Главные вкладки

    Н. Носов Фантазёры.
    книга по чтению (1 класс) на тему

    Весёлые рассказы о школьниках

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon fantazyory.doc233.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Николай Носов

    Фантазёры

    Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт.

    – Сколько тебе лет? – спрашивает Мишутка.

    – Девяносто пять. А тебе?

    – А мне сто сорок. Знаешь, – говорит Мишутка, – раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

    – А я, – говорит Стасик, – сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

    – А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, – говорит Мишутка.

    – У! А я море мог переплыть!

    – Подумаешь – море! Я океан переплывал!

    – А я раньше летать умел!

    – А ну, полети!

    – Сейчас не могу: разучился.

    – А я один раз купался в море, – говорит Мишутка, – и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила.

    – Врёшь!

    – Нет, правда!

    – Почему же ты не умер?

    – А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.

    – Без головы?

    – Конечно, без головы. Зачем мне голова?

    – Как же ты шёл без головы?

    – Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя.

    – Почему же ты теперь с головой?

    – Другая выросла.

    «Ловко придумал!» – позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.

    – Ну, это что! – сказал он. – Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

    – Вот так соврал! – рассмеялся Мишутка.

    – Вовсе нет.

    – Почему же ты теперь живой?

    – Так он же меня потом выплюнул.



    Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:

    – Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики…

    – Знаю, знаю! – закричал Стасик. – Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.

    – Ничего подобного. Я не про это.

    – Ну ладно. Ври дальше.

    – Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой – рраз! – и раздавил в лепёшку.

    – Ха-ха-ха! Вот это враки!

    – А вот и не враки!

    – Как же ты мог раздавить автобус?

    – Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на верёвочке тащил.

    – Ну, это не удивительно, – сказал Стасик. – А я раз на Луну летал.

    – Эва, куда махнул! – засмеялся Мишутка.

    – Не веришь? Честное слово!

    – На чём же ты летал?

    – На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!

    – Что же ты там на Луне видел?

    – Ну, что… – замялся Стасик. – Что я там видел? Ничего и не видел.

    – Ха-ха-ха! – рассмеялся Мишутка. – А говорит, на Луну летал!

    – Конечно, летал.

    – Почему же ничего не видел?

    – А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно… Летел, летел, а потом бряк о землю… ну и проснулся…

    – А-а, – протянул Мишутка. – Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты – во сне.

    Тут пришёл соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

    – Вот врут-то! И вам не стыдно?

    – А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, – сказал Стасик. – Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

    – Сказки! – презрительно фыркнул Игорь. – Нашли занятие!

    – А ты думаешь, легко выдумывать!

    – Чего проще!

    – Ну выдумай что-нибудь.

    – Сейчас… – сказал Игорь. – Пожалуйста.

    Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

    – Сейчас, – повторил Игорь. – Э-э-э… гм… кхм… э-э-э…

    – Ну, что ты всё «э» да «э»!

    – Сейчас! Дайте подумать.

    – Ну, думай, думай!

    – Э-э-э, – снова сказал Игорь и посмотрел на небо. – Сейчас, сейчас… э-э-э…

    – Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил – чего проще!

    – Сейчас… Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

    – Ну и что же ты тут выдумал? – спросил Стасик.

    – Ничего. Как было, так и рассказал.

    – А говорил – выдумывать мастер!

    – Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

    – Какая польза?

    – А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.

    – Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! – сказал Мишутка.

    – А тебе что?

    – Мне ничего. А вот ты этот, как это называется… Брехун! Вот!

    – Сами вы брехуны!

    – Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

    – Я и сам не стану с вами сидеть.

    Игорь встал и ушёл. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

    – Купим порцию и разделим пополам, – предложил Игорь.

    Продавщица дала им мороженое на палочке.

    – Пойдём домой, – говорит Мишутка, – разрежем ножом, чтоб было точно.

    – Пойдём.

    На лестнице они встретили Иру. Глаза у неё были заплаканные.

    – Ты чего ревела? – спрашивает Мишутка.

    – Меня мама гулять не пускала.

    – За что?

    – За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

    – Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдём, я тебе свою полпорцию мороженого дам, – сказал Мишутка.

    – И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, – пообещал Стасик.

    – А вы разве не хотите сами?

    – Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, – сказал Стасик.

    – Давайте лучше это мороженое на троих разделим, – предложила Ира.

    – Правильно! – сказал Стасик. – А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.

    Пошли они домой, разделили мороженое на три части.

    – Вкусная штука! – сказал Мишутка. – Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.

    – Ну, ты выдумываешь всё! – засмеялась Ира. – Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!

    – Так оно ведь совсем маленькое было, вёдрышко! Такое бумажное, не больше стакана…


    Живая шляпа

    Шляпа лежала на комоде, котёнок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось – упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.

    Вовка подошёл к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу – и вдруг как закричит:

    – Ай-ай-ай! – и бегом в сторону.

    – Чего ты? – спрашивает Вадик.

    – Она жи-жи-живая!

    – Кто живая?

    – Шля-шля-шля-па.

    – Что ты! Разве шляпы бывают живые?

    – По-посмотри сам!

    Вадик подошёл поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:

    – Ай! – и прыг на диван. Вовка за ним.

    Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

    – Ай! Ой! – закричали ребята.

    Соскочили с дивана – и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

    – Я у-у-хо-хо-жу! – говорит Вовка.

    – Куда?

    – Пойду к себе домой.

    – Почему?

    – Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

    – А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?

    – Ну, пойди посмотри.

    – Пойдём вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я её клюшкой тресну.

    – Постой, я тоже клюшку возьму.

    – Да у нас другой клюшки нет.

    – Ну, я возьму лыжную палку.

    Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

    – Где же она? – спрашивает Вадик.

    – Вон там, возле стола.

    – Сейчас я её как тресну клюшкой! – говорит Вадик. – Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!

    Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.

    – Ага, испугалась! – обрадовались ребята. – Боится лезть к нам.

    – Сейчас я её спугну, – сказал Вадик.

    Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:

    – Эй ты, шляпа!

    Но шляпа не двигалась.

    – Давай наберём картошки и будем в неё картошкой стрелять, – предложил Вовка.

    Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу» Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

    – Мяу! – закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котёнок выскочил.

    – Васька! – обрадовались ребята.

    – Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, – догадался Вовка.

    Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!

    – Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

    Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.

    На горке

    Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать.

    – Вот пообедаем, – говорили они, – а горка пока замёрзнет. А после обеда мы придём с санками и будем кататься.

    А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, – как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.

    – О, говорит, – хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.

    Только полез на горку – бух носом!

    – Ого! – говорит. – Скользкая!

    Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

    «Что делать?» – думает.

    Думал, думал – и придумал:

    «Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё».

    Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше. Взобрался на самый верх.

    – Вот теперь, – говорит, – скачусь!

    Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:

    – Как же теперь по песку кататься?

    И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят – горка песком посыпана.

    – Это кто здесь напортил? – закричали они. – Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?

    – Нет, – говорит Котька, – я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая, и я не мог на неё взобраться.

    – Ах ты, умник! Ишь, что придумал! Мы трудились, трудились, а он – песком! Как же теперь кататься?

    Котька говорит:

    – Может быть, когда-нибудь снег пойдёт, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.

    – Так снег, может, через неделю пойдёт, а нам сегодня надо кататься.

    – Ну, я не знаю, – говорит Котька.

    – Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!

    Котька отвязал коньки и взял лопату.

    – Засыпай песок снегом!

    Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

    – Вот теперь, – говорят, – замёрзнет, и можно будет кататься.

    А Котьке так работать понравилось, что он ещё сбоку лопатой ступеньки проделал.

    – Это, – говорит, – чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь снова песком посыплет!

    Огурцы

    Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.

    Котька пришёл домой радостный:

    – Мама, я тебе огурцов принёс!

    Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках ещё два больших огурца.

    – Где ты их взял? – говорит мама.

    – На огороде.

    – На каком огороде?

    – Там, у реки, на колхозном.

    – Кто ж тебе позволил?

    – Никто, я сам нарвал.

    – Значит, украл?

    – Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.

    Котька начал вынимать огурцы из карманов.

    – Постой, постой! Не выгружай! – говорит мама.

    – Почему?

    – Сейчас же неси их обратно!

    – Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Всё равно они теперь уже расти не будут.

    – Ничего, отнесёшь и положишь на той же грядке, где сорвал.

    – Ну, я их выброшу.

    – Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.

    Котька стал плакать:

    – Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.

    – Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?

    – Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.

    – Ну, как тебе не стыдно! – говорит мама. – Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?

    Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:

    – Не пойду я! У дедушки ружьё. Он выстрелит и убьёт меня.

    – И пусть убьёт! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.

    – Ну, пойдём со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.

    – А брать не боялся?

    Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.

    – Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!

    Котька повернулся и медленно-медленно пошёл по улице.

    Уже было совсем темно.

    «Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнёс, – решил Котька и стал оглядываться вокруг. – Нет, отнесу: ещё кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадёт».

    Он шёл по улице и плакал. Ему было страшно.

    «Павлику хорошо! – думал Котька. – Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему небось не страшно».

    Вышел Котька из деревни и пошёл полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша, стоит и плачет всё громче и громче. Сторож услышал и подошёл к нему.

    – Ты чего плачешь? – спрашивает.

    – Дедушка, я принёс огурцы обратно.

    – Какие огурцы?

    – А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнёс обратно.

    – Вот оно какое дело! – удивился сторож. – Это, значит, я вам свистел, а вы всё-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!

    – Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.

    – А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.

    Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.

    – Ну, всё, что ли? – спросил старик.

    – Нет… одного не хватает, – ответил Котька и снова заплакал.

    – Почему не хватает, где же он?

    – Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?

    – Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.

    – А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?

    – Ишь ты какое дело! – усмехнулся дедушка. – Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принёс остальных, тогда да, а так нет.

    Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:

    – Дедушка, дедушка!

    – Ну что ещё?

    – А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться – украл я его или нет?

    – Гм! – сказал дед. – Вот ещё какая задача! Ну чего там, пусть не украл.

    – А как же?

    – Ну, считай, что я тебе подарил его.

    – Спасибо, дедушка! Я пойду.

    – Иди, иди, сынок.

    Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошёл по деревне домой. На душе у него было радостно.

    Заплатка

    У Бобки были замечательные штаны: зелёные, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:

    – Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!

    Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких зелёных штанов не было.

    Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошёл поскорее домой и стал просить маму зашить.

    Мама рассердилась:

    – Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?

    – Я больше не буду! Зашей, мама!

    – Сам зашей.

    – Так я же ведь не умею!

    – Сумел порвать, сумей и зашить.

    – Ну, я так буду ходить, – проворчал Бобка и пошёл во двор.

    Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.

    – Какой же ты солдат, – говорят, – если у тебя штаны порваны?

    А Бобка оправдывается:

    – Я просил маму зашить, а она не хочет.

    – Разве солдатам мамы штаны зашивают? – говорят ребята. – Солдат сам должен уметь всё делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить.

    Бобке стало стыдно.

    Пошёл он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зелёной материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать её к штанам.

    Дело это было нелёгкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой.

    – Чего ты колешься? Ах ты, противная! – говорил Бобка иголке и старался схватить её за самый кончик, так чтоб не уколоться.

    Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушёный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче.

    – Ну, куда же это годится? – ворчал Бобка, разглядывая штаны. – Ещё хуже, чем было! Придётся всё наново переделывать.

    Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил её, опять приложил к штанам, хорошенько обвёл вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать её снова. Теперь он шил не спеша, аккуратно и всё время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту.

    Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда всё сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.

    Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.

    – Вот молодец! – говорили они. – А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.

    А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:

    – Эх, мне бы ещё пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну ничего. Когда-нибудь оторвётся – обязательно сам пришью.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения Н. Носов "Фантазёры"

    Открытый урок по литературному чтению (во 2 «Б» классе  по системе Л. В. Занкова) Тема урока «Н. Носов «Фантазёры»...

    Н. Н. Носов "Фантазёры"

    Презентация урока внеклассного чтения во 2 классе....

    Н. Н. Носов "Фантазёры"

    Урок внеклассного чтения во 2 классе....

    Конспект урока по внеклассному чтению на тему "Н.Н.Носов Фантазёры"

    Данный конспект урока подробно рассматривает содержание рассказа "Фантазёры" Николая Носова, поведение и характер главных героев. Воспитывает интерес к литературным произведениям....

    Урок литературного чтения на тему «Н. Носов «Фантазёры»

    УМК «Школа России»Класс: 2Тема урока: Н. Носов «Фантазёры».Цель урока: познакомить учащихся с произведением Н.Носова «Фантазёры».Планируемые результаты образования: Предметные: формировать умение отыс...

    Урок литературного чтения "Фантазии в литературе и жизни. Н.Носов "Фантазёры"

    Урок литературного чтения, 2 класс. УМК "Перспективная начальная школа"...

    презентация "Н. Носов "Фантазёры"

    Презентация к уроку литературного чтения. Слайды расположены по сюжету произведения....