Урок литературного чтения в 3 классе «Григорий Бенционович Остер «Вредные советы»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Сидорова Евгения Анатольевна

Недавно учёные открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые всё делают наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайся по утрам». Они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом». Они тут же начинают не здороваться.  Учёные придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они всё сделают наоборот, а получится как раз правильно.   Сегодня у нас урок для непослушных детей, но и послушных детей я тоже приглашаю принять в нём участие. В этом нам помогут стихи Григория Остера. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oster_g._b.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Трёхозёрская средняя общеобразовательная школа»

Спасского муниципального  района Республики Татарстан

Урок литературного чтения  в 3 классе

«Григорий Бенционович Остер   «Вредные советы»

Сидорова Евгения  Анатольевна

учитель начальных классов

Цель: познакомиться с творчеством  писателя Г. Остера.

Задачи: 

  1. Определить роль книг Остера в современной детской литературе;
  2.  Показать детям, как можно говорить в шутку о серьёзных проблемах;
  3. Воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: интерактивная доска, портрет писателя, выставка книг, иллюстрации к произведениям, тест для закрепления нового материала по творчеству писателя.

ХОД УРОКА

1.  Организационный момент.

2.  Постановка цели урока. 

- Послушайте  информацию и скажите, как это можно назвать.

(учитель  читает рекомендации для школьников о школьной форме)

- Как можно назвать то, что я вам  прочитала?   (Правила поведения в школе. Полезные советы и рекомендации для учащихся)

- Назовите антоним слову «полезные». (вредные)

- «Вредные советы»  - это тема нашего урока.

3. Изучение нового материала.

- Недавно учёные открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые всё делают наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайся по утрам». Они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом». Они тут же начинают не здороваться.  Учёные придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они всё сделают наоборот, а получится как раз правильно.   Сегодня у нас урок для непослушных детей, но и послушных детей я тоже приглашаю принять в нём участие. В этом нам помогут стихи Григория Остера. Мы начали знакомство с его творчеством ещё в прошлом году. Вспомните какой рассказ из книги «38 попугаев» мы прочитали? («Будем знакомы»)  О чём это произведение?

- Раньше учёные считали, что вредные советы можно давать только непослушным детям, которые всё делают наоборот. Но недавно учёные догадались, что послушным детям вредные советы тоже нужны. Оказывается, на послушного ребёнка вредный совет действует, как «прививка от глупости».

1) Послушайте несколько вредных советов от  Григория  Остера .

2) знакомство с биографией и творчеством писателя.

-  Внимание! Внимание! Впервые в Трёх Озёрах телемост Три Озера – Москва. На встречу с детьми приглашён Григорий Бенционович Остер. Поздороваемся с писателем (здороваемся).

 - Что такое? Ничего не слышно, не работают динамики. Может, кто-нибудь умеет читать по губам?

1 ученик. Мы умеем, поможем. Задавайте  вопросы.

Учитель:  Григорий Бенционович, где Вы родились?

2 ученик. Я появился на свет 27 ноября в 1947 году в семье моряка в городе Одесса. Говорят, была страшная буря, а как только родился я, всё утихло.

Учитель: Скажите, в детстве Вы были тихим и прилежным мальчиком? Расскажите самый смешной эпизод из Вашего детства.

1 ученик: Вряд ли я был тихим мальчиком. Ну разве может такой ребёнок вырасти и придумать вдруг вредные советы для непослушных детей. А случай был такой. Только что выпал снег, и я решил погулять по городу в громадных дедушкиных туфлях. Бабушка, увидев следы, бросилась спасать меня от похитителей с толпой соседей. За углом все увидали меня, уходящего вдаль.

Учитель: Скажите, в каком возрасте Вы сочинили первое стихотворение?

2 ученик:  В 16 лет я начал сочинять стихи для взрослых.

Учитель:  Когда опубликовали Вашу первую книгу?

1 ученик:   Моя первая книжка вышла в Мурманске. Она называлась “Как хорошо дарить подарки”,  в 1975 году. Я служил тогда матросом на Северном флоте.

Учитель: Где Вы учились, чтобы стать писателем?

2 ученик:  Высшее образование я получал в 1970 году в Литературном институте в течение 12 лет. Учился заочно, работал в Ялте ночным сторожем на “Поляне сказок”.

Учитель:  Расскажите, пожалуйста, о своём творчестве.

1 ученик:  В 1982 году окончил институт. За эти годы написал пьесы для кукольных театров: “Человек с хвостом”, “Все волки боятся”, “Привет Мартышке”. Создаю фильмы-сказки: “Мальчик и девочка”, “Как Гусёнок потерялся”, “Попался, который кусался”. В 1990 году публикуются  детские книги: “Бабушка удава”, “Великое закрытие”, “Детские суеверия”. Пишу сценарии для мультсериалов “Зарядка для хвоста”, “38 попугаев”. В 1996 году я стал лауреатом конкурса читательских симпатий “Золотой ключик”. Более 60 мультфильмов снято по моим сценариям. Дети полюбили котёнка по имени Гав, Слонёнка и мартышку из сериала “38 попугаев”.

Учитель:   В одном из интервью Вы сказали: “Я просто пишу то, что мне нравится, что мне приятно и что у меня получается”. Что вы написали в последнее время?

2 ученик:   После “Вредных советов” я начал сочинять нескучные задачи, и вышел “Задачник”. Потом я придумал “Ничеговедение”, “Конфетоведение”, “Врилитературу”, “Квартироведение”, “Папамамалогию”.

Учитель:  В ближайшее время не планируете написать что-нибудь новенькое для ребятишек?

1 ученик:  Я собираюсь написать новую книгу “Врилитературу” - специальный учебник по обучению вранью. Могу открыть ещё один секрет. В этой книге точно будет два величайших “врилитературных произведения”: “Я больше не буду” и “Он первый начал». А ещё написал “Остров Эскадо”, “Визгкультура”.

В своих книгах я так обращаюсь к детям: “Здравствуй, многоуважаемый Ребёнок! Пишет тебе детский писатель. Этот писатель – я. Меня зовут Григорий Остер. Как зовут тебя? Я не знаю, но догадываюсь. И ещё я догадываюсь, что тебе хочется услышать какую-нибудь сказку. Если я правильно догадываюсь, тогда слушай. Если я догадываюсь неправильно, и тебе не хочется слушать сказку, тогда не слушай. Сказка никуда не денется, она тебя подождёт. Приходи, когда захочешь, и ты услышишь её от начала до конца. Но ты, уважаемый Ребёнок, всё-таки не очень задерживайся, а то станешь взрослым и тебе уже будет не так интересно.

Учитель:  Были ли попытки перевода ваших книг?

2 ученик:  Попытки были. На самом деле мои книги переведены где-то на 15 языков, но на мой взгляд, получилось не очень интересно. Мои книги переводились в Польше, Чехословакии, Болгарии. Меня переводить очень трудно, потому что я глубоко работаю с русским языком.

Учитель:  Есть ли у Вас дети?

1 ученик:  У меня 5 детей. Именно они вдохновляют меня на эти произведения.

Учитель:  У Вас есть собственные правила воспитания детей?

2 ученик:  Пожалуй, да. Я всему учу своих детей собственным примером.

В 2002 году я участвовал в разработке сайта президента России Владимира Путина. В Калуге живёт школьница Вероника Петухова. Именно она подала Путину идею создать интернет-страничку для детей. Сайт предназначен для детей в возрасте от 8 до 14 лет. Разработчики считают этот возраст “возрастом социализации”, когда ребёнок начинает осознавать себя не только членом семьи, но и гражданином государства. Перед разработчиками сайта стояла задача на понятном детям языке объяснить правовые нюансы деятельности президента России. Были даны ответы на 44 вопроса про президента. Вопросы придумывал я сам. Итак, кто главнее – президент или мама? Ответ: конечно, мама.

Учитель:  Спасибо, Григорий Бенционович!

2) чтение «Вредных советов» в учебнике.

-Почему советы называются вредными?  Как вы думаете, почему «Вредные советы» Григория Остера такие смешные?

-Какова же настоящая цель автора этих советов?  (Рассказать нам в юмористической форме, как  не надо поступать)

Физкультминутка

3)  Ответь на вопрос «советом»   Григория Остера 

-Сейчас я буду задавать вам вопросы, вы высказываете своё мнение, а затем ответьте строками из «Вредных советов» Г. Остера

  • Что нужно делать, если ваш сосед по парте чихает?

Если твой сосед по парте  стал источником заразы,

Обними его  - в школу две недели не пойдёшь.

  • Как быть в ситуации, если мальчик обижает девочку?

Родился девчонкой – терпи подножки и толчки

И подставляй косички всем, кто дёрнуть их не прочь.

Зато когда-нибудь потом покажешь кукиш им

И скажешь «фигушки, за вас я замуж не пойду!»

  • Что является лучшей игрушкой для скучающих детей?

Спички – лучшая игрушка для скучающих детей.

Папин галстук, мамин паспорт – вот и маленький костёр.

Если тапочки подкинуть или веник подложить,

Можно целый стул зажарить, в тумбочке сварить уху.

Если взрослые куда-то спички спрятали от вас,

Объясните им, что спички для пожара вам нужны.

  • Как быть, если за обедом вы испачкали руки?

Если руки за обедом вы испачкали салатом

И стесняетесь о скатерть пальцы вытереть свои,

Опустите незаметно их под стол и там спокойно

Вытирайте ваши руки об соседские штаны.

  • Если мальчишки и  девчонки не умываются?

Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо.

Это глупое занятье не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки, шея, уши и лицо.

Так зачем же тратить силы время попусту терять?

Стричься тоже бесполезно, никакого смысла нет.

К старости сама собою облысеет голова.

  • Если вас по телефону обозвали дураком?

Если вас по телефону обозвали дураком

И не стали ждать ответа, бросив трубку на рычаг.

Наберите быстро номер из любых  случайных  цифр

И тому, кто снимет трубку, сообщите, сам дурак.

  • Если к вам пришёл гость и во время чаепития уронил чашку на пол?

Когда роняет чашку гость, не бейте гостя в лоб.

Другую чашку дайте, пусть  он пьёт спокойно чай.

Когда и эту чашку гость  уронит со стола,

В стакан налейте чай ему и пусть спокойно пьёт.

Когда же всю посуду гость в квартире перебьёт,

Придётся сладкий чай налить за шиворот  ему.

IV. Закрепление изученного материала.

1) Викторина о творчестве писателя  (тесты на компьютере).

1. Где родился Григорий Остер? 

  • Одесса      
  • Москва
  • Казань

2. В каком возрасте он начал писать стихи? 

  • 5 лет
  • 20 лет
  • 16 лет

3.Как назывался  его первый сборник?

  • «Как хорошо уметь летать»
  •  “Как хорошо дарить подарки”
  • «Как хорошо уметь читать»

4.Где учился писатель?

  • В педагогическом институте
  • В медицинском университете
  • В литературном институте

5.Сколько лет длилась эта учёба? 

  • 6 лет
  • 10 лет
  • 12 лет

6. Какой из этих мультфильмов сняли по сценарию Г. Остера?

  • «38 попугаев»
  • «Лунтик»
  • «Незнайка»

7. По сценариям Г. Остера создано:

  • Более 60 мультфильмов
  • 20 мультфильмов
  • 10 мультфильмов

8. Чем Остер занимался в Ялте на “Поляне сказок”?

  • Он работал сторожем
  • Сочинял  сказки
  • Рисовал иллюстрации

9. В каком году писатель стал лауреатом конкурса читательских симпатий “Золотой ключик”? 

  • 1990 г.
  • В 1996 г
  • 2000 г.

10. Какие советы писатель даёт непослушным детям? 

  • Полезные советы
  • “Вредные советы
  • Кулинарные советы

11. Как назывался первый вредный совет Г. Остера?

  • «Храбрый повар»
  • «Трусливый заяц»
  • Сильный продавец

2) Взаимопроверка  (ключ на  доске).

3) Конкурс выразительного чтения “Вредных Советов”.

4) Демонстрация презентации о его произведениях (для внеклассного чтения)

5)  В заключении урока  чтения, я предлагаю вам прочесть вредные советы, которые сочинил не Григорий Остер, а дети из других школ, но по его примеру.  (тексты на столе у учащихся)

V. Рефлексия

- Сегодня мы побывали на уроке замечательного детского писателя. Как  его зовут?  Чему научил вас сегодня Григорий Остер?

-  Прошло уже больше 10 лет с тех пор, как появился в детской литературе новый жанр – вредные советы.  Книги Остера любят и  дети,  и взрослые. Незаурядный юмор, богатство выдумок, безграничная фантазия – отличительные черты его произведений.  Ребята, читайте книги! – сказал вам Григорий Остер. – Смотреть кино, конечно тоже интересно, но если вы только смотрите фильмы, то вы просто наблюдаете жизнь героев. А если вы читаете книги, то вы проживаете жизнь героев этих книг. Сколько книг вы прочтёте, столько жизней проживёте!

VI. Домашнее задание.

 Выучить наизусть один вредный совет, которого нет в учебнике,  попробуйте придумать свой вредный совет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Конспект урока по литературному чтению Корней Чуковский «от двух до пяти». Григорий Остер «Вредные советы». Татьяна Дмитриевна Пономарева «Помощь» 3 класс

Предмет: литературное чтениеКласс: 3-2Тема урока: Корней Чуковский «от двух до пяти». Григорий Остер «Вредные советы». Татьяна Дмитриевна  Пономарева «Помощь»Цель урока: Учить выделять черты детс...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Г.Б. Остер «Вредные советы» (3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведением Г.Б. Остер «Вредные советы», формирование умения анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроени...

Урок литературного чтения по теме "Г. Остер. "Как получаются легенды"

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке литературного чтения через использование проблемных ситуаций...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Г.Остер "Вредные советы" (УМК "Школа России") 3 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему "Г.Остер "Вредные советы" (УМК "Школа России") 3 класс...