Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Планета Знаний"
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Шайгараева Лариса Илюсовна

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_lit.chteniyu.docx82.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями.

Учебники: Э. Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. В 2 ч. М ACT, Астрель.

Рабочие тетради: Э. Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Рабочие тетради №1, № 2. — М., ACT, Астрель.

Дополнительная литература для учителя:

Э. Э. Кац. Обучение во 2 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие. — М., ACT, Астрель.  

Программа расчитана на 3 часа в неделю, всего 34 часа, 102 часа в год

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах.

Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Стандарте начального общего образования.

В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:

  • формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
  • развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания ,сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
  • формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
  • формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
  • развитие воображения, творческих способностей;
  • формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
  • обогащение представлений об окружающем мире.

Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, ещё недостаточно владеющим техникой чтения. При отборе материала часто не учитывалось, что ребёнок, живущий в XXI веке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни.

Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.

В программу включены художественные произведения Разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место Конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определения формируется внутренняя речь.

  «Молчаливое» чтение также способствует её развитию.

На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определенные психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.

В первом классе ребёнок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребёнка, ритм создаёт определённую инерцию речевого «движения», «ведёт за собою». Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувствительностью детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам.

Во втором и третьем классах повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.

В четвёртом классе учащиеся получают представление о Родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном Мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное Творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности  ученик  учится пристальнее  вглядываться вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты , состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с п мощью воображения. Личный творческий опыт убеждать учащегося в необходимости литературоведческих знаний полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается многими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определённое место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.

В течение последних лет отечественные и зарубежные психологи, педагоги отмечают резкое обеднение словарного запаса и снижение коммуникативных возможностей учеников вследствие их увлечения компьютерными играми, телепрограммами, отсутствия полноценного общения в семье и других социальных факторов. Прилагаемые к программе учебники включают систему заданий, способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей.

Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.

Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.

Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов  (глав) отдельных произведений. Это способствует

пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». В учебниках третьего и четвёртого классов отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.

Обсуждению произведений, включённых в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.

Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию  учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ   2 класс (102 ч)  Круг чтения Осень пришла (9 ч)

Вспомним лето (4 ч)

С. Щипачёв «Подсолнух»; И. Суриков «Степь»; И. Соколов-Микитов «Вертушинка»; О. Дриз «Кончилось лето».

Здравствуй, осень (5 ч)

М. Пришвин «Полянка в лесу»; А. Майков «Осень»; А.Пушкин «Уж небо осенью дышало...»; К. Паустовский «Прощание с летом».

Самостоятельное чтение. М. Пришвин «Последние Цветы»; К. Ушинский «Пчёлы и муха»; А. Барто «Вам не нужна сорока?»; С. Аксаков «Осень»; В. Берестов «Урок листопада».

Народные песни, сказки, пословицы (21 ч)

Песни. Русские народные песни: «Как на тоненький ледок», «Ходит конь по бережку», «Заинька, где ты был-побывал...»; шотландская народная песня «Спляшем!»; чешские народные песни: «Разговор лягушек»,»Сенокос»; английская народная песня «Дом, который построил Джек».

Сказки народов России. Русские сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Мальчик с пальчик», «Каша из топора»; ненецкая сказка «Кукушка»-татарская сказка «Три дочери»; мордовская сказка «Врозь — плохо, вместе — хорошо»; лезгинская сказка «Как проверяется дружба».

Колыбельные песни разных народов. Русская колыбельная «Берёзонька скрип, скрип...»; сербская колыбельная «Нашей Любице...»; латышская колыбельная «Спи, усни, мой медвежонок...»

Сказки народов мира. Индийская сказка «Золотая рыба»; иранская сказка «Счастливый мальчик»; сербская сказка «Два ленивца»; хорватская сказка «Век живи — век учись».

Пословицы. О правде; о труде и лени; о дружбе; об учёбе.

Самостоятельное чтение. Народные песни. Русские песни: «Уж как я ль мою коровушку люблю...»; «Тень-тень, потетень...»; шведская песня «Отличные пшеничные...»; французская песня «Сюзон и мотылёк».

Народные сказки. Русская сказка «Снегурочка»; корейская сказка «Дружные братья»; норвежская сказка «Как мальчик к Северному ветру за своей мукой ходил».

Зимние картины (8 ч)

И. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); К. Паустовский «Первый зимний день»; С. Есенин «Пороша»; А. Пушкин «Опрятней модного паркета...»; Н. Сладков «Песенки подо льдом»; С. Маршак «Двенадцать месяцев» (отрывок).

Загадки о зиме.

Самостоятельное чтение. Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок); С. Есенин «Поёт зима, аукает...»; М. Пришвин «Птицы под снегом».

Авторские сказки (28 ч)

К. Ушинский «Мена»; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; братья Гримм «Храбрый портной», «Маленькие человечки»; И. Токмакова «Гном»; Х.К. Андерсен  «Оле-Лукойе»

ские народные песни: «Разговор лягушек», «Сенокос»; английская народная песня «Дом, который построил Джек».

Сказки народов России. Русские сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Мальчик с пальчик», «Каша из топора»; ненецкая сказка «Кукушка»-татарская сказка «Три дочери»; мордовская сказка «Врозь — плохо, вместе — хорошо»; лезгинская сказка «Как проверяется дружба».

Колыбельные песни разных народов. Русская колыбельная «Берёзонька скрип, скрип...»; сербская колыбельная «Нашей Любице...»; латышская колыбельная «Спи, усни, мой медвежонок...»

Сказки народов мира. Индийская сказка «Золотая рыба»; иранская сказка «Счастливый мальчик»; сербская сказка «Два ленивца»; хорватская сказка «Век живи — век учись».

Пословицы. О правде; о труде и лени; о дружбе; об учёбе.

Писатели о детях и для детей (25 ч)

Авторские колыбельные: Л. Мей «Баю-баюшки-баю...», А. Майков «Спи, дитя моё, усни...»; И. Токмакова «Как на горке — снег, снег...»; О. Дриз «Нашумелись»; А. Барто «Колыбельная», «Олень», «Снегирь»; Н. Носов «Фантазёры», «Живая шляпа»; С. Маршак «Чего боялся Петя?»; О. Кургузов «Надоело летать»; Ю. Владимиров «Чудаки»; Л. Толстой «Косточка», «Птичка»; А. Гайдар «Совесть»; В.Драгунский «Друг детства»; В. Осеева «Волшебное слово»; Л. Пантелеев «Трус»; В. Железников «Рыцарь»; А. Алексин «Первый день»; С. Маршак «Друзья-товарищи».

Самостоятельное чтение. В. Осеева «Обидчики»; М. Зощенко «Самое главное».

Весеннее настроение (11 ч)

Русские народные песни: «Идёт матушка-весна...», «Призыв весны», «Сад»; А. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок); В. Вересаев «Перелётные птицы»; А. Пушкин «Только что на проталинах весенних...»; А. Толстой «Весна»; Саша Чёрный «Зелёные стихи»; Л. Милева «Синяя сказка»; О. Кургузов «Мы пишем рассказ»; Б. Заходер «Что красивей всего?».

Самостоятельное чтение. Народные песни «Весна-красна», «Вырастай, яблонька»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится...»; О. Дриз «Зелёная карета»; М. Пришвин «Трясогузка».

Навык и культура чтения

Обучение осознанному, плавному чтению целыми словами, без искажений состава слов, с соблюдением орфоэпических

развитие умения определять и объяснять своё отношение к произведению и герою, опираясь на личный читательский и жизненный опыт, сравнивать собственное отношение к персонажам различных произведений.

формирование умений определять отношение автора к герою, находить в тексте способы выражения авторской позиции. Развитие умения сравнивать отношение автора к разным героям одного произведения, сопоставлять на материале конкретного произведения мысли и чувства разных писателей, вызванные сходными явлениями природы, человеческими поступками.

Формирование представления о содержании основных нравственных понятий, развитие умения давать нравственную оценку человеческим поступкам, выявлять общие нравственные принципы, отражаемые в сказках разных народов.

Формирование умений представлять структуру книги (на примере учебника, опираясь на титульный лист, предисловие); ориентироваться в книге, пользуясь оглавлением; пользоваться толковым словарём, помещённым в учебнике; соотносить иллюстрацию с содержанием текста произведения,

К концу 2 класса учащиеся должны уметь:

  • объяснять смысл заглавия произведения, связь его с содержанием;
  • прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
  • делить текст на части и озаглавливать их с помощью

учителя; '   определять с помощью учителя основную мысль текста;

•        выделять нужный эпизод из текста при ответе на вопрос;

выявлять  авторское  отношение  к   персонажам  с  помощью учителя;

•        характеризовать героя, выбирая слова из предложенного в учебнике списка, объяснять сделанный выбор;

1    объяснять причины поступков героя;

пересказывать небольшое произведение или его фрагмент; выражать на доступном уровне в речи своё отношение к герою произведения и к произведению в целом

Развитие воображения,

речевой творческой деятельности

Формирование умений делать творческий пересказ произведения или его фрагмента, создавать устный рассказ от лица одного из героев, переносить его в новые ситуации продолжать созданный писателем сюжет.

Обучение подбору рифм, недостающих слов в поэтическом тексте.

Формирование умения сочинять сказки, загадки, рассказы по заданным темам и рисункам.

Формирование умения писать сочинения-миниатюры из 3—4 предложений по литературным и жизненным впечатлениям.

Развитие умения заучивать стихотворения и фрагменты прозаического текста, выразительно читать их перед одноклассниками.

Формирование умений создавать рассказ по репродукциям картин известных художников по предложенному плану под руководством учителя; рассказывать о возможных иллюстрациях к произведению.

К концу 2 класса учащиеся должны уметь:

  • пересказывать тексты от имени одного из героев произведения по данному плану с помощью учителя;
  • развивать сюжет произведения;
  • писать сочинения-миниатюры (в объёме 3—4 предложений) по литературным или жизненным впечатлениям; составлять устные-рассказы по рисункам;
  • читать по ролям (драматизация художественного произведения);

выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.

Литературоведческая пропедевтика

Обогащение представлений о фольклорных жанрах (песни-разговоры, сезонные песни, колыбельные, пословицы;-

Знакомство со средствами выразительности: сравнениями , звукописью.

Развитие умения выделять рифму в стихотворении.

расширение представления о ритме (через прохлопывание в ладоши трёхсложного ритма).

Знакомство с понятиями: портрет героя художественного произведения, его речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

К концу 2 класса учащиеся должны уметь: находить сравнения в тексте произведения; выделять в стихотворении рифму.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

К концу 2 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • способность к самооценке;

чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;

  • представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
  • ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
  • регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
  • эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

познавательная мотивация учения;

могут быть сформированы:

чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

устойчивое** стремление следовать в поведении моральным нормам;

•        толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяют

осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух

примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту); читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;

•        прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

. находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

  • различать последовательность событий и последовательность их изложения;
  • выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
  • пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
  • обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
  • составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
  • соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Учащиеся получат возможность научиться:

•        составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

  • высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста; высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
  • создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

Творческая деятельность Учащиеся научатся:

  • читать по ролям художественное произведение;
  • создавать текст на основе плана;
  • придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
  • писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;

участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;

•        создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

Учащиеся получат возможность научиться:

•        создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

создавать иллюстрации к произведениям; создавать в группе сценарии и проекты.

Литературоведческая пропедевтика Учащиеся научатся:

выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения, определять (на доступном уровне) основные особенностям малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен, выделять слова автора,

 действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;

вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка - басня, сказка - былина, сказка - рассказ и

др.);

находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

Учащиеся получат возможность научиться:

делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой), средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

планировать собственные действия и соотносить их с

поставленной целью;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия

при освоении нового художественного текста;

выполнять учебные действия в устной и письменной

форме;

вносить коррективы в действие после его завершения,

анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнены действия как по ходу их выполнения так и в результат проведенной работы;
  • планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;
  • устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет; сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
  • строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
  • работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

•        работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличительные от собственных;

аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения; точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

оказывать   в   сотрудничестве  необходимую   взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль; владеть диалогической формой речи; корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться: понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс программа «Планета Знаний»

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Оборудование

Примечание

Планируемая

Фактическая

Вспомним лето (4 часа)

1

Знакомство с учебником. С.П.Щипачев «Подсолнух»

1

3.09

2

И.З.Суриков «Степь».

1

5.09

3

И.С.Соколов-Микитов «Степь»

1

7.09

4

Сравнение. О.О.Дриз «Кончилось лето»

1

10.09

Здравствуй осень (5 часов)

5

М.М.Пришвин «Полянка в лесу», А.Н.Майков «Осень» (отрывок)

1

12.09

6

С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (отрывок)

1

14.09

7

Г. Паустовский «Прощание с летом» (отрывок)

1

17.09

8

Картинная галерея   И. И. Машков  «Натюрморт. Камелия»

1

19.09

9

Внеклассное чтение. Осень в произведениях русских писателей и поэтов

1

21.09

Народные песни, сказки, пословицы (21 час)

10

Статья о песнях «Как на тоненький ледок..»

1

26.09

11

«Ходит конь по бережку…»,«Заинька, где ты был…»

1

28.09

12

С.Я. Маршак  «Дом, который построил Джек» (английская народная песенка

1

1.10

13

Сказки народов России  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка)

1

3.10

14

Картинная галерея В. М. Васнецов  «Аленушка»

1

5.10

15

«Хаврошечка» (русская народная сказка)

1

8.10

16

Мальчик с пальчик» (русская народная сказка)

1

10.10

17

«Каша из топора» (русская народная сказка)

1

12.10

18

«Кукушка» (ненецкая народная сказка)

1

15.10

19

«Три дочери» (татарская народная сказка)

1

17.10

20

«Врозь — плохо, вместе — хорошо» (мордовская народная сказка)

1

19.10

21

«Как проверяется дружба» (лезгинская народная сказка)

1

22.10

22

«Березонька скрип-скрип…» (русская колыбельная) «Нашей Любице…» (сербская колыбельная) «Спи, усни, мой медвежонок…» (латышская колыбельная)

1

24.10

23

Внеклассное чтение  Русский фольклор

1

26.10

24

«Золотая рыба» (индийская народная сказка)

1

29.10

25

«Счастливый мальчик» (иранская народная сказка)

1

5.11

26

«Два ленивца» (сербская народная сказка)

1

7.11

27

«Век живи  — век учись» (хорватская народная  сказка)

1

9.11

28

Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учебе

1

12.11

29

Внеклассное чтение. Сказки народов мира

1

14.11

30

Внеклассное чтение. Сказки народов мира

1

16.11

Зимние картины (8 часов)

31

С. Никитин«Встреча зимы» (отрывок)

1

19.11

32

К. Г. Паустовский «Первый зимний день»

1

21.11

33

Картинная галерея  А. А. Пластов «Первый снег»

1

23.11

34

С. А. Есенин «Пороша»  А. С. Пушкин  «Опрятней модного паркета…»

1

26.11

35

Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»

1

28.11

36

С. Я. Маршак  «Ветры, бури, ураганы…»

1

30.11

37

Загадки о зиме

1

3.12

38

Внеклассное чтение. Зима в произведениях  русских писателей

1

5.12

Авторские сказки (28 часов)

39

К. Д. Ушинский «Мена»

1

7.12

40

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

10.12

41

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

12.12

42

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

14.12

43,44

Братья Гримм «Храбрый портной»

2

17,19.12

45

И. П. Токмакова «Гном»

1

21.12

46

Х.-К. Андерсен «Оле Лукойе» (отрывок)

1

24.12

47

Внеклассное чтение Х.-К. Андерсен «Сказки»

1

26.12

48

Братья Гримм «Маленькие человечки»

1

28.12

49,50

А. Н. Толстой. Главы из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

2

14.01,16.01

51

Внеклассное чтение А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

1

18.01

52

Картинная галерея  А. Муха «Плакат»

1

21.01

53-55

С. Хопп. Главы из книги «Волшебный мелок»

3

23,25,28.01

56-58

Н. Н. Носов. Главы из книги «Приключения Незнайки и его друзей»

3

30.01,1,4.02

59

Внеклассное чтение Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

1

6.02

60,61

Б. В. Заходер «Про пана Трулялинского»

2

8,11.02

62,63

Дж. Родари  «Волшебный барабан»

2

13,15.02

64

С. А. Седов  «Два медведя»

1

18.02

65,66

О. О. Дриз  «Очень Высокий Человек»

2

20,25.02

Писатели о детях и для детей (25 часов)

67

Л. А. Мей  «Баю-баюшки…»  А. Н. Майков  «Спи, дитя мое, усни…»  И. П. Токмакова  «Как на горке  снег, снег…»  О. О. Дриз  «Нашумелись…»

1

27.02

68

Л. А. Мей «Баю-баюшки…» А. Н. Майков «Спи, дитя мое, усни…» И. П. Токмакова «Как на горке  снег, снег…»

О. О. Дриз «Нашумелись…»

1

29.02

69

А. Л. Барто «Колыбельная»

1

3.03

70

Н. Н. Носов «Фантазеры»

1

5.03

71

С. Я. Маршак «Чего боялся Петя?»

1

10.03

72

А. Л. Барто «Олень»

1

12.03

73

О. Ф. Кургузов  «Надоело летать»

1

14.03

74

Ю. М. Владимиров  «Чудаки»

1

17.03

75

Л. Н. Толстой  «Косточка»

1

19.03

76

А. П. Гайдар  «Совесть»

1

21.03

77

В. Ю. Драгунский «Друг детства»

1

24.03

78

Внеклассное чтение  Поэты о детях

1

25.03

79

В. А. Осеева «Волшебное слово»

1

4.04

80

Л. Н. Толстой «Птичка»

1

7.04

81

Л. Пантелеев «Трус»

1

9.04

82

Н. Н. Носов  «Живая шляпа»

1

11.04

83

А. Л. Барто «Снегирь»

1

14.04

84

А. Л. Барто  «Снегирь»

1

16.04

85

В. К. Железников  «Рыцарь»

1

18.04

86

Внеклассное чтение  Рассказы о детях

1

21.04

87

А. Г. Алексин  «Первый день»

1

23.04

88

А. Г. Алексин  «Первый день»

1

25.04

89,90

С. Я. Маршак «Друзья-товарищи»

1

28.04

91

Картинная галерея  В.И. Суриков  «Портрет дочери художника»

1

30.04

Весенне настроение (11 часов)

92

«Идет матушка-весна…» (русская народная песня)

«Призыв весны», «Сад» (русские народные песни)

1

2.05

93

А. Н. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок)

1

5.05

94

Картинная галерея И. И. Левитан «Март»

1

7.05

95

В. В. Вересаев «Перелетные  птицы»

1

12.05

96

А. С. Пушкин  «Только что на проталинах весенних…»

1

14.05

97

А. Н. Толстой «Весна»

1

16.05

98

Саша Черный  «Зеленые стихи»

1

19.05

99

Л. Милева  «Синяя сказка»

1

21.05

100

О. Ф. Кургузов «Мы пишем рассказ»

1

23.05

101

О. Ф. Кургузов  «Мы пишем расска

1

26.05

102

Б. В. Заходер  «Что красивей всего?» Итоговый урок.

1

28.05