Главные вкладки

    Урок по литературному чтению в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века" Тема: А.П.Гайдар «Тимур и его команда»
    план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

    Алексеева Светлана Матвеевна

    Урок-проект (проектная технология)

    Тема:  А.П.Гайдар  «Тимур и его команда» 2 урок

     Урок общеметодологической направленности

     Проектная технология 

    Методы: Словесный, наглядный, проблемный

    Формы работы: групповая

    Оборудование: ноутбуки, информационный стол,учебники,словари   

    Цель: создание  условий для понимания нравственных ценностей поступков героев Гайдара при изучении произведения  «Тимур и его команда».

    Задачи:

    1.Учить размышлять на философские вопросы жизни на основе произведения и поступков героев,

    2. Развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь.

    3.Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданственности, любви к Родине, чувство любви к ближнему, вызвать интерес к тимуровскому движению.

    Предметные результаты: знание детей о жизни и творчестве А.П.Гайдара, понимание нравственных ценностей поступков героев Гайдара при изучении произведения  «Тимур и его команда».

    Планируемые метапредметные результаты:

    познавательные УУД:

    ·         умение извлекать информацию из текста;

    ·         на основе анализа объектов делать выводы;

    коммуникативные УУД:

    ·         умение слушать и понимать других;

    ·         умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

    ·         умение работать в группе;

    регулятивные УУД:

    ·         умение прогнозировать предстоящую работу

    ·         умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

    ·         умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию:

    личностные УУД:

    ·         умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

    ·         мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.

    ·                  умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

     

    Проект: творческий, монопредметный, кратковременный, групповой.

    Продукт проекта: Устный журнал

    Цель проекта: К 70 летию Победы Дань памяти писателя А.П.Гайдара, пропаганда и агитация тимуровского движения.

    Применение: Презентация для учащихся начальной школы к 70-летию Победы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема:  А.П.Гайдар  «Тимур и его команда»

    Составила: Алексеева Светлана Матвеевна, учитель высшей категории

    Цель: создание  условий для понимания нравственных ценностей поступков героев Гайдара при изучении произведения  «Тимур и его команда».

    Задачи:

    1.Учить размышлять на философские вопросы жизни на основе произведения и поступков героев,

    2. Развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь.

    3. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданственности, любви к Родине, чувство любви к ближнему, вызвать интерес к тимуровскому движению.

    Предметные результаты: знание детей о жизни и творчестве А.П.Гайдара, понимание нравственных ценностей поступков героев Гайдара при изучении произведения  «Тимур и его команда».

    Планируемые метапредметные результаты:

    познавательные УУД:

    • умение извлекать информацию из текста;
    • на основе анализа объектов делать выводы;

    коммуникативные УУД:

    • умение слушать и понимать других;
    • умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
    • умение работать в группе;

    регулятивные УУД:

    • умение прогнозировать предстоящую работу
    • умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
    • умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию:

    личностные УУД:

    • умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
    • мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.
    • умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    Ход урока:

    I.Организационный момент.

    Урок литературного чтения мы начнем с того, что послушаем нашу Викторию. (Ученица читает басню «Ворона и лисица» И.А.Крылова наизусть)

    Виктория участвовала в этом году в замечательном в конкурсе чтецов с«Нравственность–есть правда» с басней И.А.Крылова «Ворона и лисица» заняла 2 место.

    Давайте порассуждаем.

    Что такое нравственность? Прочитаем в словаре. (белые листы на столе)

    Нравственность — это следование определённым Духовным Принципам: принципам Чести, Совести, Долга, Справедливости, Любви и Доброты.

    Синонимы: человечность, духовность.

    Тогда, что такое нравственный человек?

    Нравственный человек— это тот, кто данные духовные принципы реализует в своей жизни и они воплощены в нём самом в виде личных качеств, таких как ответственность, честь, честность, достоинство, уважение к другим, доброжелательность, преданность и др.

    II. Формулирование темы урока

    Вы знаете что 2015 год назван годом литературы? Как вы думаете почему? Писатели и поэты сочиняют для нас произведения о чести, достоинстве, уважении к другим, о доброжелательности, о преданности, показывая тем самым, нам читателям, путь к нравственности, человечности,духовности.

    Одним из таких писателей является мужественный человек, имеющий псевдоним «Всадник, скачущий впереди», сказавший такие слова: «Хочется мне написать для ребят что-то очень хорошее. Рассказать им, какое это счастье жить в Советской стране, на нашей замечательной земле. Хочется, чтобы ребята с детства учились любить Родину, честно жить и честно трудиться, беречь ее и защищать».

    О каком авторе и произведении идет речь?

    Какова тема нашего урока?

    А.Гайдар «Тимур и его команда».

    III. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    Для того чтобы понять, что мы уже знаем по теме урока мы проведем викторину? Будем  работать в группах.

    «В одиночку вы можете многое, вместе вы можете все!» 

    Покажите групповое единство:

    «Артем и его команда» рука на руке,

    «Петя  и его команда» взяться за руки,  

    «Лера и ее команда»показать пальчики 1-2-3-4-5

    Вспомним «Правила работы в группе». (желтые листы на столе)

    Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

    За каждый правильный ответ вы прикрепляете звезду  на лист оценивания. Звезды и листы оценивания находятся у вас на столе.

    1.Вопросы по автору:(синие листы)

    1 группа

    Когда, где родился Аркадий Гайдар и в каком городе прошло его детство? (1904 году, Львов, Арзамас).

    2группа

    Назовите настоящую фамилию А.П.Гайдара. (Голиков)

    Что означает его псевдоним на монгольском языке?

    Что означает имя его сына на бурятском языке?

    3группа

     Сколько лет было А. П. Гайдару, когдаон пошел на фронт?(14 лет.)

    В каком возрасте А. П. Гайдар командовал полком?(В 16 )

    В каком возрасте по состоянию здоровья он вынужден был оставить армию и стал писать? (В 20 лет, в 1924)

    Где и когда погиб Гайдар? В июле 1941 года был послан на фронт корреспондентом «Комсомольской правды». Он остался на Украине, сражался в партизанском отряде и погиб героической смертью в бою.

    Вопрос всем: Какие произведения были написаны им?

    Чук и Гек, Голубая чашка, Тимур и его команда, Школа, Дым в лесу, Военная тайна,  Горячий камень

    2.Вопросы по повести:

    1 группа:

    1.Где и когда происходит действие повести? Действие происходит в середине лета под Москвой.

    2.Что означает звезда, начерченная на заборе некоторых домов?

    3.Как называется документ, составленный Тимуром и его командой и адресованный шайке Квакина?

    4.Расскажите об эпизодах, которые вызвали у вас улыбку (возврат козы с прикрепленным к рогам фанерным плакатом; старуха молочница решила наполнить бочку, с сонного джентльмена Колокольчикова стянули одеяло).

    2 группа

    - Расскажите чем занималась шайка Михаила Квакина?

    Шайка Квакина

    • Курят
    • Выламывают доски из нового забора
    • Угрожают расправой Тимуру
    • Крадут яблоки
    • Играют в карты
    • Берут в заложникипарламентеров

    Бездельничают и хулиганят.

    3группа

    - Расскажите чем занималась команда Тимура?

    Команда Тимура

    • ловят козу
    • таскают воду старухе-молочнице
    • складывают дрова
    • заступаются за Нюрку
    • составляют ультиматум Квакину
    • играют с маленькой девочкой, у которой погиб отец
    • Делают качели для маленькой девочки

    Помогают и заботятся.

            

    Вывод: -О чем эта  повесть? О дружбе, о доброте, чести и любви, о взаимопонимании, скромности, достоинстве, одним словом  о нравственности. Вскоре после выхода повести "Тимур и его команда" появились тимуровцы. Тимур стал образцом, по которому хотели равняться, которому решили подражать миллионы ребят.

    Мы повторили  содержание данного произведения. Подведите итог, посчитайте звезды, результат запишите в лист достижений.

    Физминутка

    Сад Добра. Представьте, что вы -деревья, растущие в саду. Я буду называть дела, которые совершают ребята. Если вы одобряете поведение детей, то поднимаете руки вверх. Дерево радуется.Если вам не нравится поведение ребят, то опускаете руки вниз. Дерево огорчается.

    - поздороваться при встрече

    - уступить место в автобусе пожилому человеку

    -жаловаться на всех подряд

    - забрать у одноклассника ручку

    - смастерить скворечник

    - перебивать взрослых, которые разговаривают

    - приготовить маме подарок на 8 Марта

    - помочь полить летом грядку на огороде

    - сорить в классе и в других общественных местах

    - помочь товарищу решить задачу

    IV. Самоопределение к деятельности

    9 мая мы будем отмечать  годовщину Великой Отечественной Войны. 70лет прошло с того памятного дня, когда закончилась война. На войне погибли люди, совершая подвиг, добрые дела. Так же как в произведениях Гайдара.

    Какое доброе дело мы можем сделать к 70- летию Победы для сохранения памяти  писателя Аркадия Гайдара и для агитации и пропаганды тимуровского движения?

    (Выполнить мини-проект)

    А что будет продуктом проекта?(Продуктом нашего проекта будет Устный журнал под названием: «Гайдар- Тимур и его команда –Тимуровцы»)., который будем презентовать учащимся нашей школы, в целях агитации и пропаганды тимуровского движения.)

    V. План работы по проекту: (ЗЕЛЕНЫЕ ЛИСТЫ)

    - повторить содержание повести;

     -поставить цель проекта;

    -распределить обязанности в команде;

     - подготовить проект;

    - внести необходимые изменения;

    -защитить проект;

    -проанализировать результаты;

    -оценить собственные действия.

    Устный журнал состоит из 3 частей: (красные листы на столе)

    1 часть «А.П.Гайдар» Петя

    А) Обложка.

    Б) Рисунок

    В) Синквейн

    2 часть Повесть «Тимур и его команда» Лера

    А) Обложка.

    Б) Рисунок

    В) Синквейн

    3 часть «Тимуровцы» Артем

    А) Обложка.

    Б) Мини-сочинение

    В) Синквейн

    Мы закончили проект. Подведите итог, посчитайте звезды, результат запишите в лист достижений.

    VI. Итог урока

    -Нужна ли кому-нибудь  помощь тимуровцев в наше время?

    - А какие тимуровские дела можете выполнять вы – ребята 21 века? Детский дом, госпиталь для ветеранов, помощь и поддержка детей-инвалидов, волонтеры, благотворительность, уступить место в транспорте, донести тяжелую сумку, собрать мусор, макулатуру и так далее. Даже просто сказать доброе слово человеку, поддержать его, покормить бездомное животное, провести субботник и убрать территорию.

     

    VII. Рефлексия учебной деятельности.

    У вас на партах лежат звёздочки. Вспомните примеры из своей жизни,  когда вы сделали что-то хорошее другому человеку бескорыстно, не ради награды. Пусть что-то маленькое, но такое, отчего другому человеку стало приятно, а у вас на душе – светлее. Прикрепите их на доску.

    -Представьте как гордо мчится по бескрайним просторам нашей Родины сильный и мужественный всадник сквозь время и пространство. А из-под копыт его коня улетают прочь из нашей жизни подлость и трусость, хулиганство и предательство, лень и жадность. Он так мечтал об этом в своём ХХ веке и так надеялся, что мы сделаем это в наше время – веке XXI. И мы обязательно выполним гайдаровские заветы. Только для этого нужно, чтобы все мы были вместе: Россия, Гайдар и мы!»

     Дети исполняют песню «Гайдар шагает впереди»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тест по литературному чтению в 3 классе по УМК "Школа 21 века"

    Тест по литературному чтению по УМК "Школа 21 века" даёт возможность проверить знания и умения учащихся в конце третьего года обучения. Приводятся 2 варианта тестов, ответы приводятся ниже....

    Открытый урок по литературному чтению для 4 класса по теме А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди"

    Открытый урок по литературному чтению для 4 класса по теме А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди"...

    Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по УМК Школа России В. М. Гаршин " Сказка о жабе и розе" учитель Фролова В.Г. МБОУ Сонская сош

    Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему В.М. Гаршин " Сказка о жабе и розе"  на уроке использованы приемы, направленные на развитие беглого чтения....

    Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса УМК "Начальная школа 21 века"

    Данная разработка поможет в составлении рабочей программы по литературному чтению для 4 класса УМК "Начальная школа 21 века"...

    Тесты и проверочные работы по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа 21 века"

    Тесты и проверочные работы по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа 21 века" проводятся после прохождения   каждого раздела учебника....