Разработка урока литературного чтения во 2 классе
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
Разработка урока литературного чтения по теме "Лирические стихотворения Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится", "Весенние воды"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока литературного чтения | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения 2 класс.
Тема: «Лирические стихотворения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится», «Весенние воды»
Учебник: УМК «Школа России». Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.
Конспект разработала: учитель начальных классов Баронец Ирина Альфонсосовна
Тип урока: анализ лирического стихотворения.
Оборудование: компьютер, репродукции картин И. Левитана «Март» и «Весна – большая вода», портрет Ф.И. Тютчева, аудиозаписи «Концерт для фортепиано с оркестром № 1 П.И. Чайковского», романс С. Рахманинова «Весенние воды» в исполнении М.Магомаева, раздаточный материал.
Цели: Ознакомить учащихся со стихотворениями Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…» и «Весенние воды», раскрыть тему и смысл произведения, обучать анализу стихотворного произведения, учить ставить вопросы к прочитанному. Формировать личностные, коммуникативные и познавательные УУД.
Задачи:
- формирование у обучающихся навыков сознательного чтения;
- пополнение лексических знаний о слове;
- развивать интерес к чтению, воспитывать любовь к поэзии;
- воспитывать любовь к природе;
- формирование чувства прекрасного на примерах произведений
поэтов, художников и композиторов;
- формирование умений ставить цели, задавать вопросы, планировать работу.
Ход урока
I. Организационный момент и объявление темы урока.
Звучит концерт для фортепиано с оркестром №1 П.И.Чайковского
- Может ли эта потрясающая музыка П.И.Чайковского подсказать, о каком времени года пойдет речь на сегодняшнем уроке?
-Почему вы так думаете? Как звучит музыка?
-Какие картины возникли в вашем воображении при слушании этой музыки?
- Сегодня мы будем говорить о весне; мы продолжим знакомство с творчеством необыкновенного человека-Федора Ивановича Тютчева. Посмотрите на его портрет. (На экране портрет Ф.И.Тютчева).
- Каждая строчка в его стихотворениях заставляет задуматься. Мне, например, нравится, как он по-разному, в зависимости от настроения, изображает зиму в своих произведениях.
-Вспомните стихотворение «Чародейкою Зимою…» (Чтение детьми ранее выученного стихотворения) В каком образе предстала в нем Зима?
II. Первичное восприятие текста учениками через чтение учителем.
-Сейчас я прочту еще одно стихотворение Тютчева, где Зима появляется перед нами в новом качестве…
Чтение учителем стих. Тютчева «Зима недаром злится»
- Вы прослушали стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится…», выберите значок, который показывает ваше состояние при слушании стихотворения: выберите солнышко, облачко, тучку.
- Понравилось ли оно вам? Если понравилось, то чем?
-Определите тему стихотворения.
-Действительно, это рассказ о соперничестве старухи Зимы и юной Весны, борьба между которыми хоть и веселая, но яростная.
III. Самостоятельное чтение.
-Познакомьтесь с текстом ближе и подготовьтесь к выборочному чтению и анализу стихотворения, а также подумайте, значение каких слов вам непонятно.
IV. Выборочное чтение и анализ стихотворения.
Работа с 1 строфой
-Прочитайте 1 строфу.
-Почему «Зима недаром злится»? (Подтвердите свой ответ строчками из текста – «Прошла ее пора»)
-Почему « прошла ее пора»? (Конец зимы)
-Кому Тютчев посвящает 2 первые строчки 1 строфы, а кому 2 последние?
-Обратите внимание на то, кем Весна и Зима приходятся друг другу? (Соперниками)
-Какой знак препинания помогает почувствовать это соперничество? (Тире)
-Почему Зима и Весна у Тютчева написаны с заглавной буквы?
-Найдите глаголы, относящиеся к Зиме и Весне. Какое художественное средство мы наблюдаем здесь? (Олицетворение)
-Это сложное олицетворение: здесь не просто очеловечивание неживого предмета – здесь Весна, природа - на самом деле живые, поэтому Ф.И.Тютчев однажды написал такие строки:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Работа со 2 строфой
-Прочитайте 2 строфу.
-А как встречает Весну все живое в природе?
-Какое слово повторяется? («Все»)
-Почему оно повторяется?
-Что значит «Все засуетилось»? (Пришло в движение: лед на реках, таяние снега, бег ручьев, прилет птиц, растения оживают…)
-Почему автор использует слова «все», а затем «уж»?
-Какие вопросы вы бы могли задать при чтении 2 строфы? (Что такое нудит, трезвон?..)
-Использовал ли автор такие фонетические приемы, как ассонанс и аллитерация в этой строфе? (з – ощущение звона(зиму, трезвон); а, о – очень русские звуки (все, вон, жаворонки, подняли, трезвон)
Работа с 3 и 4 строфами
-Можно сказать, что автор и в этих строфах говорит о Весне и Зиме как о людях? Найди слова, подтверждающие ваш ответ.
- Какой прием использует автор, чтобы главные герои стих. воспринимались нами в качестве живых существ? (Олицетворение)
-Это, пожалуй, самый яркий художественный прием этого стихотворения!
-Закончите предложения:
Ведьма злая - это
Прекрасное дитя - это …
(Какое художественное средство использовал Тютчев, называя Зиму ведьмой, а Весну – «прекрасное дитя»?) – метафору
_- Рассмотрим звукопись этой строфы! ( х
-Какие звуки создают ощущение шума? (Шипящие)
-Какие вопросы возникли у вас при чтении 3 и 4 строф?
Работа с 5 строфой
- Прочитайте последнюю строфу.
-Как следует читать слова: «трезвон, наперекор врагу» в этой строфе, если в них часто звучат звуки (р) и (р) мягкий?
-Обратите внимание на знаки препинания. Попробуйте задать вопрос, который касается знаков препинания в конце 3 и 4 строф и в конце последней…
-Какие знаки стоят в конце 3 и 4 строф? Почему в конце 5 строфы вместо многоточия стоит точка?
-Как автор относится к победе Весны над Зимой? Выбери подходящий ответ, добавь свой.
(С радостью, с торжеством, с грустью, с лаской, с тоской, с печалью…)
-Какими строчками из стих. вы можете это доказать?
- Почему автор не на стороне Зимы, ведь в стих. «Чародейкою Зимою…» он любуется ею, рад ее приходу? (Все в этой жизни имеет свое начало и конец…)
-Какова же основная мысль этого стихотворения? (Лирическое стихотворение – это выражение чувств, в данном случае – выражение радости и торжества по поводу прихода весны…)
V. Выразительное чтение стих. учащимися. Оценивание чтения учащимися: что ребятам удалось, а над чем стоит поработать?
-Используя карточки-помощники, оцените чтение ваших товарищей по предложенному плану… (1.Удалось ли передать характеры Зимы и Весны?
2.Почувствовали вы радостное отношение автора?
3.Было ли чтение правильным и безошибочным?)
-Возьмите шкалу оценки и оцените чтение учеников с ее помощью.
Физминутка.
VI. Слушание исполнения стихотворения Тютчева «Весенние воды».
-Сейчас вы услышите еще одно стихотворение Ф.И.Тютчева о весне «Весенние воды», положенное на музыку гениальным русским композитором С.Рахманиновым. Прозвучит оно в исполнении оперного певца Д.Хворостовского
-Как прозвучало это произведение? (Торжественно и одновременно очень музыкально)
-Какие чувства оно вызвало у вас?
- Что можно сказать о названии стих.? (В нем отразилась тема стих.- весенние воды как признак весны)
VII. Чтение стихотворения сильным учеником . Словарная работа и частичный анализ (работа в парах):
1.Найдите непонятные слова и задайте по ним вопрос товарищам.
2.Найдите в заданных строках худож. средства, используемые автором (У каждой пары свое собственное задание – определенные строки)
Ответы уч-ся корректирую …
Брег – берег, какой прием использует автор (Неполногласие)
-Что придают тексту слова с неполногласными сочетаниями? (Торжественность, приподнятость)
Гонцы – посланные с поручением
- Кого автор называет гонцами? Их действительно можно назвать гонцами? Как назовем этот прием? (Метафорой)
- Отыщите другие метафоры…(«светлый хоровод» «майских дней»)
- В каком значении Тютчев употребляет «румяный, светлый хоровод»? Как называется это художественное средство? (Эпитет)
- Обратите внимание на то, что это слово встречалось и в стих. «Зима недаром злится…», а в каком значении?.. (красивее)
- Найдите повторяющуюся фразу. Почему она повторяется? (Чтобы показать главное в тексте). Итак, назовите основную мысль стихотворения.
- С какой интонацией нужно прочесть и почему? (!)
- Как вы думаете, какие чувства к Весне испытывает сам автор?
- Какие краски вы использовали бы при написании картины к этому произведению?
- Рассмотрим картину Исаака Левитана «Весна – большая вода».Совпали ли ваши представления , возникшие при чтении стихотворения Тютчева «Весенние воды», с впечатлениями от картины Левитана…
VIII. Выразительное чтение стихотворения детьми. Оценка учащимися с помощью оценочной шкалы.
IХ. Итог урока.
- С каким автором мы работали на сегодняшнем уроке?
-Что вы о нем узнали? О чем он писал?
-Покажите знак, объясняющий, какие чувства вы испытывали при чтении стихотворений Ф.И.Тютчева? Если хорошие, светлые, радостные, покажите солнышко, если стихи оставили вас равнодушными, облачко; и тучку, если Тютчев вам не близок…
-Оцените свою работу на уроке с помощью оценочной шкалы.
Х. Д.З. Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Тютчева (по выбору).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературной чтении 2 класса на тему "Хәтерсез күке" (на татарском языке)
Можно использовать на уроках литературы во 2 классе. Творчество Ф.Яруллина....
Разработка урока литературного чтения 1 класс Л. Толстой "Косточка"
Знакомство с произведением Л.Толстого "Косточка", анализ произведения...
Разработка урока литературного чтения 1 класс
Поисково-творческий тип учебной деятельностиУрок литературного чтения"Почему Незнайка не стал поэтом ?" (фрагмент из повести Н.Носова "Приключение Незнайки и его друзей")1 класс ОС "Школа 2100"...
разработка урока - литературное чтение 4 класс
кола России Предмет: Литературное чтениеУрок: № 55Тема: М.М.Зощенко «Ёлка»Тип урока: изучение нового материала. Орг. момент.Мотивация учебной деятельности.Прозвенел звонок.Начал...
разработка урока литературного чтения 4 класс ОС "Школа России" М. Пришвин "Выскочка"
Данная разработка составлена в технологии продуктивного чтения. Используется для подробного анализа произведения....
План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"
План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...