Урок литературного чтения в 3 классе по теме: "Сказка о царе Салтане"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Евгения Николаевна Серебрякова

Урок литературного чтения в 3 классе разработан с презентацией. На уроке предусмотрена большая словарная работа.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literat.chtenie_3_klass_o_tsare_saltane.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Средняя общеобразовательная школа №82

 с углубленным изучением отдельных предметов

 Приволжского района г.Казани

Урок литературного чтения

в 3 классе на тему:

«А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Составила учитель

 начальных классов

1 квалификационной категории:

Серебрякова Е.Н.

2007 год

Цели:

  1. Формирование у учащихся интереса к классической литературе
  2. Развитие художественного вкуса учащихся
  3. Закрепление умения анализировать художественное произведение

Оборудование: иллюстрации учащихся к сказке А.С.Пушкина, слайды к произведению, запись произведения на DVD.

Содержание:

  1. Проверка домашнего задания.

Конечно, Пушкин беспределен,

Неиссякаем, как родник.

Но Пушкин есть и будет с нами

И через сто, и тыщу лет

Он не померкнет, не увянет

Великий русский наш поэт.

( Учащиеся рассказывают стихотворения)

Читая Пушкина, я вижу

Картины милой старины,

И перед взором возникают

Виденья, сказочные сны.

Чтоб не грустить в пору ненастья,

Чтобы не слышать ветра стон,

В мир сказок Пушкин возвратился,

Которым был всегда пленен.

И на просторах русских, снежных,

Очарования полна,

Вдруг шамаханская царица,

Как солнце вышла из шатра

Вот лебедь поступью неслышной,

В красу-девицу обратясь,

Подходит к князю, и царевну

На танец приглашает князь.

Не спеши все рассказать,

Надо Пушкина читать.

-Какое впечатление произвела на вас сказка А.С.Пушкина?

 - Прочтите полное название сказки.

- Какой её можно назвать?

II. Работа над содержанием прочитанного произведения.

  1. - Назовите героев сказки. Что вы можете о них рассказать?

(Выставка иллюстраций детей к сказке)

  1. Просмотр начала сказки на DVD.

- Как и с чего начиналась сказочная история?

  1. Словарная работа над устаревшими и новыми  словами.(Слова появляются на экране)

Пир – большое торжественное застолье.

Светлица – чистая, светлая комната, гостиная

Повариха – не просто кухарка, а мастерица по приготовлению еды.

Ткачиха – мастерица по изготовлению тканей.

Аршин – старинная русская мера длины, равная 71 сантиметру

Грамота – царское письмо

Указ – письменное приказание царя

Зыбь - «средь зыбей» - легкая волна

Клёв – клюв

Чародей – волшебник, колдун

Град – город

Колымаги – большие старинные кареты

Пышный «двор» - придворные, ближайщие к царю люди дорого и красиво одетые

Престол – трон государя

Остров «не привальный» - остров, к которому нельзя пристать

Терем – дворец, барский дом

Изумруд – драгоценный камень

Удел – Русь долгое время была поделена на части-уделы. Уделами управляли князья.

Бает – говорит

Дьяк – чиновник в Древней Руси

Чешуя - кольчуга

Брег – берег

Витязь – воин

Идут «четами» - идут попарно

Булат – сталь, стальное оружие, меч

Неуказанный товар – запрещенный товар

Восвояси –

Холят – ухаживают, окружают заботой

Пеняет – укоряет кого-нибудь

Унимает – успокаивает, усмиряет

Латы – стальная одежда, броня

Ретивое – ретивый - буйный

Дух в нем занялся  - сильно разволновался

Насилу – с большим трудом

  1. – Найдите в тексте часть, где рассказывается о том, как была подменена грамота и придуман способ избавления от царицы и её сына

(чтение вполголоса)

  1. – Теперь перейдем к рассказу о морском путешествии заточенных в засмоленной бочке царицы и её сына. Прочитайте ещё раз обращение юного Гвидона к волнам.

Ты, волна, моя волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Поднимаешь корабли –

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу

- Что вы заметили особенного в звучании этих строк?

- Пушкин гениально применил способ звукозаписи для того, чтобы передать шум плещущихся волн. При повторении звука л передана плавность движения волн, при повторении звука ш создаётся иллюзия шума плещущихся волн, которые накатываются на берег и отступают от него. Закройте глаза и представьте ещё раз музыку волн (учитель читает отрывок вслух)

  1. Сцену нападения коршуна на лебедь и избавления её от злодея читает сам учитель.
  • Почему молодая царевна оказалась в беде?
  • Как царевна лебедь обращается к Гвидону?
  • Какие слова помогают  передать ощущение горя, беды, опасности? (будто стон, дело лихо, бьется лебедь средь зыбей, та бедняжка так и плещет, когти распустил, клюв кровавый  навострил)
  1. –Найдите в тексте строки, при чтении которых можно представить волшебный город, появившийся по велению царевны лебеди.  Чтение по цепочке описания чудесного города- крепости.
  2. Инсценировка эпизода встречи с корабельщиками.
  • Какими словами начинается описание встречи Гвидона с корабельщиками?
  1. Какие чудеса происходят в сказке?

Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны лебеди?

Почему Гвидон  просит превратить его в комара, муху, шмеля?

Чего не хватает герою?

Счастлив ли Салтан до встречи со своей семьёй?

  1. Какими словами описывается женитьба Гвидона? Что помогает нам понять , что Гвидон счастлив? (громогласно завопил, в нём взыграло ретивое, дух в нём занялся)

Просмотр фрагмента на DVD

  1. Что старинного в сказке? Вспомните старинные образы.(бояре, гонец, грамота, город, воины, их вооружение, гости-корабельщики)
  2. Можно ли «Сказку о царе Салтане…» сравнить с народной? Почему?
  3. Что сказочного в произведении Пушкина?
  4. Что из того, что происходит в сказке могло произойти в действительности?

Викторина по прочитанному произведению

Победителю вручается медаль знатока сказок А.С.Пушкина. За каждый правильный ответ ученик получает карточку с изображением лебедя.

  1. Видеовикторина(просмотр иллюстраций и нахождение строк в произведении)
  2. Вопросы по рядам:
  • Сколько богатырей в сказке?
  • Какое дикое животной помогало добывать драгоценные камни и золото?
  • В кого превращался Гвидон, чтобы побывать у царя Салтана?
  • Какую песенку пела Белка в сказке?
  • На какой остров вынесла волна бочку с царицей и Гвидоном?
  • Продолжи строки «И царевной обернулась;

                                   Месяц под косой блестит …»

        («А во лбу звезда горит,

                                                                   А сама-то величава,

        Выступает, будто пава)

III. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"

УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"

Дети знакомятся с творчеством  писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....

Презентация к уроку литературного чтения по теме «Обобщение темы Сказки зарубежных писателей»

Презентация к уроку литературного чтения по теме «Обобщение темы Сказки зарубежных писателей»...

Конспект урока литературное чтение 4 класс ПНШ Тема: Сказка «Снежная королева»

Конспект урока литературное чтение 4 класс ПНШТема: Сказка «Снежная королева»...

Технологическая карта урока по литературному чтению (1 класс) по теме "Сказки А. Пушкина".

В материале представлена технологическая карта урока по литературному чтению для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....

Интегрированный урок литературного чтения и краеведения по теме "Сказки земли Воронежской". 3-й класс

laquo;Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».А.Н. ТолстойЦель урока: Организова...

Конспект урока литературного чтения 1 класс на тему "Сказка-цепочка" ПНШ

На данном уроке дети знакомятся с кумулятивными сказками, раскрывают их секреты....