Урок по литературному чтению во 2 классе.Тема: Сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Колесова София Сергеевна

Тема: Сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Класс: 2.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель: познакомить с авторской сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

Оборудование. Портрет В.Ф. Одоевского; выставка книг;

1) Предметные: формировать умения у учащихся полноценно воспринимать художественный текст; развивать умения определять тему, главную мысль произведения.

2) Личностные:

– развивать умения высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

– формировать умения адекватно оценивать свою работу.

3)Метапредметные:

1.Регулятивные:

– развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2.Коммуникативные:

– развивать умение слушать и понимать речь других;

– развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3.Познавательные:

– развивать умения извлекать информацию из  иллюстраций, текстов;

– развивать творческое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literat.chteniyu_odoevskiy.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе (1 четверть 2013-2014 уч.года)

Тема: Сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Класс: 2.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель: познакомить с авторской сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

Оборудование. Портрет В.Ф. Одоевского; выставка книг;

1) Предметные: формировать умения у учащихся полноценно воспринимать художественный текст; развивать умения определять тему, главную мысль произведения.

2) Личностные:

– развивать умения высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

– формировать умения адекватно оценивать свою работу.

3)Метапредметные: 

1.Регулятивные:

– развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2.Коммуникативные:

– развивать умение слушать и понимать речь других;

– развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3.Познавательные:

– развивать умения извлекать информацию из  иллюстраций, текстов;

– развивать творческое мышление.

Этапы урока

Учитель

Ответы учеников

1. Организация класса

-Здравствуйте ребята! Садитесь. Вы готовы к уроку? Посмотрели друг на другу, улыбнитесь своему соседу. Теперь я вижу вашу готовность у уроку чтения.

2.Проверка домашнего задания.

-Дома вы должны были выучить отрывки из сказки А.С. Пушкина. Кто готов?  

3. Объяснение нового материала.

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на выставку. Посмотрите, какие книги перед вами.

- Прочитайте названия произведений

- Знакомы ли вам эти книги?

- Как вы думаете, почему урок я начала с выставки?

- Что общего может быть у этих произведений?

- На какие группы вы бы распределили эти сказки?

- Сюжеты сказок с нашей выставки очень близки по содержанию сказке, с которой мы познакомимся сегодня.

- Откройте учебники на с 41 и прочитайте название сказки.

-  Кого вы сразу представили?

Кто такой Мороз Иванович? О чем пойдет речь в сказке?

– Каким вы себе представили Мороза Ивановича?

– Откуда я узнала, что это сказка?

– У сказки есть автор. Прочитайте фамилию автора.

 - Кто из вас читал сказки В. Одоевского? Какие?

Рассказ об авторе с опорой на презентацию

«Владимир Федорович Одоевский – необыкновенный человек».

«Какой чудесный старик!» – написал об авторе книжки «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» один из литературных критиков. А старика на самом деле не было. Дедушка Ириней – вымышленное имя, под которым выпустил сборник сказок Владимир Фёдорович Одоевский. Он был необыкновенным человеком: знал философию и математику,  физику и химию. Был музыкальным критиком и сам писал музыку. Собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А ещё очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей. Свои сказки он всегда заканчивает словами: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление».

С творчеством этого замечательного автора мы сегодня начнем знакомство.

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 41. Вы догадываетесь, о чём будет эта сказка?

- Почему так думаете?

- У этой сказки есть эпиграф. Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл.

Прочитайте на доске эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся».

– Что нам помогают понять эти слова?

– Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке?

– А теперь будем внимательными, чуткими слушателями, умеющими слышать волшебное слово сказки.

- В тексте встретятся слова, значение которых может вызвать у вас затруднения. Попробуйте в парах обсудить значения этих слов

рубить платки –
студенец –
горница –
почивать –

Откройте рабочие тетради и проверьте правильность своих суждений.

- Вот теперь значения всех слов понятны и мы начинаем знакомство со сказкой.

Вопросы после чтения 1-й части

– Говорят ли имена девочек об их делах?

 

- Что означает слово рукодельница?

- Давайте обратимся к толковому словарю

Женщина, занимающаяся рукодельем. Мастерица, искусница в этом деле.

- Какие в нём два корня?

– Есть ли зачин у сказки?

– Почему Ленивице было всегда скучно, а Рукодельнице некогда было скучать?

– Когда мы говорим считать мух?

 

- В прямом или переносном смысле использует выражение автор?

 Чтение и анализ второй  части сказки

– Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца?

– Впереди у героини сказочная дорога, на которой её ждут испытания. Сколько чудес с ней может случиться?

 

– Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём попросил?

– Каким вы увидели Мороза Ивановича? Совпадает ли описание этого героя автором с вашими предположениями в начале урока?

– С чего началась их встреча?

– Как Рукодельница могла бы вернуть ведёрко?

– Как вы думаете, выдержит ли девочка все испытания старика?

– Чтобы проверить наши предположения, читаем дальше.

– Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу?

- Какое слово вместо «замерзли» использует автор?

– Сколько вопросов задала девочка старику? 

 Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича?

– Как отблагодарил её дед?

Чтение и анализ четвертой части сказки

После чтения 1–2-го абзацев:

– Что наказывала нянюшка Ленивице?

– Справится ли она с работой? Почему?

После чтения 4-й части.

– Было ли вам смешно, когда читали эту часть? Что вас рассмешило?

– Что значит «платье не починено да и бельё не выштопано»?

– Справится ли она с этой работой?

– Понравилась ли вам Ленивица? Какой вы её себе представляете?

После чтения 5-й части:

– Чем наградил Ленивицу старик?

– Почему?

– С кем произошла сказочная история?

– Какими впечатлениями вам хотелось бы сейчас поделиться?

– Было ли что-то в сказке, что вас обрадовало? Огорчило?

– Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку?

– Что же оценил Мороз Иванович?

– Какие пословицы подходят к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»?

- Есть предложение, в котором заключается мудрая мысль «Какова твоя работа, такова тебе и награда».

– Какую близкую по значению пословицу вы знаете?

Русская народная сказка «Морозко», сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица», «Бабушка Вьюга»

Это сказки. Наверное, у них похож сюжет

Написано после заголовка.

Человек ничего не получает, если не работает. Еще в старину люди так думали, так думают и сейчас.

Да, нам уже по именам понятно, какие девочки по характеру, как они относятся к работе

Девочка, которая умеет хорошо выполнять какую-то работу

рук- и дел- – т.е. всё умеет делать руками.

Есть, но он совсем не похож на народный. В сказке реально существующий мир – дом, в котором живут героини: Рукодельница и Ленивица.

Рукодельница рано вставала и работала, а Ленивица не могла найти себе занятие.

Когда бездельничают или ротозейничают.

Автор использует выражение в прямом смысле, подчёркивая лень девочки, пустоту и ненужность её дел.

Она уронила ведерко.

Три – число, которое управляет сказкой, признак волшебного мира

Печка с пирожком, яблонька, Мороз Иванович. Они попросили ее о помощи.

Попросить об этом Мороза Ивановича

Нет. У нее очень замерзли руки

Окоченели

Три. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.

Взбила перину, приготовила обед

Мороз Иванович дал ей за работу горсть серебряных монет и бриллиантовую заколочку

Вернуться домой с деньгами

Смеялись, когда читали о том, как Ленивица приготовила обед

Одежда не пригодна для ношения, с дырками.

Он вместо пятачков дал ей лед

Она была ленивая, ничего не хотела делать)

С двумя девочками – Рукодельницей и Ленивицей

Она не умела ничего делать, была ленивой, грубой.

Ум, внимание, трудолюбие.

«Мало хотеть – надо уметь»,

«Семь раз примерь, один раз отрежь».

«В большом деле и маленькая помощь  дорога».

 «Сделав худо, не жди добра»,

«Что испёк, то и кушай»,

«За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь».

Что посеешь, то и пожнёшь.

4. Закрепление материала.

– Вспомните основную задачу любой сказки.

– Как вы поняли, что в первую очередь пытался оценить в своих героях автор нашей сказки – Владимир Федорович Одоевский?

Задача любой сказки – раскрыть характер, поступки, мысли и чувства человека, оценить, что хорошо, что плохо.

Отношение к работе, желание прийти на помощь.

5.Выствление оценок.

– Вы сказали, что главная мысль сказки заключена в словах «Какова работа, такова и награда». Я вам предлагаю вспомнить вашу работу на уроке и самим себе определить награду. Если вы считаете, что работали на урок в полную силу, возьмите себе в подарок ведерко зеленого цвета, если не все получалось – желтого, если считаете, что работали не очень хорошо, больше слушали ответы товарищей, чем отвечали сами – красного цвета.

Спасибо вам за работу!

6. Домашнее задание

Выделить самый яркий для вас эпизод сказки. Объяснить, чем он привлёк ваше внимание. Подготовить пересказ этого эпизода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 3 класс Тема: Африканская сказка «Гиена и черепаха», алтайская сказка «Нарядный бурундук» - сравнительный анализ.

Урок составлен по УМК "Перспективная начальная школа", учебнику "Литературное чтение" автора Н.А. ЧУраковой....

Литературное чтение 2 класс ТЕМА: БОГАТЫРСКАЯ СКАЗКА «СКАЗКА ПРО ИЛЬЮ МУРОМЦА»

Урок соответствует календарно-тематическому планированию, третий в разделе «Сказочные богатыри».  Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

урок литературного чтения с презентации по сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович"

Поможет провести на уроке сравнительный анализ героев сказки с использованием презентации....

Методическая разработка технологической карты урока литературного чтения по теме:"Авторская сказка В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович""

Данная разработка технологической карты урока литературного чтения по теме:" Авторская сказка В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович"" составлена в соответствии с современными требованиям...