-ыхх!»? Загадка. Вводная беседа. - Видела ли ты ёжика? Как выглядит ёжик? (Ежа легко узнать по колючей спинке.) Где он живёт? (Ёж обитает в лесах, парках, на полянах. Иногда заходит в огороды.) Чем он питается? (Ёж питается овощами, ягодами и мелкими животными: улитками, лягушками.) Что делает ёж в случае опасности? (При встрече с хищником: лисой или совой, ёж сворачивается в колючий клубок.) | Подготовка к первичному восприятию текста, уточнение имеющихся у ученицы представлений об этом животном. Коррекция и развитие внимания, воображения. Создание заинтересованности. Эмоциональное воспитание; привитие любви к животным. Коррекция и развитие мышления, памяти и речи. |
V. Презентация сказки. Краткая эмоционально-оценочная беседа. - Понравилась ли тебе сказка? Эта сказка грустная или весёлая? - Кто главные герои сказки? (дедушка, бабушка, внучка Алёнушка и ёжик) - Какое животное в сказке так говорит «Пшш-ппы-ыхх!»? | Коррекция и развитие внимания, воображения, мышление и речи. Создание заинтересованности. Эмоциональное воспитание; привитие любви к животным. |
VI. Чтение сказки по частям. Первая часть. Словарная работа, чтение слов со сложной слоговой структурой: наклонился, нагнулась, зашипит, пшш-ппы-ы-хх.
- Каким голосом надо читать слова ёжика? (плавным, грубым, низким) Покажем голосом, как ёж спрашивает деда.
Словарная работа: хата (рисунок) Работа с толковым словарём. - Как ты понимаешь выражение: «еле - еле до хаты добрался, еле ноги унёс», «отдышаться не может». - Что почувствовал дедушка, когда услышал пыхтение и странный голос? Как будет звучать речь дедушки? (испуганно)
Словарная работа: борозда (рисунок) - Каким голосом будем читать слова бабушки? (испуганно)
- Какими словами называли ёжика дедушка и бабушка? (страшный зверь) Почему они так называли ежа? (Дедушка и бабушка испугались ёжика, они не видели того, кто пыхтел.) Физминутка. По сухой лесной дорожке - топ-топ. Ходит, бродит серый ёжик. Ищет ягодки, грибочки Для сыночка и для дочки. Если подкрадется волк – Превратится ёж в клубок. Ощетинит ёж иголки – Не достанется он волку. Ёж не тронет никого, Но и ты не тронь его! Вторая часть. Словарная работа, чтение слов со сложной слоговой структурой: поблёскивает, колючего.
- Как ты понимаешь выражение: «прибежала мигом»? Словарная работа: передничек. Выборочное чтение. - Рассмотри картинку (с.160). Что нарисовано на ней? - Найди описание ёжика. - Как ты понимаешь слова: «глазками-бусинками поблёскивает»? С чем сравниваются глазки ёжика? Почему? Гимнастика для глаз.
- Почему внучка Аленка не испугалась страшного зверя? (Алёнка не испугалась зверя, потому что была смелая.) - Выбери слова, которые говорят о характере девочки? (смелая, умная, трусливая, весёлая) | Формирование навыков правильного, осознанного и выразительного чтения. Развитие смысловой догадки. Обучение умению работать со словарём. Коррекция и развитие внимания. Коррекция и развитие мышления, памяти и речи. Обогащение словарного запаса. Эмоциональное воспитание; привитие любви к животным. Здоровьесбережение. |
VII. Обобщение. Работа над пониманием жанровых особенностей сказки. Выставка. - Рассмотри книги. Что общего есть во всех этих книгах? (Эти сказки о животных.) 1) Произведение, которое мы сегодня читали можно назвать сказкой? Почему? (В сказке ёжик разговаривал с людьми.) 2) Найди слова, с которых часто начинается сказка. 3) Чему учит эта сказка? (Надо быть смелым.) – Объясни, почему сказка называется - «пых»? | Определение жанровых особенностей сказки. Коррекция и развитие внимания. Коррекция и развитие мышления и речи. Формирование читательской самостоятельности. |
VIII. Домашнее задание: прочитай сказку и придумай окончание. Что стало с ёжом дальше? | Коррекция и развитие внимания, воображения. |
IX. Итог урока. Работа в листе самооценки. | Развитие навыка самоконтроля. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтения по теме: Русская народная сказка «Журавль и цапля» 2 класс
Открытый урок по литературному чтения по теме: Русская народная сказка «Журавль и цапля»2 класс...
Конспект урока чтения по теме Русская народная сказка "Теремок"
Урок - путешествие в страну сказок "Маленькая страна"...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.
Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....
урок чтения по теме: Русская народная сказка "У страха глаза велики", 3 класс
урок чтения по теме: Русская народная сказка "У страха глаза велики", 3 класс...
Урок литературного чтения по теме: «Русская народная сказка «Снегурочка» с применением образовательной технологии формирования типа правильной читательской деятельности
Тип урока: Урок открытия новых знанийМетоды обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские, проблемные.Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, группова...
Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Петух и собака» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование читательского интереса к устному народному творчеству; развитие умения находить сходство и различие между сказками русского народного творчества....