Высший суд-суд совести. Урок-конференция по сказке Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Высший суд-суд совести.

Урок-конференция по сказке Оскара Уайльда

«Мальчик – звезда».

Цель : обучить навыкам анализа художественного произведения.

Задачи:1. расширить знания учащихся о личности писателя, помочь детям осознать и осмыслить идейное содержание сказки.

2. Воспитывать культуру речи, доброту, внимательное отношение к людям, подвести детей к пониманию того , что истинная красота не возможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки.

3. Развивать все виды речевой деятельности ( говорение, слушание, чтение, письмо) через выборочные пересказы, развёрнутые ответы, ролевое чтение, участие в дискуссии, развивать эмоционально- образное и аналитическое мышление.

Тип урока: урок – конференция 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Высший суд-суд совести.

Урок-конференция по сказке Оскара Уайльда

«Мальчик – звезда».

Цель : обучить навыкам анализа художественного произведения.

Задачи:1. расширить знания учащихся о личности писателя, помочь детям осознать и осмыслить идейное содержание сказки.

2. Воспитывать культуру речи, доброту, внимательное отношение к людям, подвести детей к пониманию того , что истинная красота не возможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки.

3. Развивать все виды речевой деятельности ( говорение, слушание, чтение, письмо) через выборочные пересказы, развёрнутые ответы, ролевое чтение, участие в дискуссии, развивать эмоционально- образное и аналитическое мышление.

Тип урока: урок – конференция.

Оформление доски: иллюстрации к сказке и детские рисунки , выполненные учащимися.

Ход урок : 1. Орг. момент.

Мотивация.

Ребята, сегодня у нас необычный урок-урок – конференция.( ученик даёт определение слова « конференция»)

Обычно на конференции обсуждают какую - либо проблему, тему.

Тема нашей конференции – «Сказка  Оскара  Уайльда « Мальчик –звезда»

Каждый из вас будет входить в одну из групп:

1.докладчики

2. исследователи

3. аналитики

4. творческая группа.

Всем вам выданы материалы конференции и информационный листок.

Оценка за урок складывается из оценки за устные ответы и за работу с информационным листком.

2.  Постановка задачи.

Задача нашей конференции -понять, что же хотел сказать нам автор, за что он наказывает своего героя и почему прощает его, доказать, что высший суд- это суд совести.

Итак, конференцию объявляю открытой.

Слово для доклада предоставляется … ( выступает ученик).

3. Краткое сообщение учащихся по биографии писателя.

Показ презентации:

Посмотрите на портрет писателя. Привлекательный, по моде одетый молодой человек.  

Родился Оскар Уайльд в 1854 году в Дублине, в семье известного ирландского хирурга и англичанки-поэтессы. Он получил хорошее образование. Учился в Дублинском колледже, в 1879 году окончил Оксфордский университет, путешествовал по Италии и Греции.

Был признан законодателем мод, но главным его достоинством было умение вести беседу. Он стремился блистать и удивлять общество. Весь аристократический Лондон подражал Уайльду. Старались одеваться так, как Уайльд, повторяли его остроты. С ним много и охотно общались различные люди, его внимательно слушали и говорили, что у него « золотой» язык и необычайное чувство коммуникабельности, магическое умение себя слушать.

Он говорил… Он рассказывал десятки сказок и весёлых историй. Он автор таких сказок , как « Счастливый принц», « Соловей и роза», « Великан-эгоист», « Молодой король», « Кентервильское привидение», « Мальчик – звезда».

Похоже , герой его произведения что-то имеет общее с внешностью самого автора.

4.Анализ текста.

Ребята, в каждом произведении литературы немало « загадок» , часто на каждую загадку имеется несколько правильных ответов. А отгадать лучше всех сможет тот, кто внимательно следит за « подсказками» автора. Одной из таких « подсказок» стало название произведения.

- О. Уайльд назвал свою сказку « Мальчик-звезда». Почему именно звезда?

Ученики работают с информационными листами.

- Что вы можете сказать о слове « звезда» ?

Ответ:

многозначное.

-Какие  значения этого слова использует автор в своей сказке?

Ответ:

1. Небесное светило

2. Знаменитость.

- Подберите ассоциации к слову « звезда» в первом и во втором значениях, запишите их в информационный листок.

Примерные ответы детей:

Небесное светило -холодный свет, очень далеко, светит, но не греет, красиво сверкает.

Знаменитость- звёздная болезнь, звёздность.

        - Почему именно с этими цветами сравнивается внешность героя?

Примерный ответ:

Нарцисс напоминает о самовлюблённости, роза красивая , но колючая, фиалка нежная, но капризная.

- В образе мальчика есть что-то величественное. Соответствует ли внешняя красота его внутреннему миру?

Ответ:

Нет. Он вырос жестоким, себялюбивым, надменным.

- Какую палитру красок возьмёте, чтобы изобразить внутренний мир героя?

Докажите, что душа героя черна и в ней нет места доброте . ( заполняем таблицу в информационном листе. Отношение к людям.)

Ответ:

Смотрит на людей с высока, оскорбляет , называет слугами , не испытывает сострадания, швыряет камнями в нищих , груб , дерзок с лесорубом. Самый жестокий поступок – отказ от матери.

                                         Инсценированное чтение эпизода,

                                         подготовленное творческой группой

                           

Как вы думаете , повлияли ли сверстники Мальчика-звезды на развитие в нём жестокости и эгоизма?

Ответ:

Да, никто не наказывал его , даже не выражал неудобрения.

- Как же автор наказывает героя?

Ответ:

Он стал мерзок , как жаба. Его облик стал соответствовать  внутреннему миру. Отношение окружающих меняется: люди смеются над ним, дразнят, сторонятся его.

- А изменилось ли отношение Мальчика- звезды?

Ответ:

Да. Он стал добрее, ищет свою мать, чтобы попросить прощение.

- Кому он помогает?

(Ученик читает исповедь Мальчика-звезды)

Впервые на глазах у мальчика появились слёзы.Это слёзы обиды, жалости к себе или раскаяния?

Конечно, это слёзы раскаяния . Он осознал что был жесток, груб, беспощаден к матери и окружающим. В нём заговорила совесть. Теперь герой готов пожертвовать своей жизнью.(дети читают отрывки из произведения и заполняют таблицу на листках.)

Краткий пересказ эпизодов.

- В какой  момент  происходит  возрождение  души  мальчика,  и  он вновь  обретает  красоту ?  

- Почему мы назвали наш урок- конференцию « Высший суд- суд совести» ? ( Человек, имеющий совесть, приносит добро и счастье не только себе , но и тем, с кем встречается в жизни.)

- Как стал править и жить Мальчик – звезда ?

( И был он справедлив и милосерден ко всем. Мальчик-звезда стал править по совести, относясь ко всем ровно).

-Прочитайте последний абзац. ( « Но правил он недолго. Слишком велики были его муки, слишком тяжкому подвергся он испытанию- и спустя 3 года он умер. А преемник его был тираном.

Преемник- чей-нибудь продолжатель, тот, кто занял чьё-нибудь место.

Тиран- жестокий правитель. 

                             

- Почему сказка заканчивается именно этой фразой? Мог ведь автор оставить счастливый конец, как у большинства сказок .

- Легко ли далось счастье Мальчику –звезде? Подарил ли он его своим подданным?

(Да. Они узнали, что значит настоящее счастье. И если их лишить его , то они будут за него бороться.)

-Какое человеческое качество им поможет?

Учащиеся пишут выводы , продолжая предложенные учителем фразы.

Сказка Оскара Уайльда « Мальчик-звезда»- это сказка о …..

Автор наказывает героя за….

Но он прощает его , потому что….

( Выступает группа аналитиков. Дети зачитывают свои ответы .)

Учитель оценивает звёздами ответы учащихся.

Аналитики подводят итог конференции.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку внеклассного чтения по сказке О.Уайльда "Мальчик-Звезда"

презентация к уроку внеклассного чтения по сказке О.Уайльда "Мальчик-Звезда"...

Биография Оскара Уайльда

Презентация познакомит ребят с жизнью и творчеством известного английского писателя Оскара Уайльда...

Урок внеклассного чтения по сказке О. Уальд "Мальчик-Звезда"

Знакомство с творчеством писателя. Аализ литературного произведеия. Понимание истиной красоты....

Литературная игра по сказкам Оскара Уайльда

Игра-викторина по произведениям и биографии Оскара Уайльда  для учащихся 3-4 классов....

О. Уайльд «Мальчик-звезда».

О. Уайльд «Мальчик-звезда».Проверочная работа4 класс...

Урок литературного чтения О.Уайльд "Мальчик-звезда" сказка

Урок литературного чтения по сказке О.Уайльда не только познакомит детей с творчеством писателя, но на примере героя художественного произведения поможет понять в чем заключена истинная красота челове...

Сценарий новогоднего спектакля по одноимённой сказки Оскара Уайльда "Звёздный мальчик"

Сценарий был написан для учащихся начальной школы (4 класс)....