Урок по литературному чтению в разделе "Русские поэты". Тема урока: А.С. Пушкин "Зимний вечер"". 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Уханова Ирина Александровна

Исторический экскурс в жизнь и творчество Александра Сергеевича пушкина. На уроке углубленная работа над художественными средствами, расширение словарного запаса, умение чувствовать и понимать строй стиха, работа над выразительными средствами, визуальная и звуковая презентация на уроке, опережающая обучение, привитие любви к русскому слову, развитие монологической речи, высокий уровень восприятия поэзии, умение самостоятельно находить нужные строфы в ткане произведения, побуждаемые вопросами учителя, эврестическая беседа, постояная обратная связь между учителем и учениками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literaturnomu_chteniyu_3_klass.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Организационный момент

     Ребята сегодня на уроке нам предстоит продолжить знакомство с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Будет выразительно читать, учиться сопереживать чувствам поэта. На экране вы видите эпиграф – это главная мысль нашего урока. Мы вернемся к ней позже.

  1. Актуализация знаний. Повторение. Разговор о стихотворении «Зимнее утро»

     На прошлом уроке вы читали и разбирали стихотворение Пушкина «Зимнее утро». Вам нужно было выучить его наизусть

- Когда оно было написано (1829 году)

- Где находился поэт в это время? (Село Михайловское)

Да, он находился в родовом поместье.

- Что происходило в это время с поэтом.

(В это время он был влюблен в Наталью Николаевну Гончарову)

- Что чувствует влюбленный человек? Вы еще этого не испытали, но как вы думаете? (радость, веру в счастье, надежду, любовь)

Весь мир воспринимается в ярких тонах.

Прочитайте картины природы, которые рисует Пушкин и они созвучны настроению поэта.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Тем не менее, картины природы меняются.

- Что было вчера вечером или как пишет поэт «вечер», что значит вчера вечером.

- С какой интонацией мы прочитаем эти стороки?

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,

- Что значит мгла? (полумрак, света нет, темно)

Это слово встретится у нас ещё раз на уроке.

- Куда рвется душа А.С. Пушкина? (к свободе, которую он так любил и ценил, к воле, к простору, к любимым местам)

  1. Работа со словарем. Настрой на восприятие.

- Как называются произведения, в которых автор выражает свои чувства (лирика)

- А герой, от лица которого идет повествование (лирический герой)

- А здесь, кто лирический герой (Сам Пушкин)

  1. Первичное восприятие текста

     А сегодняшнее стихотворение тоже лирическое. Написано ранее в 1825 году там же в селе Михайловском. Только в это время поэт находился там в ссылке.

Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре. Вы уже работали с ним на уроках русского языка.

ЧИТАЮТ

Ссылка это не тюрьма, конечно, но человеку, находящемуся в ссылке, тем более такому свободолюбивому человеку как Пушкин было очень тяжело, ему было ещё запрещено появляться в Петербурге.

     Сейчас вы будете слушать это произведение в исполнении актера. Я бы хотела, чтобы вы почувствовали настроение Александра Сергеевича в его строках.

ЗВУЧИТ СТИХОТВОРЕНИЕ

- Что же вы можете сказать о чувствах поэта в этом стихотворении (безысходность, тоска, печаль, ничего не изменится)

     Как я рада, что вы учитесь сопереживать. Вы очень хорошие слова нашли. Первый шаг, к понимаю поэзии, вы уже сделали.

  1. Вторичное восприятие текста. Разбор непонятных слов.

     Прочитайте стихотворение сами, с карандашом в руках и отметьте непонятные вам слова.

КРОВЛЯ ОБВЕТШАЛАЯ (крыша старенькая)

СОЛОМОЙ ЗАШУМИТ (крыли бедные  дома)

ПУТНИК ЗАПОЗДАЛЫЙ (долго был в пути, не успел к месту назначения, таких людей принято было пускать в дом, они застигнуты непогодой)

ВЕТХАЯ ЛАЧУЖКА (избушка небольшая)

ВЕРЕТЕНО (палочка, на которую наматывали пряжу)

     А как же А.С. Пушкин в ней оказался? А вам сейчас расскажу. Вся семья Пушкиных уехала, поэт остался один в большом доме, который сложно было протопить. Одиночество легче перенести с родным человеком, с няней.

     Вот даже прочитав только эти слова, еще я суда добавлю слова мгла, о котором мы с вами говорили в начале урока, оно очень хорошо встает в этот ряд. В литературе они называются ключевыми. Мы можем представить картину, происходящую за окном, а также о том какое состояние у поэта.

  1. Работа с художественными средствами

Прочитайте первую строфу.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То,
как зверь, она завоет,
То заплачет,
как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг
соломой зашумит,
То,
как путник запоздалый,
К нам в окошко
постучит.

- Какие художественные средства использует поэт (олицетворение). А ещё? (сравнение)

Обратите внимание, как выстроена строфа, как нужно её прочитать, чтобы передать интонацией звуки ветра.

ЗВУКОВОЙ РЯД

Давайте вместе. Молодцы!!!

- Почему сравнение, то, как зверь она завоет, то заплачет как дитя? (ветер то стихает, то вновь набирает силу)

- Какие чувства возникают в душе любого человека? (страх, пугается, душа его мечется). Настроение поэта находится в созвучие с природой.

- Где в это время находится Пушкин, прочитайте мне, пожалуйста.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.

- Как вы думаете, а почему автор называет её ветхой лачужкой, ведь она скажем так и не была очень уж старенькой (чтобы показать незащищенность человека перед природой, перед её разгулом)

- А почему печальна? (монотонность завывания ветра, тоска в душе)

  1. Разговор о родном человеке, который скрашивает одиночество

     В домике с няней, с родным человеком Пушкину легче переносить одиночество, ссылку, суровую зиму.

ПОРТРЕТ НЯНИ

Взгляните в лицо этой женщины, Арины Родионовны.

- Что вы можете сказать о ней? Ведь у каждого из нас на лице написаны наши душевные качества.

- А она какая? (Добрая, мудрая, любящая)

Ребята я нашла стихотворение, в котором говорится о том, как няня относилась к поэту, о её любви к нему.

А кто он ей?

Не сын, не внук –

Дитя господское. И все же

Арина чуяла: барчук

Ей был на свете всех дороже.

Все ребятишки хороши,

Дай бог им крепкого здоровья!

Во всех не чаяла души.

Но этот был ее любовью.

     А.С. всегда ценил и чувствовал эту любовь. Он любил её больше чем родную мать.

- Прочитайте, как он к ней обращается? (подружка, друг, старушка)

- Какой суффикс употребляется в словах, обращенных к ней (ушк)

- А что вы знаете об этом суффиксе (он уменьшительно-ласкательный)

- Значит, как оно относился к ней? (с нежностью, с любовью)

КАРТИНА ПУШКИН И НЯНЯ

- Как вам кажется, почему в такой позе Пушкин сидит за столом? (он слушает няню)

(пишет стихи, думает, в стихотворении есть подсказка)

- Как вы думаете, что она ему рассказывает, о чем он её просил? (может, пела или рассказывала)

Найдите эти слова в тексте. Прочитайте.

Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Арина Родионовна рассказывала ему сказки, которые слышала от своих деревенских родных, бабушек. Она же ведь была из крестьян.

- Как называется такое творчество, ведь она не читает ему книгу (устное народной творчество, фольклор).

     Александр Пушкин потом художественно оформлял эти сказки, и они становились авторскими.

- Какие сказки Пушкина вы знаете?

Прочитайте выразительно.

  1. Роль стихотворений А.С. Пушкина в нашей жизни

     Эпиграф. Как вы его понимаете?

Стихи Пушкина если вы захотите, будут рядом  с вами всю жизнь, почему? (красивые, мелодичные, напевные, в них есть ритм, рифма)

Ведь его уже давно нет на земле, а его произведение читают и перечитывают многие поколения людей.

- Как мы можем назвать авторов, чьи произведения живут и нужны людям и сейчас и будут нужны вашим детям. Таких творцов называют классиками.

НА ДОСКЕ

- Кого вы можете назвать в этом ряду (Лермонтов, толстой, Чехов, Есенин)

Творчество классиков сберегаются людьми.

Стихи Пушкина переведены на многие языки мира.

     Его творчество, знают в разных уголках нашей земли. Многие произведения А.С. Пушкина положены на музыку.

     Послушайте отрывок стихотворения «Зимний вечер» положенного на музыку.

     А недавно, посещая Русский музей, вы видели памятник Пушкину на площади искусств, тоже известный во всем мире, его автор скульптор Аникушин. Этот памятник, как и адмиралтейская игла, является символом нашего города.

ИЗОБРАЖЕНИЕ

- Как вы думаете,  в какой момент Аникушин изобразил Пушкина (читающего свои стихи). Его рука как бы обращена к потомкам.

Вы молодцы ребята.

     Мне кажется, что чувства поэта стали понятны и вам. Значит вы стали умнее, взрослее.

Спасибо Вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир глазами поэтов. Конспект урока по литературному чтению в 1 классе

урок посвящен теме олицетворения в стихотворениях русских поэтов и проходит в форме беседы с элементами исследовательской работы. ...

Методическая разработка урока по литературному чтению ."Стихи русских поэтов"

Зима – удивительно прекрасное своей белизной и чистотой время года. Русская зима воспета в народных песнях, в музыке композиторов. На полотнах жи...

Конспект урока по литературному чтению с презентацией по теме "Первопечатник Иван Фёдоров" для 3 класса

Данная методическая разработка составлена по УМК "Школа России" для 3 класса, тема "Первопечатник Иван Фёдоров", в разработке есть презентация и присутствует ссылка на фрагмент из исторического фильма...

Конспект урока по литературному чтению. «Стихи русских поэтов о зиме».

Конспект урока по внеклассному чтению для учащихся 3 класса....

План урока по литературному чтению на якутском языке. Тема урока: Николай Якутскай «Дьукаахтыылар».

План урока  по литературному чтению на якутском языке.  Н.Г. Золотарев-Якутский "Дьукаахтыылар"...

Методическая разработка урока по литературному чтению с презентацией на тему "Ещё мама" А.Платонов (3 класс)

      Методическая разработка урока по литературному чтению с презентацией на тему "Ещё мама" А.Платонов для 3 класса к УМК "Школа России" в форме урока-иссле...