Урок по литературному чтению: "Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Поэтическая тетрадь 2".
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Александрова Елена Евгеньевна
Данный урок по литературному чтению поможет учителям начальных классов, работающих по программе "Школа России", сделать свой урок более интересным и познавательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx33.7 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА:  «ПРОВЕРИМ СЕБЯ И ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Педагогические задачи: формирование умения выполнять учебно – познавательные действия, ориентироваться в своей системе знаний, делать обобщения, выводы,  развитие логических, творческих способностей, расширение кругозора учащихся; воспитание любви к природе через образное её представление.

Планируемые результаты

Предметные:

научатся делиться своими впечатлениями и участвовать в диалогах

и дискуссиях о прочитанных стихотворениях; понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.

Метапредметные:

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, делать обобщения, выводы.

регулятивные: анализировать собственную работу, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы.

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументированно отвечать на поставленный вопрос.

Личностные:

проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения
на основе диагностической работы, представленной в тесте.

Образовательные ресурсы: учебник, портреты писателей, листы с тестом по разделу

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

1.Организация начала урока

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Психологически настраивает учащихся на предстоящую работу.

Владеют навыками психоло-

1

2

3

4

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знания пользу принесут.

Показывают готовность к уроку (наличие учебника,  пишущих принадлежностей). Приветствуют учителя.

гической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения

2.Сообщение цели урока, задач

– Сегодня на уроке мы отправимся в страну Поэзии. Она не зря носит такое название. Потому что в переводе с греческого языка слово поэзия означает «творчество», «сотворение». На уроке вы должны будете показать свои творческие способности, вспомнить авторов стихотворений, прочитать стихи наизусть, определить их настроение. В конце урока сделаете вывод: почему эти произведения объединили в поэтическую тетрадь.

– А сейчас  мы с вами отправляемся в поэтический уголок страны Поэзии. В пути нам пригодятся знания, смекалка, сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.

Внимательно слушают.

Принимают учебную задачу.

Осуществляют логические действия.

Владеют навыками осознанного и выразительно-го чтения

3. Повторение изученного материала

– Назовите раздел литературы, который мы изучали.

– Какие произведения по жанру собраны в этот раздел?

– Стихотворения каких поэтов мы прочитали?

1 станция нашего путешествия в стране Поэзии  называется «Узнавай –ка».

– Узнайте, о каком поэте идет речь?

 

Это великий русский поэт, признанный классик мировой литературы. Он был не только поэтом, но и издателем. В его поэзии живёт всё богатство русского языка. Многие его стихи стали народными песнями. Их поют и в наше время. Тема сострадания к народу – одна из главных в его поэзии. Он призывал каждого быть гражданином, быть борцом за свободу и счастье народа.

Узнали, о каком поэте идёт речь?

Демонстрация портрета Некрасова.

Детство и юность великого русского поэта прошло на Волге. Ещё ребёнком увидел он бурлаков, которые, согнувшись, медленно брели вдоль реки и тянули за собой тяжелую баржу. (картина Репина «Бурлаки на Волге»)

Их изнурительный безрадостный труд взволновал мальчика до слез. Очень рано он испытал то острое сочувствие к людским страданиям, которое и сделало его великим русским поэтом-гражданином. Он посвятил всю свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье. Поэт призывал каждого быть гражданином – борцом за свободу, за счастье народа. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», – писал он.

О каком втором поэте раздела «Поэтическая тетрадь 2» идёт речь?

Свои первые стихи он сочинил в девять лет. Им создано 35 поэтических сборников, написано 20 книг. В историю русской литературы он вошёл и как переводчик, так как переводил на русский язык художественные произведения с английского, немецкого и других языков. Он писал стихи для своей дочери Нины, сочинил для неё «Фейные сказки».

Узнали, о каком втором поэте идёт речь?

Демонстрация портрета К. Д. Бальмонта.

Для своей дочери Нины он сочинил «Фейные сказки». Вот одна из них.

Солнечной Нинике со светлыми глазками –

Этот букетик из тонких былинок.

Ты позабавишься фейными сказками,

После – блеснешь мне зелеными глазками,

В них не хочу я росинок.

Вечер далек, и до вечера встретится

Много нам: гномы, и страхи, и змеи.

Чур, не пугаться – а если засветятся

Слезки, пожалуюсь Фее.

О каком третьем поэте раздела идёт речь?

Читать он научился рано и впоследствии говорил, что не помнит, как и когда именно. До 10 лет у него был домашний учитель, который увлекательно рассказывал о литературе, музыке, живописи. Под его влиянием будущий писатель приобщался к чтению книг, к занятиям живописью. По воспоминаниям этого человека его писательская жизнь «началась, должно быть, в тот бесконечно давний день» в его деревенской усадьбе в Орловской губернии, когда он, мальчик лет восьми, «вдруг почувствовал горячее, беспокойное желание немедленно сочинять что-то вроде стихов или сказки»…

Кто это?

Демонстрация портрета Бунина.

Писатель этот родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. До 11 лет воспитывался дома, затем поступил в Елецкую уездную гимназию, но через 4 года из-за финансовых затруднений семьи вернулся домой, где продолжил образование под руководством брата. С увлечением читал Пушкина, Гоголя, Лермонтова, а в семнадцатилетнем возрасте начал писать стихи сам. Долгим и нелегким был его путь в поэзии.

– Молодцы, вы узнали всех этих великих людей, вспомнили о некоторых моментах их жизни, а в конце урока мы проверим, как внимательно вы меня сейчас слушали.

2 станция нашего путешествия по стране Поэзии называется «Вспоминай-ка».

А теперь давайте вспомним все стихотворения из раздела «Поэтическая тетрадь 2».

Чтение стихотворений наизусть.

  1. Н. А.Некрасов «Славная осень».
  2. Н. А. Некрасов «Не ветер бушует над бором».
  3. Н. А. Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы».

Работа с учебником.

Откройте учебник на стр. 178.

 Вопрос № 2.

  1. Ты прочитал 3 стихотворения Некрасова. Как ты считаешь, одинаковые ли они по настроению или разные? Почему? Какие картины рисует поэт в каждом стихотворении?

Вопрос № 3.

  1. Какое из стихотворений  Некрасова похоже на сказку? Обоснуй свое мнение.

  1. К. Д. Бальмонт «Золотое слово».

     

  1. И. А. Бунин «Детство».
  2. И. А. Бунин «Полевые цветы».
  3. И.А. Бунин « Густой ельник у дороги».

Вопрос № 6.

6. Какое из стихотворений Бунина тебе больше всего запомнилось? Объясни почему.

– Поэтическая тетрадь 2.

– Стихотворения.

– Н. А. Некрасова, К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина.

Внимательно слушают.

Отвечают на вопрос.

О Николае Алексеевиче Некрасове

Это Константин Дмитриевич Бальмонт

Это Иван Алексеевич Бунин.

Ответы учащихся.

Читают понравившееся стихотворение наизусть.

«Не ветер бушует над бором…» Это стихотворение похоже на сказку про Мороза. Мороз здесь показан «как живой».

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли..

1

2

3

4

4.Физминутка.

3 –я станция « Отдыхай – ка».

Зрительная гимнастика (гимнастика для глаз).

Сопровождают слова учителя соответствующими действиями

Выполняют физкультми-нутку согласно инструкции учителя

5.Задание «Определи автора стихотворения»

4 – я станция «Угадай-ка».

Работа в парах.

Ребята, сейчас мы будем работать в парах. Соблюдайте правила работы в парах. Задание «Определи автора стихотворения».

Проверка ответов.

На диагностическом листе достижений  поставьте знак +, если у вашей пары правильный ответ.

6. Продолжение работы

над темой.

Тестирование.

5 – я станция « Проверяй – ка».

Ребята, мы обобщили ваши знания по разделу «Поэтическая тетрадь №2», а теперь пришло время проверить их (тестовая работа).

Самостоятельно выполняют задания теста

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы

7. Домашнее задание

Выучить 1 стихотворение наизусть.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимают
и сохраняют цели и задачи. Осуществляют поиск средств их достижения


1

2

3

4

8. Итог урока.

Рефлексия

Итак, наше путешествие в страну Поэзии подходит к концу. Поэтому подводим итоги урока.

1) Стихотворения каких поэтов вы прочитали в  разделе «Поэтическая тетрадь 2?

2) Какое стихотворение вам понравилось больше всего и почему?

3) Почему эти произведения объединили в одну поэтическую тетрадь?

– Для того чтобы вы прониклись красотой природы, чтобы она была для вас источником вдохновения, красоты, отдыха. Запомните навсегда правило «Не навреди!».

Мы должны беречь и охранять природу, которая нас окружает. Любить и заботиться о ней.

Некрасова, Бальмонта, Бунина.

Высказывают свое мнение.

 

Все эти стихотворения о природе. Делают выводы и обобщения.

Формулируют ответы на вопросы.

На листе с тестом найдите шкалу достижений и оцените свою работу на сегодняшнем уроке.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Владеют навыками самоанализа

Задание «Определи автора стихотворения».

  1. …Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

________________________________

  1. …В них шёл олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога…

________________________________

  1. …Есть на полях моей Родины скромные

Сёстры и братья заморских цветов…

          ________________________________

  1. …Солнце золотится. Лютик – золотой.

Речка серебрится и шалит водой…

________________________________

  1. …Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой…

________________________________

  1. Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни…

________________________________

  1. …Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом…

_________________________________

Тест по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

1.Узнай поэта.

Свои первые стихи он сочинил в девять лет. Им создано 35 поэтических сборников, написано 20 книг. В историю русской литературы он вошёл и как переводчик, так как переводил на русский язык художественные произведения с английского, немецкого и других языков. Он писал стихи для своей дочери Нины, сочинил для неё «Фейные сказки».

а) Н. А. Некрасов;

б) К. Д. Бальмонт;

в) И. А. Бунин.

2. В стихотворении «Славная осень!..» Некрасов сравнивает листья:

а) с ковриком;

б) ковром;

в) паласом.

3. Автором какого из стихотворений является И. А. Бунин?

а) «Полевые цветы»;

б) «Дедушка Мазай и зайцы»;

в) «Золотое слово».

4. Узнай поэта.

Он был не только поэтом, но и издателем. В его поэзии живёт всё богатство русского языка. Многие его стихи стали народными песнями (например, «Коробейники», «Меж высоких хлебов»). Их поют и в наше время. Тема сострадания к народу – одна из главных в его поэзии. Он призывал каждого быть гражданином, быть борцом за свободу и счастье народа.

а) И. А. Бунин;

б) К. Д. Бальмонт;

в) Н. А. Некрасов.

5. Кто автор этих строк?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

а) К. Д. Бальмонт;

б) Н. А. Некрасов;

в) И. А. Бунин.

6. Как зовут Некрасова?

а) Николай Александрович;

б) Никита Александрович;

в) Николай Алексеевич.

7. Узнай поэта.

Он получил домашнее образование. Он с увлечением читал произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя. В семнадцатилетнем возрасте он начал писать стихи. Вскоре в Орле вышел первый сборник его стихотворений. Позже он будет писать не только стихи, но и прозаические произведения (рассказы, повести). Он станет лауреатом Нобелевской премии.

а) И. А. Бунин;

б) Н. А. Некрасов;

в) К. Д. Бальмонт.

8. Как зовут Бунина?

А) Илья Алексеевич;

Б) Иван Алексеевич;

В) Иван Александрович.

9. Кто автор этих строк?

Старый  Мазай  разболтался в сарае:

«В нашем болотистом, низменном крае

Впятеро больше бы дичи велось,

Кабы сетями её не ловили…

а) К. Д. Бальмонт;

б) Н. А. Некрасов;

в) И. А. Бунин.

10. Какое стихотворение написал К. Д. Бальмонт?

а) «Золотое слово»;

б) «Полевые цветы»;

в) «Детство».