Урок литературного чтения "Творчество М.Ю.Лермонтова "
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Урок литературного чтения "Творчество М.Ю.Лермонтова "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель урока:

- показать смысл художественного приёма - олицетворение – используя анализ поэтического и художественного образа.

Задачи урока:

- Ввести понятие олицетворения;
- Воспитывать чувства взаимопонимания и взаимоуважения;
- Развивать чувство восприятия прекрасного.

Оборудование урока:

- учебник Н. А. Чураковой “Литературное чтение. 2 класс”,
- мультимедийная презентация;
- репродукция картины  Н. Рериха “Стражи ночи”,
- листы для коллективной творческой работы детей.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся. Слайд

Чтение на слайде строф из стихотворений Кедрина, Тютчева,

- Ребята, вы узнали из каких произведений эти строки?

-Какой художественный приём мы наблюдаем, читая цитаты?

3. Проверка домашнего задания:

1) Чтение детьми стихотворения

2) Найдите строчки, в которых видно, что предметы, о которых рассказывает поэт, - живые существа.

3. Работа над новым материалом:

1.Постановка проблемы урока

- Ребята на доске вы видите лесенку с надписями.

Жизнь и творчество Лермонтова** Стихотворение «Утёс»** Стражи ночи

-Что вы можете рассказать, останавливаясь на каждой ступеньке?

Если у вас возникает проблема, то можно оставить на ступенях знак вопроса.

-Все эти проблемы мы постараемся решить на уроке.

2. Сообщение темы урока    Слайд

- Сегодня, ребята, в вашей жизни состоится важное знакомство. Важное потому что мы прикоснёмся к творчеству великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, которому в этом году исполняется 200 лет со дня рождения.

3. Биография писателя

- Подумайте, как можно познакомиться с поэтом , если его уже нет с нами?

- Михаил Лермонтов расскажет о себе стихами. Слайд

Учитель читает:

Зачем я не птица, не ворон степной,

Пролетевший сейчас надо мной?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу любить?

- Получилось ли у вас представить, что за человек Лермонтов?

- Посмотрите теперь на его портрет.

Рассказ учителя о поэте.

        Михаил Юрьевич Лермонтов родился 2 октября 1814 года в г. Москве. Родители :  отец Юрий Петрович Лермонтов,  мать- Мария Михайловна. Когда Мише было 3 года, его мама умерла в возрасте 21 года. Воспитанием мальчика занималась его бабушка Елизавета Алексеевна в своём имении Тарханы Пензенской губернии. Михаил Юрьевич получил прекрасное домашнее образование. Он знал французский и немецкий языки,  потом овладел и английским, латынью. Кроме этого Михаил Юрьевич прекрасно рисовал, играл на фортепиано, скрипке. Прекрасно лепил из цветного воска.        Не зная еще грамоты, едва умея ходить и предпочитая ползать, маленький Лермонтов хорошо уже мог произносить слова и любил говорить в рифму... К этому его никто не приучал, да и довольно сложно в таком возрасте приучить к разговору в рифму! Привезут гости механическую заводную птичку, которая может махать крылышками и красиво петь, послушает маленький Лермонтов ее пение и скажет:
"Эта птичка хороша,
У нее поет душа".

Или уйдет мама из комнаты, а маленький Лермонтов сядет на ковер около двери и ждет ее, ждет, а потом скажет:
"Что же мама не идет?
Ведь Мишель все ждет и ждет."

И взрослые гости и мама с бабушкой этому удивлялись и радовались.

– Какое дитя интересное! – говорили некоторые гости. – Еще и ходить не умеет как следует, на четвереньках ползает, а уже говорит, да все в рифму.

– Надо записывать за Мишелем его изреченья, – советовали другие гости. – Вырастет, быть может, знаменитым поэтом сделается.

Но так никто и не записывал, все только продолжали удивляться.

— Баба: окошка — кошка, слышишь? Стол — пол.

    Арсеньева прислушалась:

— Что же, Миша, стол — пол?

    Видя, что бабушка его не понимает, он отвернулся недовольный, сам же объяснить не мог.

    Гости говорят:

— А может, он в стихи играет? Ведь стол и пол — рифма. Кошка и окошка — тоже.

— А сколько ему?

— Немного больше двух с половиной.

— Рано. Разве кто насчет рифмы в таком раннем возрасте понимает? Ведь он говорить еще толком не умеет.

Первую поэму Лермонтов написал  в 14 лет, учась в благородном пансионе. Затем Лермонтов учится в Московском Университете. Впоследствии М.Ю.Лермонтов стал офицером гусарского полка. Большая часть жизни Лермонтова связана с Кавказом. Ещё ребёнком бабушка привозила его на лечение в Пятигорск на «кавказские воды». Очень много произведений посвятил поэт Кавказу, воспевая красоту гор. Служба Лермонтова проходила на Кавказе, здесь он и погиб у подножия горы Машук, на дуэли.  Лермонтову было 27 лет. В Ставропольском крае много памятных мест, связанных с именем поэта. Незадолго до гибели М. Лермонтов написал стихотворение «Утёс».

4. Работа над стихотворением «Утёс» слайд

1.Слушание  записи стихотворения (мп 3)

2.Словарная работа.

Утёс  лазурь  влажный след

Беседа с учащимися.

-  Скажите о чём стихотворение - о природе или о людях?

Учитель читает стихотворение. Затем идут высказывания детей (одни говорят о природе, другие - наоборот).

- Правы и те и другие ученики. У поэзии есть одна важная, почти волшебная особенность. Поэт произносит слова, которые живут одновременно двойной жизнью. Например, мы можем увидеть и пейзажную зарисовку, очень красочную и достоверную, и одновременно угадываем в ней рассказ о сложных человеческих отношениях.

- Сейчас мы и рассмотрим данное стихотворение с этих двух сторон.

 2 -3 ученика читают вслух.

- Посмотрим на стихотворение как на удивительно красивый пейзаж. Если бы нас попросили нарисовать иллюстрацию к нему, чтобы вы изобразили на своей картине? Слайд тучка утёс

Физминутка

- Давайте разгадаем все пейзажные тайны стихотворения. Для этого нужно к выделенным другим шрифтом строчкам поставить вопрос “почему?” и попробовать ответить на него. Ведь настоящий исследователь всегда “почемучка”.

Дети работают с текстом.

- Почему тучка золотая? Она из золота? - Цвет заката, заходящего солнышка.
- Почему ночевала на груди утёса-великана? Что за грудь у утёса? -
Утёс большой, высокий, на вершине склон. Тихая, безветренная погода. Тучка остановилась на этом склоне.
- Почему утром она умчалась в путь рано, играя? -
Её снесло ветром, а поскольку она небольшая, то ветер подхватил её и понёс..
- Что значит по лазури, играя? -
По ярко-синему небу.
- Почему у утёса морщина влажная? -
Это ложбинка, трещинка. За ночь часть тучки превратилась в капельки воды.
- Почему утёс тихонько плачет? -
Влага под лучами солнца стала медленно испаряться.

- Мы сейчас так расшифровали образный язык стихотворения М. Ю. Лермонтова. Но согласитесь, что это помогло нам представить огромный утёс, стоящий в одиночестве в пустыне, лучи заходящего солнца, окрашивающие золотом маленькую игривую тучку.

Но речь здесь идёт не только об этом.

Работа в группах Слайд

Выпишите в два столбика слова, относящиеся к героям стихотворения

Тучка

Утёс

Маленькая, умчалась , весело играя, золотая

Огромный, великан, старый. задумался

 - Поэт увидел в неживых предметах черты человека, определил их характер.

- Какие  приёмы  он использовал?

- Как автор называет главную героиню? - Тучка – значит маленькая.
- Только ли речь идёт о её размере? -
Нет, ещё и о возрасте: тучка юная, молоденькая, легкомысленная, игривая, постоянно в движении, ищущая новых впечатлений).
- Этим она похожа на вас. Как называет поэт другого действующего героя?
Утёс-великан.
- Только ли важен размер утёса? -
Нет. Поэт называет его старым, у него морщины, он прикован к месту, неподвижен, не может двигаться, у него нет собеседника, он одинок, от этого страдает, переживает случайные яркие впечатления.

- Этим утёс похож на дедушек и бабушек, с их опытом, способностью и желанием помочь, защитить, уберечь от неприятностей близких и дорогих им людей, но часто остающихся наедине с одиночеством.

- Может ли живописец воспринимать мир неживой природы?

Рассмотрите репродукцию Н. Рериха “Стражи ночи”.  Слайд

-Что вы видите?

- Кто эти стражи ночи?

-Можно ли назвать образы, созданные художниками олицетворением?

- Что охраняют стражи ночи?

- Как вам кажется они разговаривают или застыли молча?

- Какие чувства вызывают горы-стражи?

- Какое главное наблюдение художника? Каким впечатлением он хочет с нами поделиться?

Выслушиваются ответы детей.

Поэт видит в неживом предмете черты человека - он создаёт олицетворение.

 - Прочитайте с нужной интонацией слова, относящиеся к тучке, к утёсу. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

Далее идет опрос 2-3 учеников, исправление ошибок.

Рефлексия

-Ребята, а сейчас вернёмся к нашей лесенке с проблемными заданиями.

- Найдены ли ответы к поставленным вопросам? Приклейте изображение тучки  над каждой ступенькой, если вам стало всё понятно.

5. Домашнее задание:

- Выучить стихотворение наизусть, подготовить рисунок к тексту.

6. Итог урока.

- С каким художественным приёмом познакомились вы сегодня на уроке? Кто пользуется этим приёмом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Утёс - глазами поэта М.Ю.Лермонтова.

УМК "Школа Россиии". Урок литературного чтения в 3 классе. Цель урока: учить видеть, чувствовать и понимать образный язык поэтических стихотворений....

урок литературного чтения в 4 классе по творчеству М.Ю.Лермонтова

Урок ПО ТЕМЕ:          « НЕТ, Я НЕ БАЙРОН,  Я ДРУГОЙ…» ПО  ТВОРЧЕСТВУ М.Ю. ЛЕРМОНТОВАЦЕЛЬ:...

Интегрированный урок литературного чтения "Тема "Одиночество в произведении М. Ю. Лермонтова «На севере диком».

Чтобы формировалась более высокая степень понимания произведения, я провела интегрированный урок, на котором показаала, как средствами разных видов искусства: поэзии, музыки и живописи раскрыта тема о...

Урок литературного чтения по теме: "Уроки истории. Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Урок литературного чтения для 4 класса (система Л.В. Занкова). На уроке учащиеся знакомятся с творчеством М.Ю. Лермонтова, с содержанием и композицией стихотворения "Бородино"....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...