Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» Класс: 4 «Б» Ф.И.О. педагога:Матюшенкова А.В.
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Матюшенкова Альбина Васильевна
Рабочая программа учебного курса по литературному чтению для 4 класса составлена на основе программы начального общего образования по литературному чтению для обучающихся четвёртого класса общеобразовательных школ и обеспечена УМК «Школа 2100» авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой и

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _4a_literaturnoe_chtenie_matyushenkova.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

лицей № 1561 (СП№156)  ЮЗОУО ДО г. Москвы

Рассмотрено

на методическом объединении

ГБОУ лицея № 1561(СП№156)

Протокол №1

от ___________

Председатель МО Григоренко А.Б.  

                

Согласовано.

Зам.директора по УВР

________Галин С.Г.

Утверждаю.

Директор ГБОУ лицея № 1561 ЮЗОУО ДОгМ

______________ Пазынин В.В.

Приказ № ____ от  ___________

Рабочая программа

по курсу

«Литературное чтение»

                                                 Класс: 4  «Б»

                      Ф.И.О. педагога:Матюшенкова А.В.  

                         Педагогический стаж:  29 лет

                               Квалификация:  первая

2015-2016 уч.год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по литературному чтению для 4 класса составлена на основе  программы начального общего образования по литературному чтению для обучающихся четвёртого класса общеобразовательных школ и обеспечена УМК «Школа 2100» авторов Р.Н. Бунеева, Е.В.  Бунеевой,  О.В. Чиндиловой и др.

Цель

Цель учебного курса по литературному чтению – формирование читательской компетенции младшего школьника.

Задачи

Образовательные:

- формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

Развивающие:

- развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

Воспитательные: 

- приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса.

          Программа рассчитана на 68 часов, в т.ч.:

  • на контрольные работы – 4 ч.
  • тесты – 6 ч.

          Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа включает в себя все темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным стандартом и образовательным стандартом начального общего образования по литературному чтению.

        Изменения, внесённые в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса: изменено количество часов на изучение произведений,  включённых в программу, так как учебным планом предусмотрено 2 часа в неделю.  

Учебно-методическое и программное обеспечение,

используемое для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса по русскому языку

  1. Методические рекомендации (авт. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.)
  2.  Учебник по литературному чтению «В океане света» 4 класс (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
  3. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В океане света» (авт. Бунеев Р.Н.,  Бунеева Е.В., Пронина О.В.. О. В. Чиндилов)

Учебное оборудование

Рабочее место ученика (класс укомплектован полностью).

         Программное обеспечение

На компьютерах учителей и учеников класса  установлено программное обеспечение, позволяющее отрабатывать навыки клавиатурного письма, чтения. Программы, позволяющие редактировать и форматировать тексты, графику, создавать  презентации,  анимации, натурные мультипликации, сохранять и редактировать видеофайлы и звуковые файлы,  работать с электронными таблицами.  

Программы, используемые в создании образовательных продуктов:

-HotPotatoes (создание интерактивных заданий);

- ПервоЛого (нтегрированная обучающая творческая среда);

- iMovi, iTunes ( программы, для работы со звуками, фото- видео- файлами);

- Игры и задачи, 1-4 классы. Программный продукт для Образовательной системы «Школа 2100».

Цифровые образовательные ресурсы

1. Единая коллекция образовательных ресурсов.  http://school-collection.edu.ru/

2. Образовательная система школа 2100  http://www.school2100.ru/

3. Архив учебных программ и презентаций  http://www.rusedu.ru/

4.Литературные викторины и кроссворды http://www.skazvikt.ucor.ru/

Особенности класса

Количественный состав класса 29 человек.  По итогам тестирования при планировании работы на 2015 -2016 год учтены следующие аспекты:

- определение главной мысли текста;

- анализ произведения с точки зрения определения скрытого смысла.

По итогам проверки техники чтения 14 учеников читают более 100 слов, 12 человек – от 80 до 100 слов, 3человека (Крупнов Саша, Ефимов Егор, Федюкина Татьяна) читают до 60 слов.

     

Данная рабочая программа по литературному чтению разработана  с учётом особенностей класса.  При её составлении учитывался  существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д.

Цифровые образовательные ресурсы

1. Единая коллекция образовательных ресурсов.  http://school-collection.edu.ru/

2. Образовательная система школа 2100  http://www.school2100.ru/

3. Архив учебных программ и презентаций  http://www.rusedu.ru/

4.Литературные викторины и кроссворды http://www.skazvikt.ucor.ru/

Формы организации деятельности обучающихся.

- индивидуальная;

- парная;

- самостоятельная

- дистанционная

Формы контроля

- тесты;

- контрольная работа;

- самостоятельная работа;

- проверка техники чтения

                           

Изменения, внесённые в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса

Изменено количество часов на изучение произведений,  включённых в программу, так как учебным планом предусмотрено 2 часа в неделю.

         Календарно-тематический план по литературному чтению

2015/2016 уч. год (68ч.)

             

урока

  Дата

                            Названия разделов. Темы уроков.

Характеристика

деятельности учащихся

Раздел 1. Любимые книги   4ч

Аудирование

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, уч-ся; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.). сюжет; описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.

1

Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий.  Т   

2-3

Фантастическая повесть. Е.Велтистов «Приключения Электроника».    Т

4

Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада». Т

Раздел 2. У истоков русской детской литературы 14ч

5

Зарождение литературы. Летопись. А.Пушкин «Борис Годунов»(отрыв.). Н.Кончаловская «В монастырской келье узкой…»  Т

6

«Повесть временных лет». «Расселение славян»  Т

7

Славяне и их просветители. «Изобретение славянской азбуки» Т

8

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого Т

9

«Поучение» Владимира Мономаха детям. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице»  Т

10

Путешествие 1.17 век. Чудов монастырь. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия

11

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина  Т

12

Обобщение по разделу (древнерусская литература 11 – 17 вв.) Проверочная работа № 2. Т

                                                   13

Путешествие 2. Конец 17 в. «Детские годы Багрова-внука»(гл.1)

14

С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» - автобиографическое произведение (гл. 2-3) Т

15

А Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих предков и первейших лет моей жизни» Т

16

Статьи Н. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума» Т

17

Детские стихи А. Шишкова. Образ «идеального» ребенка в рассказе А.Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь»

18

Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы в 11-17 вв. Проверочная работа № 3. Т    

Раздел 3. 19век. Путешествие продолжается  19ч

Чтение

Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонации, тон и темп, ставить логическое ударение.

Декламировать стихотворения, отрывки прозы.

Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,

концептуальную.

Формулировать основную мысль текста.

Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.

Находить ключевые слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.

Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

Анализировать структуру книги.

19

Путешествие 3. Москва начала 19 века. И Крылов «Слон и Моська»     Т

И. Крылов «Квартет». Характерные особенности жанра басни Т

20

Путешествие 4. 1828 года. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица…»

21

А. Погорельский «Черная курица…»  Т

22

Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей?

23-24

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане..»  Т

25

В. Жуковский «Спящая царевна»

26

Литературные сказки. Поэтическое состязание Пушкина и Жуковского (обобщение)  Т

В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В. Даля), «Кузовок» (игра)  Т

27

А. Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей»)

   28

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

29

Поэты 19 века о природе. Стихи А. Толстого, А Плещеева  Т Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе  Т

   30                    

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»  Т

31

Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне. Учебные книги

32

Л. Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»  Т

33

Практикум «Учусь читать художественную прозу»  Т

34

К. Ушинский «Столица и губернский город»  Т

К. Ушинский «Деревня и уездный город»,«Проселочная дорога»Т

К. Ушинский «Наше Отечество» Т

35-36

А. Куприн «Слон»  Т

37

Обобщение по разделу. Проверочная работа № 5  Т

Раздел 4. Век 20. Новые встречи со старыми друзьями

38

Путешествие 8. (В… библиотеку). Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки».

39

 Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки».                               Т

40

Путешествие 9. Петроград. 1923 г. Редакция «Воробья». Житков и Маршак

Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»  Т

41

К. Чуковский «Телефон»

42

«Обэриуты». Стихи Д. Хармса  Т

Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского

43

Путешествие 10. «Вокруг Маршака». С. Сивоконь «Везите все как есть, почитаем»

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге.

Конструировать монологическое высказывание.

Создавать устно текст – рассказ – характеристику героя.

Высказывать аргументированно своё отношение к прочитанному, к героям.

Культура письменной речи.

Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел, собирать материал, составлять план, редактировать текст.

Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.

Творческая деятельность.

Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация)

Иллюстрировать текст.

Писать творческие работы: сочинение по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге.

44

Е. Шварц «Два брата»  Т

45

Б. Галанов «Книжка про книжку» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему»

46

А. Толстой «Фофка»  Т

47

А. Толстой «Кот сметанный рот»  Т

48

М. Пришвин «Изобретатель»  Т

49

С. Маршак «Сила жизни»

50

Стихи Бёрнса, Киплинга

51

Путешествие 11. 1928 г. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» (отрывки). А. Барто «Снегирь»

52-53

Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом»  Т

54

Б. Галанов «Как  найти город Трех Толстяков?»  Т

55

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки!». Р. Фраерман «Гайдар и дети»

56

А.Гайдар «Тимур и его команда»

57

Путешествие 13. Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача»

58

В, Драгунский «Что любит Мишка»

59

Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Б. Заходера, Е. Благининой, Ю. Коринца

60

Стихи И. Токмаковой, Г. Сапгира  Т

61

Стихи Э. Мошковской, Э. Успенского

62

Стихи С. Черного, В. Долиной

63

Миниатюры Г. Цыферова. Обобщение по творчеству Г. Цыферова  Т

Стихи Н. Матвеевой

64

Практикум «Учусь читать лирический текст»  Т

65

Обобщение по разделу. Проверочная работа № 7  Т

66

Пьеса – сказка С. Козлова «Снежный цветок»   Т

67

Путешествие 15. Совсем молодые детские писатели. Интервью с К. Драгунской. К. Драгунская «Крайний случай»

К. Драгунская «Ерунда на постном масле!»  Т

68

Интервью с Тимом Собакиным. Т. Собакин «Цвет ветра», «До будущего лета», «Самолет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Литературное чтение" 1 класс УМК "ПНШ"

Рабочая программа для 1 класса по УМК "Перспективная начальная школа" с  УУД...

Рабочая программа по курсу "Литературное чтение", автор учебника- Н.А.Чуракова, 4 класс

Рабочая программа по курсу "Литературное чтение" в 4 клаасе по учебнику Н.А.Чураковой (система Л.В.Занкова). КТП составлена с учетом 2 часов в неделю....

Рабочая программа по курсу "Литературное чтение" 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена на основе авторской программы Литературное чтение Климанова Л.Ф., Бойкина М.В ./ «Школа России» Сборник рабочих программ.1-4 классы. П...

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Класс: 4 «Б» Ф.И.О. педагога:Матюшенкова А.В.

Программа составлена для учащихся , обучющихся по УМК "Школа 2100"....

Рабочая программа по курсу «Русский язык» Класс: 4«Б» Ф.И.О. педагога: Матюшенкова А.В

Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 4 класса составлена на основе программы начального общего образования по русскому языку для обучающихся четвёртого класса общеобразовательных шк...

Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.

Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР....

Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" класс 4 "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа учителя по литературному чтению для учащихся 4-го класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствие с требованиями ФГОС начального общег...