Урок литературного чтения "К.Чапек "Случай с русалками" 4 класс УМК "Планета Знаний"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Урок с презентацией.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Виниченко Людмила Николаевна, учитель начальных классов МБОУ-СОШ №2 п.Южный 4 класс. УМК «Планета Знаний»

Слайд 2

«Есть только два способа прожить жизнь. Первый — будто чудес не существует. Второй — будто кругом одни чудеса» Альбе́рт Эйнште́йн

Слайд 4

1 .Философ - специалист по философии, мыслитель, занятый разработкой вопросов мировоззрения. 2. Философ (перен.)- человек, который разумно, рассудительно и спокойно относится ко всем явлениям жизни, к её невзгодам. Философия - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления . Философия изучает взгляды на мир и на место в нём человека.

Слайд 6

стало не по себе адский труд обратить внимание тайный глубокий грубый СИНОНИМЫ АНТОНИМЫ

Слайд 7

Робость доктора, испытанную в начале разговора Восхищение красотой ночи Жалость к русалочке Раздражение Удивление Растерянность

Слайд 8

Сегодняшний разговор позволил мне задуматься о … Сегодня я ухожу с урока с мыслью о том, что…



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 4

Школа: МБОУ - СОШ № 2 п. Южный

Учитель: Виниченко Людмила Николаевна

УМК: Образовательная система «Планета Знаний»

Тема урока

Карел Чапек. «Случай с русалками»

Цель урока

Развитие  навыков полноценного  чтения и  понимания идейного богатства произведения. Формирование умений работать с текстом произведения.  Раскрытие учащимися содержания понятий «философия», «философ»; формирование у детей ответственность за свои мысли и действия.

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся  научатся:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • оценивать правильность выполнения действий;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей;
  • основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;
  • осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков;
  • определять внутреннее состояние героев, делать выводы об их качествах;
  • работать с планом, работать в группе;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи;
  • рассуждать над философскими вопросами.

Основные понятия

Философия, философ, мировоззрение.

Методы

беседа, проблемно-поисковый метод, рассказ, работа с книгой, работа с иллюстрацией,диалог.

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка.

Ресурсы

1.Учебник Э.Э. Кац  «Литературное чтение»

2. Презентация к уроку.

3.Видеоролик о Чехии

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Актуализация знаний. Постановка задач урока, мотивация детей на работу. (5 мин)

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из текста-эпиграфа.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Урок сегодня необычный,
От всех других весьма отличный.
Хотите взмыть вы до небес,
Попасть в одну Страну Чудес?

     Послушайте слова Слайд 2.
«Есть только два способа прожить жизнь.
Первый — будто чудес не существует.
Второй — будто кругом одни чудеса»
Это сказал Альберт Эйнштейн.

-Кому знакомо это имя?

-У великого Энштейна было такое представление о жизни.

-А какой способ ближе вам?

-  Ребята, как вы думаете, есть ли в нашей жизни чудеса?

-Где происходят чудеса?
- Сейчас мы отправимся в одно чудесное виртуальное  путешествие. Сядьте так, чтобы вам было комфортно. Посмотрите и послушайте.
Просмотр видеоролика о Чехии.

Слайд 3.

-В какую страну мы совершили с вами виртуальное путешествие. А почему именно в Чехию?

- Правильно. Сегодня мы будем работать над произведением чеш-ского писателя Карела Чапека.

-Дома вы читали статью о писателе и его сказку « Случай с русалками».

-Прежде, чем начать работу над прочитанным, скажите какие цели, вы поставите перед собой. Для чего вам это нужно? А чтобы наш урок был интересным, а главное полезным, что вы будете делать?

-Молодцы! Сегодня на уроке, говоря о К.Чапеке, мы выявим его способность посмеяться и погрустить одновременно, будем читать сказку по ролям, говорить о внутреннем мире героя, о тех чувствах, которые проявляются в разных ситуациях.

Самоконтроль готовности.

Настрой на работу.

Чтение эпиграфа к уроку.

Альбе́рт Эйнште́йн

14 марта 1879, Германия — 18 апреля 1955— физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года.

Выслушиваются мнения детей.

Ответы детей.

Целеполагание.

- Научиться понимать прочитанное; понимать смысл прочитанных слов, находить в тексте понятия, информацию, сделать наш урок интересным.

Активно работать, размышлять…

Выслушиваются мнения детей.

Обобщение детских ответов.

Открытие новых знаний.

1 этап. Работа со статьёй об авторе.

(7 мин)

2 этап. Работа с иллюстрацией.

(5 мин)

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

Коммуникативные:

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Побеседуем.

-Что вы узнали о К. Чапеке?

-Кто такой философ?

Поинтересовались ли вы дома?

-Где вы могли найти ответ на этот вопрос?

 Учитель проецирует на экране лексическое значение слов: Слайд 4.

1.Философ- специалист по философии, мыслитель, занятый разработкой вопросов мировоззрения.

2. Философ (перен.)- человек, который разумно, рассудительно и спокойно относится ко всем явлениям жизни, к её невзгодам. ( Разг.)

Философия- наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления . Философия изучает взгляды на мир и на место в нём человека.

-Найдите на с. 110 слово однокоренное к этим словам. Докажите, что эти слова однокоренные.

- Мне хочется добавить к вашим рассказам, что К.Чапек, изучая

философию в университетах Праги, Парижа и Берлина, получил степень доктора философии к 25 годам. Мировую известность получил, как писатель драматург, автор, который рассуждал на многие весьма серьёзные темы с большой долей юмора. Он умер в возрасте 48 лет. Но даже врачи говорили, что причина смерти не воспаление лёгких, а нежелание жить. Можно сказать, что ему повезло. Буквально через несколько дней после смерти вышел приказ об его аресте. Его ждал концлагерь. Чехия была захвачена фашистами. Но ни в одном из его произведений вы не почувствуете ни неуверенности, ни страха, только горячую убеждённость в том, что красота и правда никогда не потеряют для человека смысла.

-Хотели ли вы увидеть портрет К.Чапека?

Слайд 5.

 -Что вы можете сказать по портрету об этом человеке?

 -Что изобразил художник?

Работа в парах.

-Кого имел в виду художник? Что можете сказать о состоянии души этого человека? Поработаем в парах.

Перечитайте последний абзац статьи.

 -Как вы понимаете « смотреть на окружающий мир весело и немножко грустно»?

Дети говорят о том, что они узнали о К.Чапеке из прочитанного на с. 110 учебника

От родителей, из толкового словаря, из интернета…

На доске записываются слова: философ, философия.

Дети находят и записывают на доске слово философском. Они объясняют связь слов по смыслу и выделяют единый корень.

Краткая библиографическая справка.

Учитель демонстрирует на доске портрет К.Чапека

Дети: « ...умный, серьёзный, добрый, деликатный...»

Художник изобразил на фоне холмистого пейзажа старинный чешский замок на холме, у подножия которого ютятся деревенские домики. На переднем плане какой-то странный человек. Он засунул руки в карманы, взор устремил вниз. Он стоит в задумчивости

Наверное, размышляющего Чапека, а может быть какого-то задумавшегося человека. Он не весел, а скорее грустит или серьёзно о чём-то задумался.

Далее дети перечитывают последние строки текста на с.110.

Дети приходят к выводу, что часто писатели могут высмеивать отрицательное, с юмором относится к происходящему.

Физкультминутка

(2 мин)

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

1. Сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к столу, выдох. Повторить 3-4 раза.

2. Откинувшись на спинку стула прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть, глядеть вдаль. Повторить 3-4 раза.

3.Руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Повторить 6 раза.

4. Встать. Руки вытянуть вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Следить за руками, не поднимая головы. Вдох. Руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз.

Работа  над «художественным словом»

(17 мин)

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

-уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочи-танного.

 

Коммуникативные:

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 Словарная разминка.

-Разминку для глаз сделали. Сделаем разминку для мозгов.

-Подберите синонимы к

словосочетаниям: Слайд 6.

стало не по себе  (испугаться)

адский труд  (тяжёлая работа)

обратить внимание  ( привлечь внимание).

-Подберите антонимы к словам:

 тайный  (открытый)

 глубокий (мелкий)

 грубый (ласковый, воспитанный)

-Где вам встретились эти слова и выражения?

-Поработаем с текстом.

Работа над произведением.

 Впечатления от прочитанного.

-Дома вы читали сказку « Случай с русалками». И вы, конечно, заметили, что это отрывок из сказки « Большая докторская сказка».

По каким признакам вы определили, что это отрывок?

-Кому понравилась  эта сказка?

-Вы прочитали лишь одну сказку, рассказанную доктором волшебнику Мадияшу. Прочитав целиком это произведение, вы узнаете, какая беда случилась с волшебником Мадияшем, почему он был вынужден обратиться к доктору, какие ещё сказки рассказал доктор и почему Мадияш был вынужден переселиться в пустыню.

-Рассказчик говорит: « Бывает же порой так, что найдёшь целый новый мир у себя под самым носом!»

-Когда доктор произнёс эти слова? Как вы их понимаете?

Если вам  приходилось испытывать подобные чувства, расскажите, почему они возникли?»

Чтение сказки.

-Сейчас прочтём сказку.

-Не забудьте логически грамотно выделять слова важные и значимые в предложении, делать логические паузы.

Чтение сказки по ролям.

-Дальше будем читать по ролям.

-При чтении слов доктора вы должны обратить на те чувства, которые меняются в зависимости от ситуации и передать их при чтении. Каким голосом будете читать слова русалочки, доктора?»

-Какие чувства доктора проявляются в его рассказе о необыкновенной встрече? Подтвердите свои выводы словами текста.

Слайд 7. Работа в парах.

-Найдите строки, выражающие главную мысль сказки.

Можно ли сказать, что в этом произведении соединяются весёлое и грустное?

-Сказка ложь, да в ней намёк -добрым молодцам урок. Какой урок даёт вам эта сказка.

-Какой вывод вы можете сделать?

-В жизни, как в сказке, соединяются грустное и весёлое.

-Вспомните слова Эйнштейна. В чудеса можно верить, можно и не верить. Но от твоего отношения к миру, к окружающему будет зависеть твоя жизнь.

 И если выбрать первый способ, то можно найти  «целый новый мир у себя под носом»

 Проецируются на экране

Фронтальная работа.

Дети высказывают своё отношение к прочитанному.

Рассуждения детей.

Активизируем собственный жизненный опыт детей. Дети говорят о подобных случаях из собственной жизни, о переживаниях, которые испытывали при этом.

Интонационное чтение.

Читают  3 человека.

Учебник стр.111-112(до слов «Ах, доктор…»)

Чтение по ролям произведения.

(до слов «Больше я этой русалки…»)

Эмоциональное чтение с изменением голоса.

Читают 6 человека.

Ребята называют робость доктора, испытанную в начале разговора(« Стало мне друзья не по себе»); восхищение красотой ночи ( « Светил месяц, и весь мир застыл в холодной красоте. Знаю я наш край, как свои пять пальцев, но в ту лунную ночь казался он мне волшебным как мечта».); жалости к русалочке

(« отозвалось дрожащим голосом», « Ну-ну, говорю успокоительно»); раздражение ( « Вот они, эти танцульки, чем кончаются!»); удивление ( « Ведь тело-то у неё и косточки из лунного света, в руки его взять нельзя, такое оно нежное, невесомое, словно ветерок или туман...»); растерянность (« Ну что тут делать будешь»).

Чтение строк, в которых выражена главная мысль произведения

Выслушиваются мнения детей.

Обобщение ответов детей.

Итог урока. Рефлексия

(7 мин)

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

 Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

Наш урок подходит к концу.  Ребята,  какими вы были сегодня на уроке читателями?

Достигли мы целей поставленных нами в начале урока?

 Оцените свою работу (сигнальные карточки). (Критерии самооценки: «Отлично» - 5, «Хорошо» - 4, «Старался, но не всё получилось» -+.

-Я согласна с вашим оцениванием. Отметки выставлю в журнал.

Оцените работу класса, коллектива.

Учитель и дети обмениваются своими впечатлениями об уроке, начиная фразы с таких слов: «Сегодня я ухожу с урока с мыслью о том, что…». Слайд 8.

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

-И в конце урока я хотела бы прочитать вам слова Вадима Шефнера

Не привыкайте к чудесам -
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
 
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
 
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так - и все не так
Через одно мгновенье.
 -Верьте в чудеса!

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Домашнее задание

(по выбору)

(2 мин)

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Объяснение сути домашнего задания:

Учебник стр. 115-116, задание 4 по выбору а), б) или в) или несколько заданий. Выбор за вами.

Восприятие и осмысление информации, и запись домашнего задания.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературного чтения, проведённого  в 4 «Б» классе.

Тема: «Карел Чапек « Случай с русалками»».

Учитель:  Виниченко Л.Н.

Данный урок является  предпоследним уроком  раздела « Авторские сказки». Эта тема очень легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся. В своей деятельности  я стараюсь применять различные формы организации учебной деятельности школьников. Учащиеся моего класса имеют высокий уровень техники чтения (все ученики читают в соответствии с нормами и выше нормы), на каждом уроке я создаю условия для формирования выразительного чтения.

Тип урока: комбинированный

Компетенции УУД: Коммуникативная, информационная, учебно-познавательная

Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению  по УМК  « Планета Знаний».

Цели урока следующие:

образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий

развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и  закрепления учебного материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока,  индивидуальные, групповые (работа в парах) и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников,  применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, решение проблемных ситуаций способствовали достижению  целей урока,  стимулировали познавательные интересы учащихся.

А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед моими учениками посильные познавательные задачи.

Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми  нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и закрепления учебного материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.

Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности школьников как на уроке, так и во внеурочное время.

Для эмоционального восприятия материала я использовала слайды, межпредметные связи.

Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. На уроке применена физминутка.

Возможности учебного кабинета использованы полностью. В кабинете имеется компьютер, магнитофон, поэтому я активно использую аудиовизуальные средства обучения.

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.

Все, что было запланировано – на уроке выполнили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"

Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Обобщение знаний об имени существительном"

В конспекте урока по русскому языку в 3 классе по общеобразовательной программе "Школы России" "Обобщение знаний об имени существительном" представлены различные виды работы на обобщающем уроке. Испо...

Конспект урока литературного чтения для 2-го класса по теме "Русские писатели. Обобщение знаний"

Урок по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России", тема "Русские  писатели"....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Закрепление знаний о склонении имён существительных"

В данном конспекте урока представлен материал по закреплению знаний о склонении имён существительных. Урок проводился в форме путешествия на корабле по островам. В заданиях использована морская темати...

Урок литературного чтения во 2-м классе на тему «Л.Н. Толстой. Косточка» (Программа «Планета знаний)

Цели:Образовательные: Познакомить с произведением Л.Н. Толстого «Косточка», биографией писателя. Продолжить учить воспринимать на слух художественное произведение, прогнозировать содержание произведен...