Главные вкладки

    Урок по литературному чтению во 2 классе по теме " Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится"
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Гайнутдинова Алсу Фагимовна

    Урок по литературному чтению во 2 классе по теме " Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_liter_chteniyu.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок литературного чтения во 2 классе

    Тема урока: Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…»

    Цель урока: знакомство учащихся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»

    Задачи:

    • формирование у детей навыков осознанного чтения;
    • формирование навыков работы над поэтическим произведением: разбор поэтических приемов, работа над партитурой стихотворения;
    • расширение лексических знаний о слове;
    • расширить знания об окружающем мире; развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения;
    • развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста;
    • развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии;
    • воспитывать любовь к природе; чувство прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.

    Планируемые результаты.

    Школьники должны научиться:

    • определять тему и главную мысль произведения;
    • анализировать языковые средства, используемые автором в произведении;
    • выполнять партитуру стихотворения;
    • правильно выбирать средства выразительности: темп, тон, логические ударения, интонацию.

    Оборудование урока: Ожегов С.И.  «Толковый словарь русского языка»

                                          Неусыпова «Толковый словарик»

                                          Таблички  с фамилиями: Л.Н.Толстой, Ф.И.Тютчев, Ш.Перро, Б.Заходер

                                         Портрет Ф.И.Тютчева

                                         Фонограмма «Симфонической картинки» Глазунова А.К.

                                          Репродукции картин А.Саврасов «Грачи прилетели», Грабарь          И.Э. «Февральская лазурь»,  «Мартовский снег», К.Ф. Юон  «Зима», И Левитан «Март».

                                          Рисунки с изображением зимы – старухи и Весны-девушки.

    Ход урока: 1. Оргмомент:

    Начинается урок.

    Он пойдет ребятам впрок.

    Постарайтесь все понять,

    Хорошо запомнить.      

                   2.Подготовка к восприятию произведения.

     Сегодняшний урок мы начнем с прослушивания музыкального фрагмента.

    (Звучит музыка)

    -Что услышали в музыке?

    - Что почувствовали?

    -Может, кто-нибудь узнал пьесу?

    -Это звучала музыка Глазунова А.К. «Симфоническая картинка». Вы догадались, что я совсем не случайно поставила эту запись. Сегодня мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, о людях, которые слагали стихи об этом удивительном  времени года, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэту рассказать, как красива наша природа.

                3. Сообщение темы:

    Сегодня мы познакомимся со стихотворением одного замечательного русского поэта ХIХ века. Вы хотите знать, как его зовут? А вы сами назовете его фамилию. Посмотрите на эти фамилии, убирая по одной лишней, вы и узнаете автора этого произведения. (Л.Толстой не писал стихи, Ш Перро – французский сказочник, Б.Заходер – современный поэт. Остается Ф.Тютчев)

      -Правильно. Это Ф.И.Тютчев (1803- 1873). Его имя золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы.

        Поэтическим мастерством его восхищались,  перед талантом его преклонялись. И.С.Тургенев писал: « кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». А.Фет обращался к нему так: «Мой обожаемый поэт…» и называл его «поклонником вечной красоты». Одно поколение сменяет другое, а его стихи живут и не стареют с течением времени. Творчество Тютчева – это поэтическая повесть о жизни природы со всеми оттенками красок и звуков, с грозными стихийными взрывами и умиротворяющей тишиной. Так хорошо ведомы поэту тайны природы.

    4. Первичное чтение произведения.

     «Зима недаром злится…» Что вы представили, услышав название этого стихотворения?

           - Закройте глазки и постарайтесь представить себе эту картину.

      Чтение стихотворения учителем.

    -Что увидели? Впечатления? Что удивило, запомнилось?

    ( В стихотворении Тютчев рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к  весне, происходит столкновение времен года, оно представляется в виде сказочного сражения, мы видим картину наступления весны.)

    - Откройте учебники, перечитайте стихи, найдите слова, значение которых вам неизвестны.

    -Заглянем в словарь учебника (засуетилось - в словарике, нудит – словарь Ожегова).

    5.Работа с произведением.

    –Назовите главных героев стихотворения.

    - Что напоминает стихотворение? (сказку, т.к. Зима и Весна – как живые существа).

    Поэт – волшебник совершил чудо, и времена года превратил в людей, поэтому их имена , как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они и ведут себя как люди. Перечитайте стихотворение и докажите это их действиями.

    1в. – читает все, что говорится о действиях Зимы.

     2 в. – Все, что говорится о действиях Весны.

    - Что он таким образом делает? (одушевляет, делает их живыми)

    -Как называется этот прием? (олицетворение)

    1. Взгляните на эти портреты. Кто из них зима, а кто Весна? Докажите это словами из текста. (Красная девушка – это Весна .Она румяная, веселая, в зеленом платье. За ней летят птицы. Она хохочет и зовет с собой птиц, машет руками.)

    (Зима – ведьма злая, некрасивая. Она летит по небу, её белое платье развевается. И там, где она пролетает, снег, метели. Вот-вот налетит на весну.)

    - Почему поэт представил весну в образе молодой девушки? (Начинает пробуждаться природа от зимнего сна)

    - А Зима – в образе старухи? (Зима заканчивается, жить ей осталось недолго).

    - Кто победил в этом поединке?

    - Как поэту удалось передать торжество, победу Весны над Зимой? (При помощи красочных, умело подобранных слов и выражений).

    7. Давайте посмотрим репродукции картин, которые я вам принесла. Одинаковый ли на них пейзаж?

    - Какой на них изображена Весна?

    -По каким приметам вы догадались?

    -Какую из иллюстраций вы подобрали бы для нашего стихотворения?

          - Какая из них больше всего подходит к содержанию стихотворения?

    8. -Два образа- два настроения. На чьей стороне симпатии автора? (Поэту симпатична весна, он радуется ей и осуждает зиму за то, что она не уходит).

    - Какое же время года, по-вашему,  лучше?

    - Неправильно, если мы будем думать, что зима плохая, а весна хорошая. Ведь и зима была по-своему хороша. Вспомните: «Чародейкою зимою околдован лес стоит…». Всему свое время, говорят в народе. Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и происходит это постепенно, не в одночастье. И каждое время года по-своему прекрасно и любимо.

    9. Анализ произведения.

    - На сколько частей разделили стихотворение? (5)

     - Сколько продолжительных пауз?

    1ч. Почему Зима злится?

    -Замените близким по значению слово недаром. (Напрасно, т.е. у Зимы есть причины злиться на Весну).

    -Как понимаете последние 2 строчки?

    -Какие слова здесь главные?

    -Прочитайте эту часть выразительно.

    2ч. – О каких признаках весенней природы можете сказать словами автора?

    -Как понимаете слова: Все засуетилось?

    -Отсюда, каков темп чтения этой части?

     -Какие слова здесь главные?

    -Прочитайте эту часть выразительно.

    3 ч. –Прочитайте и найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны.

    - Какие слова здесь главные?

    - Как шумит Весна?

    - Что значит «пуще»?

    -Прочитайте эту часть выразительно.

    4 ч. – Прочитайте и выберите из текста в доказательство того, что Зима так просто не уходит. Эти слова являются основными в этой части.

    -Как называет поэт Зиму?

    - А Весну?

    - Нарисуйте картинку, как взбесилась Зима.

    -Прочитайте, передайте отношение автора к Зиме и Весне.

        5ч. – Как отреагировала Весна на проказы Зимы?

             - В стихотворении есть слово «умылася» - это свойственно автору. А как мы говорим?

    - Что значит «наперекор»?

    - Прочитайте, изображая голосом, что Весна не унывает.

    -Прочитайте все стихотворение выразительно вслух. Каким тоном надо его читать?(бодро. т.к.весна побеждает).

    1 раз – 5 учеников по 1 части.

    2 раз – 1 ученик все стихотворение.

    10. Итог урока.

    – Давайте вспомним, чем же мы сегодня занимались на уроке? (Готовились к выразительному чтению стихотворения.) 
    – Для чего мы учимся читать стихи выразительно? 
    (Чтобы создать у слушателей весеннее, солнечное настроение.)
    – У кого сегодня на уроке было такое настроение?

    V. Домашнее задание.

    – Выразительное чтение стихотворения наизусть.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку по литературному чтению 2 класс по теме "Н.Н.Носов "Живая шляпа"

    Презентация составлена к уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России" по теме "Н.Н.Носов "Живая Шляпа"....

    Конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме: "И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа".

    Тема: И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа.УМК: Планета знаний...

    Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов

    Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...

    Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"

    Дети знакомятся с творчеством  писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....

    Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

    Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

    План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".

    Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....

    План - конспект урока по литературному чтению 3 класс по теме: "Лев и собачка" УМК "Планета знаний"

    Метеодическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока - создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения....