Конспект урока литературного чтения на тему "М. Пляцковский "Цап-Царапыч"Г. Сапгир "Кошка"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Кокарева Ольга Игоревна

Конспект урока литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_chteniya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

                              Конспект урока по курсу «Литературное чтение».

1 класс. «Школа России», программа Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий

Тема: М. Пляцковский «Цап Царапыч»и Г. Сапгир «Кошка»

.

Тема: М. Пляцковский «Цап Царапыч»и Г. Сапгир «Кошка»

Цели:

 познакомить с произведениями М. Пляцковского «Цап Царапыч», Г.Сапгира «Кошка»;

 развивать умение прогнозировать текст;

обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания;

учить понимать характер героев;

развивать воображение, речь, память;

прививать любовь к животным.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся осознанно и выразительно читать произведения; сравнивать и различать художественные и научно — популярные тексты; характеризовать героев и их поступки; рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации; участвовать в обсуждении проблемных ситуаций.

Оборудование: иллюстрации различных пород кошек, книги о кошках, художественная литература для выставки книг, плакат с заданиями, светофоры, проектор.

В процессе обучения формировать следующие блоки УУД.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия

( анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, группе, учитывать позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-оценка.

Тип урока: открытие нового знания

ХОД УРОКА.

1.Орг.момент. 

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ну-ка, проверь, дружок.

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Много нового узнать.

На уроке ты сидишь

Тихо-тихо, словно мышь.

Парта – это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

2. Проверка домашнего задания.

Рассказы детей о домашних питомцах. Пересказ текста В. Осеевой «Собака яростно лаяла» и выразительное чтение стихотворения И. Токмаковой «Купите собаку?»

3.Речевая разминка.

На доске:

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки,

Старик на окошке лежит, загорает,

А внучкина бабушка в куклы играет,

А рыбы читают весёлые книжки,

Отняв потихонечку их у мальчишки...

Учитель: Понравилось вам стихотворение?Чем оно вам понравилось? Почему было весело?

 - Прочитайте чётко, проговаривая каждое слово и каждый слог.

 - Прочитаем теперь шёпотом громко.

 - А теперь прочитаем меняя голос в каждой строке: громко — тихо, весело — сердито.

 - Ну а теперь прочитаем выразительно.

  1. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Отгадайте загадки

Вся мохнатенькая,

Четыре лапки,

Сама усатенька,

Два яхонта под шапкой.(КОШКА)

         

          Что за зверь со мной играет?

            Не мычит, не ржёт, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапы коготки. (КОТЁНОК)

  - Как вы думаете о ком мы будем читать сегодня на уроке?(Ответы детей.)

Верно. Сегодня на уроке мы будем читать произведения о кошках. Сначала мы посмотрим небольшой видеофрагмент. Слушаем внимательно.

Но

5. Работа по теме урока.

 - Откройте учебник на странице 65. Прочитайте, кто автор первого произведения с которым мы познакомимся.

 - Прочитайте название произведения.

 - Кого так называют?

 - Рассмотрите иллюстрацию, предположите о чём расскажет автор.

 - А теперь я прочту вам это стихотворение, а вы внимательно послушаете его.

 - Кто такой Цап Царапыч?

 - Где он живёт? (в квартире)

  - Какой характер у кота? (игривый, весёлый)

 - Почему его называют Цап Царапычем?

 - Эта кличка ласковая или нет?

 - Любит ли мальчик Цап Царапыча?

Учитель: А теперь прочитаем это стихотворение. Читаем по одной строке по цепочке.

Учитель: Молодцы. Кто желает прочитать выразительно всё стихотворение?

Физминутка.

  1. Продолжение работы по теме урока.

Учитель: А теперь откроем рабочие тетради на странице 60.

Читаем задание.

Задание 2 письменно. Цвет шерсти, глаза, характер.

Учитель:

 -  Тетрадь не закрываем, открываем страницу 66 учебника. Прочитайте название стихотворения. Автора.

 - В какой форме написано стихотворение (в форме диалога)

 - Как вы думаете, кто с кем разговаривает?

Давайте прочитаем стихотворение.

 - Понравилось ли вам стихотворение?

 - А теперь поработаем по вопросам после произведения.(Разбираем 2 вопроса)

А теперь откроем рабочую тетрадь на странице 61.Выполним задание.

Ну а теперь давайте почитаем по ролям. Сколько действующих лиц в произведении? С какой интонацией прочтём слова кошки? (вопросительная)

ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ

 - Ребята. А теперь я вам расскажу немного интересного о кошках и мы посмотрим презентацию.

Держать в доме кошек – любимцев миллионов людей – начали еще древние египтяне почти 4 тысячи лет назад. Они так высоко ценили этих потомков дикой степной кошки, что даже почитали их как священных и поклонялись богине с кошачьей головой. СЛАЙД 7,8.

Все кошки – хищники. 
Кошки очень прыгучи и грациозны. Прыгнув, они приземляются на все четыре лапы в нужное место.  СЛАЙД9

Слух. СЛАЙД 10

Усы, или вибриссы, – не украшение. Это органы осязания, чувствительные, как кончики наших пальцев. В темноте вибриссы «подсказывают» кошке, как обойти препятствия, помогают определить расстояние

 и найти дорогу. СЛАЙД 11

Глаза никогда не подводят кошку на охоте. Ее ночное зрение просто поразительно – в шесть раз острее, чем у человека. В темноте, чтобы пропустить больше света, кошачьи зрачки расширяются так, что почти целиком заполняют глаза. СЛАЙД 12

Кошки – экзотические животные. Они величественны и загадочны, непостоянны и непредсказуемы. В кошачьем царстве немало замечательных, поразительных, очаровательных созданий. Вот некоторые из них. 
Сфинкс – кошка домашняя, иначе и быть не может. Ему, лишенному шерсти, просто необходимо жить в помещении – на природе без мехового покрова погибнешь. СЛАЙД 13

Оказаться на месте южноафриканской кошки жоффруа не пожелаешь никому. Её экзотичный мех любят во всем мире. Он высоко ценится и действительно прекрасен: на фоне, переливающемся от пепельно-серого до рыжевато-коричневого, разбросаны черные пятна. СЛАЙД 14

Камышовый кот (хаус) любит забираться в курятники, оттого-то жители окрестных деревень встречают его отнюдь не как желанного гостя. Но котят хауса легко можно приручить – пусть это послужит нам напоминанием о том, что разница между дикими и домашними кошками весьма условна. СЛАЙД 15

Кот-рыболов (или рыбья кошка) получил свое имя, конечно же, за пристрастие к рыбе. Он сидит на берегу и выжидает. Увидев проплывающую неподалёку, ни о чем не подозревающую рыбу, кот лапой выбрасывает ее на берег и съедает. Между пальцами «рыболова» есть перепонки, похожие на утиные, поэтому он хорошо плавает и может охотиться там, где большинство кошек не рискуют, – в воде. СЛАЙД 16

Из-за длинных ушей сервал больше похож на кролика, чем на кошку. Уши верно служат ему. Услышав возню прячущихся в траве мелких животных, сервал прыгает на них со скоростью удирающего кролика. СЛАЙД 17

Учитель: А теперь пора обратиться к нашему учебнику и там есть много интересного. Откроем учебники на стр 67. Почитаем. Кто желает прочесть?

Ребята, это текст научный. В нём излагается информация с научной точки зрения. Здесь нет диалогов.

  1. Рефлексия.

А теперь подготовили наши фонарики и приготовились послушать.

  1. Подведение итогов урока.

 - Какие произведения мы читали на уроке?

 - Кто их авторы?

 - Что нового вы узнали на уроке?

  1. Домашнее задание.

 - Подготовить выразительное чтение стихотворений.

 - Подготовить рассказ о кошке и проиллюстрировать его.

 

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...