Конспект урока литературного чтения "Честный мальчик" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Ефимова Анна Алексеевна

Конспект урока и презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

в рамках Федерального государственного образовательного стандарта

с позиции реализации деятельностного метода

УМК «Школа 2100»

Тип урока – ОНЗ (открытие новых знаний)

Цели:

– Формирование приёмов понимания текста; формирование  умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

- Развитие умения формулировать основную мысль текста, соотносить основную мысль с заглавием. Совершенствовать навыки  выразительного чтения.

– Формирование  умения выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

– Духовно-нравственное развитие личности, способность оценивать поступки героев с точки зрения нравственности и этики, воспитание честности, сострадания.

Оборудование: учебник по «Литературному чтению» 2 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., компьютер, экран, колонки, мультимедийный проектор, презентация, карточки, дерево с листочками.

Формирование УУД

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной  форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать с планом.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование  УУД

1.Мотивация. Самоопределение к деятельности.

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу, концентрация внимания, наличие общей установки.

Приветствие.

-Давайте улыбнёмся друг другу.

Пусть сегодняшний урок принесет всем радость общения.

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий.

- Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке?

-Определите своё  настроение.

Приложение 1.

Карточки для определения настроения  и эмоционального

 состояния:

печудивленирад

Проверяют свою готовность к уроку.

-Внимание, память, полученные знания.

Определят своё настроение с помощью карточек

Приложение 1.

На данном этапе урока происходит вовлечение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Формируются  личностные УУД.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.

Цель: организовать деятельность по повторению признаков сказки.

1. -Вспомним, какой раздел мы изучаем.

- Как понимаете эту пословицу?

- Вы знаете отличительные особенности сказки? Давайте их вспомним.

 Для этого выполним работу в парах.

-Вспомним правила работы в парах.

Задание:

Подобрать к словам левого столбика слова-термины из правого столбика.

Приложение 2.

Жили-были

Волшебный предмет

Стали жить-поживать

Зачин

В третий раз он закинул невод

Концовка

Скатерть самобранка

Троекратный повтор

-Чья пара желает представить свою работу?

-Оцените свою работу.

2.-Какие сказки раздела мы изучали?

- Что объединяет эти сказки?

- Как вы думаете, какие нравственные качества ценятся в сказках разных народов?

- Почему у разных народов мира есть сказки о мудрых людях?

-Что можно узнать из сказок о жизни разных народов?

Оцените свою работу на данном этапе.

Сказка мудростью богата»

Ответы обучающихся.

Правила работы в паре:

1. Один говорит, другой слушает.

2. Работать должны  оба.

3. Свое несогласие высказывай вежливо.

4. Если не понял, переспроси.

5. Оцениваем работу в  паре.

6. Сигналим о завершении работы.

Читают слова, выполняют задание.

Работа в парах.

Ответы.

Оценка работы по эталону в оценочном листе.

Приложение 3

-Татарская сказка «Мудрый  старик».

-Киргизская сказка «Мудрая девушка».

-Русская сказка «Мудрая дева»

-Мудрость.

-Рассуждение обучающихся.

Умение работать в паре. Формируются коммуникативные УУД

Делают выводы в результате парной работы.

Формируются познавательные УУД

Учащиеся извлекают информацию в системе знаний

Формируются познавательные УУД

3.Формулирование темы урока. Постановка цели, задач урока.

Цель: сформулировать тему урока, составить план урока.

1.- - Мы познакомились уже с несколькими сказками из данного раздела.

-Что объединяет все эти сказки?

- Поднимите руки те, кто бы хотел продолжить знакомство со сказками разных народов?

- Продолжим знакомство.

-Эпиграфом к сегодняшнему уроку  я взяла пословицу «Где правда, там и счастье».

- Как вы понимаете смысл данной пословицы?

- Подберите слова, подходящие по смыслу к этой пословице»

- Попробуйте доказать либо опровергнуть истинность данной пословицы.

- Цель 1 определите?

- А поможет нам корейская сказка «Честный мальчик»

- Сформулируйте тему урока.

2.-Составим план урока.

- Оцените свою работу.

Учат мудрости

Высказывания детей

Честность, правда, счастье

Не сможем

Доказать или опровергнуть слова пословицы

-Сегодня мы познакомимся с новой мудрой сказкой.

План

1.По заголовку определить тему произведения.

2.Имя  автора. Определить сказка авторская или народная.

3. Работа с иллюстрацией

4. Предположения

5.Читаем произведение.

6. Анализ произведения

7.Делаем выводы.

Определяют и формулируют цель деятельности, составляют план действий по решению проблемы. Осуществляют действия по реализации плана.

Формируются регулятивные УУД

4. Работа с текстом до чтения.

Цель:

организовать деятельность учащихся по прогнозированию содержания сказки “Честный мальчик” по иллюстрации, заголовку и группе ключевых слов

1.Работа с заглавием.

-Прочитайте заглавие новой сказки.

-Что можно узнать из заглавия сказки?

-Кто автор сказки?

-Кто из вас знает, как называется страна, в которой живёт корейский  народ?

- Верно, страна называется Корея, а корейцы - очень  трудолюбивый народ.

-Сделаем выводы.

2.Рассмотрим иллюстрацию на странице 28.

-Кто герой сказки?

-Как они выглядят?

-Где происходит действие?

-Что необычного увидели на иллюстрации?

-Можно ли предположить, какие отношения, добрые или злые между стариком и мальчиком?

-Как догадались?

3.-Давайте попробуем предположить развитие событий в этой сказке, опираясь на ключевые слова.

Тетрадь страница 35 № 1

Мальчик

Дрова

Горное озеро

Топор упал в озеро

Старичок

Золотой топор

Серебряный топор

Награда за честность

-Кто готов поделиться с нами составленной сказкой.

-Слова были у всех одинаковые, а содержание сказки разное. Почему?

-Оцените свою работу.

Работа с учебником стр.28

-Главный герой мальчик и он честный.

-Корейский народ.

-Корея.

-Мы знакомимся с корейским фольклором.

- Мальчик и старик.

-Мальчик в длинной рубахе с поясом, в коротких штанах, старик в дорогом халате, на голове необычная шляпа, у старика длинная борода…

-Действие происходит в лесу, на берегу  озера или возле реки…

-У старика борода, как волны, он похож на волшебника, в руках у него топор, необычная природа, цветущее дерево…

- Отношения между стариком и мальчиком добрые, добрый взгляд, улыбка старика, старик обнял мальчика…

2-3 человека рассказывают получившуюся сказку.

Высказывание детей.

Развиваем умение слушать и понимать речь других. Формируются коммуникативные УУД

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Формируются регулятивные УУД

Ориентироваться на развороте учебника.

Формируются познавательные УУД

5.Физминутка

6.Постановка проблемного вопроса.

-Постарайтесь вспомнить, из какой сказки эти слова: «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда». Давайте вспомним ещё одно литературное произведение. Откуда эти строки: «Козлик этот особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. Ростом он не выше стола»?

– Я не случайно вспомнила эти два литературных произведения.

-Читая сказку «Честный мальчик», постарайтесь найти сходные черты со сказкой Одоевского «Мороз Иванович» и сказом Бажова «Серебряное копытце».

- Сегодня на уроке мы попробуем сравнить с вами русские народные сказки с корейской народной сказкой. ЦЕЛЬ 2

- Что такое сказка?

- Назовите признаки сказки.

-В. Одоевский «Мороз Иванович».

-П. Бажов «Серебряное копытце».

Сказка – это жанр литературного произведения и имеет признаки.

-Зачин, волшебство, троекратный повтор, добро побеждает зло, концовка.

Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Формируются  личностные УУД.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Формируются познавательные УУД

7. Работа с тестом во время чтения.

Цель:

формирование правильного и выразительного чтения, умения  отвечать на вопросы

 

1. Как называется начало сказки?

- Какие зачины русских сказок вы знаете?

 

- Найдите зачин в корейской сказке, прочитайте.

- Что общее есть в этом зачине с  зачином русских сказок?

- Чем отличается?

- Что это значит?

- Послушайте начало сказки ( 1 абзац) и представьте то, что услышите. (читает учитель)

- Какую картину вы увидели?

- Что значит «на чужих работала»?

- Легко ли жилось мальчику?  Какие слова текста это подтверждают?

-  Согласна. Даже описание осенней природы, говорит о том, как мальчику нелегко: «…и листья опали, и холодный ветер зверюшек загнал в норки, а мальчику приходится идти в холод рубить дрова».

- По настроению  какую картинку увидели?

- Предположите, что же сказочного может произойти дальше? (в чём волшебство, в чём троекратный повтор?)

-Давайте прочитаем сказку и сравним с нашими предположениями.

2.Самостоятельное чтение учащимися сказки “Честный мальчик”.

– Прочитайте сказку “Честный мальчик” полностью и постарайтесь увидеть остальные признаки сказки.

 – Понравилась ли вам сказка? Поделитесь впечатлениями.

- Подтвердились ли наши предположения? ( в чём?)

-Кто герои сказки?

-За что старик наградил мальчика?

- Какие признаки сказки вы увидели в этом произведении?

- К какой группе сказок её можно отнести? Почему?

- Мы убедились, что русские народные сказки похожи на корейскую сказку.

- А для чего мы это делали?

- Цель 2 достигнута.

3.Повторное чтение произведения (вслух, по абзацам),  ответы на вопросы по содержанию сказки и  деление её  на части, озаглавливание частей, составление плана.

-Давайте вместе прочитаем сказку, разделим её на смысловые части.

(План постепенно появляется на доске )

 Дети читают первую часть сказки до слов «Чем он теперь дрова рубить будет?»

1часть

- Почему мальчику пришлось идти за дровами?

– Что случилось с мальчиком?

– Как отнесся к этому мальчик?

- Как это «топор дороже золота»?

- Почему?

– Можно ли случившееся назвать “бедой”?

– Как бы вы озаглавили эту часть?

2 часть

– Читаем дальше. Дети читают 2 часть до слов: “Сказал он так и под водой скрылся”

– Что произошло?

– Кто же этот старичок?

– Как отнесся старичок к беде мальчика? Прочитайте.

– Как озаглавим эту часть?  

3 часть

– Продолжим чтение (Дети читают 3 часть сказки до слов: «– Вот мой топор, дедушка, – говорит»)

-Как старичок отнёсся к тому, что мальчик не взял ни золотой топор, ни серебряный? Найдите в тексте ответ.

- Почему старичок ухмыльнулся?

– Как старичок выполнил обещание?

- Почему старичок предлагал мальчику не его топор, а очень дорогие?

– Подберите название к 3 части.

4 часть

– Давайте прочитаем сказку до конца.

– Как понимаете выражение “Не позарился на серебро, да золото”?

– Почему мальчик не взял себе чужого?

- Зачем старичок отдал все три топора мальчику? Почему?

-Найдите слова, которые доказывают, что мальчик был не только честный, но и вежливый, добрый.

- Найдите концовку в корейской сказке?

- Что значит – не знали нужды?

- Что общего в концовках сказок?

-Как озаглавим 4 часть?  

4. Параллельно ведётся лексическая работа со словами и словосочетаниями:

-Топор дороже денег.

-Усмехнулся в седую бороду.

-Позарился.

-Поблагодарил сто и тысячу раз.

5.Работа с текстом после чтения.

   а) Работа с планом.

- Прочитайте наш план и скажите, для чего мы его составляли?

 1. С мальчиком случилась беда.

2. Встреча мальчика со стариком.

3. Три топора.

4. Награда за честность.

- Как мы с ним можем  поработать?

- Это будет домашнее задание – подготовить  подробный пересказ по плану.

-Для чего необходимо понимать содержание?

-Назовите главную мысль сказки.

 

- Что же общего в сказке корейского народа и русских народных сказках?

-Есть ли в сказке отрицательные герои?

зачин

- Жили- были … В некотором царстве, в некотором государстве… за тридевять земель, в тридесятом государстве… За горами, за долами, за высокими лесами…

-Давным –давно жил в горном селении мальчик.

- Слова  «давным-давно».

-Горное селение.

-Высказывания детей, рассматривание фотографии.

-Отец умер, мать на чужих работала…

- Высказывания детей.

-Грустную, печальную.

-Высказывания детей .

-Высказывания детей.

- Старик и мальчик.

- За честность.

- Зачин, Троекратный повтор, волшебные события, добрый конец.

- Волшебная.

- Чтобы лучше понять произведение

Чтение с остановками.

- Отец умер, а мать с утра до ночи работала, и мальчик помогал матери зарабатывать деньги…

-Он уронил топор в воду.

- Он заплакал и подумал: «Чем он теперь дрова рубить будет?»

- Он был ему слишком дорог.

- Может он ему от отца достался и это был единственный топор, которым он мог рубить дрова)

-Да, отец мальчика умер, а мальчику приходилось  рубить дрова и продавать их на рынке, работать, как взрослому…

-«С мальчиком случилась беда».

-Появился старичок.

н волшебник.

-А старичок и говорит: «Не горюй мальчик, найду твой топор».

- «Встреча мальчика со стариком».

-Он «усмехнулся в седую бороду».

-Был удивлён  поступком мальчика. Ему понравилось, что мальчик не взял чужой топор.

-Он нашел топор мальчика.

- Проверял мальчика – возьмёт ли он чужое? Хотел проверить возьмет мальчик золотой топор и серебряный топор или нет?

- «Три топора».

-Не хотел взять чужого.

-Он был честным.

-Он наградил мальчика за его честность, добросовестность, трудолюбие, почтительность.

-«Взял мальчик топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошёл».

-И с тех пор не знали они с матерью нужды и горя.-

-Не знали бедности, нищеты, недостатка, скудости…

- Конец хороший, добро вознаграждено.

- Награда за честность.

План

1.С мальчиком случилась беда.

2. Встреча мальчика со стариком.

3. Три топора.

4. Награда.

-Подготовить пересказ по плану…

Чтобы лучше понимать текст. Выделить главную мысль произведения…

-Старичок наградил мальчика за его честность и трудолюбие.

-Построение, есть  главная мысль…

- Нет.

Находить ответы на вопросы в тексте. Формируются познавательные УУД

Выразительно читать. Формируются коммуникативные УУД

8.Физминутка

9. Беседа о жанре произведения.

Формулирование основной мысли сказки.

Цели: Организовать деятельность учащихся по определению необходимого признака для сравнения содержаний нескольких произведений

- Вернемся  к началу урока.

- Похожи ли эта сказка и та, что мы придумали по ключевым словам?

-Зачем взрослые рассказывают эту сказку детям?

- Вернемся к эпиграфу нашего урока. Почему так говорят: «Где правда, там и счастье»

-Подходят ли это выражение к сказке? Можем ли мы утверждать, что «где правда, там и счастье?»  Почему?

-Зачем эту сказку взрослые рассказывают детям?

-За что старичок наградил мальчика?

-Значит, чем схожа сказка «Честный мальчик» со сказками  «Мороз Иванович» и «Серебряное копытце»?

Цель 1 реализована

-Рассуждение обучающихся

- Счастлив тот, кто честен перед собой и перед другими людьми.

-За трудолюбие и честность.

-Дарёнку наградил козлик за доброту и заботу.

-Рукодельницу наградили за трудолюбие и вежливость.

-Четный мальчик бал награждён за честность, почтительность,  трудолюбие.

-Вывод честные и хорошие поступки всегда хорошо вознаграждаются.

Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Формируются  личностные УУД.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Формируются познавательные УУД

10. Проверка понимания текста.

Цель: формирование умений работать в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, находить ответы на поставленные вопросы, оценивать свою работу и работу товарищей

- Работать дальше будем по группам.

Приложение 4

Какие правила работы в группе вы должны соблюдать?

С чего начнете?

1 группа

- Перед вами карточки, в которых перечисляются положительные и отрицательные характеристики качеств человека. Найдите и подчеркните в них те качества, которыми обладает главный герой произведения?

 - А кто главный герой произведения?

Карточка:

Отзывчивый, ленивый, почтительный,  хитрый,

вежливый, грубый, справедливый, искренний, жадный, добрый, смелый, уступчивый, любит мать, злой, заботливый, правдивый, внимательный,  эгоистичный, честный, трудолюбивый, мудрый.  

- Прочитайте, какой мальчик в сказке.

- Действительно, главный герой в этой сказке и  отзывчивый, и правдивый, и почтительный, и вежливый, добрый, заботливый, внимательный, и честный, и трудолюбивый.

2группа

Составление и анализ пословиц. (карточки)

– Прочитайте внимательно отрывки пословиц и соберите их вместе. Подберите пословицы, подходящие к нашему произведению.

Всяк правду хвалит,                     там и счастье.
Где правда,                                   да не всяк ее сказывает.     
Беден, да                                      честен.
Честность —                              самая лучшая привычка.
Честность всего                         дороже.

3 группа.

Подведите итог нашей работы. (работают у 1 стола с памяткой)

  • Кто автор нашей сказки?
  • Докажите, что мы читали сказку (при помощи кластера).
  • Назовите главных героев сказки.
  • Какие события происходили в сказке? Проверим правильность составления плана.
  • Оцените поступки героев. Какими были мальчик и старичок?
  • Чему учит сказка? Как можно сформулировать её основную мысль? Проверим работу 2 группы.

4 группа

Сказка мудростью богата.

Какой мудростью богата эта сказка?

Как вы думаете, почему эта сказка дошла до наших дней?

Что для себя вы взяли из этой сказки?

5 группа

Работа с текстом.

За что старичок наградил мальчика:

А) за трудолюбие

Б) за честность и почтительность

В) за честность и трудолюбие

-Вы справились с заданиями?

-Оцените  свою работу на данном этапе.

-Повторяют правила работы в группах: работает каждый на общий результат; в группе должен быть ответственный, один говорит, остальные слушают; свое несогласие высказывай вежливо; если не понял, переспроси

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Формируются коммуникативные УУД

Умение работать в группах. Формируются коммуникативные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Формируются регулятивные УУД

11 Рефлексия.

Цель: организовать деятельность учащихся по подведению итога.

-Мы достигли поставленной цели?

-Что для этого вы делали?

 -Что понравилось?

-Что было трудно?

Выращивание «дерева мудрости».  Коллективная работа.

- У мальчика в этой сказке главная черта – честность. У каждого из вас есть тоже главная положительная черта характера, которая помогает вам поступать всегда правильно, значит  мудро.

- Я предлагаю вам вырастить сейчас «дерево  мудрости». На нём будут расти ваши положительные черты характера, которые помогают нам каждый день. Для этого возьмите лист дерева и напишите на нём свою лучшую черту характера.

- Озвучьте по цепочке свою лучшую черту.

- Я рада, что в нашем классе так много честных и добрых, мудрых  детей, эти качества помогают быть нам счастливыми.  

-С каким настроением уходите с урока? Оценить с помощью карточек.

Приложение 1.

– Как бы вы сами оценили свою работу?

Приложение 3

Оценочный лист ученика(цы) 2класса __________________

Литературное чтение

«Честный мальчик» (корейская  сказка)

+ могу\ знаю            +\-   сомневаюсь     - не могу\ не знаю

№п\п

Критерии

Сам

Учитель

1

Знаю тему урока

2

Знаю цель урока

3

Знаю план достижения цели

4

Могу работать по плану

5

Могу хорошо читать текст

6

Умею отвечать на вопросы по тексту

7

Умею работать в паре

8

Умею работать в группе

9

Могу доказать свои высказывания

10

Могу оценить свою работу на уроке

11

Могу оценить работу своих товарищей

-Дети высказывают своё мнение.

Показывают сигнальную карточку

Соотносят результат своей деятельности с целью. Формируются регулятивные УУД.

12. Домашнее задание.

Цель: Организовать деятельность учащихся на восприятие домашнего задания.

- Какое домашнее задание вы бы сегодня задали?

- Подготовиться к чтению по ролям, пересказ по плану, по желанию проиллюстрировать любой отрывок из сказки.

Записывают в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чения 3 класс. Тема: "Тема урока: Ю. Ермолаев «Проговорился»" УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема урока: Ю. Ермолаев «Проговорился»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева «П...

Конспект урока литературного чения 3 класс. Тема: "Тема урока: Н.Н. Носов «Телефон»" УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Н.Н. Носов «Телефон»Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о жизни и творчестве Н.Н.Носова; ознакомление учащихся с расска...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....