Развитие речевого аппарата на уроках чтения в начальной школе
статья по чтению на тему

Гусева Светлана Анатольевна

В статье отображен опыт работы со скороговорками на уроках чтения в начальной школе. Прилагаются скороговорки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речевого аппарата на уроках чтения в начальной школе

Ясность — главное достоинство речи.
Аристотель

Нельзя не согласиться  с высказыванием выдающегося ученого. На учителя начальных классов ложится огромная задача – научить детей излагать свои мысли точно и  ясно.

В наше время,  набирая первоклассников, я столкнулась с такой проблемой – дети могут сделать руками все (попались сильные дети), а говорить на уроках не любят. Очень тяжело проводить объяснение материала – на вопросы они отвечают неохотно, глазки прячут, лишь бы дождаться практического задания.

В их глазах я читаю: «Дорогая учительница! Отстань от нас своими разговорами! Дай уже какую-нибудь работу!».

В наш век информации родителям удобней детей отправить за компьютер или телевизор, чтобы ребенок не мешал. Ребятам легче общаться виртуально, при вербальном общении испытывают трудности.

Чтобы дети излагали свои мысли точно, существует много вариантов работы: составление рассказа по картинке, по серии картинок, требование полных  ответов и др. Я остановлюсь на работе над скороговоркой.

Как сказал французский писатель и философ, энциклопедист Дени Дидро: 

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Чтение в начальной школе один из главных предметов, способствующий родить в ребенке мысль. Чтение в радость, когда ученик способен выразительно прочитать текст. Для этого он должен читать бегло, с пониманием прочитанного.

Для этого на каждом уроке чтения предлагаю проводить  работу над скороговоркой, как одно из эффективных средств по развитию речевых навыков. Занимает она 5 минут, а результат колоссальный! Дети  не стесняются читают выразительно, с правильной интонацией и получают от прочтения удовольствие.

В приложении собраны скороговорки от простых к сложным. С простыми скороговорками работать начинаем в 1 классе, постепенно переходя к сложным. Работа над скороговоркой проводится стоя.

Принцип работы:

Учитель записывает скороговорку на доске.

Задания:

  1. - Прочитайте скороговорку.
  2. - О чем прочитали?
  3.  - Есть непонятные слова?
  4. - Прочитайте медленно.
  5. - Прочитайте выразительно.
  6. - Прочитайте шепотом.
  7. - Прочитайте шепотом, выделяя только звук [р], ([ш] и др.)
  8. - Прочитайте громче.
  9. - Прочитайте еще громче.
  10. - Произнесите скороговорку от шепота до громкого.
  11. - Произнесите скороговорку от громкого до шепота.
  12. - Произнесите, начиная медленно, постепенно убыстряя темп.
  13. - Произнесите, начиная быстро, постепенно замедляя темп.
  14. - Произнесите скороговорку с интонацией медведя, мышки, слона, зайца и др. зверей. ( Детям этот этап очень нравится – вызывает смех).
  15. Работа над логическим ударением. Учитель произносит скороговорку с вопросительной интонацией, выделяя первое слово:  «Баран Буян залез в бурьян?»

Дети отвечают утвердительно, выделяя слово «баран»:  «Баран Буян залез в бурьян!».

Затем эту работу проделываем со вторым словом, с третьим и т.д.

Сначала учитель спрашивает, а затем дети по желанию. Один ребенок спрашивает, все отвечают.

 (Дети с удовольствием работают на этом этапе).

  1. Последним этапом  является произнесение долгоговорки:

«Как на горке-на пригорке жили 33  Егорки:

(набираем в легкие воздуха и считаем)

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.»

Сначала дети могут досчитать только до 11 Егорок, к концу года до 17 Егорок.

Развивается речевой и дыхательный аппарат.  

  1. - Переходим к проверке домашнего задания. Садитесь.

Дорогие коллеги!

Если у вас есть дополнения к работе над скороговоркой, буду признательна, если поделитесь ими.

Моя почта: mylite75@gmail.com/ Светлана Анатольевна.

Приложение

Скороговорки

  1. Сух сук нес барсук.        
  2. Влас у нас, Афанас у вас.
  3. Оса боса и без пояса.        
  4. Около кола бьют в колокола.        
  5. Колотил Клим в один блин клин.
  6. Вожжи из кожи в хомут вхожи.
  7. Евсей, Евсей, муку просей.
  8. Раз дрова, два дрова, три дрова.
  9. Погода размокропогодилась.
  10. Осип осип, Архип охрип.
  11. Пётр Петру пек пироги.
  12. Баран Буян залез в бурьян.
  13. Огурцы-молодцы зеленобелогубы.
  14. Веселей Савелий сено пошевеливай.
  15. Ворона боронила неборонованное поле.
  16. На возу лоза, у воза коза.
  17. У Кондрата куртка коротковата.
  18. Ковал Кондрат сталь, ковал, а не перековывал.
  19. Дуб дубовистый, широкозеленолистый.
  20. Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
  21. Коля колет колья.
  22. Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
  23. Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
  24. Шесть мышат в шалаше шуршат.
  25. У ежа и елки иголки колки.
  26. У гусыни усов ищи – не сыщешь.
  27. Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.
  28. У осы не усы, не усищи, а усики.
  29. Дали Глаше простокваши, а у Глаши – каша.
  30. Ткет ткач ткани на платье Тане.
  31. Влас у нас, Афанас у вас.
  32. Один Клим клин колотил, колотил, выколотил.
  33. На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
  34. Поля пошла полоть петрушку в поле.
  35. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
  36. Валин валенок провалился в прогалинок.
  37. Соломы воз возница вез.
  38. Наш Полкан попал в капкан.
  39. Три сороки-тараторки тараторили на горке.
  40. Дрово+коло+рубы рубили дубы.
  41. Пойду в лес по рябую корову.
  42. Проворонила ворона вороненка.
  43. У четырех черепашек по четыре черепашонка.
  44. У Антипа росла одна липа.
  45. Не смейся, Олеся, а на печи грейся.

        Летят пичужки,

        Через три пустые избушки.

Всех скороговорок не перескороговоришь,

Не перевыскороговоришь!

        Иван – болван молоко взболтал,

Да не выболтал.

Щетина у чушки,

Чешуйка у щучки,

Перепел перепелку и перепелят

в перелеске прятал от ребят.

На дуб не дуй губ,

Не дуй губ на дуб.

        Вавилу ветрило

        Про+мокло+сквозило.

Росла за горой, за пригорочком

Сосенка с под+при+сосеночком.

        Столы бело-дубовые,

Гладко+тесо+выструганные.

 Вбили кол в частокол,

Под+при+колошматили.

        Дуб дубовистый,

        Широко+зелено+листый.

Был баран белорыл,

Всех баранов перебелорылил!

        Враль клал в ларь,

        А вралья брала из ларя.

Надо дрова выдворить,

На дровяной двор выставить.

        Дед Данила делил дыню:

        Дольку Диме, дольку Дине.

Не хочет косой косить косой,

Говорить: «Коса коса».

        Бежит лиса по шесточку:

        - Лизни, лиса, песочку!

Карась, в лаз не лазь.

Застрял в лазе карась.

        Курочка-ряба пестра, с носа востра.

        Уточка-белогрудочка с носка плоска.

Дал Макар Роману карамель,

А Роман Макару карандаш.

        Портной клин с приподклинком,

        Выкроил и перекроил, перекроил и выкроил.

Ест Федька кисель с редькой,

Ест редька с киселем Федьку.

        Сшила Саша Сашке шапку

        Сашка шапкой шишку сшиб.

В поле полетел Фрося просо,

Сорники  выносит Фрося.

        Съел Слава сало,

        Да сала было мало.

        Возьми у белобородого мужика

        Полкрынки кислого молока.

Был баран белорыл,

Всех баранов перебелорылил.

        Торопке порка не впрок,

        Торопке коврижка  впрок.

Выменял старик мочал,

А лапти не вылапотничал.

        Выскочила мышка из-под сундучка,

        И опять под сундучок.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,

И все со сметаной и творогом.

        Росла за горой, за пригорочком

        Сосенка с под присосеночком.

Тетерев сидел у Терентия в клетке,

А тетерка с тетеревятками в лесу на ветке.

        Шел косой козел с косой,

        Пришел косой козел с косой.

Варвара караулила цыплят,

А ворона воровала.

        У тридцати трех полосатых поросят

        Тридцать три хвостика висят.

Бык тупогуб, тупогобенький бычок,

У быка бела губа тупа.

        У нас на дворе, подворье

        Погода размокропогодилась.

Пилил Филипп полено из лип,

Притупил пилу Филипп.

        

Летела гагара над амбаром,

        А в амбаре сидела другая гагара.

У Феофана Митрофаныча

Три сына Феофаныча.

        Купили Валерику и Вареньке

        Варежки и валенки.

Бобры храбры идут в боры,

Бобры для бобрят добры.

        Около кола-колокола

        И на колах – колокола.

Летят три пичужки

Через три пустых избушки.

        

Коваль ковал коня,

Конь копытом коваля,

Коваль кнутом коня.

        Из-под кислого молока,

        Из-под простокваши –

        У Маши сыворотка в каше.

Ты, молодец, скажи молодцу:

«Пусть молодец молодцу скажет,

Пусть молодец теленка привяжет».

        Хоть щука и востра,

        Да не съест ерша с хвоста.

        На ерша хороша верша.

У Степана есть сметана,

Простокваша да творог,

Семь копеек – туесок.

        Из-под Костромы, из-под Костромщины.

        Шли с коробами четыре мужчины,

        Говорили про торги да про покупки.

Лошадь с седоком,

Да без седла и узды,

Без подпруги и удил.

        Ни седла, ни узды,

        Ни той вещицы –

        На что положить уздицу.

Шла бабка из клетки,

Просыпала крупку.

- Клюй, курка, крупку! / 3 р.

        -Вы слыхали про покупку?

        -Про какую про покупку?

        -Про покупку, про покупку,

         Про покупочку мою!

Везет Сенька Саньку

С Сонькой на санках.

Санки скок - Сеньку с ног,

Саньку в бок, Соньку в лоб!

        Свинья тупорыла, белорыла,

        Полдвора рылом изрыла,

        Вырыла полрыла,

        До норы не дорыла.

На дворе трава,

На траве дрова,

Не руби дрова

На траве двора!

        Березка коренастенькая,

        По корню – криволистенькая,

        По середке – суковатенькая,

        По вершинке – высококудреватенькая.

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей,

Две мыши поплоше

Несли по две гроши.

Тень-тень-потетень,

        Весь день, где пень –

        Заплетают плетень

        И прирастлётывают.

Ехал Грека через реку,

Видит грека: в реке рак,

Сунул грека руку в реку –

Рак за руку греку – цап.

        Пошел спозаранку

Назар на базар,

        Купил там козу

        И корзинку Назар.

Хитрую сороку

Поймать морока,

А сорок сорок –

Сорок морок.

        

Шильце, мыльце,

        Кривое веретенце,

        Шелковое полотенце –

На полотенце под дверцей.

Около кола вьюн и хмель

Вьются на плетень,

Вьются, плетутся, заплетаются,

Расперезавеваются.

        Не смейся надо мной,

        Не пересмехотствуйся,

        Я сам тебя пере+смехотствую

        И высмехотствую.

Ходит квочка

Около дворочка,

Видит деток

Около клеток.

        Променяла Прасковья карася

        На три пары полосатых поросят.

        Побежали поросята по росе,

        Простудились поросята, да не все.

Неделю Емеле

Прясть короб кудели (волокнистая часть пеньки, льна)

А Емелиной дочке

Прясть одну ночку.

        Сили и Вавила

        Садили сено на вилы.

        Сено скирдовали, скирдовали

        И заподскирдовывали.

Кукущка кукущонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

В капюшоне кукушонок смешон.

        Стоит Петр на копне,

        В попоне и колпаке.

        А в попоне у Петра

        Гороха полколпака.

Собрала Маргарита

Маргаритки на горе.

Потеряла Маргарита

Маргаритки на дворе.

        Тимошкина шавка

        Тявкнула на Пашку.

        Бьет Пашка шапкой

        Тимошкину шавку.

Жук жужжал ежу:

-Жу-жу!

 Все ежихе расскажу!

Как ужжа ты обижал,

Ужж сжимался и дрожал.

        -Овсей вовсей не в овсе,

Заглядывай в углы во все.

-А кто в овсе? А кто в овсе?

-Мы все в овсе! В овсе мы все.

Прокололи шилом шину.

Во дворе шипит машина.

Ты, машина, не тужи,

Скоро будут гаражи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах

Сегодня жизнь диктует нам новые, более жесткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, ...

"Речевые разминки для уроков чтения в начальных классах"

Речевые разминки используются на уроках чтения в начальных классах для развития артикуляции, отработки выразительности,автоматизации правильного звукопроизношения....

Доклад по теме: Формирование речевой коммуникации на уроках у учащихся начальной школы VIII вида посредством мотивации.

В своем докладе я раскрыла проблему нарушения речи у учащихся с нарушением интелекта.И что одним из главных решений этой проблемы является мотивация. Для  повышения речевой мотивации необходимо д...

Развитие познавательных процессов на уроках чтения в начальных классах

Пути совершенствования навыков чтения у учеников начальной школы....

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах...

Речевая разминка для уроков чтения в начальной школе

Презентация"Речевые разминки" предназначена для применения на уроках чтения в 1классе.Материал повышает интерес к урокам чтения,используется как дополнительный наглядный материал....

Мастер класс Ханбековой Ларисы Константиновны МОУ СШ №11 учителя начальных классов. Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках математике в начальной школе»

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых ре...