Главные вкладки

    Конспект урока по чтению в 1 классе по теме "Гласный звук э, буквы Э,э."
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Урок по УМК  Школа России, программный материал.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx28.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа Кумертау Республики Башкортостан

    План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1г классе

    Разработала:

    Учитель начальных классов

    Лукманова Флюра Мударисовна

    2014-2015 уч.год

    Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.

    Задачи:

    1. Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.
    2. Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с текстом.
    3. Развивать фонематический слух, мышление, внимание, любознательность.
    4. Поддерживать стремление к познанию нового.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    • знать звук [э], букву, обозначающую его;
    • читать слова, предложения с буквами Э, э;
    • учиться составлять текст по сюжетным картинкам и опорным словам.

    Метапредметные:

    • принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;
    • находить дополнительную информацию по иллюстрации, у                          старших;
    • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
    • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

              Личностные:  

    • принятие и освоение социальной роли обучающихся,             развитие мотивов учебной деятельности;
    • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур

              Ресурсы урока: Азбука с. 56-59; электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкий, Кирюшкин В.А. «Азбука 1 класс», компьютерная техника, экспозиционный экран, видеопроектор, аудиторная доска с магнитной поверхностью с набором приспособлений для крепления пособий.

    Ход урока

    I Включение в учебную деятельность

                                                         Итак, друзья, - внимание -

                                                         Ведь прозвенел звонок.

                                                         Садитесь поудобнее

                                                         Начнем скорей урок

    - Для чего вы пришли сегодня на урок?

    (Познакомиться с новыми буквами, учиться правильно читать и писать.)

    II Актуализация знаний. (Слайд 1)

    -Прочитайте и  отгадайте загадку:

    Ты кричал – оно молчало.

    Ты молчал – оно кричало.

                                                        Что это? (Эхо).

    - А что такое эхо? (Ответы детей.)

    Это звук, а не человек. Дети думают, что им отвечает кто – то живой. На самом деле это не так.

    - Послушайте текст из Азбуки на с.59, который называется «Поиграем в эхо». (Чтение учителем текста.)

    - Где можно слышать эхо? (В лесу или вечером на речке.)

    - Как  оно разговаривает? (Мы кричим, а эхо нам  отвечает, но только конец слова.)

    - Давайте и мы поиграем в эхо.

    Я буду громко говорить слова, а вы мне будете отвечать, только потише, как настоящее эхо.

    Каток (ток), король (роль), пока (Ока), рыбак (бак), крот (рот).

    III Постановка целей урока и определение темы урока.

    - Произнесите слово «эхо» еще раз.  Какой новый звук мы услышали в этом слове? ([э]).

    - Кто из вас уже догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке чтения? (Познакомимся с новой буквой Э, узнаем какой звук она обозначает, как пишется, будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.)

    IV Организация познавательной деятельности.

    1. Знакомство со звуком [э].

    - Давайте протяжно произнесем самый I звук в слове эхо ([э]).

    - Как он произносится?

    (Рот широко открыт, воздух проходит свободно, не встречая препятствий).

    Сделайте вывод. (Значит, звук [э] – гласный).

    - Каким цветом мы будем обозначать этот звук на схеме? (Красным.)

    - Сделайте фонетический (звуковой) анализ слова.

    Откройте Азбуку на с. 57 и рассмотрите на полях схему к слову «эхо». (В слове эхо 2 слога, потому что 2 гласных звука: э, а. Ударный первый слог. В первом слоге 1 звук – [э] – он гласный, на схеме обозначен красным квадратом. Во втором слоге - 2 звука [ха] – это твердое слияние. 1 звук – согласный, глухой, твердый, на схеме обозначен синим треугольником. 2 звук – гласный, на схеме обозначен красным треугольником).

    2) Место нового звука в слове.

    - Попробуем определить место нового звука в слове.

    (Слайд 2)

                                                    На лучинке, в бумажке,

    В шоколадной рубашке,

                                                    В руки просится само

                                                    Что же это? (Эскимо).

    - Как вы предполагаете: где находится звук [э]? (В начале слова.)

    - Проверим. (Показ учителем места звука на схеме.)

    (Слайд 3)

    - Как можно назвать двух человек, исполняющих музыкальное произведение? (Дуэт.)

    - Как вы предполагаете: где находится звук [э]? (В середине слова.)

    - Проверим. (Показ учителем места звука на схеме.)

    3)Составление звуковых схем в тетради и работа на электронном приложении, самопроверка. Слайды (4,5,6)

    –Теперь самостоятельно соберем звуковые схемы в рабочей тетради, а затем проверим, как справились с этой задачей. 1 слово-1 рисунок(эскимо), 2 слово-2 рисунок(дуэт), 3 слово-3 рисунок(эклер).

         - Что такое эклер?(Это – пирожное.)

    4)Знакомство с буквами Э, э.

    - А теперь давайте познакомимся с буквой, которая обозначает звук [э]. Демонстрация букв Э, э.

    На что похожа эта буква? (Ответы детей.)

                                                      Это – Э с открытым ртом

                                            И большущим языком.

    Эге – гей! – крикун кричит,

                                                       Изо рта язык торчит .

    - Сравните строчную букву э с заглавной. (Буквы похожи, но отличаются размерами.)

    - Почему 2 буквы? (С заглавной буквы мы будем писать начало предложения и собственные имена, а с маленькой  буквой – нарицательные имена).

    Историческая справка. Демонстрация портрета М.В. Ломоносова.

    - А вы знаете, что буква Э сравнительно молодая. Она появилась в русской азбуке в 1735 г. Даже Михаил Васильевич Ломоносов. считал, что без нее можно обойтись. Но с появлением в русском языке иностранных слов пригодилась и буква э: эврика, экзамен, эскалатор, экватор, электричество, энергия, экономика и многие другие слова содержат букву Э. Об этом я узнала из Энциклопедического словаря.

    Музыкальная физминутка

    5)Работаем со слогами. (Слайд 7)

    Читаем слоги

    эн                                 эв

    эл                                 эш

    эс                                 эх

    эт                                 эг

    эб                                 мэ

    эк                                 сэ

    - Как звучат согласные звуки: твердо или мягко? Сделайте вывод. (Гласная буква э обозначает твердость предшествующего согласного звука.)

    - Давайте прочитаем правило в Азбуке на с. 57. Верно ли мы сделали вывод? (Да.)

    6)Играем вместе. (Слайд  8). Работа на электронном приложении.

    Посадите гномиков в зависимости от мягкости и твердости согласного звука на кресло или тумбочку. На кресло посадите гномиков, которые несут слог с мягким согласным звуком, на тумбочку посадите гномиков, которые несут слог с твердым согласным звуком.

    7)Составляем слова. (Слайд 9). Работа на электронном приложении.

    Расположите буквы так, чтобы получились слова:

     эркан – экран

    эамебм – эмблема

    елрэк – эклер

    V. Физминутка «Буратино».

    VI. Продолжение работы по теме урока.

    8)Ищем слова со звуком [э]. (Слайд 10). Работа на электронном приложении.

    Укажите предметы, в названии которых слышим звук [э]. (Ответы детей.)

    Рассмотрите картинку, ответьте на вопросы.

    - Куда дети пришли? (В музей на экскурсию.)

    - Кто их встретил? (Экскурсовод.)

    - О чем он рассказывал? (об экспонатах.)

    - Какие имена могут быть у детей? (Эмма, Эдик).

    9)Составляем рассказ по сюжетным картинкам и опорным словам. (Слайд 11).              Работа на электронном приложении.

    - Давайте, ребята, теперь составим рассказ по картинкам с использованием новых слов.

    - А теперь посмотрим мультфильм и сравним наш рассказ с рассказом, который нам предлагают авторы. (Слайд 12).

    - Какой рассказ вам понравился? Почему? (Ответы детей.)

    10)Беседа. А у нас в городе есть музей? Как он называется? Какие экспонаты выставляются в нашем музее мы обязательно узнаем, когда сходим туда всем классом.

    11) Работа по учебнику.

    - Давайте теперь почитаем текст Л.Н. Толстого из учебника на с. 58. (Чтение текста хором.)

    - О ком говорится в тексте?

    - Чем занята девочка Таня?

            - Почему слово «Таня» написано с заглавной буквы?

    - Для чего детям нужна грамота?

    - Озаглавьте текст.

    - Прочитайте стихотворение В. Берестова самостоятельно.

    - Прочитайте это стихотворение по цепочке вслух

    - Как бы вы его озаглавили? (Ответы детей.)

    - Кто из вас видел роботов? Где вы их видели?

    12) Ищем слова в тексте с новой буквой.

    - Найдите в тексте слова с буквой э. Подчеркните их. Прочитайте, какие слова вы подчеркнули?

    13) Работа с лентой букв. (Слайд 13).

    - Давайте определим место буквы э на ленте букв. Обоснуйте свой ответ. (Ответы детей.)

    VII Рефлексия.

    - Понравился ли вам урок?

    - Что нового вы узнали на уроке?

    - Чему научились?

    - Оцените свою работу с помощью «Светофора».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по чтению 1 класс VIII вида "Звук и буква О"

    План-конспект урока чтения в 1классе VIII видаТема: Звук и буква О.Цель:  познакомить с новым звуком и буквой О.Задачи: формировать умения и навыки выделять слова, которые начинаются со зву...

    план - конспект урока литературного чтения 1 класс "Буква С,звуки[c] [сь]

    Подробный план - конспект урока литературного чтения с презентацией. Урок составлен по стандартам второго поколения....

    план - конспект урока литературного чтения 1 класс "Буква С,звуки[c] [сь]

    Подробный план - конспект урока литературного чтения с презентацией. Урок составлен по стандартам второго поколения....

    План - конспект урока во 2 коррекционном классе IVвида Гласные звуки и буквы. Дифференциация «а-о»

    Гласные звуки и буквы. Дифференциация «а-о» Задачи:а) дифференцировать понятия «звуки-буквы»;б) уточнить знания о признаках гласных звуков;в) познакомить детей с разницей в количестве гласных зву...

    Урок обучения чтению, 1 класс, "Твёрдый согласный звук [Ц], буквы Ц,ц".

    Урок обучения грамоте (обучение чтению) в 1 классе по теме "Твёрдый согласный звук [Ц], буквы Ц,ц" (урок закрепления и обобщения знаний). В результате урока учащиеся получат возможность научиться созд...

    Конспект урока чтения 1 класс на тему "Звук и буква д"

    Цель урока: познакомить учащихся со звуком и буквой д....