Урок обучения грамоте и письма по теме Звуки { т-ть } , буквы Т т
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Свизева  Оксана Николаевна

 Учащиеся  знакомятся с согласными звуками [т] — [т`], их особенностями и буквой Т, т. В игровой форме узнают о здоровье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки [т] — [т`], буква Т,т.

Класс:1

Уровень: базовый

Тип урока: ОНЗ

Вид урока: изучение нового материала

           Цель: Познакомить учащихся с согласными звуками [т] — [т`], их особенностями и  

                      буквой Т, т.

             Задачи: формировать умение выделять звуки из слов, характеризовать их,      сравнивать, обозначать буквой, читать слоги, слова и текст с изученными буквами; развивать фонематический слух, познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах, группах; воспитывать культуру поведения при работе в парах, группах.

Используемые методы и приемы: дидактическая игра, постановка учебной проблемы, наглядность, ИКТ, метод упражнений, деятельностный метод, релаксация, словесное стимулирование учащихся.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, цветные кружки для составления схем слов, карточки с изображением предметов для групповой работы, учебник  Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева «Азбука», карточки для самостоятельной работы,

Ход урока:

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: формирование самооценки готовности  к уроку; создание положительного эмоционального фона; мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: активизировать знания, умения и навыки по теме урока; фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности.

III. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема).

Цели: организация постановки цели урока.

 

IV. Реализация построенного проекта. 

Цели: организовать составление плана действий в соответствии с поставленной задачей.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже – руки за спину положим.
Голову поднимем выше и легко-легко подышим.
Раз, два, три, четыре, пять – топаем ногами,
Раз, два, три, четыре, пять – хлопаем руками.
Руки вытянуть пошире – раз, два, три, четыре, пять –
Наклониться – три четыре – и на месте поскакать.
На носок, потом на пятку – все мы делаем зарядку!

Для чего мы выполняем в начале урока зарядку?
Основная проблема 21 века – сохранение здоровья.
– Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем не просто урок, а  урок здоровья.

- Ребята прочитайте пословицу.

- Скажите, как вы  понимаете её смысл? Выделите главные слова. (Дети: слушает да разумеет) Слайд№

- Вы правы, внимательный и жаждущий новых знаний человек быстрее научится всему, чем тот, который считает, что уже всё знает. А зачем я вас познакомила с этой пословицей? (Ответы детей)

- Я думаю, что сегодня на уроке вы все будете меня внимательно слушать, активно принимать участие в обсуждениях и откроете для себя много нового и интересного.

- Ребята, с чего мы всегда начинаем работу на уроке?

(Дети: С повторения пройденного.)

- А для чего мы это делаем?

(Дети: Чтобы  закрепить пройденный материал и применить его при выполнении новых заданий.)

А вот и первый секрет здоровья

Хорошее настроение.

Эмоции – это не только наше отношение к происходящему, они выражают наши чувства, помогают нам справляться с различными сложными ситуациями. Положительные эмоции полезны для нашего здоровья.

– Как вы думаете, кто хозяин домика здоровья?

Отгадайте загадку:

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …
 (Айболит). .

– Из какой сказки этот герой?
– Кто автор этой сказки?
– Какие еще сказки К.И.Чуковского вы читали?

Выставка книг К. И. Чуковского Задание

- Назовите буквы, которые мы с вами изучили. (Дети работают  индивидуально .) (Слайд)

- Сравните с эталоном. (Эталон высвечивается на экране)

- На какие группы можно их разбить? (Буквы, которые обозначают гласные звуки и согласные.)

- Обведите гласные буквы красным карандашом. Согласные синим

«звуковичок».) (Дети: Составить схему слова.)

 (Слайд №)

- Чем это задание отличается от предыдущего? (Дети: Мы работали с буквами, а теперь со звуками.) 

- Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему?

- Что же мы сегодня будем «открывать»? (Новые звуки и букву, которой они обозначаются на письме.)

Айболит предлагает нам отгадать загадки:

Над рекой, над долиной

Повисла белая холстина. (Туман)

На свету к нам льнёт,

 Без нас и шагу не шагнёт,

 Но лишь настанет тёмный час -

 И сразу покидает нас. (Тень)

(Слайд №)

Чтобы узнать следующий секрет здоровья нужно выполнить задания

 - Проведем небольшую исследовательскую работу. Что же это за звуки?

- Давайте вспомним правила работы в парах. (Ответы детей).

1 ряд составляют схему слова: тень и дают характеристику первому звуку;

 2 ряд туман и характеризуют первый звук;

3 ряд Логическое упражнение «Найди общий звук» рассмотреть предметы, выделить общий звук и охарактеризовать его; Отчёт

- Какое задание было дано? У кого возникли затруднения при выполнении? (Если группа не выполнила задание, коллективно находят решение проблемы.)

 - Так какие же звуки у нас сегодня в центре внимания? (Слайд ) Т Ть

Следующий секрет Режим дня

(Чередование работы и отдыха)

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко

Мы походим на носочках,

А потом на пяточках.

Пойдем мягко, как лисята,

И, как мишка косолапый,

И, как заинька трусишка.  

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

3-й секрет здоровья Закаливание  

Закаливание делает человека здоровым и сильным

  1. Знакомство с новой буквой.

Беседа

На что похожа? Труба (многозначность)

Азб с.84-85

 

Познавательные УУД:

1) осмысление алгоритма фонетического анализа звука; установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его;

2) умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

5) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД: 

1) формирование умений слышать и слушать собеседника, обосновывать и доказывать собственное мнение;

2) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

3) формируем умение работать в группе, паре. 

Регулятивные УУД: 

1) принимать и сохранять учебную задачу;

2) планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; 

3) освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука;

4) освоение способов сравнения своей работы с эталоном, способов нахождения и исправления ошибок.

Личностные УУД:

1) формирование индивидуального стиля деятельности; 

2) проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству;

3) используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

4) понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:  научить читать слоги, слова с изученной буквой.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: организовать самостоятельную работу по применению нового знания, учить адекватно реагировать на оценку  одноклассника.

VII. Рефлексия. Оценивание.

Цель: учить оценивать собственную деятельность, организовать фиксацию неразрешённых затруднений.

  1.  Чтение слогов, слов.
  2. Работа с предложением.

Задание для читающих детей: прочитать рассказ с. 84 и ответить на вопросы: Кто главный герой? Чем он занимается? Как называется его профессия?

Задание для нечитающих детей: чтение слогов и слов на слайде: хором, по цепочке, индивидуально, слоги и слова с твёрдым звуком, с мягким звуком; по парам, группами. Объясняют значение слов и их написание. (Слайд)    

 4-й секрет Движение 

Давайте сделаем гимнастику для пальчиков

  1. Пишем букву

пропись с 30-31   ( букву и слоги)

Показ   диск  

У кого возникнут затруднения поднимите руку.

 

Раз секрет движение немного отдохнём

Игра нос  ( многозначность)

Слайд  

5-й секрет личная гигиена

 Предметы личной гигиены где есть звук т ( паста , щётка, расчестка, платок)

Слайд

- Как стать талантливым человеком?

- Необходимо большое трудолюбие, постоянно узнавать что-то новое, применять знания на практике, в действии.. И мы с вами, ребята, не будем терять времени и закрепим умение. 

Азб с 84-85 или диск

Как зовут художника?  Дети: Антон

Звуковые схемы

 Почему Антон написано с большой буквы? Дети: это имя . Имена на Т в  классе  Тамара Тарас Таня

 

Письмо   с. 31

( если ост время  предложение )

 

- Вспомним, какие цели ставили вначале урока.

- Достигли ли мы этих целей?

– С какой буквой познакомились?

-Что узнали о звуках [т] — [т`]?

 Приготовили карточки  

Задание обведите букву которую изучили  

 Сигнальные карточки

(как поработали)

Хорошо – солнышко

Не достаточно хорошо – солнышко и тучка  

Ничего не сделал – тучка

6-й секрет Правильное питание  

Для чего нужно питаться человеку ?

Айболит приготовил для вас корзинку с витаминами  

(раздать всем)  с пожеланием стишок

Здоровье своё береги с малых лет

Оно вас избавит от болей и бед

Вот и кончился урок.

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

Используемые источники информации:

  1. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс. – М.: изд-во «Просвещение», 2012г.
  2. Климанова Л.Ф. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: изд-во «Просвещение»,  2011г.
  3. Детские загадки в кроссвордах. – М.: изд-во «Знание», 1993г./Под ред.Фоминой И.А.
  4. http://zagadochki.ru/zagadka-na-svetu-k-nam-lnyot.html  - загадка тень
  5. http://pogovorki.net/cat20/p2.html  - пословица
  6. Интернет ресурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День открытых дверей. Конспект урока обучения грамоте в 1 классе Тема: «Звуки [ф], [ф ’],буквы Фф.

Конспек интегрированного урока обучения грамоте и технологии...

Технологическая карта интегрированного урока Обучения грамоте и Письма по теме "Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши."

Данный материал поможет вам в проведении интегрированного урока Обучения грамоте и Письма в 1 классе по теме "Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши"....

Презентация по обучению грамоте и письму по теме "Звуки [з] [з,], буквы З, з".

Презентация по обучению грамоте и письму по теме "Звуки [з] [з,], буквы З, з"....

Конспект урока обучения грамоте и письму на тему: «Введение букв А, O, как знаков для гласных звуков [a], [o]», учебник (УМК «Букварь» 1 класс, Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А., система Эльконина-Давыдова)

Цели деятельности учителя: формирование условий для ознакомления учащихся с буквами А, О, как знаками для гласных звуков [a], [o];формирование умения обозначать в схемах звуки [a], [o] при составлении...

Методическая разработка урока Обучения грамоте (чтение+письмо) на тему: "Согласный звук [ч’] Буквы Ч ч."

ull;познакомить учащихся с мягким согласным звуком [ч], буквой Ч, ч; • учить распознавать звук в словах; • познакомить с графическим образом буквы Ч, ч; • совершенствов...