Тематическое планирование уроков литературного чтения для 4 класса по фгос с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения /М.В. Голованова, О.Ю. Шарапова; под ред. М.В. Черкезовой/
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

Поршина Ольга Ивановна

Тематическое планирование уроков литературного чтения для 4 класса по фгос с родным (нерусским) и  русским (неродным) языком обучения

/М.В. Голованова, О.Ю. Шарапова; под ред. М.В. Черкезовой/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tem_pl_po_lit_4_kl_novoe.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование уроков литературного чтения для 4 класса с родным (нерусским) и  русским (неродным) языком обучения

/М.В. Голованова, О.Ю. Шарапова; под ред. М.В. Черкезовой/

№ п/п

Название темы.

Кол-час.

Основные виды учебной деятельности

Универсальные учебные действия.

        Дата

  Планируемые результаты                                            Устное народное творчество (12ч)

Личностные

 - находить произведения УНТ , произведения писателей и поэтов других  народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.,

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать вопросы и задания для одноклассников, предлагать варианты литературно – творческих работ, находить необычные повороты речи, эпитеты, сравнения, испытывать при этом чувство радости, что увидел, заметил, осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения.

Познавательные

 - анализировать литературный текст с опорой на вопросы, проявлять индивидуальные творческие способности.,

 - выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения

Сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ).

Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения,

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

Регулятивные

 - Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей,

. Оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

Коммуникативные

 - Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал  и знаковой системы («+» и «-», «?»).  Фиксировать причины неудач в устной форме в  группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

По пл.

Факт

1

 Народные песни

1

-повторить правила обращения с книгой;

- ознакомить с новым учебником;

-ввести в новую тему  Устное народное творчество

-развивать память, речь, мышление.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

2

 Прибаутки

1

- показать значение прибаутки для людей;

-учить правильно, читать и понимать  произведения.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем творческого и поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

3

 Потешки

1

-обобщить и обогатить знания детей об Устном народном творчестве

-учить правильно, читать их, понимать  

-работать над содержанием  ;

-обучать правильному выразительному чтению.

Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

4

 Небылицы

1

-обобщить и обогатить знания детей о  небылицах

-учить правильно, читать их, понимать  

-работать над содержанием  

-обучать правильному выразительному чтению,  

-развивать память, речь, мышление, воображение.

Поиск и выделение необходимой информации, моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

5

Скороговорки

1

- показать значение скороговорок  для людей;

-учить правильно  читать и понимать  их.

Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание

6

 Загадки

1

 обобщить и обогатить знания детей о загадках

-учить внимательно относится к слову, обогащать словарный запас;

-развивать память, речь, мышление.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста.  

7

 Пословицы.

Проект «Устное народное творчество»

1

 Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

8

  Русская сказка «Котофей Иваныч»

1

 ознакомить учащихся с сказкой «Котофей Иваныч»

-учить понимать и правильно читать  

- отрабатывать навыки беглого, выразительного чтения, чтения без ошибок

-развивать память, воображение, речь.

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

9

« Горностай и заяц.»      Алтайская сказка.            

1

-прочитать сказку  « Горностай и заяц»      

-учить анализировать поступки героев;

-обучать грамотному, выразительному чтению.;

-развивать память, речь.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

10

 « Пудин и лягушка.» Нанайская сказка.        

1

прочитать сказку  «   Пудин и лягушка»    

-учить анализировать поступки героев;

-обучать грамотному, выразительному чтению.;

-развивать память, речь.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

11

 «Хвастливый бай». Татарская сказка.              

1

-ознакомить учащихся  «Хвастливый ба». Татарской сказкой.                

-отрабатывать навыки беглого, выразительного чтения, чтения без ошибок;

-развивать память, речь, мышление.

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками  

12

«Три брата». Абазинская сказка

1

-ознакомить учащихся со сказкой « Три брата». Абазинская сказка

-обучать правильному выразительному чтению;

-пополнять словарный запас учащихся;

-развивать память, внимание, мышление;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

  Планируемые результаты                                                          Осенних книг страницы. (4 ч.)

Познавательные:

 - Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте,

Регулятивные:

 - Формулировать учебную задачу урока , принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

Коммуникативные:

Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы

Личностные

 - Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

13

. К.Д.Бальмонт. «Осень».                                                              

1

-расширить знания детей о творчестве. К.Д. Бальмонта  

-обучать правильному чтении. стихов;

-развивать память, речь, мышление.

Чтение «про себя» с осознанием содержания текста.

Определение эмоционального характера текста.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

14

 К.Д.Ушинский «Осень». (Отрывок )  

1

-расширить знания учащихся о творчестве К.Д. Ушинского

-учить видеть и замечать прекрасное в природе;

-обогащать словарный запас;

-развивать память, речь, воображение.

Смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текста

15

 . Е.В.Трутнева. Улетает лето

1

-ознакомить с жизнью и творчеством. Е.В. Трутневой  

-учить видеть прекрасное с помощью поэзии;

-воспитывать любовь к природе, внимательное отношение к ней;

-развивать речь, память, воображение.

Смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текста

16

  Проект  по разделу                                  «Осенних книг страницы»

.1

 Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  Планируемые результаты                                      Книга не самолёт, за тридевять земель унесёт.              Литературные сказки.( 8ч.)

Личностные

 Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного  чтения.

 Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).

Познавательные

 Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения,

Коммуникативные

 Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия

Регулятивные

 Оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал  и знаковой системы («+» и «-», «?»). 

17-18

 В.А. Жуковский. «Спящая царевна».      

                 

2

-ознакомить с жизнью и   царевна.                        

-изучить литературную сказку «. Спящая царевна».                        

-пополнять словарный запас учащихся;

 Формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы;

-обучать детей делить текст на смысловые части, составлять план;

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

19-20

А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»      

2

- пополнять словарный запас учащихся;

-воспитывать чувство сострадания к другим;

-расширить знания детей о жизни и творчестве  А.С. Пушкина      

-отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;

-учить анализировать поступки и характер героев.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

21

 М.Горький. Самовар

1

-ознакомить с жизнью и творчеством М. Горького

-отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать память, речь, мышление;

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации  

22-23

Братья Гримм. «Госпожа Метелица»

2

ознакомить детей с жизнью и творчеством Братьев  Гримм.    

-начать работу над сказкой;

-обогащать словарный запас учащихся;

-воспитывать любовь и уважение  

-отрабатывать навыки выразительного чтения;

Установление аналогии, формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений

24

  Наши проекты по разделу «Литературные сказки».                                    

 1

Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

Планируемые результаты                                                                    Зимних книг страницы. (5ч.)

Личностные

Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил,

Познавательные

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

Регулятивные

Оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

Коммуникативные

Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы.

25

 А.С. Пушкин. «В тот год осенняя погода…»              

1

-расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина                

-помочь понять смысл произведения;

-учить анализировать поступки героев;

-отрабатывать навыки выразительного чтения;

Чтение  про себя с осознанием содержания текста. Определение эмоционального характера текста. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

26

С.С .Гейченко. «Золотой петушок».                              

1

расширить знания детей о творчестве К. Г. Паустовского;

-помочь детям понять смысл произведения;

-обучать правильному выразительному чтению;

-учить видеть прекрасное вокруг, замечать, понимать окружающий мир;

Определение эмоционального характера текста. Соотнесение иллюстрации с фрагментами текста. Определение темы, идеи произведения. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

27

 А.А .Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…»  

           

1

-расширить знания детей о творчестве К. Г. Паустовского;

-помочь детям понять смысл произведения;

-обучать правильному выразительному чтению;

-учить видеть прекрасное вокруг, замечать, понимать окружающий мир;

-развивать память, мышление, воображение.

Смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текста

28

 К.Ш. Кулиев. «Зимняя песенка» .С.А. Есенин. «Берёза.»

1

-ознакомить с жизнью и творчеством К.Ш. Кулиева.  .С.А. Есенина.    

-обогащать словарный запас учащихся;

-учить анализировать поступки героев;

-развивать речь, мышление, память и чувство юмора.

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

29

Обобщение по разделу. Проект «Зимних книг страницы».

1

Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 Планируемые результаты                                         Одна книга тысячи людей учит. Литература 19 века.  (11ч)

Личностные

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного  чтения..

Познавательные

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

Регулятивные

Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

Коммуникативные

Строить связное высказывание из  7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.

Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы

30

 Л.Н. Толстой. «Отец и сыновья».

1

-расширить знания детей о творчестве Л.Н. Толстого

-отрабатывать навыки правильного выразительного чтения басни

-учить анализировать характер и поступки героев;

 -обогащать словарный запас учащихся;

-развивать память, речь, мышление

Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач.

31

 Л.Н. Толстой «Два товарища»  

«Муравей и Голубка».                                                                      

1

-расширить знания детей о творчестве Л.Н .Толстого.  

  -учить анализировать поступки героев;

-прививать любовь к животным;

-отрабатывать навыки выразительного чтения;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать речь, мышление.

Чтение вслух и литературных текстов (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделение нового от известного; выделение главного

32

И.А.Крылов «Мышь и Крыса».         «Чиж и Голубь»        

           

1

-расширить знания детей о творчестве И.А. Крылова.  

  -учить анализировать поступки героев;

-прививать любовь к животным;

-отрабатывать навыки выразительного чтения;

-обогащать словарный запас учащихся;

развивать речь, мышление.

Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач. Использование разных способов выполнения задания

33

С.Пушкин. «Люблю тебя, Петра творенье…»                            

1

-познакомить учащихся с жизнью и творчеством  С.Пушкина

-отрабатывать навыки выразительного чтения;

 ;учить составлять сравнительное описание на основе текста;

- -отрабатывать навыки беглого выразительного чтения;

-развивать память, речь, мышление.

Установление аналогии, формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений

34

Н.А.Некрасов        «Дедушка Мазай и зайцы»  

1

-расширить знания детей о творчестве Н.А.Некрасова        

-раскрыть смысл рассказа;

-учить анализировать поступки и характер героев;

-отрабатывать навыки беглого выразительного чтения;

-развивать память, речь, мышление.

Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач. Использование разных способов  выполнения задания

35-37

 . Д.Н. Мамин-Сибиряк. Емеля-охотник.

3

-познакомить учащихся с жизнью и творчеством  . Д.Н. Мамина-Сибиряка

-отрабатывать навыки выразительного чтения;

-учить детей анализировать поступки героев;

Чтение вслух и про себя текстов учебника (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделение нового от известного; выделение главного

38

 Л. Н.Толстой. Мильтон и Булька

1

-отрабатывать навыки выразительного чтения;

-учить детей анализировать поступки героев;

-делить текст на части, озаглавливать каждую часть;

-учить составлять сравнительное описание на основе текста;

-расширить знания детей  о зайцах

-прививать любовь и бережное отношение к животным

Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач. Использование разных способов  выполнения задания

39

 Л. Н.Толстой. «Булька и кабан

1

расширить знания детей о жизни  и творчестве Л. Н.Толстого

-формировать навыки правильного, выразительного чтения;

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство сострадания.

Установление аналогии, формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений

40

 Внеклассное чтение. Наши проекты.

1

 Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Планируемые результаты                                                                 Весенних книг страницы. (4ч)

Личностные

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников,

Коммуникативные

Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ., Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения.

Познавательные

Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Регулятивные

Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока.

41

 А.А.Блок.» На лугу.»              Работа по картине.                                                                  

1

-ввести в раздел «Весенних книг страницы»;

-познакомить с жизнью и творчеством А.А.Блока

-учить понимать язык поэзии;

-читать поэтические произведения;

-обогащать словарный запас учащихся;

Смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текста

42

 Р.П.Погодин «.Кирпичные острова».(В сокращении ).                          

1

-познакомить с жизнью и творчеством Р.П.Погодина  

-учить видеть в природе прекрасное при помощи поэта и художника;

-развивать память, речь, мышление. -отрабатывать навыки выразительного чтения;

Чтение  про себя  с осознанием содержания текста. Определение эмоционального характера текста. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

43

А.К. Толстой. Сватовство. (Отрывок)

1

-продолжить знакомство с жизнью и творчеством А.К. Толстой;

 -учить детей выражать свои мысли;

-отрабатывать навыки выразительного чтения;

-азвивать речь, мышление.

  Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

44

 Внеклассное чтение:  Проект «В путь, друзья!».  

1

 Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 Планируемые результаты                                     Испокон веку книга растит человека. Литература 20 века. (17ч)

Личностные

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного  чтения..

Познавательные

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

Регулятивные

Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

Коммуникативные

Строить связное высказывание из  7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.

Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы.

45-46

 А.Н.Толстой. «Цыган».                   ( Отрывок из рассказа «Как ни в чём не бывало»)

 2

-ознакомить учащихся с жизнью и творчеством; А.Н.Толстого

-отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать память, речь, воображение;

-развивать умение пересказывать текст от имени героя

Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

47-49

А.И.Куприн.     Ю-Ю (В сокращении

3

-расширить знания детей о жизни и творчестве  А.И.Куприна

-отрабатывать навыки чтения;

-читать и анализировать рассказ

-учить находить ответы на вопросы по тексту

Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Рассмотрение разных способов выполнения заданий

50-51

 С.Я.Маршак. «Почта»

 2

-ознакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Я.Маршака  

-раскрыть содержание произведения С. Я.Маршака  

 -обогащать словарный запас учащихся;

-отрабатывать навыки беглого выразительного чтения;

-развивать память, речь, мышление.

Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

52-53

К.Г.Паустовский. «Кот Ворюга.»                              

2

 расширить знания детей о жизни  и творчестве  К.Г.Паустовского

-формировать навыки правильного, выразительного чтения;

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство сострадания.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

54

М.М. Зощенко. «Глупая история».                            

1

расширить знания детей о жизни и творчестве ,-ознакомить учащихся с новым произведением М.М. Зощенко

-расширить знания детей по данной теме;

-отрабатывать навыки выразительного чтения текста;

-учить анализировать характер и поступки героев;

-развивать умение работать с иллюстрацией;

-обогащать словарный запас учащихся.

Определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, поиск средства её осуществления. Построение логичного рассуждения, аналогии

55

С.В. Михалков. «Светлана».                                      

1

расширить знания детей о жизни и творчестве  -ознакомить учащихся с новым произведением С.В. Михалкова

-расширить знания детей по данной теме;

-отрабатывать навыки выразительного чтения текста;

- -обогащать словарный запас учащихся.

Освоение основ смыслового чтения поэтического текста, выделение существенной информации. Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

56

А. Л. Барто. «Разлука».  

                                             

1

расширить знания детей о жизни и творчестве  -ознакомить учащихся с новым произведением А. Л. Барто

-расширить знания детей по данной теме;

-отрабатывать навыки выразительного чтения текста;

-учить анализировать характер и поступки героев;

Определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, поиск средства её осуществления. Построение логичного рассуждения, аналогии

57

В.П.Астафьев «.Ода русскому огороду».(Отрывок)

                     

1

расширить знания детей о жизни и творчестве  -ознакомить учащихся с новым произведением В.П.Астафьева

-расширить знания детей по данной теме;

-отрабатывать навыки выразительного чтения текста;

-учить анализировать характер и поступки героев;

 -обогащать словарный запас учащихся.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

58

Р.Г.Гамзатов.  «Мой дедушка». (В сокращении)  

1

расширить знания детей о жизни и творчестве Р.Г.Гамзатова -

-отрабатывать навыки выразительного чтения текста;

-учить анализировать характер и поступки героев;

 -обогащать словарный запас учащихся

Освоение основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов. Развитие воссоздающего и творческого воображения

59

С.А.Баруздин. «Коллективная печка».                  

1

расширить знания детей о жизни и творчестве С.А.Баруздина.

-расширить знания детей по данной теме;

-отрабатывать навыки выразительного чтения текста;

-учить анализировать характер и поступки героев;

 ;-обогащать словарный запас учащихся. -развитие творческих способностей, памяти, речи, мышления.

Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений

60

Внеклассное чтение. Творцы книг.  

1

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств

-развивать умение работать с иллюстрацией;

-обогащать словарный запас учащихся.

Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений

61

Обобщающий урок по разделу .

Наши проекты.

 1

-повторить и обобщить изученный раздел;

- Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Планируемые результаты                                                                  Летних книг страницы(7ч)

Личностные

Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки,

Познавательные

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные

Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы, Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм.

Регулятивные

Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.

62

А.Н. Майков. «Летний дождь».                                    

 1

 -расширить знания детей о жизни и творчестве А.Н. Майкова

-учить анализировать стих

-отрабатывать навыки беглого выразительного чтения;

-развивать память, речь, мышление.

Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач. Использование разных способов  выполнения задания

63

 М. М. Пришвин. Журка.  

 1

. расширить знания детей о жизни и творчестве  М. М. Пришвин.

-учить видеть прекрасное с помощью картин;

-воспитывать любовь к природе, внимательное отношение к ней;

-развивать речь, память, воображение.

Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач. Использование разных способов  выполнения задания

64

Развиваем свою речь.

1

-учить видеть прекрасное с помощью картин;

-воспитывать любовь к природе, внимательное отношение к ней;

-развивать речь, память, воображение.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

65

  Ф. И. Тютчев. «Как неожиданно и ярко…»                                                                  

 

1

расширить знания детей о жизни и творчестве  Ф. И. Тютчев.

-учить видеть прекрасное с помощью поэзии;

-воспитывать любовь к природе, внимательное отношение к ней;

-развивать речь, память, воображение.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста.  

66

Развивающий час по разделу. Проверка навыка чтения

1

-повторить и обобщить изученный материал;

Развивать навыки сравнения,сопоставления, логического мышления.

Обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач. Использование разных способов  выполнения задания

67

Внеклассное чтение.

1

-повторить и обобщить изученный материал;

Развивать навыки сравнения,сопоставления, логического мышления.

Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач

68

Проект «Я -читатель»

1

Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач. Использование разных способов  выполнения задания

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более 2);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности,  недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

             Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и

Нормы оценок по технике чтения в 1-4 классах

«5»

«4»

«3»

«2»

1 класс

1 полугодие

-

-

-

-

2 полугодие

36-40 слов

31-35 слов

25-30 слов

Ниже 25 слов

2 класс

1 полугодие

41-50 слов

36-40 слов

30-35 слов

Ниже 30 слов

2 полугодие

51-60 слов

46-50 слов

40-45 слов

Ниже 40 слов

3 класс

1 полугодие

61-70 слов

56-60 слов

50-55 слов

Ниже 50 слов

2 полугодие

71-80 слов

66-70 слов

60-65 слов

Ниже 60 слов

4 класс

1 полугодие

81-90 слов

76-80 слов

70-75 слов

Ниже 70 слов

2 полугодие

91-100 слов

86-90 слов

80-85 слов

Ниже 80 слов

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Устное народное творчество.  

Обучающиеся должны знать:

                                  -наизусть 2-3 стихотворения, не менее 10 загадок;

                                  - содержание 6-7 народных сказок;

Обучающиеся должны уметь:

                                   - сравнивать и отличать произведения малых фольклорных форм;

                                   -объяснять смысл пословицы;

Осенних книг страницы.

Обучающиеся должны знать:

                                      - о творчестве К.Д.Бальмонта, К.Д. Ушинского, Е.Ф.Трутневой

                                     - содержание прочитанных рассказов

Обучающиеся должны уметь:

-находить рифму в стихотворении

                                                            -    выразительно, осознанно читать

                                                              - находить образные средства языка

Литературные сказки.  

Обучающиеся должны знать:

                                      - содержание прочитанных сказок

Обучающиеся должны уметь:

Уметь выразительно и осознанно читать,

 работать над иллюстрацией, составлять план.

 Зимних книг страницы.

Обучающиеся должны знать:

наизусть отрывок из романа «Евгений Онегин»

стихотворение С.А. Есенина «Береза»

Обучающиеся должны уметь:

Уметь прогнозировать текст, выявлять главную мысль произведения, читать выразительно с интонацией.

Литература XIX века

Обучающиеся должны знать:

наизусть 1-2 басни Л.Н.Толстого, И.А.Крылова

отрывок из поэмы «Медный всадник"

Обучающиеся должны уметь:

Уметь выявлять главную мысль произведения, читать выразительно с интонацией.

Весенних книг страницы.

Обучающиеся должны знать:

Знать биографию и творчество  А.К.Толстого

Народные приметы о весне

Обучающиеся должны уметь:

Уметь пересказывать текст кратко, выразительно читать

Литература XX века

Обучающиеся должны знать:

Знать биографию и творчество  А.Н. Толстого

Обучающиеся должны уметь:

Уметь работать с иллюстрацией Уметь пересказывать текст кратко, выразительно читать.

Летних книг страницы.

Обучающиеся должны знать:

Знать биографию и творчество  М.М. Пришвина

Обучающиеся должны уметь:

Уметь пересказывать текст по плану. Уметь работать с иллюстрацией. Составлять характеристику и словесный портрет героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения 1 класс УМК «Школа России»

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения 1 класс УМК «Школа России» ( 5 ч в  неделю) 36 часов всего. Составлен по учебнику Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. голованов...

Тематическое планирование уроков литературного чтения 3 класс по УМК ПНШ

Тематическое планирование составлено с учетом ФГОС...

Тематическое планирование уроков литературного чтения 1 класс по УМК ПНШ

Тематическое планирование составлено с учетом ФГОС...

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 3 класс

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 3 классУМК "Начальная школа XXI века"....

Тематическое планирование уроков литературного чтения, 3 класс

Система развивающего обучения Л.В. Занкова...

Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Литературного чтения" 2 класс. ФГОС

Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...