Речевое поведение на примере анализа речевой характеристики Незнайки, героя произведения Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей»
статья по чтению на тему

 

Поведение – сложная категория, учитывающая не только физические действия, но и характер речи, то, что и как герой говорит. В этом случае мы говорим о речевом поведении, что часто бывает принципиально важно. Речевое поведение может объяснять систему поступков, а может противоречить им.

Речевое поведение – сложный процесс, социально и психологически детерминированный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Ткаченко Алена Викторовна

Учитель начальных классов

РБ, Давлекановский район, МБОУ СОШ с. Вперед

Речевое поведение на примере анализа речевой характеристики Незнайки, героя произведения Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей»

Современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм  и  видеофильмов,  компьютерным  играм.  Детское  чтение  как духовный  ресурс  России  стоит  в  одном  ряду  с  важнейшими  государственными  задачами  обеспечения  безопасности  России,  сохранения  и развития национальной культуры. Ни у кого нет сомнения, что положение  с детским чтением надо менять безотлагательно. Эта задача может быть решена только коллективными усилиями. Но все же первое место принадлежит школе и прежде всего начальной, так как именно она начинает формировать навыки чтения, учит понимать авторскую позицию и воспринимать литературное произведение эстетически.

Умение анализировать текст, найти его главную мысль, дать оценку героям, стало практически обязательным требованием для выпускников начальной школы.

В объяснительной записке к программе по чтению и начальному литературному образованию для 1–4-х классов общеобразовательной школы Р.Н. и Е.В. Бунеевых есть раздел, посвященный элементам литературоведческого анализа и эстетического переживания прочитанного. В ряду основных умений, которые должны быть сформированы у учеников младших классов, являются умения увидеть в тексте образы-персонажи, относить прочитанные произведения к определенному виду и жанру: рассказ, повесть, сказка, басня, стихотворение, пьеса.

Для постижения темы и идеи любого эпического произведения необходима глубокая работа над образами главных персонажей. Ведь именно через их переживания, действия постигает маленький читатель замысел автора. С тем чтобы сделать работу над образом более продуктивной и доступной детям, необходимо составить характеристику любого из главных героев прочитанного произведения.

Объективным содержанием любого произведения, и художественного, и научного является реальная действительность. В литературном произведении наряду с объективным содержанием имеет место субъективная оценка автором событий, фактов, человеческих отношений. Оценка писателем жизненного материала составляет идею художественного произведения. Идейная направленность произведения обусловлена мировоззрением автора. Художник рассказывает о жизни, используя образную форму. В центре внимания ставится образ и авторское отношение к нему.

 При анализе важно учить детей понимать идейную направленность художественного произведения.

 При анализе в комплексе рассматриваются форма и содержание произведения.

 Младшие школьники – наивные реалисты. Они воспринимают художественное произведение как реальную действительность, не замечают форму произведения, замысел писателя, художественные особенности произведения. Дети проявляют два типа отношений к художественному миру произведений (эмоционально-образное – непосредственная эмоциональная реакция, интеллектуально-оценочное, в котором присутствуют элементы анализа).

 Задачи учителя: помочь сохранить непосредственность. Яркость восприятия и при этом научить понимать глубокий смысл произведения.

Адекватное восприятие   формируется   в процессе анализа произведения, который должен быть совместным (учителя и ученики) раздумьем вслух, что со временем позволит развиться естественной потребности самому разобраться в прочитанном.  По  мнению  методистов  А.И. Шпунтова и Е.И. Иваниной, анализ  произведения  должен  быть  направлен  на выявление его идейного содержания, той основной  мысли,  которую  стремится донести автор до своего  читателя,  на  выявление  художественной  ценности произведения.

Для учителей начальных классов одной из задач на уроках литературного чтения является научить учащихся определять характеристику героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста; нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие; анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа; сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет.

Для начала, давайте разберемся, что же такое речевое поведение?

Поведение – сложная категория, учитывающая не только физические действия, но и характер речи, то, что и как герой говорит. В этом случае мы говорим о речевом поведении, что часто бывает принципиально важно. Речевое поведение может объяснять систему поступков, а может противоречить им.

Речевое поведение – сложный процесс, социально и психологически детерминированный.

В процессе речевого общения, чаще всего, действуют  двое – говорящий и слушающий.

Рассматривая речевое поведение, нельзя отставить без внимания  понятие нормы. Норма языкового поведения представляет собой предписанный шаблон поведения, который  требуется от человека в какой-то ситуации, если известна позиция, занимаемая им в совместном действии.

Н.И.  Формановская  отмечает,  что  речевое  поведение регулируется социальной  иерархией,  национальной  культурой  и  этикетом,  ритуалом, воспитанностью  языковой  личности  и  постоянной  практикой, контролируемой сознанием.

Е.А. Земская включает в  этот список еще один влиятельный регулятор речевого поведения – категорию вежливости.

Одним из наиболее важным,  по нашему мнению, связанным  с категорией вежливости, выступает обращение, одна из центральных единиц речевого этикета. Любой  речевой контакт  начинается  непосредственно с  обращения,  которое  является  одним  из основны средств  и  способов  регулирования контакта между коммуникантами.

Обращение представляет интерес для исследования, так как содержит существенную  информацию  о  коммуникативных  нормах  и  традициях,  о характере  социально-статусных  отношений  в  рассматриваемой коммуникативной культуре, о системе вежливости.

Исследователи полагают, что элементы этой системы могут реализовываться на разных языковых уровнях:

1)  на уровне лексики и фразеологии: специальные слова и устойчивые выражения (Спасибо, Пожалуйста, Прошу прощения и т.п.), а также специализированные формы обращения (Господин и т.п.);

2) на грамматическом уровне: использование для вежливого обращения множественного числа (в том числе местоимения Вы); использование вместо повелительных вопросительных предложений;

3)  на стилистическом уровне: требование грамотной, культурной речи; отказ  от  употребления  слов,  прямо  называющих  непристойные  и шокирующие  объекты  и  явления,  использование  вместо  этих  слов эвфемизмов;

4) на интонационном уровне: использование вежливой интонации (одно и то же высказывание может звучать как просьба или как бесцеремонное требование);

5) на уровне орфоэпии: использование «Здравствуйте» вместо «Здрасте» и пр.;

6) на  организационно-коммуникативном  уровне:  запрет  перебивать собеседника, вмешиваться в чужой разговор и т.д.

Категория вежливости включает в себя такие ключевые моменты,  как тактичность, толерантность, великодушие, уважение,  выраженные  (или  не  выраженные)  в  речи.    С  точки  зрения речевого поведения вежливость предполагает «ненанесение ущерба» речью (не оскорбление), направлена на  гармоничное и бесконфликтное общение.

Преднамеренное (или непреднамеренное) нарушение этикетных форм приветствия, извинения, благодарности и т. п. может отрицательно повлиять на микроклимат в обществе, привести к социальным и другим конфликтам.

Рассматривая речевое поведение, так же важно рассмотреть и речевой жанр.

Речевой жанр по мнению М. Бахтина – это относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказываний.

По типам коммуникативных установок, по способу участия партнеров, их ролевым отношениям, характерам реплик, соотношению диалогической и монологической речи различаются следующие жанры: беседа, разговор, рассказ, история, предложение, признание, просьба, спор, замечание, совет, письмо, записка.

Рассмотрим речевое поведение Незнайки, героя произведения Н.Носова  «Незнайка и его друзья».

Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов – это и характер, и внешность, и профессия, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных – речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни.

Исследование речевой характеристики дает нам информацию о том, к какому социальному кругу наш персонаж относится, образован он или нет, если это диалог, то какие отношения складываются у говорящих.

Талантливо созданная речевая характеристика героя – украшение художественного текста и важный штрих к портрету персонажа.

Незнайка- один из главных героев произведения. Он хвастунишка и невежда, часто попадающий в невероятные, порой в смешные положения из-за своей беспечности и самоуверенности. Незнайка пронизан недостатками — может сказать неправду, совершает один за другим поступки, влекущие за собой беды. Но он — мил и любим читателями.

На протяжении всего произведения Незнайка предстает перед читателями абсолютно неординарным человеком. Его манера разговора всегда сводится к тому, что он всегда говорит не правду. Незнайка большой выдумщик и лгун. Это происходит от его незнания. Это можно проследить в следующей беседе:

- Слушай, Стекляшкин, - сказал ему Незнайка. - Ты понимаешь, какая история вышла: от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове.

- Что ты. Незнайка! - засмеялся Стекляшкин. - Если бы от солнца оторвался кусок, он раздавил бы тебя в лепешку. Солнце ведь очень большое. Оно больше всей нашей Земли.

- Не может быть, - ответил Незнайка. - По-моему, солнце не больше тарелки.

- Нам только так кажется, потому что солнце очень далеко от нас. Солнце - огромный раскаленный шар. Это я в свою трубу видел. Если бы от солнца оторвался хоть маленький кусочек, то он разрушил бы весь наш город.

- Ишь ты! - ответил Незнайка. - А я и не знал, что солнце такое большое. Пойду-ка расскажу нашим - может быть, они еще не слыхали про это. А ты все-таки посмотри на солнце в свою трубу: вдруг оно на самом деле щербатое!

Незнайка пошел домой и всем, кто по дороге встречался, рассказывал:

- Братцы, вы знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли. Вот оно какое! И вот, братцы, от солнца оторвался кусок и летит прямо к нам. Скоро он упадет и всех нас задавит. Ужас что будет! Вот пойдите спросите Стекляшкина.

Все смеялись, так как знали, что Незнайка болтун. А Незнайка побежал во всю прыть домой и давай кричать:

- Братцы, спасайся! Кусок летит!

- Какой кусок? - спрашивают его.

- Кусок, братцы! От солнца оторвался кусок. Скоро шлепнется - и всем будет крышка. Знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли!

- Что ты выдумываешь!

- Ничего я не выдумываю. Это Стекляшкин сказал. Он в свою трубу видел.

Все выбежали во двор и стали смотреть на солнце. Смотрели, смотрели, пока из глаз не потекли слезы. Всем сослепу стало казаться, будто солнце на самом деле щербатое. А Незнайка кричал:

- Спасайся кто может! Беда!

Незнайка часто приписывает себе чужие достижения, говоря, что это он все придумал. Это говорит о том, что он очень хочет выделиться, чтобы его все хвалили. Пример такого хваставства и лжи мы можем проследить в его рассказе малышкам, после аварии на воздушном шаре:

- Скажите, пожалуйста, кто это придумал на воздушном шаре летать?

- Это я, - ответил Незнайка, изо всех сил работая челюстями и стараясь поскорее прожевать кусок пирога.

- Да что вы говорите! Неужели вы? - послышались со всех сторон возгласы.

- Честное слово, я. Вот не сойти с места! - поклялся Незнайка и чуть не поперхнулся пирогом.

- Вот интересно! Расскажите, пожалуйста, об этом, - попросила Кубышка.

- Ну, что тут рассказывать... - развел Незнайка руками. - Меня давно просили наши малыши что-нибудь придумать: "Придумай что-нибудь, братец, да придумай". Я говорю: "Мне, братцы, уже надоело придумывать. Сами придумайте". Они говорят: "Где уж нам! Мы ведь глупенькие, а ты умный. Что тебе стоит? Придумай!" - "Ну, ладно, - говорю. - Что с вами делать! Придумаю". И стал думать.

Незнайка с задумчивым видом стал жевать пирог. Малышки с нетерпением поглядывали на него. Наконец Белочка решилась нарушить затянувшееся молчание и, увидев, что Незнайка потянулся за новым пирогом, несмело сказала:

- Вы остановились на том, что стали думать.

- Да! - воскликнул, словно очнувшись. Незнайка и стукнул пирогом по столу. - Думал я три дня и три ночи, и что бы вы думали? Придумал-таки! "Вот, говорю, братцы: будет вам шар!" И сделали шар. Про меня даже поэт Цветик... есть у нас такой поэт... стихи сочинил: "Наш Незнайка шар придумал..." Или нет: "Придумал шар Незнайка наш..." Или нет: "Наш шар придумал Незнайка..." Нет, забыл! Про меня, знаете, много стихов сочиняют, не упомнишь их все.

Незнайка снова принялся за пирог.

- Как же вы сделали шар? - спросила Синеглазка.

- О, это была большая работа! Все наши малыши работали дни и ночи. Кто резиной мажет, кто насос качает, а я только хожу да посвистываю... то есть не посвистываю, а каждому указываю, что нужно делать. Без меня никто ничего не понимает. Всем объясни, всем покажи. Дело очень ответственное, потому что шар каждую минуту может лопнуть. Есть у меня два помощника, Винтик и Шпунтик, мастера на все руки. Все могут сделать, а голова слабо работает. Им все надо разъяснять да показывать. Вот я и разъяснил им, как сделать котел. И пошла работа: котел кипит, вода буль-буль, пар свищет, ужас что делается!

Эта ложь настолько его увлекает, что он говорит и говорит без остановки. Он чувствует свое превосходство перед малышками, им восторгаются, его слушают с большим интересом, ему верят.

Незнайка чрезмерно говорливый, он достаточно бесцеремонен. С другой стороны он умеет вести и поддерживать диалог.

Обращаясь к товарищам, он всегда говорит «Братцы». В их «семье» так принято, это своего рода уважительное обращение. Например:

- Братцы, вы знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли. Вот оно какое! И вот, братцы, от солнца оторвался кусок и летит прямо к нам. Скоро он упадет и всех нас задавит. Ужас что будет! Вот пойдите спросите Стекляшкина.

- Братцы, спасайся! Кусок летит!

- Братцы, откройте скорее ворота, а то я тут все во дворе переломаю!

- Братцы, я еще живой?

В просьбах же напротив, речевой этикет не прослеживается. Его просьбы начинаются бесцеремонно, слова «пожалуйста» и «спасибо» отсутствуют. Например:

Незнайке было завидно, что хвалят Гуслю, вот он и стал просить его:

- Научи меня играть. Я тоже хочу быть музыкантом.

- Учись, - согласился Гусля. - На чем ты хочешь играть?

- А на чем легче всего выучиться?

- На балалайке.

- Ну, давай сюда балалайку, я попробую.

Или:

После того как никто не захотел слушать Незнайкину музыку, он решил сделаться художником. Пришел он к Тюбику и говорит:

- Слушай, Тюбик, я тоже хочу быть художником. Дай мне каких-нибудь красок и кисточку.

Или:

Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:

- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

- А у тебя способности есть? - спросил Цветик.

- Конечно, есть. Я очень способный, - ответил Незнайка.

В других случаях он весьма галантен. Даже можно сказать, способен на комплементы. Это можно проследить в диалоге с малышками:

- Вот видите! А говорите. Вы должны лежать смирно, пока я не позову врача. Как ваше имя?

- Незнайка. А ваше?

- Меня зовут Синеглазка.

- Хорошее имя, - одобрил Незнайка.

- Очень рада, что вам оно нравится. Вы, как видно, воспитанный малыш.

Лицо Незнайки расплылось в улыбке. Он был очень доволен, что его похвалили, потому что его почти никогда никто не хвалил, а все больше бранили. Малышей поблизости не было, и Незнайка не боялся, что его станут дразнить за то, что он водится с малышкой. Поэтому и разговаривал с Синеглазкой вполне свободно и вежливо.

- А как зовут ту, другую? - спросил Незнайка.

- Какую другую?

- С которой вы разговаривали. Такую красивую, с белыми волосами.

Или например:

- Можно приложить кусочек пластыря, - придумал Незнайка. - Вы ведь принесли из аптеки пластырь.

- Я для вас принесла.

- Хватит на всех, - ответил Незнайка.

Он взял пластырь и разрезал ножницами на четыре части.

- Приклеивайте скорее, - волновалась Синеглазка. - Вот сюда, сюда...

Она подставила лоб и показывала пальцем, куда наклеить пластырь. Незнайка приклеил пластырь, но, увидев, что он приклеился косо, принялся отдирать его.

- Осторожнее! Осторожнее! - кричала Синеглазка. - Вы мне весь лоб измажете этим гадким пластырем.

- Теперь хорошо, - сказал Незнайка, окончив работу.

Незнайка часто вступает в спор. Он никогда не промолчит и всегда найдет что ответить. Например:

- Смотрите, братцы, - закричал вдруг Незнайка, - наш домик остался внизу!

Все засмеялись, а Ворчун сказал:

- А ты, должно быть, думал, что и домик полетит с нами?

- Ничего я такого не думал! - обиделся Незнайка. - Просто я увидел, что наш домик стоит, вот и сказал. Раньше мы все время в домике жили, а теперь на воздушном шаре летим.

- Вот и летим, - проворчал Ворчун. - Куда-то еще залетим!

- Ты, Ворчун, все ворчишь, - ответил Незнайка. - От тебя и на воздушном шаре покою нету.

- Ну и уходи, раз тебе не нравится!

- Куда же я тут уйду?

- Ну, довольно! - прикрикнул на спорщиков Знайка.

Или:

- Безобразие! - ворчал про себя Ворчун. - Сидишь вот и даже собственной тени не видишь.

- Опять ты ворчишь! - сказал Незнайка. - Нигде от тебя покою нет.

- "Покою, покою"! - передразнил его Ворчун. - Какой же покой на воздушном шаре! Если хочешь покою, то сиди дома.

- Ну вот ты и сиди.

- А мне не нужно покою.

- Опять вы спорите! - сказал Знайка. - Придется вас на землю ссадить.

Ворчун и Незнайка испугались и перестали спорить.

Бывает, Незнайка начинает указывать и даже угрожать:

- А я говорю, поссорься! Или я с тобой сам поссорюсь.

- Ну и ссорься. Подумаешь!

- Вот и поссорюсь, а твоим Мушке и Кнопочке как наподдам!

Незнайка сжал кулаки и бросился к малышкам. Гунька загородил ему дорогу и ударил кулаком по лбу. Они принялись драться, а Мушка и Кнопочка испугались и убежали.

- Так ты из-за этих малышек меня по лбу кулаком бьешь? - кричал Незнайка, стараясь ударить Гуньку по носу.

- А зачем ты их обижаешь? - спрашивал Гунька, размахивая во все стороны кулаками.

- Подумаешь, какой защитник выискался! - ответил Незнайка и стукнул своего друга по макушке с такой силой, что Гунька даже присел и бросился удирать.

- Я с тобой в ссоре! - кричал ему вдогонку Незнайка.

В конце произведения Незнайка все же предстает перед читателями и в другом свете. Он начинает признавать свои ошибки:

Малышки окружили Незнайку и стали его жалеть. Незнайка сказал:

- Я раньше не хотел водиться с малышками и считал, что малыши лучше, а теперь я вижу, что малыши вовсе не лучше. Малыши только и делали, что дразнились, а малышки заступились за меня. Теперь всегда буду с малышками дружить.

Или:

- А знаете, - сказал Незнайка, - я ведь вовсе не умею танцевать.

- Вот и хорошо, что вы сами признались, - ответила Синеглазка. - Другой на вашем месте наврал бы с три короба, сказал бы, что у него и ноги болят и руки, а вот вы честно сказали, что не умеете. Я вижу, что с вами можно дружить.

- Конечно, можно, - согласился Незнайка.

- Мне нравится дружить с малышами, - сказала Синеглазка. - Я не люблю малышек за то, что они слишком много воображают о своей красоте и вертятся перед зеркалом.

- Малыши тоже есть такие, которые любят смотреться в зеркало, - ответил Незнайка.

Или например:

- Я подружил с Синеглазкой! - гордо ответил Незнайка.

- Так тебе и поверили! - сказала Кнопочка. - Ты ведь даже со своим другом Гунькой поссорился из-за того, что он дружит с малышками.

- Ничего подобного! С Гунькой я уже помирился и теперь сам всегда буду дружить с малышками.

- Почему же не дружил раньше? - спросила Ромашка.

- Раньше я был очень глупый. Я боялся, что меня станут дразнить за то, что я вожу компанию с малышками.

- Ты и теперь будешь бояться, - ответила Кнопочка.

- Нет. Теперь я уже ученый. Хочешь, буду с тобой дружить? А тот, кто станет смеяться, получит от меня по лбу.

- Очень нужно, чтобы ты из-за меня дрался! - ответила Кнопочка.

- Ну я не стану драться. Просто не буду обращать на насмешки внимания.

 В конце всех приключений Незнайка понимает многое и у него просыпается совесть. Он начинает скучать по своему лучшему другу, ему становится стыдно за его ссору с ним. Все это мы можем проследить в следующем эпизоде:

В это время Незнайка так громко завыл, что все от удивления перестали плакать и стали его утешать. Все спрашивали, отчего он так громко плачет, но Незнайка хныкал и ничего не отвечал. Наконец он сказал, не переставая всхлипывать:

- Я по Гу... я по Гу... я по Гуньке соскучился!

- С чего бы это? - удивились все. - Не скучал, не скучал и вдруг соскучился!

- Да! - капризно ответил Незнайка. - Я здесь, а Гунька дома остался!

- Ну и не пропадет без тебя твой Гунька, - сказал Торопыжка.

- Нет, пропадет! Я знаю, он тоже скучает по мне. Гунька мой самый лучший друг, а я даже не попрощался с ним, когда мы улетали на воздушном шаре.

- Почему же ты не попрощался?

- Я поссорился с ним и не захотел прощаться. Когда мы улетали, он все время глядел на меня и махал мне рукой, а я даже нарочно отвернулся и не хотел смотреть на него. Я был тогда гордый оттого, что лечу на воздушном шаре, а теперь меня мучит эта... как ее?..

- Совесть? - подсказал доктор Пилюлькин.

- Вот, вот, братцы, совесть! Если бы я попрощался, мне было бы легче. Вернемся, братцы, домой - я помирюсь с Гунькой и попрощаюсь.

- Если мы вернемся, то надо будет здороваться, а не прощаться, - сказал Знайка.

- Ну все равно, я сначала попрощаюсь, а потом поздороваюсь, и все хорошо будет.

Автор прописал не только его речевое высказывание, но и его действия. Незнайка не просто заплакал, а громко завыл. Это еще раз подтверждает то, что он действительно соскучился, и ему стало стыдно.

Исходя из выше изложенного , можно предложить следующие рекомендации по анализу речевого поведения героя литературного произведения.

  1. Необходимо провести урок (внеклассное занятие) на тему «Речевое поведение» и «Речевой этикет»;
  2. На уроках литературного чтения, можно использовать следующую схему по анализу речевого поведения:
  • Внешний вид героя;
  • Что вы можете сказать о речи героя?
  • Использует ли герой в своей речи речевой этикет?
  • Как он обращается к другим персонажам? Его взаимоотношениях с другими персонажами?
  • Умеет ли поддерживать диалог?
  • Какие высказывания наиболее полно раскрывают характер героя произведения?
  • Что вы можете сказать о герое? Ваше мнение о нем?

        

Вывод:  если использовать в качестве материала для наблюдения анализ речевого поведения героев литературного произведения, то это способствует лучшему усвоению и пониманию не только самого произведения, но и характера самих персонажей в частности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в форме игры по произведению Н.Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей".

Данный материал предназначен для учащихся 3 класса в рамках внеклассного чтения и представлят собой командную игру по произведению Н.Н. Носова "Приключение Незнайки и его друзей"....

Конспект игрового занятия по литературному чтению. Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

Материал может быть использован на уроках литературного чтения, уроках внеклассного чтения, во время проведения викторин, предметных декад....

Тесты по произведениям А.Н.Толстого "Приключения Буратино..." и Н.Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей"

Данные тесты подготовлены для учащихся начальной школы в рамках Года Литературы. Материал можно использовать на уроках внеклассного чтения или во внеурочной деятельности. Предлагаю листы для учащихся ...

Образовательное событие по произведению Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей"

Материал содержит задания для индивидуальной работы учащихся, план работы мастерской, презентацию....

Сценарий музыкальной сказки по произведению Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей"

Мероприятие направлено на развитие у младших школьников интереса к творчеству Н.Носова, к театральному искусству, артистических способностей....

Презентация к уроку внеклассного чтения по произведению Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей"

Презентацию по произведению Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей" можно ипользовать как на уроках внеклассного чтения, так и во внеурочной деятельности....