Нравственно-патриотическое воспитание в начальной школе.
статья на тему

Барановская Ирина Вацлавовна

В статье рассказывается об  опыте работы по нравственно-патриотическому воспитанию на уроках обучения грамоте в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_p._statya.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание в начальной школе.

Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека.

С этим высказыванием Наполеона нельзя не согласиться. Именно поэтому важно развивать в детях это чувство уже с первых школьных уроков. Безусловно,  воспитание патриота – нелегкая и многоступенчатая задача. Тем не менее, уже на этапе начального образования необходимо делать первые шаги к созданию нравственно богатой личности.

Но как заинтересовать маленького школьника? Какими методами пробудить в нем интерес к изучению своей Родины и развитию себя самого? Проще всего начать с того, что окружает первоклассника – с Малой Родины, ее особенностей, истории и традиций.

Конечно, в каждой школе проводятся специальные уроки, посвященные дню города, организуются экскурсии в музеи. Тем не менее, моя педагогическая практика показывает, что любой урок можно использовать для развития интереса к Родине. Примером может послужить представленный ниже урок по обучению грамоте в 1 классе.

Тема:  «Звуки [п], [п,]. Буквы П п».

Цель: Познакомить с новыми звуками и соответствующими буквами. 

Задачи:

  •  учить детей выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой;
  • распознавать в словах новые звуки;
  • читать слоги и слова с изученной буквой.
  • способствовать развитию навыков чтения, культуры речи;
  • учить рассуждать на заданную тему.

Формирование  УУД:

Личностные УУД:

  • формирование  интереса (мотивации) к учению.
  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю.

Регулятивные УУД:  

  • умение определять и формулировать задачи  на уроке с помощью учителя;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • высказывать своё предположение.
  •  организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные УУД:

  • отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные УУД: 

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы при работе с текстом.
  • участвовать в диалоге на уроке.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся:

фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Оборудование:

  • учебник  В.Г. Горецкий « Азбука» (М.: Просвещение, 2012год).
  • картинки  «остров», «заяц», «пароход», плакат  «Букваринск»,
  • схема звукобуквенного разбора,
  • парусник с «П» на борту,  схематический рисунок крепости с буквами на бастионе,
  • «царский указ»,
  • слоговые часы,
  • сигнальные карточки синего и зелёного цвета,
  • плакаты по теме «Фонетика»,
  • «дежурная доска» с карточками изучаемых звуков и букв,
  • карточки со слогами,  карточки для дифференцированного чтения.

ХОД УРОКА.

I. Организация класса

Проверка готовности

  • Азбука
  • Карточки
  • Пенал
  • Схемы  (, )

II. Актуализация знаний.

Сегодня я расскажу вам одну удивительную историю.  Началась она много лет тому назад.

Посреди реки был небольшой болотистый остров с низкими топкими берегами, на котором росли кусты, редкие деревья (рис.).

Иногда встречались хутора, где жили люди (1-2 семьи).

А еще на этом острове водилось много зайцев, и поэтому в народе этот остров прозвали «Заячьим» (рис.).

Но вот однажды все изменилось… Хотите узнать, что произошло дальше?

Тогда мы с вами отправляемся в путешествие в далекое прошлое, к этому острову на пароходе (рис.).

Но сначала мы должны рассадить всех пассажиров, необычных пассажиров.

А для этого давайте вспомним:

- НА КАКИЕ ГРУППЫ ДЕЛЯТСЯ ВСЕ ЗВУКИ?

(гласные и согласные)

(рис. Букваринск)

- ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ГЛАСНЫХ ЗВУКАХ?

1. Состоят из голоса, поются.

2. Не встречают преграду (рис. «клетка»)

3. Образуют слог.

- ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СОГЛАСНЫХ ЗВУКАХ?

1. Встречают преграду.

2. Бывают звонкие и глухие.

3. Бывают твердые  и мягкие.

- С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО ОБОЗНАЧАЮТСЯ ЗВУКИ НА ПИСЬМЕ?

(с помощью букв)

(На доске рассыпаны изученные буквы)  (рис.)

ВАША ЗАДАЧА:

На верхнюю палубу разместить гласные буквы.

- КАКАЯ ОСОБЕННАЯ ГЛАСНАЯ ЗДЕСЬ ЕСТЬ? (Буква е, так как обозначает 2 звука)

- КОГДА ОНА ОБОЗНАЧАЕТ ДВА ЗВУКА? (в начале слова, после гласных)

На среднюю – буквы, обозначающие звонкие согласные,

На нижнюю – буквы, обозначающие глухие согласные.

Всех рассадили, отправляемся в путь.

Клип «Пароход» (35 секунд)

Слушайте внимательно, какую песенку поет пароход.

III. Определение темы и задач урока.

- Какую песенку пел пароход? Какой слог вы услышали? (ПА)

(Схема звукобуквенного анализа).

- Выделите первый звук. Встречает воздух преграду? Что мешает? (Губы)

Значит, [П] – согласный.

Положите руку на горлышко, произнесите звук  П, голос спит или звенит? (спит).

Значит, [П] – глухой.

 Твердый или мягкий? (твердый) (показать по схеме)

А вот к нам на палубу присела маленькая птичка. Ее даже не видно. А только слышно: «Пи-пи-пи», - пищит она.

- Выделите первый звук. Встречает воздух преграду? Что мешает? (Губы)

Значит, [П] – согласный.

Положите руку на горлышко, произнесите звук П.   Голос спит или звенит?

(спит).

Значит, [П’] – глухой.

Твердый или мягкий? (мягкий)

- КАКОВА ЖЕ ТЕМА НАШЕГО УРОКА?  Определим задачи на урок.

(Будем говорить о звуках [П] и [П’], о букве, которая эти звуки обозначает. Будем читать слова и слоги с этой буквой и узнаем что-то новое из истории нашей страны).

IV. Работа по теме урока.

 Выделение звука из слова, характеристика звука, знакомство с новой буквой.

Пока пароход плывет, послушайте продолжение нашей истории.

Однажды, а было это 27 мая 1703 года (рис.) на остров пришли люди, началось строительство.

- помогите продолжить историю.

Звучали топоры, (рис.) (сначала на доске слова, дети читают их, а потом перевернуть и на обороте картинка)

Зазвенели пилы (рис.)

И через 4 месяца на острове выросла крепость (рис.)

На стенах крепости установили пушки (рис.)

(Кстати, когда мы произносим звук [П], мы как будто стреляем из пушки. (рис.)

Дадим характеристику звукам в этих слогах (нас интересуют звуки [П], [П’]).

Топоры - [П] – твердый, в середине слова (во 2 слоге)

Пилы - [П’] – мягкий, в середине слова и т.д.

Крепость - …

Пушки - …

Итак, подытожим. Дадим еще раз характеристику новым звукам  (по «дежурной доске»).

На письме эти звуки обозначены буквой П (пэ).

- ЧТО ВАМ НАПОМИНАЕТ БУКВА П? (рис. Из «Веселой азбуки»)

Влез на букву озорник,

Он решил, что П – турник.

Пора и нам отдохнуть и позаниматься физкультурой.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Перебираем слова со звуком [П] «на полу» - приседаем, а если «на потолке» - встаем и поднимаем руки вверх. (плинтус, лампа, паркет, побелка, кубики (вероятно, будет ошибка – обговорить парность согласных), палас, паучок)

 ЧТЕНИЕ СЛОГОВ

Мы подплываем к Заячьему острову, к крепости. Но сразу всем классом мы в эту крепость не пойдем. Вышлем разведку. Вот на таком маленьком паруснике (рис. парусник) у нас поплывет _______________ и будет подавать нам сигналы. Крепость имеет вот такую необычную форму, на бастионах прикреплены буквы (рис.- схема крепости).

- ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ, КАК ВЫ БУДЕТЕ ПРОИЗНОСИТЬ СОГЛАСНЫЙ В СЛИЯНИИ?  (рис. над доской)

Читаем слоги.

- Все спокойно? Путь свободен.

Подплываем ближе, (рис.помельче), еще ближе (рис. Петропавловской крепости покрупнее)

- КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТА КРЕПОСТЬ?

Именно с нее началось строительство нашего города – Санкт-Петербурга. Сначала построили крепость, а потом под ее охраной и сам город.

- КТО БЫЛ ОСНОВАТЕЛЕМ НАШЕГО ГОРОДА? (рис. Петр I)

Царя Петра называли еще по-другому. Прочитайте. (ПЕТР  ВЕЛИКИЙ)

- КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ?

Но не только за его рост, а за его великие дела для России.

Петр  Первый хотел, чтобы Россия была богатой и сильной страной. При нем в России появился морской флот, открылись новые заводы, возникли новые города (Санкт-Петербург, про который мы сегодня говорим; Таганрог, Петрозаводск), открывались школы, библиотеки. Наладилось более тесное общение с другими странами, иностранцы стали охотнее приезжать в Россию.

V.  Закрепление изученного.

 Работа по учебнику.

Откройте «Азбуку» на странице 78, найдите на рисунке Петра Первого.

- КАКУЮ РАБОТУ ВЫПОЛНЯЕТ ПЕТР ПЕРВЫЙ?

Строит корабль. Царь Петр умел работать пилой и топором, умел плотничать.

Про него говорили (прочитайте): Петр  Первый – плотник.

- ПОЧЕМУ ПЕТР ПЕРВЫЙ ПЕРЕСТАЛ РАБОТАТЬ ТОПОРОМ?  (К нему обращаются послы из других стран.)

- КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЗАЧЕМ К ПЕТРУ ПРИЕХАЛИ ПОСЛЫ? (Петр пригласил иностранцев для строительства флота. Он и сам учился корабельному делу за границей. А потом строил корабли, чтобы Россия имела выход в море, могла защищать себя от врагов, торговать с другими государствами.)

Пока Петр общается с послами, мы с вами поработаем по учебнику.

- НАЙДИТЕ БУКВУ П НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ.

- СКОЛЬКО ВАРИАНТОВ П ВЫ ВИДИТЕ? (два)

- КОГДА МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ  БОЛЬШУЮ БУКВУ? (при написании имен, фамилий и т.д.)

Чтение слогов, предложений.

Прочитайте слоги, где гласная буква обозначает твердость предшествующего согласного.

Прочитайте слоги, где гласная буква обозначает мягкость предшествующего согласного.

Читаем слова с пометами.

  1. По кругу
  2. Прочитайте слова, которые служат названиями профессии.

Читаем пословицы.

  1. По кругу
  2. Прочитайте еще раз первую пословицу. (Хороший плотник и в поле работник.) Как вы понимаете ее смысл? Обсудите в парах.

(Трудолюбивый, любящий работать человек  в любом деле себя проявит. Эту пословицу можно отнести к Петру I.

Трудно даже перечислить, что умел делать Петр. Он был храбрым воином, хитроумным дипломатом, строил корабли, сам ими управлял, был бомбардиром, любил работать на токарном станке и даже зубы рвать умел. Вообще,  ему нравилось любое дело самому попробовать.)

Но не забывайте, что он был царем и издавал указы. Один из них касается и вас:

«Повелеваю Вам, юные петербуржцы, любить и беречь град наш славный. Историю города примерно изучать, удивлять народ наш добрыми делами, вежливостью да честностью.

ПЕТР ПЕРВЫЙ (читает ученик)

Я очень надеюсь, что так оно и будет. И вы вырастете достойными петербуржцами.

На этом наше путешествие в прошлое заканчивается. Мы возвращаемся в класс и подводим итог урока.

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Какие новые звуки узнали? Охарактеризуйте их.

- Какой буквой обозначим?

- Какие умения  отрабатывали сегодня на уроке?

- Назовите дату рождения нашего города.

- На каком острове были возведены первые постройки? Что там было построено?

- Кто был основателем нашего города?

 Как бы вы закончили фразу?

Я могу похвалить себя  за…

Я могу похвалить одноклассников  за…

Я недоволен своей работой на уроке, потому что…

Жетоны с символом города – корабликом – получают те, кто сегодня хорошо работал… (Жетоны вклеиваются в «Тетрадь успехов»).

РЕЗЕРВНОЕ задание: чтение по разно-уровневым карточкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС»Секция: «Актуальные проблемы гуманитарного цикла»...

Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Тезисы выступления учителя  начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме    «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II...

«Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС ».

Актуальность темыСистема экологического образования и воспитания  сложилась внутри учебно-воспитательного процесса и продуктивно действует в течение всего учебного процесса....

Воспитательная программа учителя начальных классов «Мы живём в России». гражданственно-патриотическое воспитание в начальной школе

   В программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности; программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческ...

Программа нравственно-патриотического воспитания учащихся начальной школы «Юные патриоты»

Целью Программы является воспитание духовно – развитой, свободной, творческой личности с активной гражданской позицией, обладающей высоким уровнем самосознания, развитым интеллектом, ведущей здо...