конспект урока литературного чтения с презентацией " Стихи А.К.Толстого и А. Плещеева о природе" 4 класс программа "2100"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Темнова Татьяна Анатольевна

Конспект урока литературного чтения с презентацией по теме " Стихи А. К. Толстого и А. Плещеева о весне" в 4 классе по учебнику Р. Н. Бунеева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_literaturnogo_chteniya.zip2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе.

Тема:  Стихи А. К, Толстого и  А. Плещеева о весне.

Учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева  « В океане света», Москва , «Баласс», 2004.

Цели :

  • знакомство с новыми лит. произведениями;
  •  высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
  •  видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
  •  самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  •  по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили
  • развитие умения анализировать стихотворение,
  • развитие речи, воспитание любви к родной природе, к поэтическому слову, умения видеть необычное в обычном.

Оборудование: - мультимедийный проектор , листы с заданием для детей.

Этапы урока

Ход урока

Орг. момент

Настрой на дружную, плодотворную работу на уроке.

Подготовка к введению нового материала

  1. Актуализация знаний. Самостоятельное определение темы урока.

- Перед вами на листке слова. ( слайд №1)

 Вы их внимательно прочитайте и наведите порядок : объедините слова по общему признаку в группы. Слова каждой группы подчеркните одним цветом.

К. Бальмонт                   метафора                          басня

А. Пушкин                     сравнение                         рассказ

И. Бунин                         эпитет                              стихотворение

С. Есенин                        олицетворение                летопись

Ф. Тютчев                                                                 сказка

Савватий                                                                   пьеса

( слайд № 2)

- Почему вы объединили эти слова? Какое общее название вы можете дать столбикам?

1 – русские поэты

2 – средства худож. Выразительности

3 – виды ( жанры) литературы.

- Если бы мы расположили поэтов из 1 столбика по исторической временной прямой, то кто был бы первым?  ( Савватий – справщик Чудского монастыря)

Что вы про него помните?

Какой жанр из 1 столбика относится к древней литературе? ( летопись) Какие летописи знаете?

Угадайте, с каким жанром мы будем сегодня работать: для произведений этого жанра характерны рифма, ритм, размер.

Попробуйте сформулировать тему урока по 1 столбику слов. 

( стихотворения русских поэтов). (слайд № 3)

 Теперь обратимся ко 2 столбику. Что это за слова? (средства худ. выразительности) Для чего нужны средства худ. Выразительности? Давайте вспомним их, соотнесем термин с определением . ( слайд №4)

Метафора – скрытое сравнение, нет слов как, словно , будто.

Олицетворение – неживым предметам приписываются признаки и действия живых существ.

Сравнение – предмет или действие с чем – то сопоставляется ( есть слова словно. будто, как, точно)

Эпитет – красочное, яркое определение ( какой. Какая. Какие?)

Работа с текстом до чтения

Откройте учебник на с. 172. Прочтите фамилии авторов. Знакомы ли они вам?

Как вы думаете о чем мы будем читать? Почему? Почему стихи поэтов рядом? Что их объединяет? ( тема, поэты современники)

Самостоятельное чтение текста.

Дети самостоятельно читают текст.

Выявление первичного восприятия.

- Знакомы ли вам эти строчки? Какая показалась самой красивой?

Какое настроение у стихотворения?

Работа с текстом во время чтения. Аналитическое чтение стихотворений.

1-я строфа

восклицание вот уж? (наконец – то).

Сколько действий в 1 строфе, что происходит (тает, восходит,  расцветает, зовут).

Почему так быстро сменяются действия? (стремительная, быстрая весна) .

Как понимаете строчку «теплый пар восходит от земли»?

С каким чувством автор написал эти строчки? (теплоты, доброты : кувшинчик, зовут друг друга, теплый пар)

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

2 строфа

Найдите эпитет ( юный лес).Как понимаете? (проснулся после зимы)

Найдите метафору (лес, в зеленый дым одетый) Как понимаете? (листочки мелкие молодые, издалека как дым)

Какое слово подтверждает молодость леса? (нетерпеливо) Поясните.

Что согрето дыханием весны? (все)

Как вы понимаете слово «все»? (вся природа и все люди)

Как мы прочитаем последнюю строчку? Торжественно, чуть замедляя.

В каких строчках основная мысль? (последние, читаем с особым чувством) Какое настроение передал автор в стихотворении? Выберите из списка нужные слова:

Приподнятое, восторженное, торжествующее, радостное, смешное, теплое, нежное, мечтательное, нетерпеливое, праздничное, беззаботное, счастливое, грустное, сочувствующее. (слайд №5)

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет;

Все весны дыханием согрето,

Все вокруг и любит, и поет.

Работа над выразительным чтением.

Давайте попробуем прочитать стихотворение так, чтобы понравилось автору, выразить все чувства, которые он хотел передать.

Представьте себя художниками. Какие бы вы выбрали краски для иллюстрации этого стихотворения? (теплые)

Какую картину вы бы нарисовали?

( слайд № 6)

Знакомство с биогрфией поэта.

Мы познакомились со стихотворением А. К. Толстого. Давайте теперь поближе узнаем автора этих замечательных строк.(слайд №8)

 А. К. Толстой происходил из очень древнего русского дворянского рода Толстых, его прадед был правой рукой царя Петра 1.Кроме прекрасных стихов граф Толстой писал исторические романы, например, «Князь  серебряный». У стихов Толстого есть особенность. Сейчас вы мне скажете, какая. Кто из вас запомнил строчки стихотворения? Действительно, стихи эти очень легко запоминаются, необычайно певучи и мелодичны, поэтому более 70 стихов положено на музыку и стали песнями и романсами. Музыку писали самые великие композиторы. У Толстого есть очень трогательное стихотворение «Колокольчики мои».Композитор П.Чайковский положил эти стихи на музыку и получился романс.  ( слушание романса в исполнении Погудина)

Работа со 2 стихотворением во время чтения

Прочтите 2-е стихотворение.

Похожа ли весна Плещеева на весну Толстого?

Заметили ли вы прямые переклички текстов?

1-я строфа

В этой строфе можно выделить 2 части? ( настоящее и будущее)

Чем отделяются на письме? (… ?)

Какой лит. прием использует автор? (олицетворение)- бегут, оденется.

2-я строфа

найдите метафору.( чиста небесная лазурь) поясните.

Прочитайте картину весны.

3-я строфа

О ком эти строки?

Найдите сравнение.

Значит, весна бывает не только в природе!?

Что происходит с людьми , когда приходит весна?

4-я строфа

что противопоставлено счастью и веселью? ( заботы, тяжкий труд и горе)

Кого имеет автор в виду?( крестьян)

Почему для них весна- праздник?

5-я строфа

кто был всего счастливее?(дети и птички). Почему?(беззаботны)

Какие 2 настроения соседствуют в стихотворении? Где граница? (проведите карандашом). Как передать при чтении?

Какие чувства выразил поэт в стихотворении? ( выберем из списка)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала,

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего – то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.

« Весна!»- читаешь в каждом взоре.

И тот, как празднику, ей рад,

Чья жизнь- лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят, кто больше всех

Природы любит обновленье!

Работа над выразительным чтением.

Немного об авторе.

Алексей Плещеев – прекрасный русский поэт. Но известен он еще как борец за справедливость. Еще в юности Плещеев участвовал в тайном обществе, целью которого было свергнуть царя и установить в России справедливую власть. В 1849 году кружок был арестован и все его участники были приговорены к смертной казни. Морозным утром 22 декабря 1849 года их привезли на площадь, где все было приготовлено к расстрелу. Плещеев пережил 10 страшных минут, пока осужденным объявили о замене смертной казни  службой рядовым солдатом в Сибири на 10 лет. Жизнь не баловала Плещеева, он перенес много тягот и лишений, но всегда оставался добрым искренним человеком, всегда готовым прийти на помощь товарищам.

Работа с текстами после чтения

Что объединяет стихи?( тема, авторы – современники, настроение, картины весны)

Что поэты чувствуют по-разному?

Какое стихотворение ближе? Какие строки запомнили?

Итог урока. Домашнее задание.

Чем занимались на уроке? Что особенно запомнилось? Какое стихотворение легче проиллюстрировать? Дома проиллюстрировать любое стихотворение и выбрать стихотворение для заучивания наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.

Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...

Конспект урока литературного чтения с презентацией для учеников 3 класса.

Программа по литературному чтению в 3 классе состоит из нескольких разделов, один из которых называется литературные сказки. Цель данного раздела – расширить кругозор детей, подготовить их к восприяти...

Конспект урока литературного чтения по теме: "Рассказ Л.Н.Толстого "Прыжок"" с презентацией.

Урок разработан для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК "Школа России". В ходе урока дети учатся анализировать текст,  находить главных героев рассказа, определять тему и основную мысль, а такж...

Конспект урока литературного чтения по теме: "Рассказы Л.Н.Толстого". 1 класс.

Конспект урока литературного чтения в послебукварный период в первом классе содержит основные этапы урока, блоки: деятельность учителя, деятельность учащихся, формируемые УУД....

Конспект урока литературного чтения по теме "Рассказ Л.Н.Толстого "Прыжок" (3 класс)

Урок в системе УМК "Школа России". Урок полностью соответствует требованиям ФГОС НОО.  Цель урока: создать условия для чтения и изучения рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок»....

Конспект урока литературного чтения "Отец и сыновья" Л.Н.Толстой

Конспект урока литературного чтения "Отец и сыновья" Л.Н.Толстой...

Конспект урока литературного чтения по теме: «Рассказ Л.Н. Толстого «Прыжок» 3 класс УМК «Школа России»

Конспект урока литературного чтения по теме: «Рассказ Л.Н. Толстого «Прыжок»3 класс УМК «Школа России»...