Тематическое планирование. Литературное чтение. 4 класс. УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

Соловьева Ирина Валерьевна

Тематическое планирование. Литературное чтение. 4 класс. 3 часа в неделю. Итого 102 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_4.docx108.56 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения 4 класс

Тема раздела/урока

Количество часов

Тип и форма урока

Содержание урока

Вид контроля

Требования к уровню подготовки (планируемые результаты освоения материала для ФГОС)

Материально-техническое обеспечение

Примерное домашнее задание

Сроки

План.

Факт.

1.Вводный урок по курсу литературного чтения.

1

УОСЗ

Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений.

Текущий

Учебник

Подготовить рассказ об одной книге, прочитанной летом.

Летописи, былины, жития (9ч)

2. Знакомство с названием раздела. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царь – града».

1

УОНМ

Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Текущий

Прогнозировать  содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Читать отрывки из древнерусских летописей.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах.

Сравнивать текст летописи с художественным текстом.

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.

Пересказывать былину от лица её героя.

Определять героя былины, характеризовать его с опорой на текст.

Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека.

Описывать характер человека.

Участвовать в проектной деятельности.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы представленной в учебнике.

Учебник

ТПО

ЭОР

С.6-8, ответить на вопросы 1-3

3. Из летописи «И вспомнил Олег коя своего»

1

УОНМ

Чтение отрывков произведения. Составление монологического высказывания по теме.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Прочитать «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина

4. Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текстов летописи с произведением А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

1

КУ

Связь произведений литературы с другими видами искусств. Тема, идея произведения. Особенности языка произведения.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выучить отрывок из произведения «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина

5. Поэтический текст былины «Ильины три поездочки».

1

УОНМ

Тема, главная мысль, события, последовательность. Перевод былины в прозаическое произведение, обучение пересказу.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

С.17-19 выразительное чтение

6. Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой.

1

УОНМ

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Нарисовать иллюстрации к былине

7. Герой былины – защитник Русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри».

1

КУ

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Найти материал о Сергии Радонежском

8. Сергий Радонежский – святой земли Русской. Житие Сергия Радонежского.

1

УОНМ

Образные языковые средства. Историческая правда и литературный вымысел в произведениях. Языковой анализ текста.

Текущий

Учебник

ТПО

С.22-28 выразительное чтение

9. Проект «Создание календаря исторических событий».

1

УПЗУ

Составление ленты времени.

Итоговый

Оформить проект

10. Оценка достижений «Летописи, былины, жития».

1

УПКЗУ

Различение жанров
произведений. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Итоговый

Учебник

ТПО

Чудесный мир классики (18ч)

11. Знакомство с названием раздела. П.П.Ершов. «Конёк-горбунок».

1

УОНМ

Знакомство с биографией автора. Волшебная сказка, её своеобразие. Анализ языковых средств произведения. Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий

Прогнозировать  содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке.

Сравнивать начало и конец сказки.

Составлять самостоятельно план.

Пересказывать большие по объёму произведения.

Понимать позицию писателя

Характеризовать героев разных жанров.

Сравнивать произведения разных жанров.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства, анализировать характеры героев.

Наблюдать за выразительностью литературного языка  в произведениях лучших русских писателей.

Делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

Уметь составлять
небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
оценивать события, героев произведения; делить текст на со ставные части, составлять его простой план.

Иметь представление о классической литературе.

Выражать своё отношение к мыслям автора.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы представленной в учебнике.

Учебник

ТПО

ЭОР

Читать сказку П.П.Ершова «Конек – горбунок»

12. П.П.Ершов. «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказки.

1

КУ

Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка. Составление монологического высказывания  с опорой на авторский текст.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

С.39-51 выразительное чтение

13. П.П.Ершов. «Конёк-горбунок». Характеристика героев.

1

КУ

Герой произведения, иллюстрация и ее
роль в понимании
произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

ТПО

14. А.С.Пушкин. «Няне», «Туча»

1

УОНМ

Декламация произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Образные средства языка.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выучить 1 стихотворе

ние наизусть

15. А.С.Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье!»

1

КУ

Декламация произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Образные средства языка.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Нарисовать иллю страцию

16-17. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев.

2

УОНМ

КУ

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Текущий

С.70-90 выразительное чтение

18. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части.

1

КУ

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Восстановление последовательности событий. Работа над составлением плана. Обучение составлению монологического высказывания, умению аргументировать свою точку зрения.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части.

19.М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека».

1

УОНМ

Расширение знаний о жизни и творчестве поэта. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Соотношение природных объектов на карте с описанными в стихотворении. Образные средства языка.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение

20.М.Ю.Лермонтов. «Ашик - Кериб».

1

УОНМ

Обучение составлению
небольшого монологического высказывания с опорой на авторский текст;
оценивание событий, героев произведения.  Чтение по ролям.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Читать сказку, ответить на вопросы 1-4

21.М.Ю.Лермонтов. «Ашик - Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок».

1

КУ

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Краткий пересказ

22.М.Ю.Лермонтов. «Ашик - Кериб». Характеристика героев.

1

КУ

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

С.11 №7

23. Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. «Детство».

1

УОНМ

Расширение знаний о жизни и творчестве писателя. Жанры литературных произведений (автобиографическая повесть). Составление характеристики героя.

Осознанное, выразительное чтение текста.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение

24. Л.Н.Толстой «Детство»

1

КУ

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Сочинение о маме

25. Л.Н. Толстой  «Как мужик убрал камень»

1

КУ

Тема, главная мысль, события, последовательность. Жанры литературных произведений, басня как жанр. Своеобразие басен писателя. Подбор пословиц и поговорок к произведению.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Читать басни Л.Н.Толстого

26. А.П. Чехов «Мальчики»

1

УОНМ

Знакомство с творчеством автора. Отличительные особенности рассказа и сказки. Работа над основным содержанием прочитанного.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Перечитать рассказ, отметить непонятные слова

27. А.П. Чехов «Мальчики». Характер героев художественного текста.

1

КУ

Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Составление плана. Работа над пересказом.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Пересказ

28. Оценка достижений «Чудесный мир классики»

1

УПКЗУ

Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Итоговый

Учебник

ТПО

Читать рассказы русских писателей

Поэтическая тетрадь (10 ч)

29. Знакомство с названием раздела. Ф.И.Тютчев. «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»

1

УОНМ

Уточнение сведений о жизни и творчестве поэта. Настроение лирического героя. Работа над образными средствами языка. Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью.

Текущий

Прогнозировать  содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественные произведения.

Читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту как отражается переживание автора в его стихах.

Знать произведения о Родине.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы.

Размышлять всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношением к жизни природе людям.

Высказывать свое мнение о героях стихотворных произведений.

Самостоятельно оценивать  своё чтение.

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение

30. А.А.Фет. «Весенний дождь», «Бабочка».

1

УОНМ

Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выучить 1 стихотворение наизусть

31. Е. А.Баратынский «Весна, весна! Как  воздух чист!

1

УОНМ

Знакомство с творчеством поэта. Учиться наблюдать взаимосвязь поэзии с др.видами искусств. Общие сюжетные линии с произведениями А.С.Пушкина (Буря мглою…) Образные средства языка.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение

32. Е.А.Баратынский «Где сладкий шёпот..»

1

УОНМ

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение

33. А.Н.Плещеев. «Дети и птичка».

1

УОНМ

Наблюдение над изменением ритма стихотворения, его целесообразностью. Осознанность и выразительность чтения.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

ТПО

34. И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями…»

1

УОНМ

Осознанность и выразительность чтения. Уточнение сведений о творчестве поэта. Обучение составлению   оценочных  суждений о прочитанном произведении.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение

35. Н.А.Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки».

1

УОНМ

Образные языковые средства. Уточнение сведений о творчестве поэта. Герои стихотворений, их эмоциональное состояние. Работа над вариативностью интонирования.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение

36.Н.А.Некрасов. «В зимние сумерки нянины сказки».

1

УОНМ

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

ТПО

37. И.А.Бунин «Листопад». Слово как средство художественной выразительности.

1

УОНМ

Знакомство с жизнью и творчеством поэта. Анализ образных средств языка, их роль в произведении. Словесное рисование. Практическое рисование. Взаимосвязь живописи и поэзии. Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение

38. Оценка достижений «Поэтическая тетрадь».

1

УПКЗУ

Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Итоговый

Учебник

ТПО

Литературные сказки (12 ч)

39. Знакомство с названием раздела. В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке».

1

УОНМ

Знакомство с биографией автора. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Текущий

Прогнозировать  содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать народную и литературную сказки.

Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на главные события.

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы.

Делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя.

Создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Составлять рекомендованный список литературы.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Учебник

ТПО

ЭОР

С.156-167, выразительное чтение

40. В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». Составление плана.

1

КУ

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Особенности поведения, внешнего облика, речи
героев сказки. Виды планов. Составление плана текста (эмоционального).

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

С.168 №3,4

41. В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра.

1

УОНМ

Уточнение знаний о творчестве автора. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение

42. В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Текст – описание в содержании художественного произведения.

1

КУ

Главная мысль сказки. Сюжет. Завязка. Кульминация. Развязка.Сравнительная характеристика главных действующих лиц.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение

С. 179 №8

43. П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

1

УОНМ

Оценка иллюстрации
к произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение

44. П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения.

1

КУ

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение, план, пересказ

45. С. Т. Аксаков «Аленький Цветочек». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

1

УОНМ

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

С.193-204

46. С. Т. Аксаков «Аленький Цветочек». Герои произведения.

1

КУ

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

План

47. С. Т. Аксаков «Аленький Цветочек». Деление текста на части.

1

КУ

Текущий

Учебник

ТПО

Пересказ 1 части, иллюстрация

48. С. Т. Аксаков «Аленький Цветочек». Выборочный пересказ. Словесное иллюстрирование.

1

КУ

Виды пересказов, их отличительные черты. Взаимосвязь плана и вида пересказа.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выучить наизусть отрывок

49. Сказки любимых писателей.

1

УОСЗ

Создание выставки книг любимых писателей. Составление аннотации. Инсценирование отрывков из сказок.

Текущий

ЭОР

Аннотация к 1 сказке

50. Оценка достижений «Литературные сказки».

1

УПКЗУ

Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Итоговый

Учебник

ТПО

Делу время – потехе час (6 ч)

51. Знакомство с названием раздела. Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».

1

УОНМ

Знакомство с творчеством автора. Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

Текущий

Прогнозировать  содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Определять нравственный смысл произведения.

Определять жанр произведения.

Анализировать заголовок произведения, соотносить  его с темой и главной мыслью произведения.

Определять прямое и переносное значение слов.

Пересказывать текст от лица автора или одного героя.

Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе.

Инсценировать произведение, распределяя роли, выбирая режиссёра.

Находить необходимую информацию в справочной литературе.

Готовить сообщение о писателе.

Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения.

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение

52. Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.

1

КУ

Чтение отрывков произведений. Составление монологического высказывания по теме.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Краткий пересказ

53. Юмористические рассказы В. Ю. Драгунского. «Что любит Мишка», «Главные реки».

1

УОНМ

Уточнение сведений об авторе. Жанр – юмористический рассказ. Участие в диалоге, высказывание оценочных суждений с опорой на текст. Рассказ. Осознанность и выразительность чтения.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение, ТПО

54. В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка.

1

УОНМ

Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Мини – сочинение о прогульщике

55. В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения.

1

КУ

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение, ТПО

56. Оценка достижений «Делу время – потехе час».

1

УПКЗУ

Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Итоговый

Учебник

ТПО

Страна детства (6 ч)

57. Знакомство с названием раздела. Б. С. Житков «Как я ловил человечков».

1

УОНМ

Уточнение сведений жизни автора. Анализ произведения. Обсуждение причин, эмоционального состояния и поступков героев. Обучение умению вести диалог. Понимание содержания литературного произведения.

Текущий

Прогнозировать  содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги.

Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов, определять отношение автора к героям.

Анализировать возможные заголовки к произведениям.

Определять жанр произведения.

Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту.

Анализировать заголовок произведения, соотносить  его с темой и главной мыслью произведения.

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение, вопросы №1-3

58. Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения.

1

КУ

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Пересказ

59. К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».

1

УОНМ

Уточнение сведений из жизни автора. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выписать эпитеты и олицетворения

60. К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения.

1

КУ

Восстановление последовательности событий. Оценка событий, поступков героев. Роль образных средств в создании атмосферы произведения.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение

61. М.М.Зощенко. «Ёлка».

1

УОНМ

Знакомство с жизнью и творчеством автора. Участие в диалоге
при обсуждении произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного(прочитанного) произведения.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Пересказ от лица мамы или папы

62. Оценка достижений «Страна детства».

1

УПКЗУ

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Итоговый

Учебник

ТПО

Поэтическая тетрадь (3ч)

63. Знакомство с названием раздела. В.Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская».

1

УОНМ

Знакомство с творчеством автора. Словесное рисование. Наблюдение над взаимосвязью интонации и эмоциональной составляющей произведения. Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Текущий

Прогнозировать  содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух. художественные произведения.

Читать выразительно стихи поэтов, воспроизводить их наизусть.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту как отражается переживание автора в его стихах.

Размышлять всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношением к жизни природе людям.

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение

64. С.А.Есенин «Бабушкины сказки». М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка».

1

УОНМ

Уточнение сведений о жизни и творчестве поэта. Тема, главная мысль. Организация обсуждения тематики, подбор произведений. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение, ТПО

65. М. И. Цветаева «Наши царства». Оценка достижений «Поэтическая тетрадь».

1

УПКЗУ

Знакомство с биографией и творчеством автора. Интонирование произведений. Тема, главная мысль. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией.

Итоговый

Учебник

ТПО

Выразительное чтение

Природа и мы (10 ч)

66. Знакомство с названием раздела. Д.Н.Мамин – Сибиряк

« Приёмыш».

1

УОНМ

Уточнение сведений об авторе. Главная мысль, герои рассказа. Объяснение причин поступков героев с использованием доказательств. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Текущий

Прогнозировать  содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение, высказывать своё мнение. 

Определять отношение автора к героям на основе текста.

Характеризовать героя текста на основе его поступков. 

Составлять рассказы о животных, передавая свои чувства и своё отношение.

Участвовать в работе проекта, распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с заданной тематикой.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение, вопросы №1-3

67. Д.Н.Мамин – Сибиряк

 « Приёмыш». Отношение человека к природе.

1

КУ

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Сочинить продолжение рассказа

68. А. И. Куприн «Барбос и Жулька».

1

УОНМ

Знакомство с творчеством автора. Тема, главная мысль, герои произведения. Словесное рисование. Соотношение с иллюстрациями. Понимание содержания литературного произведения

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение

69. А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения.

1

КУ

Расширение границ понятия «тема» рассказа. Нравственные уроки произведения. Работа над изменением концовки рассказа. Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение,ТПО

70. М.М.Пришвин. «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка.

1

УОНМ

Уточнение сведений об авторе. Анализ текста. Причины и последствия поступков. Обучение аргументации. Понимание содержания литературного произведения.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение, ТПО

71. Е.И.Чарушин «Кабан».

1

УОНМ

Рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Пересказ

72. В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

1

УОНМ

Знакомство с творчеством автора. Главная мысль, темы произведения. Тематическое многообразие Понимание содержания литературного произведения.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение, вопросы №1-4

73. В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип». Составление плана.

1

КУ

Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Жанровое своеобразие произведения. Работа с дополнительной литературой, информацией.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Краткий пересказ

74. Проект «Природа и мы».

1

УПЗУ

Оформление газет, создание альбомов или киг.

Итоговый

Учебник

ЭОР

Оформить проект

75. Оценка достижений «Природа и мы».

1

УПКЗУ

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Ориентация в содержании текстов. Формирование умения ставить вопросы.

Итоговый

Учебник

ТПО

Поэтическая тетрадь (5 ч)

76. Знакомство с названием раздела. Б. Л. Пастернак. «Золотая осень».

1

УОНМ

Знакомство с творчеством и жизнью автора. Картины природы в стихотворении. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Текущий

Прогнозировать  содержание раздела.

Планировать работу на уроке

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту как отражается переживание автора в его стихах.

Размышлять всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношением к жизни природе людям.

Самостоятельно оценивать  своё чтение.

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение, вопросы №1-4

77. С. А. Клычков «Весна в лесу». Д. Б. Кедрин. «Бабье лето».

1

УОНМ

Сведения о творчестве автора. Динамика создания картин природы при помощи языковых средств. Сопоставление произведений  художественной литературы
и произведений живописи.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение, найти другие стихотворения

78. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето».  Н. М. Рубцов. «Сентябрь».

1

УОНМ

Работа над поэтическим произведением. Средства выразительности языка и их роль в создании эмоционального фона. Декламация произведений.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Мини-сочинение о бабьем лете

79. С. А. Есенин. «Лебёдушка».

1

УОНМ

Раскрытие красоты поэтического произведения. Средства выразительности языка и их роль в создании эмоционального фона. Декламация произведений.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выучить наизусть отрывок

80. Оценка достижений «Поэтическая тетрадь».

1

УПКЗУ

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Ориентация в содержании текстов. Формирование умения ставить вопросы.

Итоговый

Учебник

ТПО

Родина (6 ч)

81. Знакомство с названием раздела. И. С. Никитин. «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.

1

УОНМ

Систематизация сведений о творчестве автора. Тема и главная мысль. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям.

Текущий

Прогнозировать  содержание раздела.

Планировать работу на уроке

Составлять рассказы о Родине, передавая своё отношение к Родине.

Самостоятельно оценивать  своё чтение.

Участвовать в работе проекта, распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с заданной тематикой.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Учебник

ТПО

ЭОР

Написать мини-сочинение

82. С. Д. Дрожжин. Родине. Авторское отношение к изображаемому.

1

УОНМ

Знакомство с творчеством автора. Тема Родины и малой Родины. Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выучить стихотворение

83. А. В. Жигулин  «О, Родина! В неярком блеске».

1

УОНМ

Тема, главная мысль. Подбор заголовка. Роль сравнения в произведении. Словесное рисование, обоснование цветовой палитры. Декламация произведений. Связь литературы с другими видами искусства.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение, найти другие стихотворения

84.Поэтический вечер.

1

УОСЗ

Тематическая выставка книг и рисунков, их взаимосвязь. Чтение стихов наизусть.

Итоговый

ЭОР

85. Проект: «Они защищали Родину».

1

УПЗУ

Защита проектов.

Итоговый

ЭОР

Оформит проект

86. Оценка достижений «Родина».

1

УПКЗУ

Тематическая выставка книг и рисунков, их взаимосвязь. Чтение отрывков наизусть. Составление монологического высказывания по теме. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Итоговый

Учебник

ТПО

Страна Фантазия (5 ч)

87. Знакомство с названием раздела. Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника».

1

УОНМ

Знакомство с творчеством автора. Жанровые особенности произведения. Анализ поступков героев. Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Текущий

Прогнозировать  содержание раздела.

Читать и воспринимать на слух литературное произведение.

Планировать работу на уроке.

Определять особенности фантастического жанра.

Сравнивать и характеризовать героев фантастических произведений.

Придумывать фантастические истории.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение, найти значение непонятных слов

88. Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа.

1

КУ

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Составить рассказ «Наш друг Электроник»

89. К. Булычёв. «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.

1

УОНМ

Знакомство с творчеством автора. Жанровые особенности произведения. Анализ поступков героев. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению.

Текущий

Перечитать отрывок, нарисовать иллюстрацию

90. К. Булычёв. «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказа фантастического жанра.

1

КУ

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение

91. Оценка достижений «Страна Фантазия».

1

УПКЗУ

Тематическая выставка книг и рисунков, их взаимосвязь. Чтение отрывков произведений. Составление монологического высказывания по теме.

Итоговый

Учебник

ТПО

Зарубежная литература (11 ч)

92. Знакомство с названием раздела. Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера».

1

УОНМ

Знакомство с зарубежными авторами, их своеобразием. Анализ текста. Работа с деформированным текстом. Вариативность заголовка. Портрет героя на основе текста. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления.

Текущий

Прогнозировать  содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Подготовить к  выставке книги зарубежных писателей.

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Использовать полученные знания для самостоятельного чтения книг.

Пересказывать самые интересные эпизоды произведений от лица героев произведений.

Уметь определять

тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы.

Знать произведения зарубежных авторов.

Уметь выразительно читать данные произведения.

Составлять 
небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение, нарисовать иллюстрацию

93. Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

1

КУ

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

ТПО

94. Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера». Герои приключенческой литературы.

1

КУ

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение, вопросы №2-4

95. Г.Х.Андерсен. «Русалочка». Авторская сказка.

1

УОНМ

Герои произведения – восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение, разделить на части текст

96. Г.Х.Андерсен. «Русалочка». Рассказ о Русалочке.

1

КУ

Деление текста на части. Виды плана. Работа над планом. Пересказ фрагментов сказки. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

97. Г.Х.Андерсен. «Русалочка». Характеристика героев.

1

КУ

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение, разделить на части текст, план, пересказ

98. М.Твен. «Приключения Тома Сойера».

1

УОНМ

Знакомство с творчеством автора. Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (про-
читанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение, ТПО

99. М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков.

1

КУ

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Подготовить пересказ от имени Тома Сойера

100. С.Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».

1

УОНМ

Анализ произведения. Причины и последствия поступков, с опорой на текст.  Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления

Текущий

Учебник

ТПО

ЭОР

Выразительное чтение

101. Обобщающий урок «Зарубежная литература».

1

УОСЗ

Тематическая выставка книг и рисунков, их взаимосвязь.

Тестирование.

Итоговый

Учебник

ТПО

ЭОР

ТПО, вопросы №2-4

102. Оценка достижений «Зарубежная литература».

1

УПКЗУ

Тематическая выставка книг и рисунков, их взаимосвязь. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Итоговый

Учебник

ТПО

 

Сокращения, используемые в рабочей программе:

Типы уроков:

УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.

УЗИМ — урок закрепления изученного материала.

УПЗУ — урок применения знаний и умений.

УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.

УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.

КУ — комбинированный урок.

Виды контроля:

ФО — фронтальный опрос.

ИРД — индивидуальная работа у доски.

ИРК — индивидуальная работа по карточкам.

СР — самостоятельная работа.

ПР — проверочная работа.

МД — математический диктант.

Т – тестовая работа.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность изучения курса литературное чтение.

  Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской  программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской «Литературное чтение».

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

–        овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

–        развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

–        обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения:

— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно — ассоциативное мышление;

— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

— работать с различными типами текстов;

—создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность

Общая характеристика курса.

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Место курса в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 448 часов для обязательного изучения литературного чтения на ступени начального образования, из них в 4 классе 102 учебных часа из расчета 3 учебных часа в неделю.

Ценностные ориентиры изучения курса.

Обучение литературному чтению строится на основе понимания того, что  литература - это явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;  осознании значимости чтения для личного развития; формирования представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формировании потребности в систематическом чтении.

Результаты изучения курса:

Личностные

•        Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

•        Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

•        Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

•        Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

•        Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

•        Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

•        принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и Формирование личностного смысла учения;

•        Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

•        Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

•        Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные

•        Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

•        Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

•        Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

•        Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

•        Использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

•        Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

•        Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

•        Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

•        Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна¬кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

•        Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

•        Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

•        Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные

•        Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

•        Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

•        Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

•        Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

•        Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

•        Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

•        Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

•        Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Содержание учебного предмета.

Виды речевой и читательской деятельности

Слушание (аудирование).

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение.

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура.

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сю¬жета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебными и другими текстами.

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения)

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное зна¬чение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи).

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения.

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов.

Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Литературоведческая пропедевтика.

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность учащихся.

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Виды учебной деятельности.

Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • Словесные, наглядные, практические.
  • Индуктивные, дедуктивные.
  • Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  • Самостоятельные, несамостоятельные.

Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  • Стимулирование долга и ответственности в учении.

Учебно – методическое обеспечение реализации учебной программы.

1.Учебное оборудование:

а) технические средства (мультимедийный проектор, компьютер)

б) учебные  (столы, доска)

2. Собственно учебные средства:

а) Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.  Учебник «Литературное чтение» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2014 год.

б) Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.  Учебник «Литературное чтение» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2014 год.

3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)

а) Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение», 2011 год.

б) Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. М., «Просвещение», 2011 год.

3. «Школа России»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011.

4. Дидактические материалы: (литература, развивающая познавательный интерес учащихся)

а) Т.Л.Мишакина, Н.В.Бухтеярова. Комплексный тренажер по литературному чтению и русскому языку для 3 класса. М., «Ювента», 2011 год.

5. База данных КИМов и творческих заданий (контрольные, диктанты, тесты)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование. Литературное чтение. 1 класс. Школа России

Календарно-тематическое планирование. Литературное чтение. 1 класс. Школа России...

Тематическое планирование литературное чтение 3 класс школа России

Тематическое планирование 3 класс к учебнику Л.Ф. Климановой...

календарно-тематическое планирование литературное чтение 3 "Школа России" ФГОС

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс с УУД, планируемыми результатами "Школа России" ФГОС рассчитано на 136 часов ( 4 часа в неделю)...

тематическое планирование ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 2 класс Школа России ФГОС

Материал содержит календарно-тематическое планирование по литературному чтению, преподаваемому во 2 классе общеобразовательной школы по программе "Школа России", автор Климанова Л.Ф. Соответствует Фед...

календарно-тематическое планирование литературное чтение 3 класс школа россии

Календарно-тематическое планирование по предмету литературное чтение 3 класс УМК "Школа России" с пояснительной запиской...

Календарно-тематическое планирование - литературное чтение. УМК "Школа России". 1 класс.

Календарно-тематическое планирование предмета «Литературное чтение» разработано для 1 класса общеобразовательной школы в соответствии с основными положениями федерального государственного ...

Календарно-тематическое планирование - литературное чтение. УМК "Школа России". 2 класс.

Календарно-тематическое планирование предмета «Литературное чтение» разработано в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального о...