Разработка урока литературного чтения во 2 классе
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Баронец Ирина Альфонсосовна

Разработка урока литературного чтения по теме "Лирические стихотворения Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится", "Весенние воды"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 2 класс.

Тема: «Лирические стихотворения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится», «Весенние воды»

Учебник: УМК «Школа России». Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.

Конспект разработала: учитель начальных классов Баронец  Ирина  Альфонсосовна

Тип урока: анализ лирического стихотворения.

Оборудование: компьютер, репродукции картин И. Левитана «Март» и «Весна – большая вода», портрет Ф.И. Тютчева, аудиозаписи «Концерт для фортепиано с оркестром № 1 П.И. Чайковского», романс С. Рахманинова «Весенние воды» в исполнении М.Магомаева, раздаточный материал.

Цели:  Ознакомить  учащихся со стихотворениями Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…» и «Весенние воды», раскрыть тему и смысл произведения, обучать анализу стихотворного произведения, учить ставить вопросы  к прочитанному. Формировать личностные,  коммуникативные и  познавательные УУД.

 Задачи:

- формирование у обучающихся навыков сознательного чтения;

- пополнение лексических знаний о слове;

- развивать интерес к чтению, воспитывать любовь к поэзии;

- воспитывать любовь к природе;

- формирование  чувства прекрасного на примерах произведений  

   поэтов, художников и композиторов;

- формирование умений  ставить цели, задавать вопросы, планировать работу.

Ход урока

I. Организационный  момент  и объявление темы урока.

Звучит концерт для фортепиано с оркестром №1 П.И.Чайковского

- Может ли  эта  потрясающая музыка П.И.Чайковского  подсказать, о каком времени года пойдет речь на сегодняшнем уроке?

-Почему вы так думаете? Как звучит музыка?

-Какие картины возникли в вашем воображении при слушании этой музыки?

 - Сегодня мы  будем говорить о весне; мы продолжим знакомство  с творчеством необыкновенного человека-Федора Ивановича Тютчева. Посмотрите на его портрет. (На экране портрет Ф.И.Тютчева).  

- Каждая строчка в его стихотворениях заставляет задуматься. Мне, например, нравится,  как он по-разному, в зависимости от настроения, изображает зиму в своих произведениях.  

-Вспомните стихотворение «Чародейкою Зимою…» (Чтение детьми ранее выученного стихотворения) В каком образе предстала в нем Зима?

 II. Первичное  восприятие  текста учениками через чтение учителем.

-Сейчас я прочту еще одно стихотворение Тютчева, где Зима появляется перед нами в новом качестве…

Чтение учителем стих. Тютчева «Зима недаром злится»

- Вы прослушали стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится…»,  выберите  значок, который показывает ваше состояние при слушании стихотворения: выберите солнышко, облачко, тучку.

- Понравилось ли оно вам? Если понравилось, то чем?  

-Определите тему стихотворения.

-Действительно, это рассказ о соперничестве старухи Зимы и юной Весны, борьба между которыми хоть и веселая, но яростная.

III. Самостоятельное чтение. 

-Познакомьтесь с текстом ближе и подготовьтесь к выборочному чтению и анализу стихотворения, а также подумайте, значение каких слов вам непонятно.

 IV. Выборочное чтение и анализ стихотворения.

Работа с 1 строфой

-Прочитайте 1 строфу.

 -Почему «Зима недаром злится»? (Подтвердите свой ответ строчками из текста – «Прошла ее пора»)

-Почему « прошла ее пора»? (Конец зимы)

-Кому Тютчев посвящает 2 первые строчки 1 строфы, а кому 2 последние?

-Обратите внимание на то, кем Весна и Зима приходятся друг другу? (Соперниками)

-Какой знак препинания помогает почувствовать это соперничество? (Тире)

-Почему Зима и Весна у Тютчева написаны с заглавной буквы?

-Найдите глаголы, относящиеся к Зиме и Весне. Какое  художественное средство мы наблюдаем здесь? (Олицетворение)

-Это сложное олицетворение: здесь не просто очеловечивание неживого предмета – здесь Весна, природа - на самом деле живые, поэтому Ф.И.Тютчев однажды написал такие строки:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

 Работа со 2 строфой

-Прочитайте 2 строфу.

-А как встречает Весну все живое в природе?  

-Какое слово повторяется? («Все»)

-Почему оно повторяется?

-Что значит «Все засуетилось»? (Пришло в движение: лед на реках, таяние снега, бег ручьев, прилет птиц, растения оживают…)

-Почему автор использует слова «все», а затем «уж»?

-Какие вопросы вы бы могли задать при чтении 2 строфы? (Что такое нудит, трезвон?..)

-Использовал ли автор такие фонетические приемы, как ассонанс и аллитерация  в этой строфе? (з – ощущение звона(зиму, трезвон); а, о – очень русские звуки (все, вон, жаворонки, подняли, трезвон)

Работа с 3 и 4 строфами

-Можно сказать, что автор и в этих строфах говорит о Весне и Зиме как о людях? Найди слова, подтверждающие ваш ответ.

- Какой прием использует автор, чтобы главные герои стих. воспринимались нами в качестве живых существ? (Олицетворение)  

 -Это, пожалуй, самый яркий художественный  прием этого стихотворения!

 -Закончите  предложения:

Ведьма злая  - это

Прекрасное дитя  - это …

 (Какое художественное средство использовал Тютчев, называя Зиму ведьмой, а Весну – «прекрасное дитя»?) – метафору

_- Рассмотрим  звукопись этой строфы! ( х

-Какие звуки создают ощущение шума? (Шипящие)

 -Какие вопросы возникли у вас при чтении 3 и 4 строф?

Работа с 5 строфой

- Прочитайте последнюю строфу.

  -Как следует читать слова: «трезвон, наперекор врагу» в этой строфе, если в них часто звучат звуки (р) и (р) мягкий?

  -Обратите внимание на знаки препинания. Попробуйте задать вопрос, который касается   знаков препинания в конце 3 и 4 строф и в конце последней…

 -Какие знаки стоят в конце 3 и 4 строф? Почему в конце 5 строфы вместо многоточия стоит точка?

-Как автор относится к победе Весны над Зимой? Выбери подходящий ответ, добавь свой.

(С радостью, с торжеством, с грустью, с лаской, с тоской, с печалью…)

-Какими строчками из стих. вы можете это доказать?

- Почему автор не на стороне Зимы, ведь в стих. «Чародейкою Зимою…» он любуется ею, рад ее приходу? (Все в этой жизни имеет свое начало и конец…)

-Какова же основная мысль этого стихотворения? (Лирическое стихотворение – это выражение чувств, в данном случае – выражение радости и торжества по поводу прихода весны…)

V. Выразительное  чтение  стих. учащимися. Оценивание чтения учащимися: что ребятам удалось, а над чем стоит поработать?

-Используя карточки-помощники, оцените чтение ваших товарищей по предложенному плану… (1.Удалось ли передать характеры Зимы и Весны?

                2.Почувствовали вы  радостное отношение автора?

                3.Было ли чтение правильным и безошибочным?)

-Возьмите шкалу оценки и оцените чтение учеников с ее помощью.

Физминутка.

VI. Слушание  исполнения стихотворения Тютчева «Весенние воды».

-Сейчас вы услышите еще одно стихотворение Ф.И.Тютчева о весне «Весенние воды», положенное на музыку гениальным русским композитором С.Рахманиновым. Прозвучит оно в исполнении оперного певца Д.Хворостовского

-Как прозвучало это произведение? (Торжественно и одновременно очень музыкально)

-Какие чувства оно вызвало у вас?

- Что можно сказать о названии стих.? (В нем отразилась тема стих.- весенние воды  как признак весны)

VII. Чтение стихотворения сильным  учеником . Словарная работа и частичный анализ (работа в парах):

1.Найдите непонятные слова и задайте по ним вопрос товарищам.

2.Найдите в заданных строках худож. средства, используемые автором (У каждой пары свое собственное задание – определенные строки)

Ответы  уч-ся корректирую …

Брег – берег, какой прием использует автор (Неполногласие)

-Что придают тексту слова с  неполногласными сочетаниями? (Торжественность, приподнятость)

Гонцы – посланные с поручением

- Кого автор называет гонцами? Их действительно можно назвать гонцами? Как назовем этот прием? (Метафорой)

- Отыщите другие метафоры…(«светлый хоровод» «майских дней»)

- В каком значении Тютчев употребляет «румяный, светлый хоровод»? Как называется это художественное средство?  (Эпитет)

- Обратите внимание на то, что это слово встречалось и в стих. «Зима недаром злится…», а в каком значении?.. (красивее)

- Найдите повторяющуюся фразу. Почему она повторяется? (Чтобы показать главное в тексте). Итак, назовите основную мысль стихотворения.

- С какой интонацией  нужно прочесть и почему? (!)

- Как вы думаете, какие чувства к Весне испытывает сам автор?

- Какие краски вы использовали бы при написании картины к этому произведению?

- Рассмотрим картину Исаака Левитана «Весна – большая вода».Совпали ли ваши представления , возникшие при чтении стихотворения Тютчева «Весенние воды», с впечатлениями от картины Левитана…

VIII. Выразительное  чтение  стихотворения детьми. Оценка учащимися с помощью оценочной шкалы.

 

IХ. Итог урока.

- С каким  автором мы работали на сегодняшнем уроке?

-Что вы о нем узнали? О чем он писал?

-Покажите знак, объясняющий, какие чувства вы испытывали при чтении стихотворений Ф.И.Тютчева? Если хорошие, светлые, радостные, покажите солнышко, если стихи оставили вас равнодушными, облачко; и тучку, если Тютчев вам не близок…

-Оцените свою работу на уроке с помощью оценочной шкалы.

Х. Д.З. Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Тютчева (по выбору).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературной чтении 2 класса на тему "Хәтерсез күке" (на татарском языке)

Можно использовать на уроках литературы во 2 классе. Творчество Ф.Яруллина....

Разработка урока литературного чтения 1 класс Л. Толстой "Косточка"

Знакомство с произведением Л.Толстого "Косточка", анализ произведения...

Разработка урока литературного чтения 1 класс

Поисково-творческий тип учебной деятельностиУрок литературного чтения"Почему Незнайка не стал поэтом ?" (фрагмент из повести Н.Носова "Приключение Незнайки и его друзей")1 класс ОС "Школа 2100"...

разработка урока - литературное чтение 4 класс

кола России Предмет: Литературное чтениеУрок: № 55Тема: М.М.Зощенко «Ёлка»Тип урока: изучение нового  материала.  Орг. момент.Мотивация учебной деятельности.Прозвенел звонок.Начал...

разработка урока литературного чтения 4 класс ОС "Школа России" М. Пришвин "Выскочка"

Данная разработка составлена в технологии продуктивного чтения. Используется для подробного анализа произведения....

План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"

План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...