Урок литературного чтения по УМК «Перспективная начальная школа» 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Заркалиан Ирина Михайловна

Урок литературного чтения по УМК «Перспективная начальная школа» 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по УМК «Перспективная начальная школа»

 4 класс

Учитель:Заркалиан И.М.

МОУ «Георгиевская гимназия»

«Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная  правда»

М.Е.Вайсман «Шмыгимышь»

Тип урока: проблемный

План урока

1.Встреча с писательницей (заочная)

2.Экскурсия в ГМИИ им. Пушкина

3.Работа по тексту «Шмыгимышь»

4. Вывод

5. Подведение итогов

1.Встреча с М.Е.Вайсман

Сегодня, ребята, у нас состоится встреча с писательницей М.Е.Вайсман. С ее произведениями мы познакомились в 3 классе. Помните их?

 Это «Лучший друг медуз» и «Приставочка моя  любименькая»

- Как зовут героев ее рассказов?

- Я знаю, некоторые из вас хотели бы о чем – то спросить М.Е.

 

. Можете задать сейчас  свои вопросы (ответы на мониторе)

. Дома вы прочитали еще один рассказ М.Е.Вайсман.

 Почему он так назван? ( Зачитать)

У какого другого известного тебе литературного героя была любимая  игрушка, которую он всюду с собой таскал, мысленно с ней беседовал? А у вас  есть такая игрушка? Вы разговариваете с ней – за нее и за себя?

«Где мы только с ней не были!»

2. Мы отправляемся  в ГМИИ им. Пушкина (показ слайдов)  цитаты из рассказа

3. Работа по тексту

Как Филя объясняет  сам, что он плохо вел себя в музее?

 (стр.95. …Я просто хотел немного пошутить…)

4. Почему Филе не было стыдно в музее. А стало стыдно только дома? Какую роль в раскаянии Фили играет Шмыгимышь?

 (В музее Филя  был увлечен  скульптурами  и  играл с мышью  как  со своей любимой игрушкой. Дома, глядя на Шмыгимышь и мысленно разговаривая с ней, он думал о том, что это очень старая игрушка: она принадлежала сначала бабушке, потом маме и многое повидала в жизни. Филя понимает, что ни мама, ни бабушка не вели себя так плохо, как он, даже в детстве. Поэтому он представляет, что могла бы сказать ему мышь

(стр.95. …Я взял ее в руки, посмотрел ей в глаза…)

Филя просит прощения у мамы и бабушки. Ему стыдно, что в его руках их старая игрушка «вела себя» не очень хорошо: «Мышь, прости меня. Это я во всем виноват. Это я хотел залезть на лошадь…»)

5. По – разному ли Филя, Вера и мама ведут себя в музее? Тебе было бы интересно общаться с таким мальчиком, как Филя?

Филе очень интересно в музее: он узнает скульптуры древнегреческих богов и героев, общается с ними, дает им советы от имени игрушечной мыши. Мальчик явно знаком  с греческими мифами и прекрасно ориентируется в сюжетах, изображенных в античной скульптуре.

Мама, которая с детства бывала в Пушкинском музее, много раз сюда также приносила  свою любимую игрушку, чувствует себя здесь уютно и привычно. Музей для нее то место, где она погружается в свои мысли.

А вот Вере, по ее собственным словам, в музее скучно: («…потому что Филя разговаривает все время с мышью. Ты, мама, разговариваешь  сама с собой. А мне поговорить не с кем. И я уже сто раз  видела все эти статуи в учебнике») Мир древнегреческих мифов ее не увлекает, ей нужно общение.

А вы знаете, кто такой Гермес? Лаокоон? За что он так жестоко наказан? Все ли подвиги Геракла вам знакомы? Если пока не все, не расстраивайтесь! Возьмите в библиотеке книгу Н. Куна «Мифы…»

Можно ли вести себя в музее так, как Филя? Можно ли брать в музей таких ребят, которым скучно?

Что легче: научить Филю хорошо вести себя или заинтересовать таких ребят, как Вера?

Таким ребятам, как Филя в музее действительно интересно, для них там сконцентрирована особая чудесная жизнь. Они могут  нарушить какие – то правила поведения в музее, иногда им приходится напоминать, что в музее нельзя ничего трогать руками, но у них есть главное – огромный интерес и увлеченность.

А вот таких ребят, как Вера, которым скучно в музее, трудно заинтересовать чем – то. Но их  конечно же тоже надо брать в музей: любой может неожиданно для себя открыть что – то интересное, особенно если ему об этом  расскажет человек увлеченный, знающий.

Говорят, у искусства своя особенная  правда. Что это значит?

Репродукции картин стр. 99 «Плачущая женщина» и «Крик»

Французский художник Пабло Пикассо и   норвежский художник Эдвард Мунк

Сценка из разговора  Тани и Пети

Как вы воспринимаете картины этих художников? Ты соглашаешься с ребятами, что художникам удалось передать такие чувства человека, как страдание и отчаяние?

Художники изображают не внешнюю форму вещей, а отображают внутреннюю жизнь человека, его эмоции, страдания, чувства.

Итог урока: «У искусства своя особенная  правда.»

Дом. задание  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по программе "Перспективная начальная школа" на тему "Лев Николаевич Толстой "Прыжок""

Цель данного урока - через события рассказа помочь учащимся увидеть отношения людей к поступкам мальчика и обезьяны, почувствовать, что хотел сказать автор своим произведением....

Урок литературного чтения по программе УМК "Начальная школа XXI века" Снегурочка.

Урок литературного чтения по программе "Начальная школа 21 века". Урок поможет сформировать умение различать и сравнивать литературные и народные сказки. Обратить внимание на особенности авторско...

Тематическое планирование уроков по литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа" 1 класс

Тематическое планирование разработано по литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа" для 1 класса , учебник и тетрадь Н.Г.Агаркова и Ю. А. Агарков с УУД...

Урок литературного чтения по программе" Перспективная начальная школа" по теме "Рифмы. Удивительные хвосты" 1 класс

Тема. Рифмы. Шуточные стихотворения. Цель урока. Создание условий для формирования  метапредметных умений средствами урока «литературное чтение». Задачи урока.1. Познакомить обучающихся...

Конспект урока по литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа" по теме "Андрей Усачёв. Обои"

Конспект урока по литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа" во 2 классе по теме "Андрей Учачёв. Обои" соответствует требованиям ФГОС и содержит описание групповой работы, интер...

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения по УМК "Перспективная начальная школа".

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения по УМК "Перспективная начальная школа"....

Конспект урока литературного чтения "Сравниваем прошлое и настоящее" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  Тема урока: «Сравниваем прошлое и настоящее» Цели деятельности учителя: формирование представлений у учащихся о том, что меняется в жизни люд...