Урок-путешествие по литературному чтению в 1 классе по теме " К.И Чуковский"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Чоботарская  Евгения Александровна

Урок-путешествие по литературному чтению УМК "Планета Знаний" в 1 классе по теме " К.И Чуковский".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-puteshestvie_chukovskiy.doc58.5 КБ
Microsoft Office document icon kartochka_k_zadaniyu.doc11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие по литературному чтению

УМК «Планета знаний» 1 класс

Тема: «В гостях у дедушки Корнея».

Подготовила: учитель начальных классов Олейник Е.А.

Цель. Расширять знания детей о писателе К.И. Чуковском, прививать любовь к его творчеству; проверить знание детьми его произведений; развивать внимание, память, связную речь.

Оборудование. Портрет писателя; выставка книг, иллюстраций детей к произведениям автора; презентация и игра; интерактивное панно.

 Личностные УУД:

- устанавливать  связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения ;

 - определять правила работы в парах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в образовательном пространстве;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

  - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ход урока:

Слайд1Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность известного детского писателя Корнея Ивановича Чуковского. Слайд 2 В посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил этот высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.  

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.

Учитель прикрепляет на доску портрет писателя.

Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои  книги .

В Подмосковье, в знаменитом поселке писателей Переделкино, открылся музей Корнея Ивановича Чуковского.Слайд 3 Это необычный музей: здесь посетителей называют гостями; каждый день смеются дети; звучат стихи Корнея Ивановича.Побывав в музее, вы можете встретить Мойдодыра, Бармалея, Крокодила, увидеть те самые комнаты, где жил проказник Бибигон.

В этом поселке есть терем-теремок. Местные жители называют его «дом дедушки Корнея». Слайд 5.Целый день здесь происходят интересные встречи с писателями, артистами, учеными. И почти все выходят отсюда с радостными лицами. Вы, наверно, догадались, что это детская библиотека. А построил ее на свои деньги, укомплектовал книгами и был в ней главным работником все тот же детский писатель Корней Иванович Чуковский.

Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие в «дом дедушки Корнея» , где встретимся с героями сказок Корнея Чуковского, мы будем говорить о его произведениях, вспомним своих любимых героев.

Итак… начинаем наше путешествие.

Что мы делаем, когда приходим в гости? Правильно, звоним в звонок.Слайд 5. Вот мы зашли. И нас в прихожей встречает Слайд 6.

Дети, а скажите, вещи в доме нам могут рассказать о Чуковском или его произведениях? Давайте попробуем их рассмотреть...

1. «Вещи в доме Корнея Чуковского».

 В доме Чуковского находятся разные вещи.  

Телефон (У меня зазвонил телефон)

Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)

Мыло (Вот и мыло подскочило)

Блюдце (А за ними блюдца)

Термометр (И ставит им градусник)

Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)

Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)

Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)

Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

книжки (А потом позвонили мартышки,

               Пришлите, пожалуйста, книжки.)

подушка ( И подушка, как лягушка,

                Ускакала от меня.)

посуда( Уж не буду, я не буду  

             Я посуду обижать,

             Буду, буду я посуду уважать!)

2. «Музыкальная страничка» Слайд 7.

Стихи Чуковского очень музыкальны. Например, к  сказке “Мойдодыр” композитор Ю. Левитин написал оперу. (Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра.) Вначале звучит “Увертюра” –  вступление к опере. Звучат фанфары, привлекая внимание слушателей. Далее звучит лучезарный солнечный марш: “Рано утром, на рассвете умываются мышата”. Финал оперы радостный. Звучит гимн воде.

1.Муха –Цокотуха Слайд 8.

К.И.Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.

2.Федорино горе Слайд 9,10

Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет  “Федорино горе”.

3. Мойдодыр Слайд 11, 12.

Интересна история создания«Мойдодыра». Однажды Чуковский работал в кабинете и вдруг услышал горький плач. Плакала его младшая дочь, выражая нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял дочь на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам -

Стыд и срам, стыд и срам.

Так родился на свет «Мойдодыр».

3.«Кроссворд». Слайд 14.

- Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.

По горизонтали:

  • Имя акулы в сказках Чуковского.

И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет. (Айболит)

  • Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.

Вот и стал Таракан победителем,

И лесов и полей повелителем.

Покорилися звери усатому.

(Чтоб ему провалиться, проклятому!)

А он между ними похаживает,

Золоченое брюхо поглаживает:

"Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,

Я сегодня их за ужином скушаю!" (тараканище)

     

  • Имя мухи – именинницы.

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

  • Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил

  • Умывальников начальник и мочалок командир.

Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!

  • Кто вернул краденое солнце?

Не стерпел Медведь,
Заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.

Уж он мял его и ломал его:
"Подавай сюда наше солнышко!"

Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил, а из пасти
Из зубастой солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.

  • Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?

И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
"Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит)

  • Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.

Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!! (телефон)

По вертикали:

Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ

Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

Слайд 15.В Переделкино Чуковский раз в году любил проводить с детьми игры у Кострища. Встречал детей он в мантии и профессорской шляпе, так как был доктором филологических наук. Давайте сыграем в одну из игр К.Чуковского у костра.

 

4. Физкультминутка Слайд 16.

5.« Расшифруйте имена сказочных героев».Слайд 17.

Бармалей украл все гласные буквы и перепутал поступки героев. Давайте поможем Корнею Ивановичу разобраться.

- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

(АЙБОЛИТ, ВОРОБЕЙ, КРОКОДИЛ, КОМАР, ФЕДОРА,МЕДВЕДЬ)

- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

 

  . ЙБ.Л.Т          

   Зажгли море.

  В.Р.Б.Й

    Проглотил солнце.

КР.К.Д.Л

Помыла свою посуду.

К.М.Р

Вернул солнце в небо.

Ф.Д.Р.

Потушила море.

М.ДВ.ДЬ

Спас Муху – Цокотуху.

проверка на интерактивной доске Слайд 18.

6. Видео путешествие по сказкам К.И. Чуковского.

В доме Чуовского есть старый телевизор, включим его и угадаем по отрывку видеорагмента, сказку.

  1. Путаница Слайд 19

2.Тараканище. Слайд 20

3.Федорино Горе. Слайд 21

Молодцы!

Слайд 22. Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”

Слайд 23.На этом наше путешествие по «дому дедушки Корнея» завершено.

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?

-  Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

7. Рефлексия.

Слад 24 На ваших столах лежат маленькие человечки. Это маленькие копии Вас.

Слайд 25 Подумайте, как вы работали сегодня на уроке и нарисуйте на лицах человечков улыбку( все получилось), палочку( что то не получилось),печальную улыбку с уголками вниз(работа на уроке была не успешной)

Слайд 26.Прикрепим наших человечков на панно, показывающее Кострище в п. Переделкино дома Чуковского. Анализ.



Предварительный просмотр:

. Й Б . Л . Т

ЛЕЧИЛ ЗВЕРЕЙ

В . Р . Б . Й

ПРОГЛОТИЛ СОЛНЦЕ

К Р . К . Д . Л

ПОМЫЛА СВОЮ ПОСУДУ

К . М . Р

ВЕРНУЛ СОЛНЦЕ В НЕБО

Ф . Д . Р .

СЪЕЛ ТАРАКАНИЩЕ

М . Д В . Д Ь

СПАС МУХУ - ЦОКОТУХУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"

Дети знакомятся с творчеством  писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....

Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям К.И. Чуковского «Путаница», «Телефон».

Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям  К.И. Чуковского «Путаница»,  «Телефон».Цель:  Продолжить знакомство с произведениями раздела «Как хорошо у...

Технологическая карта урока по литературному чтению (1 класс) по теме Чтение текстов. В. Куприн. "Первоучители словенские", "Первый букварь".

В материале представлена технологическая карта по литературному чтению для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Тест по литературному чтению 4 класс по теме Литературные сказки

Тест 4 класс Школа России литературные сказки...

Урок литературного чтения 1 класс по теме "Творчество К.Чуковского" Букварь Репкина

Урок литературного чтения в 1 класс по теме "Творчество К.Чуковского" Букварь Репкина...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....