Конспект урока по литературному чтению. М.М. Пришвин. Ребята и утята. 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Пантелеева Мария Леонидовна

Конспект урока по литературному чтению. М.М. Пришвин.   Ребята и утята.   2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_kl_prishvin_rebyata_i_utyata_word_2.docx40.06 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель: Макарова Мария Леонидовна

Тема:  М.М. Пришвин.   Ребята и утята.   2 класс.

Цель: К концу  урока ученик знает главную мысль рассказа М.Пришвина «Ребята и утята»: Охранять природу – значит охранять животных и птиц,  помогать им. Самое большое счастье – делать добро.

Предметные результаты:

- продолжить формирование типа правильной читательской деятельности;

- совершенствовать умения осознанно, правильно, выразительно читать вслух и про себя;

- совершенствовать умение делить текст на части, озаглавливать их и составлять словесно-логический план;

- развивать умение  читать выразительно по ролям  часть рассказа и интонационно передавать отношение к героям;

- развивать умения объяснить лексическое значение  слов чирок-свистунок, верста, паровое поле, овсяное поле, кузница, осознанно использовать их при пересказе.

Личностные результаты:

- формировать  положительное отношение к процессу чтения и анализа произведения;

- воспитывать   бережное  отношение к природе  (стремление охранять природу и её обитателей) и заботливого отношения к «братьям нашим меньшим».

Метапредметные  результаты:

1) Регулятивные:

- развивать умение планировать свои действия в соответствии  с задачами урока и условиями их реализации;

- развивать умение принимать и сохранять учебную задачу.

2) Познавательные:

- развивать умение выделять нужную  информацию из художественного текста;

- развивать умение  прогнозировать  содержание произведения по  ключевым  словам;

- развивать умение устанавливать причинно-следственные  связи  между поступками автора  и  ребят;

- продолжить работу над развитием умения  сравнивать составленный  учащимися и данный в учебной книге план, правильно его оценивать.

- развивать умение выявлять авторскую позицию и идею  произведения.

3) Коммуникативные:

- развивать умение участвовать в диалоге при раскрытии идеи  произведения и подготовке ответа на проблемный вопрос; вырабатывая общую позицию по теме обсуждения;

- развивать умение работать в паре, высказывать  своё  отношение, аргументировать  собственную  позицию;

-  развивать умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать  собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от  собственного;

- развивать умение адекватно использовать  речевые средства в процессе анализа и раскрытия   содержания  рассказа.

Образовательные ресурсы:

  1. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 класс. В двух частях.  Часть 2. /Сост. Климанова Л.Ф. и др.- М.: Просвещение, 2010.
  2. Выставка книг  М.Пришвина.
  3. Портрет М.Пришвина.
  4. Иллюстрация: Утка и утята.
  5. Таблица: Рассказ – это ________,  в   котором  ________ о каком-то  случае.
  6. Загадка  об утятах.
  7. Слова для толкования.

Этапы урока

 Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организа-

ционный момент.

Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности оборудования и класса к уроку.

-Сейчас у нас урок чтения.  Послушайте правила нашего урока:

Каждый раз, всегда везде,

На занятиях, в игре.

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

2.Актуализация знаний.

Сообщение целей и постановка учебной задачи.

- Вспомните, какой раздел мы изучаем?

- Какие произведения вы уже прочитали?

-Сегодня познакомимся с  новым рассказом.

Прочитайте  название рассказа «Ребята и …».

- Пропущенное слово отгадать поможет загадка.

Вдоль по речке по водичке

Плывёт лодок вереница,

Впереди корабль идёт

За собою всех ведёт.

-  Рассказ называется «Ребята и утята» (учитель открывает тему  урока).

   М.Пришвин.

             Ребята и утята. 

- Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

 - Люблю всё живое.

Дети называют произведения.

-Дети читают  название.

- Утята.

- Мы  хотим узнать об авторе, научиться выразительно читать рассказ.

3.Работа с текстом до чтения.

Подготовка к первичному восприятию

Прогнозирова-

ние  содержания и целеполагание.

 

  1. Знакомство с писателем.

- Ребята, рассмотрите портрет. Что можно сказать  об этом человеке, глядя на портрет?

     Михаил Михайлович Пришвин детям подарил много книг. Он  был агрономом, охотником. У него мир особый. Он в окружающем нас мире открывает  что-то очень важное, близкое каждому человеку. Нас он делает умнее, добрее, великодушнее.

    С нами на уроке будет беседовать человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей.

  Рассказы Пришвина надо читать неторопливо, внимательно. Надо очень внимательно вглядываться в каждое слово, пытаясь представить скрытую за словом картину.

  1. Словарная работа.

- На доске написаны слова, которые встретятся в рассказе. Для чего я выписал эти слова?  Какое задание нам нужно выполнить?

- Вначале мы должны объяснить значения этих слов для того, чтобы лучше понять рассказ.

Чирок-свистунок – водоплавающая птица.

Верста – старая русская мера длины равна 1,06 км.

Паровое поле – поле,  оставленное на одно лето незасеянным для очищения от сорняков и удобрения почвы.

Овсяное поле – поле, засеянное овсом.

Кузница –  мастерская с печью для переплавки металлов, для подковывания лошадей.

  1. Прогнозирование  содержания по ключевым (опорным) словам.

 - На доске написаны ключевые  слова. Прочитайте их.

Догадайтесь, о чём мы будем читать.

- Чтобы проверить ваши предположения, будем  читать рассказ.

- Скажите, какая задача стоит перед нами на уроке чтения?

- Прочитав рассказ,  мы должны ответить на вопрос:

Над чем заставил задуматься  каждого из вас этот рассказ?

Что хотел объяснить Михаил Пришвин  ребятам и  читателям?

- Скажите, какую работу мы должны выполнить, чтобы ответить на этот вопрос? Какая задача стоит перед нами на уроке чтения?

Учащиеся рассматривают портрет,

 высказывают своё мнение.

- Мы должны внимательно прочитать рассказ и понять главное.

- Мы должны  раскрыть значение этих слов, чтобы понять содержание произведения.

Дети читают  ключевые слова:

Уточка, утята, ребята зашвыряли шапками, мать бросилась спасать, продолжали путешествие к озеру.  

После чтения высказывают своё предположение.

- Нам нужно внимательно прочитать рассказ, ответить на все вопросы.

4. Работа с текстом во время чтения.

Чтение текста по частям  с

Комментированием и озаглавливание.

Работа в паре.

  1. Комментированное чтение  первой части и озаглавливание.

- Будем читать и сразу отвечать на вопросы. Как должны читать?

 В. - Как вы думаете, почему уточка решила перевести утят в озеро на свободу.

– Прочитаем дальше, чтобы узнать, как об этом говорит автор.

П.- Значит, что заставило утку устроить своё гнездо далеко от озера?

- Почему утка решилась перевести своих утят из леса в озеро?

- Почему переход  в озеро означал для утят выход на свободу?

- О чём же говорится в первой части?

- Как  можно озаглавить первую часть?

( На доске записывается план, первый пункт плана)

  1. Комментированное чтение  второй части и озаглавливание.

До чтения вопрос на прогнозирование:

В. - Как вы думаете, какая опасность подстерегала утку и утят?

- Прочитаем дальше и узнаем,  как об этом пишет Пришвин?

П. – Значит, кто опасны для утят?

- Как автор характеризует утку, когда она шла позади, чтобы не выпускать утят ни на  минуту из виду.

- Какими словами  называет автор утку?

- Почему автор так ласково говорит об утке?

-  Что испытывала  мать, когда ребята, увидев утят, зашвыряли их шапками?

- О чём эта часть? Как её  можно озаглавить?

 

  1. Комментированное чтение  третьей части и озаглавливание.

     До чтения учитель обращается к детям с вопросом на прогнозирование:

В. -Как вы думаете, что скажет ребятам  автор-рассказчик  - Михаил Пришвин? 

-Прочитаем следующую часть и узнаем, что случилось с уткой, что сказал рассказчик детям.

П. – Прочитайте слова  рассказчика. Как говорил с ребятами автор?

- Кто помешал ребятам поймать утку-мать?

- Когда ребята почувствовали и поняли, что они могли причинить большое горе утке и её утятам?

- В каких словах видно, что они раскаялись в своём поступке?

- Кто помог ребятам исправить свою ошибку? Почему автор  не ругал, а строго приказ ребятам?

- Обсудите с соседом по парте (другом): Почему ребята «как будто даже и обрадовались» приказанию автора?

- Какой радостной картиной заканчивается эта часть?

- Прочитайте ещё раз этот отрывок и попробуйте передать голосом эту радость.

- Как  можно озаглавить  третью часть?

  1. Комментированное чтение  четвёртой части и озаглавливание.

В. – Как вы думаете, чем  заканчивается встреча ребят с автором?

- Будем читать  последнюю часть, чтобы узнать версию Пришвина.

-  Придумайте к этой части вопросы и задайте их друг другу.

- Почему ребята засмеялись над автором?

- Как автор назвал ребят? Почему?

-  Прочитайте те строки, где надежды автора оправдались?

- Автор в заключении пишет «Радостно снял я шляпу …»  Ведь можно было обойтись и без этой части. Зачем нужно заключение?  

- Как можно озаглавить последнюю часть?

Сопоставление составленного учащимися плана с данным в учебнике планом.

-  Авторы учебника предложили свой вариант плана. проверьте,  совпадает ли  наш план с предложенным в учебнике.  Сделайте вывод.

- Мы должны читать так, чтобы слушателям  всё было понятно.

Дети высказывают свою версию.

- Весной озеро разливалось, а прочное  место для гнезда можно было  найти далеко от озера.

- Вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.

- В воде они чувствуют себя в своей среде, уточка решила перевести своих детей.

- О том, как утка решила перевести своих утят из леса к озеру.

1. Утка повела утят к озеру.

Дети высказывают свою версию.

- Для  утят опасны лисица и ястреб, а также люди.

- Уточка отважная, заботливая, ответственная. Она несёт ответственность за каждого.

- Мать, уточка.

- Автор очень уважительно относится к утке именно потому, что она мать. Такое обращение применимо человеку. Автор  хочет показать, что утка  беспокоится, заботится о своих детях.  Так делает любая мать.

 - Утка не отходила далеко от своих детей, не убежала. Она перелетала с места на место, не уходила, очень переживала и волновалась за своих детей.

 2. Мать в величайшем  волнении.

Дети высказывают свою версию.

- Рассказчик с ребятами разговаривал строго.

- Помешал автор-рассказчик.

- Когда автор приказал им  возвратить утят.

- Ребята обрадовались приказанию, побежали поскорее на холм.

- Автор спас утят и помог  им  возвратиться к матери.

Дети в парах обсуждают и высказывают своё мнение: Мальчики не хотели причинить утятам зло, их поступок не обдуман.   Они рады, что  могут исправить свою ошибку.  Но ребята сами ещё не поняли своих чувств.

 -  Семья соединилась снова, утка с утятами снова вместе. Семья продолжала своё путешествие к озеру.

Дети читают выразительно.

3. Возвратите  утке всех утят!

(Возвращение утят матери)

Дети высказывают своё мнение, рассматривают иллюстрацию в учебнике на странице 95.

- Им стало смешно, что он снял шапку и, помахав ею, пожелал утятам счастливого пути.

- Автор ребят назвал ласково глупышами. Он надеется на то, что они станут лучше.

Дети читают последний абзац.

- Автор  сам искренне радуется, что ему удалось сделать доброе дело. Он хочет, чтобы ребята тоже испытали радость в полной мере, чтобы они почувствовали, что самое большое счастье – делать добро. Поэтому он особенно доволен, что «те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух», чтобы приветствовать их.

4. До свидания, утята!

Учащиеся читают планы и делают вывод.

6. Работа с текстом после чтения.

1)  Раскрытие идеи рассказа.

- Что вы  можете сказать о ребятах, которые ловили  утят? Какие они? Подберите слова, которые характеризуют ребят:

  Весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные.

- Что можно сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ?

- Почему автор разговаривал с ребятами строго?

- Можем ли мы сейчас ответить на вопрос,  который был поставлен в начале урока: Над чем заставил задуматься вас  этот рассказ?  

- Сейчас поработаем в парах.  Обсудите с другом  главные вопросы урока:

1. Что пытался объяснить  писатель  ребятам и вам?

2. Почему ребята обрадовались приказу спасти утят?

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете это высказывание: Любить природу – это  наблюдать и помогать ей.

2) Работа над развитием речи и творческих способностей учащихся.

А) Чтение 3 части по ролям.

- Прочитаем по ролям 3 часть рассказа.

- Как будете читать за автора-Пришвина?

- А как за ребят?

Б)  Работа по иллюстрациям и словесное рисование.

-  Найдите и прочитайте места, которые соответствуют  иллюстрациям на страницах 94 и 95.

- Какие картины ещё можно нарисовать к этому рассказу? Нарисуйте словесные картины.

В)) Рассказ об  авторе.

- Что нового узнали о Пришвине, прочитав рассказ?

Дети подбирают слова для характеристики ребят: глупые, несмышленые.

- Это строгий, неравнодушный, принципиальный человек.   Его девиз – не делать  дурное природе.

- Автор хочет, чтобы мальчики задумались над тем, что сделали, поняли свою вину и исправили её. Он любит детей и поэтому хочет помочь им стать лучше, добрее.

- Надо охранять природу, животных, не давать их в обиду, необдуманно не  тревожить их. Пришвин своим рассказом научил  любить и беречь природу.

Дети работают в парах,  обсуждают  проблемные вопросы и готовятся к ответу.

- Природа сейчас  очень нуждается в помощи. Охранять природу – значит охранять животных и птиц,  помогать им.

Дети читают  по ролям.

Дети читают соответствующие части  текста.

7. Подведение итогов  урока.

Оценка деятельности учащихся, рефлексия.

- С  произведением  какого писателя  мы познакомились?

- Почему это произведение  относится к рассказу?

- С опорой на таблицу вспомните, что такое рассказ.

- О каком случае говорит в своём рассказе М. Пришвин?

- Какова главная  мысль   рассказа?

- Захотелось ли вам  прочитать другие рассказы о природе у М. Пришвина?

- Я вам покажу книги этого  писателя. Они будет находиться  на выставке. В них  вы можете найти и прочитать много интересных рассказов о  природе и животных.

- Что  вам на уроке понравилось?

- Кого и за что  можно похвалить?

- Кто лучше всех работал на уроке и полно отвечал на вопросы при анализе рассказа?

- Кто читал  выразительно,  смог своим чтением  выразить настроение и отношение героев?

- Кому рекомендуем чаще читать дома вслух, чтобы в классе читать перед классом выразительно, чтобы всем  слушателем было приятно слушать.

С опорой на таблицу дети дают определение.

Главная мысль рассказа: Охранять природу, животных и птиц,  помогать им.

8. Внеурочная деятельность (задание для самостоятельного выполнения дома).

-  Для чего мы составили план к рассказу.

- Для самостоятельного выполнения дома предлагается 3 задания на выбор:

1) Подготовить пересказ по плану от имени ребят.

2) Подготовить пересказ по плану от имени человека,  который наблюдал этот  случай со стороны.

3) Выполнить иллюстрацию к одной части рассказа и подготовиться рассказать по иллюстрации.

- План поможет восстановить содержание рассказа.

Дети выбирают  одно задание и записывают в дневниках.