Урок по литературному чтению «Хитрый шакал» (УМК «Перспективная начальная школа»)
план-конспект урока по чтению на тему

Гурьянова Наталья Ивановна
Тема урока: Индийская народная сказка «Хитрый шакал» («Сказка-ложь, да в ней намёк…») Цель: продолжить формировать умение анализировать художественное произведение (жанр – сказка). Задачи: 1) образовательная: - продолжить работу по формированию навыков чтения (правильного, выразительного, осмысленного, беглого); - выявить особенности сказок как литературного жанра; - учить понимать эмоциональный настрой произведения; - учить умению оценивать поступки героев; 2) развивающая: - развивать умение самостоятельно работать с текстом; - развивать читательское умение предопределять содержание; - развивать речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное; - формировать представление об Индии; - развивать эмоциональность, артистичность; 3) воспитательная: - воспитывать нравственные качества личности ребёнка; - воспитывать интерес к чтению; - уважать другие народы; - создать творческую атмосферу сотрудничества в классе. Основные понятия, формируемые на уроке: лента времени, просто древняя, менее древняя и бродячая сказки, справедливость Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс (авторы : Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская), компьютер, колонки, медиатека, ватман, фломастеры, маски, ладошки для рефлексии, проект дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_skazka_hitryy_shakal.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №93»

Урок по литературному чтению «Хитрый шакал»

(УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

        Составила:

        учитель нач. классов,

        Гурьянова Н.И.

        Новокузнецкий городской округ

Тема урока: Индийская народная сказка «Хитрый шакал» («Сказка-ложь, да в ней намёк…»)

Цель: продолжить формировать умение анализировать художественное произведение (жанр – сказка).

Задачи: 1) образовательная:

- продолжить работу по формированию навыков чтения (правильного, выразительного, осмысленного, беглого);

- выявить особенности сказок как литературного жанра;

- учить понимать эмоциональный настрой произведения;

- учить умению оценивать поступки героев;

2) развивающая:

- развивать умение самостоятельно работать с текстом;

- развивать читательское умение предопределять содержание;

- развивать речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное;

- формировать представление об Индии;

-  развивать эмоциональность, артистичность;

3) воспитательная:

- воспитывать нравственные качества личности ребёнка;

- воспитывать интерес к чтению;

- уважать другие народы;

- создать творческую атмосферу сотрудничества в классе.

Основные понятия, формируемые на уроке: лента времени, просто древняя, менее древняя и бродячая сказки, справедливость

Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс (авторы : Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская), компьютер, колонки, медиатека, ватман, фломастеры, маски, ладошки для рефлексии, проект дома.

Ход урока

  1.  Мотивационный этап

         Вот звонок нам дал сигнал:

         Поработать час настал.

         Так что время, ребята, не теряем

         И работать начинаем.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика

- Чтобы разговаривать, надо выговаривать

  Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

- Прежде, чем приступить к работе, я предлагаю сделать зарядку, но не совсем обычную. Зарядку для лёгких, голоса и языка, чтобы подготовиться к выразительному чтению.

1. Задуйте свечу.

- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух, задувая одну большую свечу.

- А теперь представьте, что на руке стоят две свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните двумя порциями, задувая каждую свечку.

- Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

2. В цветочном магазине.

- Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
3. Медвежата.

-  Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать.

- Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук [м]и [м`]. « Мам, меду бы нам, мам, молока бы нам».

                                                Тихо сели, спинки прямо.

                                                Вижу класс наш хоть куда,

                                                Ну, начнём урок, друзья!

  1. Целеполагание
  1. Нацеливание

                                                 Вот вижу я добрые лица,

Меняются звуки, и краски…

Тихонько скрипит половица,

                                                По классу ходят…

Звучит клип «Сказки гуляют по свету»

- Итак, какова наша главная цель урока, ребята?

- Я предлагаю вам сегодня следующие задачи:

  • вспомнить (все самое главное)
  • научиться (новому)
  • применить (свои знания)
  • продемонстрировать (себя с самой лучшей стороны).
  1. Структура сказок

ПЕРВАЯ ЗАДАЧА УРОКА – ВСПОМНИТЬ ВСЁ САМОЕ ГЛАВНОЕ

- А что такое сказка? (вымышленная история со счастливым концом и победой добра над злом)

Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль.

Построение дома сказок на плакате (выбери нужное)

- Сказок много разных, но все они построены по одинаковым законам. Каждый автор, как строитель, должен соблюдать определённые правила. Сегодня будем строителями и попробуем построить дом сказок(фундамент, дом, крыша)

- Вспомним признаки сказок. Что есть в любой сказке? (Зачин).

- Действия, которые происходят в сказке, называем... (Развитием событий)

- Ну и чтобы дом был завершён, осталось поставить только крышу. Как в сказках называем последнюю часть? (Концовка).

  1. Классификация сказок (Составление кластера).

– Вспомните, на какие группы делятся сказки по способу их создания, по содержанию, по времени написания.  Результаты оформим в виде кластера.

– Давайте проверим (выслушиваются ответы, сверяются с таблицей на экране)

  1. Признаки древних сказок (работа в группах: 1гр. – самые древние, 2гр. – просто древние, 3 гр. – менее древние).

1гр. - самые древние (задание для первой группы учащихся) сказки объясняли все самое важное: почему у животных именно такая внешность, почему они именно так себя ведут, как и откуда все в мире происходит; кроме того, по построению – это сказка-цепочка.

2гр. - просто древние (задание для второй пары обучающихся) сказки учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.

3 гр. - менее древние (задание для третьей пары учащихся) сказки учат человека быть добрым и справедливым.

Проверка – Слайд 4.

Вместе - бродячие сказки (фронтально). 

Бродячие сказки рассказывают похожие в разных уголках земного шара истории.

  1.  Актуализация знаний и фиксация затруднений. Подготовка к первичному восприятию

ВТОРАЯ ЗАДАЧА УРОКА – НАУЧИТЬСЯ НОВОМУ

     1.Нацеливание.

Уже давно идёт урок.
И говорить о сказке
Все в класс приглашены.

– Ребята, какой жанр напомнили вам строки, которые я сейчас произнесла? (Японские стихи хокку.)

- Япония находится очень далеко от нас, но и сказки, которые мы читали и будем читать, также собраны со всего земного шара.

- Ребята, сказки каких народов вы уже читали?

2. Биография сказки.

- Откройте учебник на с.89 и прочитайте, откуда пришла сказка сегодня к нам на урок?

- А гостья сейчас расскажет нам немного об этой стране (доклад +географическая  карта)

3. Составление обложки произведения

- Составьте, пожалуйста, обложку этого произведения+ рассмотрите иллюстрации (название, кто написал, о чем сказка, тема сказки).

- Применяем те знания, которые повторили: сказка – народная, о животных, просто древняя или менее древняя?

- Строим предположения:

А. Кто герои сказки? (рассмотрите иллюстрации)

Б. Кто из них главнее? Как догадались? (тигр более крупный на иллюстрации).

В. О чём будет сказка?

Г. Значит, сказка просто древняя по времени создания?

  1.  Физминутка «Делай как я!»

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите – ка вприсядку,

Повернитесь вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз! Вверх!

И затем вы наклонитесь!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг.

На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг!

И снова стой.

Глубоко теперь вздохните.

Сядьте тихо, отдохните,

Всё в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

  1. Работа с информацией, построение выхода из затруднения.

ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА УРОКА – ПРИМЕНИТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ

1.Первичное восприятие сказки

- Сейчас первую часть сказки «Хитрый шакал» прочитает вам мастер слова, а вы внимательно следите по учебнику  и проверяйте, все ли в сказке моменты совпадают?

- И обязательно помечайте непонятные слова и выражения.

2.Проверка первичного восприятия сказки

- Совпадает ли прочитанная часть сказки с вашей в учебнике? Почему?

- Какие непонятные слова и выражения вам встретились? (красная ладошка).

- Понравилась ли вам первая часть сказки, которую вы сейчас прослушали?

- Какие чувства кипели в ваших сердцах?

3. Составление кластера по данной сказке (с доказательством).

  1.  Аналитический. Самостоятельная работа, самопроверка.

1. Анализ 1 части

- Назовите главных героев прочитанной части сказки?

- Какие герои занимают промежуточное место в сказке? (нейтральные герои)

- Какое магическое число появляется в сказке?

- Что хотят выяснить главные герои в сказке?

- А что такое справедливость?

- Кого встречают герои на своём пути?

- Что они им отвечают? Найдите и зачитайте.

2. Чтение по ролям отрывков

- Ребята, давайте, прочитаем по ролям диалог путника и тигра.

- Что нам поможет правильно прочесть слова каждого героя? (интонация и выразительность)

- А кто нам поможет выразительно прочитать этот диалог? (автор)

- Сколько учащихся понадобится для прочтения этого диалога? Почему?

3.Работа над развитием речи и творческих способностей учащихся (маски)

Игра «Журналисты»  (дети задают вопросы главным героям сказки).

4. Игра «Дофантазируй» (работа в группах)

1 группа: Как бы вы изменили сюжет сказки, чтобы путник не оказался в такой ситуации выбора, как сейчас?

2 группа: Ребята, попробуйте дофантазировать оставшуюся часть сказки так, чтобы она стала менее древней.

3 группа: Какие пословицы и поговорки  будут подходить к этой части сказки? Почему? (выбирают нужные пословицы о доброте и справедливости)

Труд кормит, а лень портит.

Злая мысль самому навредит.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Сделал добро, а получилось зло.

Кончил дело – гуляй смело.

Порядок бережёт время.

  1. Включение «открытия» в систему знаний. Рефлексивный

1. Итог урока.

- Сказку какого народа сегодня начали читать?

- Сказка авторская или народная? Почему?

- Назовите главных героев сказки?

- Что нового узнали на уроке? Чему научились?

2.

- «Злой не верит, что есть добрые люди» - это одно из высказываний вами выбранных.

- Доброе слово, доброе сердце – это цветы человеческой души. Так не будем же скупиться, давайте будем щедро каждый день дарить их окружающим!

- И давайте начнём прямо сегодня?!

- Посмотрите, что лежит в нашем сундучке? (Сердце)

- Значит, где находится вежливость и доброта? (В нашем сердце)

- А чтобы нам стало сегодня чуточку теплее, подарим наши тёплые добрые сердца друг другу.

Под музыку дети дарят друг другу и гостям сердечки

   - А закончить сегодняшний урок я хотела бы такими словами:

                                             Не стой в стороне равнодушно,

                                             Когда у кого-то беда.

                                             Рвануться на выручку нужно

                                             В любую минуту всегда.

2.Рефлексия (ладошки)

- Ну, а сейчас, ребята, я хочу, чтоб каждый из вас дал оценку своей работе.

- Перед вами ладошки красного и зелёного цвета:

 А.  Кто сегодня слушал и запоминал, ни минуты не терял - покажите ладошку зелёного цвета.

 Б. Кто испытывал затруднения при работе, покажите ладошку красного цвета.

 -Вы все получили удовольствие от этого урока. Я очень этому рада!

 3.Домашнее задание.

ЧЕТВЁРТАЯ ЗАДАЧА – ПРОЯВИТЬ СЕБЯ С ЛУЧШЕЙ СТОРОНЫ

А. Отметки. (ПРОЯВИЛИ себя с лучшей стороны…)

Б. Домашнее задание. Дочитать сказку до конца.

Спасибо за работу! Урок окончен.

             

- Тигр, почему ты попал в клетку?

- Тигр, почему ты такой свирепый?

- Путник, зачем вы расставляете капканы для животных?

- Тигр, почему ты не веришь в то, что есть справедливость на земле?

-Тигр, поможет ли мне такое качество, как справедливость, в жизни?

- Попугай, почему удав съел твоих птенцов?

- Пальма, зачем кабан подрыл твои корни?

Приложение

Примерные вопросы к игре «Журналисты»:

  1. Здравствуйте! Я, … , из журнала « …», хочу обратиться с вопросом к Тигру: «Почему ты попал в клетку?». Заранее благодарен.
  2. Здравствуйте, меня зовут …., я из программы «…», у меня следующий вопрос к Тигру: скажите, пожалуйста, Тигр, почему Вы такой свирепый?» Спасибо.
  3. Здравствуйте! Меня зовут …., я из программы «…», у меня созрел вопрос к многоуважаемому Путнику: зачем вы, люди,  расставляете капканы в лесах. Спасибо.
  4. Я из программы « …», зовут меня …. У меня вопрос  не к главным героям, а к рассказчице:  Анастасия, с каких слов начинается зачин сказки (т.е. начало сказки) и какова  её концовка. Зачитайте, пожалуйста. Очень Вам благодарен за ответ.
  5. А я, Диана Максимовна, из программы «…», хочу обратиться к Вам, богатый мужик. Вот бедный мужик ясно и понятно хотел поправить своё материальное положение , ему хотелось хотя бы хлеба получить, а зачем вы принесли этот гостинец, вам тоже нечего есть?» Спасибо.
  6. Здравствуйте, уважаемые гости из прошлого! Я, Анастасия Петровна, из журнала «…» и у меня вопрос следующего плана к бедному мужику: что помогло вам принять такие  мудрые решения при делёжке гусей? Спасибо  (и боязнь остаться без хлеба и денег, и русская смекалка).
  7. Здравствуйте, я,  Елизавета Николаевна, из программы «…», хочу поинтересоваться у доброго барина: почему Вы не рассердились на бедного мужика, ведь он два раза забирал себе большую часть гусей, а Вас обманывал? Спасибо.
  8. Здравствуйте! Я, Владимир Андреевич, из программы «…», хотел бы тут же поинтересоваться у барина: за что же Вы наказали тогда богатого мужика, он Вас даже ни разу не обманул, а просто не смог разделить гусей? Спасибо.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)

“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...

Карта урока - проекта литературного чтения 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Творческий проект урока литературного чтения в 1 классе по теме " Как на тоненький ледок". Цель проетка- создание единых образов в литературном, музыкальном и художественном жанре....

Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс. УМК «Перспективная начальная школа»

Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс. УМК «Перспективная начальная школа»...

Урок литературного чтения во 2 классе ( перспективная начальная школа). Тема: А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало…» Цели: - спомощью системы вопросов и заданий к стихотворению Пушкина

Урок литературного чтения во 2 классе ( перспективная начальная школа).Тема: А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало…»Цели:-  спомощью системы вопросов и заданий к стихотво...

Презентация к урок у литературного чтения «Снежная королева» (УМК «Перспективная начальная школа». 4 класс)

Презентация к урок у литературного чтения «Снежная королева» (УМК «Перспективная начальная школа». 4 класс)...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа".Тема урока: Сергей Козлов "Красота". Поход в Музейный Дом А. Дюрер "Травы"....