Рабочая проргамма по литературному чтению 4 класс Школа России
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Писарева Татьяна Максимовна

Программа составлена на основе авторской программы Горецкого, Климановой на 2014-2015 учебный год. Программа содержит календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_kazennoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx48.59 КБ
Файл kalendarno.docx45.83 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Парфёновская средняя общеобразовательная школа

Топчихинского района Алтайского края

                                   

«Утверждаю»:

Директор МКОУ Парфёновская СОШ    ___________               /Шиповалова Г.А./

«Согласовано»:

Заместитель директора по УВР____________

/Васильченко С.Н./

«Принято»:

Руководитель   МО

______

Протокол № 1__

 от « 26 » августа 2014 г.

                                                 Рабочая программа

                   учебного предмета «Литературное чтение»

составлена на основе Примерной программы начального общего образования по обучению грамоте,  с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по чтению и с учетом рекомендаций авторских программ В.Г. Горецкого, Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной «Литературное чтение» (М., Просвещение, 2014)

                                                 

4 класс

Базовый уровень

Срок реализации программы

2014 – 2015 учебный год

Составитель:

Писарева Татьяна Максимовна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория                                     

                                                       

                                                                       с. Парфёново  

                                                                            2014 год

Пояснительная записка                       

                Программа разработана на основе Федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.и с учетом рекомендаций авторских программ В.Г. Горецкого, Л.Ф.Климановой,, М.В.Бойкиной.

 Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

                                                     

                                                   Общая характеристика курса

  «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте. Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

          Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы – одного из сложнейших видов искусства.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.

  Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра –  направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой) .

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

  Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

                                                    Цели  обучения предмету.

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

                                                       Задачи  обучения предмету

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать  художественное  произведение,   сопереживать  героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить  детей  чувствовать  и  понимать  образный  язык художественного   произведения,   выразительные   средства, создающие    художественный    образ,    развивать    образное мышление учащихся;
  • формировать   умение   воссоздавать   художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее  воображение учащихся,  и  особенно  ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный  опыт  ребенка,  его  реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать  нравственно-эстетический  и   познавательный   опыт ребенка;
  • обеспечивать  развитие  речи  школьников   и  активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для  формирования  потребности  в самостоятельном    чтении    художественных    произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

                                            Основные виды деятельности учащихся по предмету.

         На уроках литературного чтения  необходимо стремится разнообразить виды деятельности. С  учетом психофизиологических особенностей обучающихся , использовать  занимательный материал. Включать  в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое и т. п.   Программа ориентирована на собственно лингвистическое и речевое развитие учащихся. Для достижения целей и задач программы используется системно – деятельностный  и личностно – ориентированный подходы через индивидуальную, групповую, коллективную формы работы и дифферинцированный подход.

          Большую роль в обучении  литературному чтению имеет игровая деятельность ,творческая деятельность (проектирование, творческие работы ). Курс литературного чтения опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

              -целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

                                                Используемые технологии, формы и методы работы.

Велико значение педагогических технологий - совокупности  форм, методов, способов, приемов и средств, направленных на получение конкретного результата. Создание на уроке атмосферы творческого поиска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на формирование у них интереса к произведению и познавательных умений..В этом поможет объяснительно-иллюстративное обучение (выдача учебной информации, наглядность), разноуровневое обучение  (дифференцированный подход по уровню обученности ),учебно-деловая игра (создание проблемной ситуации и др.),элементы развивающего обучения (личностно-ориентированное обучение),проектирование и другие технологии. Использование информационных технологий на уроках позволяет реализовать принцип наглядности в обучении, усилить продуктивность наглядности визуальной среды . Формы обучения:

  • Комбинированный урок,
  • урок-беседа,
  • повторительно-обобщающий урок,
  • урок- исследование,
  • урок-практикум,
  • урок развития речи.

                                                      Обоснование выбора УМК

    Для реализации программного содержания  по литературному чтению  используется учебник  Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого ,М .В. Головановой. Литературное чтение  учебник для 4 класса: в 2 ч. / Т-  М.: «Просвещение»  2014г, рабочая тетрадь под редакцией Л. Ф Климановой (М., Просвещение, 2014). Учебник  имеет такое содержание и структуру, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого. Содержание авторских  программ и логика изложения программного материала в учебнике    «Литературное чтение» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

          Ученики с диагнозом ЗПР по данной программе заниматься могут.

Коррекционная работа

Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.

            В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».

   Поэтому, в образовательном учреждении необходимо создать оптимальные условия для развития личности каждого ребёнка, раскрывающие его внутренние возможности и резервы, организовать коррекционно-развивающую, реабилитационную и здоровьесберегающую среду, обеспечивающую частичное восстановление и сохранение физического и психического здоровья, необходимого для продолжения обучения.

    Цель: Оказание помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования детям.

   Задачи:

- преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;

- овладение навыками адаптации учащихся к социуму.

   Трудности в процессе овладения читательской деятельностью.

- Неумение обобщить информацию, содержащуюся в разных частях текста;

неумение привести примеры из текста, доказывающие высказанное утверждение;

неумение на основании прочитанного высказать свою точку зрения, обосновать ее, опираясь на текст;

- проблемы координации имеющихся житейских представлений с информацией, получаемой из текста, особенно в ситуации, когда предшествующий опыт входит в противоречие с имеющейся в тексте информацией;

- неумение использовать разные стратегии работы в зависимости от типа текста, - проблемы с точностью восприятия данных при чтении научно- популярного текста.

трудности в работе с текстами-инструкциями, с информацией и др.

   Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится учителем на уроках, чему способствует использование в учебном процессе УМК «Школа России».

   На основе применения технологии деятельностного метода обучения у учащихся последовательно и поэтапно формируется понимание нормы учения (что мне «надо» делать как ученику). Одновременно для формирования у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («я это хочу») в классе создается психологически комфортная образовательная среда, где ребенок не боится высказать свое мнение, где его трудолюбие, старание, ответственное отношение к делу встречает доброжелательную поддержку, где он приобретает позитивный опыт переживания ситуации успеха, а с другой стороны ? обеспечивается возможность его развития в собственном темпе на уровне своего возможного максимума («я это могу»).

        В курсах «Литературное чтение» при формировании норм и правил произношения, использования слов в речи также обращается внимание на развитие этих норм во времени.

      На уроках используются следующие задания и упражнения:

Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Составь рассказ».

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений «Назови слово-предмет».

Развитие логического мышления, памяти, речи  через упражнения «Ответь на вопрос»,

 игры «Кто быстрее».

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи».

Коррекция мышления на основе упражнения «Выбери».

Развитие кинестетической памяти на основе упражнения «Ухо-нос».

Развитие словесно-логического  мышления на основе упражнения «Сравни описание».

Коррекция памяти на основе упражнения «Прочитай наизусть», «Выучи наизусть».

Коррекция логического мышления через отгадывание загадок.

Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни».

Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения «Расшифруй».

Коррекция логического мышления на основе упражнения «Выбери картину».

Коррекция устной  речи, памяти  через систему вопросов.

Коррекция памяти, внимания, мышления  через разгадывание кроссворда.

Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Составь пословицу».

Коррекция мышления на основе упражнение «Замени по смыслу».

Коррекция эмоциональной сферы через упр. «Улыбка».

Коррекция мыслительной деятельности, памяти на основе дидактической игры "Найди и выбери».

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи».

Коррекция памяти, восприятия на основе дидактической игры "Дополни, чего не хватает".

Коррекции мышления через упражнение «Пословицы».

Коррекция мышления, памяти на основе упражнения «»Расположи в нужной последовательности».

Коррекция памяти, мышления на основе упражнения «Перескажи по плану».

Коррекция диалогической и монологической форм устной речи на основе чтения по ролям.

Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Раздели на части».

Коррекция логического мышления на основе игры «Лишнее: буква, слог, слово»».

                                     Содержание тем учебного курса 4 класс (136 ч)

   Вводный урок по курсу литературного чтения. (1 ч )

   Летописи. Былины. Жития.   (12 ч)   

Летописи:  "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда"; "И вспомнил Олег коня своего", А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге". Былины: "Ильины три поездочки", "Три поездки Ильи Муромца". "Житие Сергия Радонежского". Проект "Создание календаря исторических событий".

   Чудесный мир классики. (22 ч)

П.П. Ершов "Конёк-горбунок", А.С. Пушкин: стихотворения, "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"; М.Ю. Лермонтов: "Дары Терека", турецкая сказка "Ашик-Кериб"; Л.Н. Толстой: "Детство", "Как мужик украл камень"; А.П. Чехов "Мальчики".

   Литературные сказки. (16 ч)

В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"; В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"; П.П. Бажов "Серебряное копытце"; С.Т. Аксаков "Аленький цветочек".

   Делу время, потехе - час. (9 ч)

Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"; В.Ю. Драгунский "Главные реки", "Что любит Мишка"; В.В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел".

   Страна детства. (8 ч)

Б.С. Житков "Как я ловил человечков"; К.Г.паустовский "Корзина с еловыми шишками"; М.М. Зощенко "Ёлка".

   Поэтическая тетрадь. (5 ч)

В.Я. Брюсов "Опять сон", "Детская";С.А. Есенин "Бабушкины сказки"; М.И. Цветаева "Бежит тропинка с бугорка". Урок-коцерт, посвящённый произведениям изученных авторов.

   Природа и мы. (12 ч)

Д.Р. Мамин-Сибиряк "Приёмыш"; А.И. Куприн "Барбос и Жулька"; М.М. Пришвин "Выскочка"; Е.И. Чарушин "Кабан", В.П. Астафьев "СтрижонокСкрип".

   Поэтическая тетрадь. (8 ч)

Б.Л. Пастернак "Золотая осень"; С.К. Клычков "Весна в лесу"; Д.Б. Кедрин "Бабье лето"; Н.М. Рубцов "Сентябрь"; С.А. Есенин "Лебёдушка".

   Родина. (8 ч)

Проект "Россия - Родина моя". И.С. Никитин "Русь"; С.Д. Дрожжин "Родине"; А.В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске...". Урок-концерт, посвящённый изученным произведениям.

   Страна Фантазия. (8 ч)

Е.С. Велтистов "Приключения Электроника"; К. Булычёв "Путешествие Алисы".

   Зарубежная литература. (15 ч)

Д.Свифт "Путешествие Гулливера"; Г.Х. Андерсен "Русалочка"; М. Твен "Приключения Тома Сойера"; С. Лагерлёф "Святая ночь", "В Назарете".

                     

 Планируемые результаты усвоения учебного курса 

Личностные

Учащиеся научатся:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
  • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
  • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?», накопительной системы баллов);
  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
  • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
  • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
  • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
  • пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
  • создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
  • создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
  • находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
  • самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
  • интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
  • формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
  • находить в произведениях средства художественной выразительности;
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
  • приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно- эстетическую оценку.
  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

 Учащиеся научатся:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

Учебно - тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Вводный урок.

1

2

Летописи. Былины. Жития.

12

3

Чудесный мир классики.

22

4

Поэтическая тетрадь.  

12

5

Литературные сказки.

16

6

Делу время, потехе - час.

9

7

 

Страна детства.

8

8

Поэтическая тетрадь.

5

9

Природа и мы.

12

10

Поэтичекая тетрадь.

8

11

Родина.

8

12

Страна Фантазия.

8

13

Зарубежная литература.

15

Всего:

 

136 ч



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

по литературному чтению

Класс – 4

Учитель – Писарева Татьяна Максимовна

Количество часов: всего – 136, в неделю – 4

Плановых контрольных уроков – 4

Учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. «Литературное чтение». В 2-х частях. 4 класс. М., Просвещение, 2014

Дополнительная литература: Хрестоматия по литературе. Для 1-4 классов.    Ростов - на - Дону, 2009

О. Д. Ушаков. Великие писатели. Справочник школьника. Санкт-Петербург, 2008.


п/п

Наименование разделов  и  тем

Всего

Контрольные и диагностические материалы.

Развитие речи

 

Формы организации учебных занятий.

Планируемые    результаты.

Формирование УУД

Дата

Корректировка даты

1

Вводный урок  

1

Прогнозировать соднржание раздела, ориентироваться в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений для выполнения заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. рассматривание иллюстраций и оформление учебника.

Летописи. Былины. Жития

12

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Читать отрывки из древних летописей, былин, жития Сергия Радонежского. Находить в тексте летописи данные о различных исторический фактах. Сравнивать текст летописи с художественным текстом. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников. Описывать скульптурный памятник известному человеку. находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. описывать характер человека, высказывать своё мнение. Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источниках информации. Участвовать в проектной деятельности. составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя). Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседнка, проявлять к нему внимание. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.

2

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Летопись "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда".

2

3

Летопись "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда".

Проект "Создание календаря исторических событий".

4

Летопись "И вспомнил Олег коня своего". Знакомство с произведением А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина.

2

5

Летопись "И вспомнил Олег коня своего". Знакомство с произведением А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина.

6

Былина и её герои. Особенности былины как жанра. Поэтический текст былины. Былина "Ильины три поездочки".

1

7

Былина "Ильины три поездочки". Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов.

1

8

Былина "Три поездки Ильи Муромца". Герой былины - защитник государства российского.

1

9

Сотавление рассказа об Илье Муромце. Картина В. Васнецова "Богатыри."

1

10

Особенности жития как жанра. "Житие Сергия Радонежского". В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому.  

2

11

Особенности жития как жанра. "Житие Сергия Радонежского". В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому.  

12

Завершение прокта "Создание календаря исторических событий". Обобщение по разделу "Летописи. Былины. Жития".

1

13

Рубрика "Проверим себя и оценим свои достижения".

1

Проверка и оценка знаний по разделу "Летописи. Былины. Жития".

Чудесный мир классики

22

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объёму произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. Наблюдать за выразительностью литературного языка. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведения. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.

14

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

П.П. Ершов "Конёк-горбунок".

1

15

П.П. Ершов "Конёк-горбунок". Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной.

1

16

П.П. Ершов "Конёк-горбунок". События литературной сказки.

1

17

П.П. Ершов "Конёк-горбунок". Герои сказки. Младший брат Иван - настоящий герой сказки. Характеристика героя. Сравнение словесного и изобразительного искусства.

1

18

А.С. Пушкин - великий русский писатель. Стихотворения "Унылая пора очей очарованье...", "Няне", "Туча".

1

19

А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". Мотивы народной сказки в литературной.

1

20

А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". Герои пушкинской сказки, характеристика героев,  отношение к ним.

1

21

А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".  Деление сказки на части. Составление плана.

2

22

А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".  Деление сказки на части. Составление плана.

23

Пересказ основных эпизодов сказки.

1

24

Рубрика "Советуем прочитать" (внеклассное чтение: сказки А.С. Пушкина).

1

25

М.Ю. Лермонтов - выдающийся русский поэт. Стихотворение "Дары Терека".

1

26

М.Ю. Лермонтов. Турецкая сказка "Ашик- Кериб". Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.

1

27

М.Ю. Лермонтов. Турецкая сказка "Ашик- Кериб". Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним.

1

28

М.Ю. Лермонтов. Турецкая сказка "Ашик- Кериб". Написание отзыва на произведение.

1

29

Л.Н. Толстой - великий русский писатель. Повесть "Детство".

1

30

Л.Н. Толстой. Повесть "Детство". События. Характер главного героя 1повести.

1

31

Л.Н. Толстой. Басня "Как мужик убрал камень". Особенности басни. Главная мысль.

1

32

А.П. Чехов - великий русский писатель. Рассказ "Мальчики". Смысл рассказа.

1

33

А.П. Чехов. "Мальчики".  Главные герои рассказа - герои своего времени. Характеристика героев.

1

34

Обобщение знаний по разделу "Чудесный мир классики".

1

35

Рубрика "Проверим себя и оценим свои достижения".

Проверка и оценка знаний по разделу "Чудесный мир классики".

Поэтическая тетрадь

12

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в  его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни своё мнение о герое стихотворного произведения. Самостоятельно оценивать свою деятельность. 

36

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Ф.И. Тютчев "Ещё земли печален вид..."

1

37

Ф.И. Тютчев "Как неожиданно и ярко..." отбор средств художественной выразительности для создания картин природы.

1

38

Ф.И. Тютчев "Весенний дождь". Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте.

1

39

А.А. Фет "Бабочка". Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения.

1

40

Е.А. Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист..." Передача настроения и чувств  в стихотворении.

1

41

Е.А. Баратынский "Где сладкий шёпот моих лесов?"

1

42

А.Н. Плещеев "Дети и птичка". Ритм стихотворения.

1

43

И.С. Никитин "В синем небе плывут над полями..." Изменение картин природы в стихотворении.

1

44

Н.А. Некрасов "Школьник".

1

45

Н.А. Некрасов "В зимние сумерки нянины сказки..."

1

46

И.А. Бунин "Листопад". Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты.

1

47

Обобщение знаний по разделу "Поэтическая тетрадь".  Рубрика "Проверим себя и оценим свои достижения".

1

Проверка и оценка знаний по разделу "Поэтическая тетрадь".

Литературные сказки

16

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.

48

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

В.Ф. Одоевский. "Городок в табакерке". Особенности данного литературного жанра.

1

49

В.Ф. Одоевский. "Городок в табакерке". Заглавие и главные герои литературной сказки.

1

50

В.Ф. Одоевский. "Городок в табакерке".  Деление текста на части. Составление плана.

1

51

В.Ф. Одоевский. "Городок в табакерке".  Составление рассказа о путешествии Миши в городок Динь-Динь.

1

52

В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ.

1

53

В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". Текст-описание в содержании литературного произведения.

1

54

В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".  Герои сказки. Главная мысль произведения.

1

55

П.П. Бажов "Серебряное копытце". Мотивы народных сказок в авторском тексте.

1

56

П.П. Бажов "Серебряное копытце". Заглавие.

1

57

П.П. Бажов "Серебряное копытце". Герои сказки, авторское отношение к героям.

1

58

Рубрика "Советуем прочитать" (внеклассное чтение: произведения В.М. Гаршина и П.П. Бажова).

1

59

С.Т. Аксаков "Аленький цветочек". Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие.

1

60

С.Т. Аксаков "Аленький цветочек". Герои художественного произведения.

1

61

С.Т. Аксаков "Аленький цветочек". Деление текста на части, составление плана, выборочный пересказ.

1

62

С.Т. Аксаков "Аленький цветочек". Словесное иллюстрирование.

1

63

Обобщение по разделу "Литературные сказки". Рубрика "Проверим себя и оценим свои достижения".

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Литературные сказки".

Делу время, потехе - час

9

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи. Определять нравственный смысл произведения. определять жанр произведения. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе. Находить необходимую информацию в справочной литературе о творчестве писателя. Готовить сообщение о писателе. Подбирать книги по теме. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

64

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени". Нравственный смысл произведения. Жанр произведения.

1

65

Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени". Инсценирование произведения.

1

66

В.Ю. Драгунский "Главные реки".

1

67

В.Ю. Драгунский "Главные реки". Пересказ текста от лица героя.

1

68

В.Ю. Драгунский. "Что любит Мишка". Особенности юмористического текста.

1

69

Рубрика "Советуем прочитать" (внеклассное чтение: рассказы В.Ю, Драгунского).

1

70

В.В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел". Смысл заголовка. Герои произведения.

1

71

В.В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел". Инсценирование произведения.

1

72

Обобщение по разделу "Делу время, потехе - час". Рубрика "Проверим себя и оценим свои достижения".

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Делу время, потехе - час".

Страна детства

8

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалог. Находить смешные эпизоды в юмористических рассказах, определять отношение автора к героям. Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора. Анализировать возможные заголовки произведений. Использовать в своей речи средства художественной выразительности. Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту. Составлять план текста. Пересказывать текст на основе плана. Придумывать смешные истории о школьной жизни, не обижая своих друзей.  Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

73

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Б.С. Житков. "Как я ловил человечков". Особенности развития сюжета.

1

74

Б.С. Житков. "Как я ловил человечков". Герои произведения.

1

75

К.Г. Паустовский. "Корзина с еловыми шишками". Особенности развития сюжета: выстраивание их в тексте.

1

76

К.Г. Паустовский. "Корзина с еловыми шишками". Герои произведения. Деление текста на части. Составление плана.

1

77

К.Г. Паустовский. "Корзина с еловыми шишками". Пересказ текста по плану. Музыкальное сопровождение произведения.

1

78

М.М. Зощенко. "Ёлка". Герои произведения.

1

79

М.М. Зощенко. "Ёлка". Составление плана. Пересказ.

1

80

Обобщение по разделу "трана детства". Рубрика "Проверим себя и оценим свои достижения".

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Страна детства".

Поэтическая тетрадь

5

Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме. Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содеожанием. Сравнивать стихотворения разных поэтов. Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества. Определять особенности поэтичсекого творчества разных поэтов, выражать своё отношение. Рассказывать об эпизодах своего детства. Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением.

81

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

В.Я. Брюсов. "Опять сон"; "Детская". Развитие чувства в лирическом произведении.

1

82

С.А. Есенин. "Бабушкины сказки". Тема стихотворения.

1

83

М.И. Цветаева. "Бежит тропинка с бугорка...""Наши царства". Тема детства в произведениях.

1

84

Стихи поэтов о детстве. Рубрика "Советуем прочитать".

1

85

Урок-концерт, посвящённый произведениям любимых авторов. Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь". Рубрика "Проверим себя и оценим свои достижения".

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Поэтическая тетрадь".

Природа и мы

12

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; высказывать своё мнение. Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. Определять отношение автора к героям на основе текста. Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа. Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы. Делить текст на части. Пересказывать текст полдробно и выборочно. Находить информацию в разных источниках для подготовки по теме. Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря. Читать выразительно диалоги из текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

86

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Д.Н. Мамин-Сибиряк. "Приёмыш". Анализ заголовка.

1

87

Д.Н. Мамин-Сибиряк. "Приёмыш". Отношение человека к природе.

1

88

Д.Н. Мамин-Сибиряк. "Приёмыш". Обучение выборочному пересказу.

1

89

А.И. Куприн. "Барбос и Жулька".  Поступок как характеристика героя произведения.

1

90

М.М. Пришвин. "Выскочка". Анализ заголовка. Характеристика героя на основе поступка.

1

91

Е.И. Чарушин. "Кабан". Характеристика героев на основе их поступков.

1

92

В.П. Астафьев. "Стрижонок Скрип". Герои  рассакза.

1

93

В.П. Астафьев. "Стрижонок Скрип". Деление текта на части. Составление плана.

1

94

В.П. Астафьев. "Стрижонок Скрип". Пересказ на основе сотавленного плана.

1

95

Рубрика "Советуем прочитать". Рассказы и стихи о природе. животном мире.

1

96

Обобщение знаний по разделу "Природа и мы".

1

97

Рубрика "Проверим себя и оценим свои достижения".

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Природа и мы".

Поэтическая тетрадь

8

Прогнозировать содержание раздела. Подбирать сборники стихов квыставке книг. Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содержанием. Определять настроение произведения и поэта.  Сравнивать стихотворения разных поэтов. Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества. Определять особенности поэтичсекого творчества разных поэтов, выражать своё отношение. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их; самостоятельно дополнять. Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

98

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Б.Л. Пасернак. "Золотая осень".

1

99

С.К. Клычков. "весна в лесу".

1

100

Д.Б. Кедрин. "Бабье лето". Картины весны и лета в произведения С.К. Клычкова и Д.Б. Кедрина.

1

101

Н.М. Рубцов. "Сентябрь". Средства художественной выразительности.

1

103

С.А. Есенин. "Лебёдушка".

1

С.А. Есенин. "Лебёдушка". Мотивы народногот творчества в авторском произведении.

1

104

Обобщение по разделу "Поэтичекая тетрадь".

1

105

Рубрика "Проверим себя и оценим свои достижения".

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Поэтическая тетрадь".

Родина

8

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимать особенности поэтического текста. рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведения по его названию. Учасвовать в работе группы, читать стихи друг другу. Писать сценарий поэтического вечера. Участвовать в работе проекта: распределять роли; находить нужную информацию, представлять её в соответствии с темой. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

106

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Проекты "Россия - Родина моя", "Они защищали Родину", "Как не гордиться мне тобой, о Родина моя!"

1

107

И.С. Никитин. "Русь". Образ Родины в поэтическом произведении. ритм стихотворения.

1

108

С.Д. Дрожжин. "Родине". Авторское отношение к изображаемому.

1

109

А.В. Жигули. "О, Родина! В неярком блеске..." Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому.

1

110

Рубрика "Советуем прочитать". Стихи о Родине других поэтов.

1

111

Подведение итогов выполнения проектов.

1

112

Урок-концерт, посвящённый произведениям изученных авторов.

1

113

Обобщение по разделу "Родина". Рубрика "Проверим себя и оценим свои достижения".

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Родина".

Страна Фантазия

8

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме. Воспринимать на слух художественное произведение. Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведения. Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

114

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Е.С. Велтистов. "Приключения Электроника". Особенности фантастического жанра.

1

115

Е.С. Велтистов. "Приключения Электроника". Необычные герои фантастического рассказа.

1

116

К. Булычёв. "Путешествие Алисы". Особенности фантастического жанра.

1

117

К. Булычёв. "Путешествие Алисы". Сравнение героев фантастических рассказов. Пересказ от лица главного героя.

1

118

Рубрика "Советуем прочитать": чтение произведений Е.С. Велтистова и Кира Булычёва (на выбор). Презентация глав и отрывков из произведений.

2

119

Рубрика "Советуем прочитать": чтение произведений Е.С. Велтистова и Кира Булычёва (на выбор). Презентация глав и отрывков из произведений.

120

Обобщение по разделу "Страна Фантазия".

1

121

Рубрика "Проверим себя и оценим свои достижения".

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Страна Фантазия".

Зарубежная литература

15

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме. Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно. Пересказывать самые интересные эпизоды от лица героев произведений. Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

122

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Свифт. "Путешествие Гулливера". Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

1

123

Д. Свифт. "Путешествие Гулливера". Герои приключенческого произведения. особенность их характера.

1

124

Г.Х. Андерсен. "Русалочка". Авторская сказка.

2

125

Г.Х. Андерсен. "Русалочка". Авторская сказка.

126

Г.Х. Андерсен. "Русалочка". Рассказ о Русалочке.

2

127

Г.Х. Андерсен. "Русалочка". Рассказ о Русалочке.

128

Внеклассное чтение. Сказки        Г.Х. Андерсена.

1

129

М. Твен. "Приключения Тома Сойера". Особенности повествования.

1

130

М. Твен. "Приключения Тома Сойера". Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков.

1

131

Сельма Лагерлёф. "Святая ночь".

2

132

Сельма Лагерлёф. "Святая ночь".

133

Сельма Лагерлёф. "В Назарете".

2

134

Сельма Лагерлёф. "В Назарете".

135

Обобщение знаний по разделу "Зарубежная литература".

1

136

Рубрика "Проверим себя и оценим свои достижения".

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Зарубежная литература".

Способы и формы  оценки  образовательных результатов

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

неправильная постановка ударений (более 2);

чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

не более двух неправильных ударений;

отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

неточности при формулировке основной мысли произведения;

нецелесообразность использования средств выразительности,  недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Модели инструментария для оценки достижений учащихся

  • Источники информации:
  • деятельность учащихся
  • статистические данные
  • Работы учащихся
  • результаты тестирования
  • Методы:
  • Открытый ответ
  • Выбор ответа
  • Наблюдения
  • Оценка процесса выполнения
  • Краткий ответ
  • Портфолио 

Нормы оценок по литературному чтению

Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:

-         беглость, правильность, осознанность, выразительность.

3. Требования к уровню сформированности навыка чтения

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Правильное, сознательное чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных слов. Темп чтения – 30 – 40 слов в минуту

Сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами. Темп чтения незнакомого текста – не меньше 50 слов в минуту

Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого текста. Темп чтения – 70 – 75 слов в минуту

Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения – не меньше 100 слов в минуту. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению

Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования  или  не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Чтение наизусть

Оценка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка   "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.    Правильная постановка логического ударения

2.    Соблюдение пауз

3.    Правильный выбор темпа

4.    Соблюдение нужной интонации

5.    Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

 

Подготовка к выразительному чтению — разметка текста.

Логическое  ударение фразовое:

первое - ударное слово подчеркивается пунктиром _ _ _

второе - одной чертой ______,

третье — двумя чертами                    

Пауза: короткая - расположенными по вертикали точками

средняя — одной вертикальной чертой |

длинная - двумя вертикальными чертами  | |

Высота голоса: понижение, стрелка над словом с наклоном вправо вниз

повышение, стрелка над словом с наклоном вправо вверх  

Темп: замедление - на полях словом - медл. или --—--

убыстрение - на полях словом - быстро или ____

Отличительной чертой произнесения басни является бытовая интонация.

 

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1.    Своевременно начинать читать свои слова

2.    Подбирать правильную интонацию

3.    Читать безошибочно

4.    Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

        

        

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка  "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

                                                             

Литература для учащихся:

  • Основная:

     1.  Климанова Л.Ф., Голованова М.В,  Литературное чтение 4 класс, М.: Просвещение, 2014 г.

  • Дополнительная:

      1.  Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М.: Дом педагогики, 2010 г.

Пособия для учителя:

  1. Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»: 4 класс. – М.: Просвещение, 2012 г.
  2. Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2008
  3. Н.А. Стефаненко. Е.А Горелова.  Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных школ.       М., Просвещение, 2013.


Лист изменений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....