Разработка урока литературного чтения Г.Сенкевич "Янко-музыкант"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Аннотация: данный урок проводился в 4 классе ( 3 четверть). На предыдущем уроке дети знакомились с биографией писателя Г.Сенкевича, происходило первичное знакомство с данным произведением, проводилась большая словарная работа. На данном уроке происходит глубокое осмысление содержания данного произведения. Урок проходит интересно, ребята активно работают в парах, принимают участие в обсуждении. «Изюминкой» урока является живая музыка (игра на скрипке) при помощи которой дети эмоционально «переживают» судьбу Янко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_senkevich_yanko-muzykant.doc56.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка урока литературного чтения

Урок разработала и провела: Детина Наталья Михайловна,

                                                  Пермский край, г. Березники

Класс: 4 ( программа «Школа России»)

Тема: Г.Сенкевич «Янко-музыкант»

Цель:

Создание условий для формирования системы знаний: соотнесение новой информации с уже имеющимися знаниями, учить анализировать поступки героев, их эмоциональное состояние, прививать нравственные качества.

Личностные УУД: высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

Познавательные УУД:  знакомить с историей России через литературное произведение; осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.  

Регулятивные УУД: анализировать текст, формулировать ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи 

Оборудование: учебник, презентация, аудиозапись, скрипка, игра «Архаизмы», игра «Ответ – вопрос», схема, иллюстрации к произведению

Аннотация: данный урок проводился в 4 классе ( 3 четверть). На предыдущем уроке дети знакомились с биографией писателя Г.Сенкевича, происходило первичное знакомство с данным произведением, проводилась большая словарная работа. На данном уроке происходит глубокое осмысление содержания данного произведения. Урок проходит интересно, ребята активно работают в парах, принимают участие в обсуждении. «Изюминкой» урока является живая музыка (игра на скрипке) при помощи которой дети эмоционально «переживают» судьбу Янко.

Ход урока:

1) Орг.момент

2) Актуализация знаний

Игра «Архаизмы» ( соедини слово с его значением)

поденщица

человек, который контролирует работу в хозяйстве помещика

подпасок

крыша

приказчик

работница, которая занята временным трудом

корчма

помощник пастуха

кровля ( трактир)

дощечки

дранки

столовая

3) Мотивация к учебной деятельности

- Я хочу пригласить вас в картинную галерею, которая поможет нам окунуться в атмосферу тех событий, о которых будем говорить на уроке. Кто из вас знает название и авторов данных картин? ( Василий Григорьевич Перов «Тройка», Владимир Егорович Маковский «Свидание»)

- Что общего у этих репродукций? ( показании тяжёлая жизнь детей в царской России после отмены крепостного права)

- Портреты каких литературных героев вы бы поместили рядом? Почему? ( Ваньки Жукова и Янко)

4) Выборочное чтение

 - Сегодня на уроке мы обсудим и постараемся понять жизненный путь нашего литературного героя - … ( Янко)

- Характеризовать предлагаю по определённой схеме:

Внешний облик героя

                                                                      Герой ( персонаж)

- Выберите самые точные слова, характеризующие Янко ( родился слабым, хилым; кое-как дотянулся до десяти лет; худой и загорелый; зимой сидел за печкой и плакал от холода или от голода; мать любила его по-своему, но часто поколачивала)

- Мы представили ещё раз этого «слабого» ребёнка

-Какой выбор делает ребёнок уже с детских лет? Чем Янко отличался от других ребят? ( повсюду слышал музыку) ( дети прослушивают музыкальный фрагмент)

- Какие слова и действия подтверждают то, что этот выбор он сделал на всю жизнь? ( ни о чём другом и не думал; всё играло; весь лес играл; даже ветер играл на вилах; его били, ругали, но он забывал о боли, т.к. музыка наполняла всё его существо)

- Был ли одинок наш Янко? ( среди людей – да, но главные единомышленники – это природа)

- Какие инструменты привлекли внимание мальчика? ( скрипки)

- Где он впервые услышал скрипку?

- Как он их слушал? ( притаившись)

- Представьте себя на месте этого мальчика. Какие звуки вы бы услышали, прислонившись к стене одного дома? ( люди поют, пляшут). Какое желание у вас бы возникло? ( поглядеть на скрипку)

- Рассмотрим внутреннее состояние героя:  

Внешний облик героя

                                                                      Герой ( персонаж)

Внутреннее состояние героя

- Что происходило в душе у мальчика?  Зачитайте строчки автора ( Что бы он дал за то, чтобы иметь скрипку. Если бы хоть раз дали ему в руки что-нибудь подобное!)   показ скрипки

- Сравните, как звучала настоящая скрипка в корчме и его, самодельная ( настоящая – тихо, чудесно; самодельная – пищала, словно комар)

5) Работа в группах

 Игра «Ответ – вопрос» ( по данному ответу дети должны составить вопрос)

1) «Мать его, бедная подёнщица, перебивалась со дня на день, словно ласточка под чужой кровлей…» ( Кем была его мать?)

2) «Мамка, там в лесу что-то иглало: ой! ой!

А мамка ему на это:

- Заиграю я тебе, заиграю! Дождёшься!

И задавала ему иногда «музыку». ( Как относилась мать к выбору сына?)

3) Увидал его однажды приказчик, как стоит он с растрёпанными волосами и слушает ветер, играющий на вилах, увидал и, сняв ремень, отстегал его, чтобы помнил» ( Как относился к Янко приказчик?)

4) «Всё же он играл на скрипке из дранок и конского волоса с утра до вечера, хотя столько за это получал тумаков, что стал похож на побитое зелёное яблоко» ( Как относились люди к увлечению Янко?)

5) «Разве он знал, что с ним сделают? Только когда Стах разложил его в сарае на земле и, задрав рубашонку, вытянул розгой со всего размаху, - только тогда Янко крикнул…» (Какое наказание получает Янко за то, что осмелился прикоснуться к чужой скрипке?)

6) Выборочное чтение

- Почему мальчик играл на своей скрипке с утра до вечера, хотя его постоянно наказывали за это? ( велика была страсть к музыке; был музыкально одарён с детства)

- О чём мечтал Янко? ( приобрести скрипку; хоть один раз взять её в руки и рассмотреть  вблизи)

- Какой она ему казалась? ( струящей серебряный свет; волшебной)

- Почему автор говорит, что мечта приобрести скрипку не привела его к добру? ( Янко погибает)

- Мне хочется, чтобы вы послушали строки стихотворения, благодаря которым  можно задуматься о своём жизненном пути ( стих читает наизусть ученик):

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому-то,

Кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

7) Самостоятельная работа детей по характеристике поступка героя

- Составляя портрет нашего героя, хочется обсудить с вами действия, или … ( поступок)

внешний облик героя                                                                                 поступок

                                                                      Герой ( персонаж)           содержание  

внутреннее состояние героя                                                              мотив поступка

                                                                                                             авторское отношение

 Содержание ( без разрешения господ приблизился к настоящей скрипке)

Мотив поступка ( огромная любовь к музыке)

Авторское отношение ( сочувствует, жалеет, переживает)

- Можно ли было как-то изменить сложившуюся ситуацию в жизни? ( для Янко – нет, т.к. для бедных деревенских детей не было возможности обучаться на музыкальных инструментах)

8) Мысленный эксперимент с образом

- Если бы мы смогли изменить  трагический конец этого рассказа и вообразить, что Янко жив: что бы вы себе представили, какую картину?

9) Живая мелодия на скрипке

- Я предлагаю послушать живую мелодию и мысленно представить жизненный путь нашего героя.

10) Личностное отношение

- Но увы, Янко не суждено было остаться в живых. Выскажите личное отношение.

внешний облик героя                                                                                  поступок

                                                                      Герой ( персонаж)             содержание  

внутреннее состояние героя                                                                 мотив поступка

                                                                                                              авторское отношение

                                                                                                            личностное отношение

11) Выявление главной мысли рассказа. Итог урока.

- А у кого из вас есть мечта? Есть ли у вас возможность воплотить её?  Что для этого надо?

- Есть ли у нас в классе дети, которые серьёзно относятся к своим увлечениям?

- Какие ещё примеры из жизни вы можете назвать?

- Я не напрасно спросила вас об увлечениях и достижениях детей. Мне хочется, чтобы вы осознали: чему учит  это рассказ? ( на примере этого произведения мы поняли, что сейчас для нас имеется много возможностей воплотить свою мечту в жизни, а раньше для одарённых детей не было этой возможности)

12)  Домашняя работа

- Подготовить характеристику героя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"

План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...