Особенности нравственного воспитания на уроках чтения
статья по чтению на тему

Зайцева Зоя Николаевна

Выступление на конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_nrav.vospit.na_urokakh_chteniya.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное образовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа д.Старая Юмья» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Особенности нравственного воспитания на уроках чтения

                                                  Выступление на августовской конференции

                         учителя начальных классов

                                        первой квалификационной категории

                              МОУ « НОШ д.Старая Юмья»

                       Зайцевой Зои Николаевны

                                                                   

«Кто         Слайд 1

        Подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей учащихся. Эта ситуация порождает внутренние конфликты и проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с другими людьми. Исходя из этого, повышается актуальность целенаправленного нравственного воспитания в образовательном процессе. На школу ложится ответственность найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы, позволяющие, с одной стороны, убедительно показать детям непреходящий характер «вечных» ценностей и идеалов человека, а с другой – целенаправленно формировать опыт и личностные качества, которые обеспечат успешность деятельности в современной жизни.

      Особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим  человеком.( Слайд 2)

   В. А. Сухомлинский говорил: «В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

1.Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя  честно жить.

4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.»

  Одновременно с этими азбучными истинами необходимо раскрывать перед учащимися начальной школы сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость. Мастерство и искусство воспитания заключается в том, чтобы мир нравственных богатств увлекал детей.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой.

   Большие возможности нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках чтения, здесь ученик имеет возможность для самовыражения нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций.  Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит  от продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия детей и взрослых как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время. Особенное значение в духовно-нравственном воспитании ученика начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру имеют произведения литературы. (Слайд 3)

   «Книга – это открытие мира. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить его, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее» ( Слайд 4)

В процессе  освоения младшими школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений, при характеристике положительных и отрицательных героев формируется гуманистическое мировоззрение детей, способность к межличностному диалогу.

 (Слайд 5)  Одно из специфических проявлений этического воздействия литературы, в отличие от других видов искусства, и состоит в большом богатстве идей и значений образов, в более глубинном проникновении в действительность и в более широкой связи с духовными и социальными проблемами времени. Вопросы и задания учителя направлены на этическую оценку действий и поступков героев, на выявление личностного отношения учащихся к данному герою, факту, событию.

Одной из форм работы по нравственному воспитанию младших школьников является проигрывание литературных произведений на уроках чтения с последующим обсуждением. (Слайд 6) В своей практике я часто использую эту форму работы. Детям это очень нравится, им хочется выступать в роли нескольких героев, а не только одного. Я  выбираю произведения, которые соответствуют ситуации взаимоотношений между детьми в классе. Например,  выбираю сказку «Петушок и бобовое зернышко», если ученики в классе не понимают преимуществ коллективного преодоления трудностей, не отзывчивы к чужому горю, к просьбе о помощи.

  Обозначим последовательность этапов, обеспечивающих усвоение новых нравственных понятий в процессе проигрывания литературных произведений.

  Первый этап работы – выявление в классе проблемы нравственного характера.  Я продумываю, какие случаи и ситуации из жизни детей можно отразить, работая над сказкой. Также на этом этапе нужно продумать, как распределить роли и кто будет зрителем.

 Работу необходимо начать с прослушивания литературного произведения. Произведение читают артисты театра, что придает сказке дополнительную яркость и эмоциональную окраску. Далее предполагается пересказ сказки. Затем детям задаю вопросы: о чем сказка, кто главные герои, какие симпатичны, а какие нет и почему.      При  обсуждении сказки важно обратить внимание учащихся на характер героев, выделить характеристики персонажей.

  На следующем этапе предлагаю  школьникам разделиться на группы для проигрывания литературного произведения: одна группа – зрители; две – действующие лица.

 Детям можно предложить подумать, как бы они поступили, окажись на месте героев литературного произведения, как бы они вели себя в аналогичной жизненной ситуации, как бы они действительно поступили, если такая ситуация с ними случалась. Постепенно подвожу учеников к сравнению того, как они считают нужным действовать правильно и как они действуют на самом деле.

   После проигрывания произведения обсуждаем характеры героев. Важно обратить внимание на то, что, инсценируя сказку, доброту героя необходимо показать своими действиями, и попросить детей-зрителей назвать, какие именно действия можно назвать добрыми. Необходимо, чтобы дети поняли: то, что названо словом, должно быть подтверждено действием, и наоборот, то, что показано  в действии, должно быть названо. Так, доброту ребенок часто воспринимает как «делать приятное и легкое». Однако добрые дела часто требуют определенных усилий, и к такому выводу надо школьников подвести. Со временем доброе, приятное и легкое в сознании детей начинают различаться.  Результат такой работы – школьники сами начинают искать соответствие между словами и действиями, сами пробуют характеризовать действия героев литературных произведений и свои.

  Для закрепления полученных знаний о характерах героев ученикам можно предложить нарисовать понравившийся персонаж.

Итогом работы можно считать умение ребенка применять полученные знания в реальной или воображаемой ситуации.

. Вот перед вами фотографии, на которых вы видите проигрывание  сказки «Маша и медведь» учениками моего класса.(Слайды 7-9)

         В процессе проигрывания различных нравственных ситуаций (в том числе и на основе литературных произведений) активизируется воображение ребенка. Это имеет важное значение для положительных изменений в нем самом благодаря появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам. Систематическая и целенаправленная работа в этом направлении дает возможность ученикам к 4 классу самостоятельно искать новые способы разрешения нравственно-этических ситуаций.

   Меня также заинтересовала схема работы со сказкой, по которой можно нетрадиционно (оригинально, непривычно, по-своему) воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывая различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

(Слайд 10)

Не обязательно каждую сказку втискивать в прокрустово ложе указанных семи разделов.  В какой-то сказке может не оказаться материала для раздела «экология» или «математика». Важно творчески переработать сказку, выбрав важное направление (географические путешествия, возвращение в историческое прошлое, воспитание внимания, чувства справедливости, патриотизма и т.д. )

Наиболее часто используются такие задания и вопросы.

 Название сказки

  1. Нравственный урок.
  2. Воспитание добрых чувств.
  3. Речевая зарядка.
  4. Развитие мышления и воображения.
  5. Сказка и математика.
  6. Сказка и экология.
  7. Сказка развивает руки.

(Слайды 11-13)

                                                                   Гуси-лебеди

Русская народная сказка

Нравственный урок

Как аукнется, так и откликнется.

            Воспитание                                                        Сказка

          добрых чувст                                                    и математика

 

* Мне почему-то больше всего в                      * Придумаем считалку

   сказке нравятся речка, яблонька                       с героями сказки.

   и печка. Почему же? А кому

   сопереживаете вы?

     Речевая                                                                      Сказка

     зарядка                                                                     и экология

* Почему сказка называется «Гуси-          * Чем похожи и чем отличаются:

   лебеди»? Придумаем ей другое наз-          - лесные и садовые яблочки;

   вание.                                                            - ржаные и пшеничные пироги?

* Назовем грустные, веселые сло-

   ва из сказки.

* Возьмем у детей интервью о де-

   вочке из сказки.

* Этимология слов «причитала»,

   «слезами заливалась».

* Как вы дома относитесь к брать-

   ям (сестрам)?

* Отражают ли смысл сказки пос-

   ловицы: «И мутную воду пьют в

   невзгоду», «Трудно найти, лег-

   ко потерять»?

В нравственном воспитании младшего школьника книга играет исключительно важную роль.:(Слайд 14)  А.М. Горький, признавая огромное значение книги для формирования нравственного облика человека, писал: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку».

Книга знакомит ребёнка с разнообразными проявлениями добра и зла, учит

справедливости и доброте, воспитывает нетерпимость к безобразному. Но нельзя допустить, чтобы младший школьник читал всё, что попадёт ему в руки. К сожалению, родители часто устраняются от руководства детским чтением. Они считают, что, если ребёнок научился читать, пусть он сам и книги выбирает. Учитель в этом случае приходит на помощь семье. Он должен рекомендовать родителям книги, которые может и должен читать младший школьник, советует, как помочь ребёнку выбрать книгу, как с ним беседовать о прочитанном. (Слайд 15)

   Успешному формированию нравственных свойств способствуют:

  • Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности младшего школьника.
  • Конкретизация представлений младших школьников о нравственных качествах, элементах учебной деятельности на уроках чтения.
  • Формирование умений проявлять свои нравственные качества в процессе выполнения младшими школьниками отдельных заданий на уроках чтения.
  • Проведение специальных бесед, направленных на привлечение внимания младшего школьника к качествам личности.
  • Установление внутренних, нравственных контактов между учителем и учениками, поддержание доверия детей к своему учителю.
  • Коллективная и творческая работа на уроках чтения.
  • Выразительность и эмоциональность чтения младшими школьниками, стремление донести до слушателей то, что понимают и чувствуют сами, что наиболее интересно и важно в тексте с их точки зрения.

         Уроки литературы самые ведущие в педагогическом процессе. Они образуют духовную базу будущей личности ребёнка, на них возлагается задача развития и обогащения духовного мира детей и каждого отдельного ученика, их нравственного становления. Через эти уроки пробуждается интерес к общечеловеческим ценностям, развивается эмоциональная сфера детей.

                  Использованная литература

1.Журнал «Начальная школа»/ №1.2008.

2.Люблинская А.А. Учителю о психологиии младшего школьника.

- М: Просвещение. – 1970. – 223С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности нравственного воспитания на уроках чтения

Большие возможности нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках чтения, здесь ученик имеет возможность для самовыражения нравственных суждений, ...

Духовно нравственное воспитание на уроках "Литературного чтения"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме:"Духовно нравственное воспитание на примере творчества Л.Н.Толстого"....

Особенности нравственного воспитания на уроках чтения

Особенности нравственного воспитания на уроках чтения...

Духовно-нравственное воспитание на уроках лит. чтения (из опыта работы). Внеклассное мероприятие по экологии.

Во все века люди высоко ценили духовность и нравственность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её...

Нравственное воспитание на уроках литературного чтения

Нравственное воспитание на уроках литературного чтения...

Особенности нравственного воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Перед педагогической наукой и практикой в настоящее время стоит задача создания наиболее эффективных условий для нравственного формирования детей. Эта статья посвящена моему опыту в реализации данной ...

Нравственное воспитание на уроках чтения

Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением п...