Произведения А.И.Куприна. Рассказ «Барбос и Жулька».
презентация урока для интерактивной доски по чтению (4 класс) на тему

Бубина Ольга Эдуардовна

Цели урока:

  1. Познакомить детей с рассказом А.Куприна «Барбос и Жулька».
  2. Отрабатывать навык осознанного, беглого, правильного, выразительного чтения.
  3. Учить анализировать поступки героев, с целью выявления мотивов поступков.
  4. Воспитывать такие чувства как: сострадание, сопереживание, желание иметь друзей. Формировать навыки сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuprin_barbos_i_zhulka.doc52 КБ
Файл kuprin_barbos_i_zhulka.pptx2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Произведения А.И.Куприна. Рассказ «Барбос и Жулька».

Учитель: Бубина О.Э.

Цели урока:

  1. Познакомить детей с рассказом А.Куприна «Барбос и Жулька».
  2. Отрабатывать навык осознанного, беглого, правильного, выразительного чтения.
  3. Учить анализировать поступки героев, с целью выявления мотивов поступков.
  4. Воспитывать такие чувства как: сострадание, сопереживание, желание иметь друзей. Формировать навыки сотрудничества.

Оборудование:

Компьютер, проектор.

Оргмомент

Проверьте готовность к уроку…

Постановка учебной задачи.

Биография Куприна (подготовленный ученик)

Чтение рассказа учителем и подготовленным  учеником.

Посмотрите, пожалуйста, на доску и попробуйте догадаться,  что мы с вами будем сегодня делать на уроке?

(Познакомимся с творчеством писателя –Александра Ивановича Куприна и его произведением «Барбос и Жулька»)

Фамилия Куприн происходит от названия речки в Тамбовской губернии. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было и четырех лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме. Мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион.

  Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре. Несколько позднее – на самолете едва не погиб, когда самолет начал падать.

  Носился с рыбаками в бурю в старой лодке. Спускался в скафандре на морское дно. Случалось ему работать корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его зоркий взгляд всегда светится добротой, любовью, талантом.

  Творчество Александра Ивановича Куприна дышит любовью к Родине, трудолюбивому народу, щедрой природе,  могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах.

На обложке книги мы видим, что нарисована только одна собака. Как вы думаете, это Барбос или Жулька?

Давайте прочитаем этот рассказ и проверим себя.  Подумайте, почему Куприн называет этот рассказ не «Барбос», не «Жулька», а «Барбос и Жулька»

-Какое впечатление  на вас произвел рассказ?

Анализ произведения

 Итог урока.

-Какие отношения были у Барбоса и Жульки?

Составление сравнительной характеристики.

Давайте обратимся к тексту  и сравним внешность и характер собак. Прочитайте, как выглядел Барбос. Озаглавьте этот отрывок. (Внешность Барбоса). С чем сравнивает автор шерсть Барбоса? А его уши? Прочитайте, что обозначают эти слова.

Сталактит – имеющий форму сосульки спускающийся с потолка пещеры известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

Фестон – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок.

Прочитайте, как выглядела Жулька. Озаглавьте этот отрывок. (Внешность Жульки).

Физминутка. Зарядка для глаз.

-А теперь послушайте вопрос, над которым нужно подумать. Почему описание внешности Жульки занимает одно предложение, а описание внешности Барбоса – целый абзац?

 Автор настраивает читателя на необычность, незаурядность Барбоса и на правильность, обычность Жульки.

        -Скажите, а эти две собаки отличались только внешностью? Давайте назовём черты характера персонажей. Для этой работы будем использовать выборочное чтение. Вы называете черту характера и доказываете цитатой из текста.    

        Сделайте вывод. Да, внешность и характеры собак различны.

        Послушайте вопрос, над которым нужно подумать. Почему А.И. Куприн в начале новеллы рассказывает о разной внешности собак, затем снова большое внимание уделяет описанию разности характеров? К какому выводу подталкивает нас автор?

        Да, Барбос смелее, наглее, драчливее, значит, он должен быть героем рассказа, он должен совершить что-то необычное. А что же произошло на самом деле? Кто из собак совершает незаурядный поступок?

         Анализ кульминационного момента.

Мы подошли к кульминации, к самому напряжённому моменту рассказа. Кто ворвался во двор? Бешеная собака – это больное животное.        (Ученик читает небольшое сообщение о бешенстве.)

Теперь вы знаете, чем опасно это заболевание. Вот почему все, даже Барбос, боялись бешеной собаки.

        Попробуйте передать голосом напряжённость ситуации. Перечитаем момент столкновения Жульки с бешеной собакой. Первое предложение мы прочитаем вместе.

        Жулька совершила необычный поступок. Маленькая, несмелая, очень воспитанная собачка выгнала из двора чужого больного пса. Но за свой поступок Жулька поплатилась здоровьем: она заболела. Как автор описывает болезнь собаки? Чем была она больна? Бешенством? Кто хочет поспорить и найти предложение-доказательство?

         Выразительное чтение отрывка.

Закройте глаза. Послушайте музыкальный отрывок и подумайте, какой части рассказа созвучна музыка Баха. Под музыку дети отвечают на вопросы:

Зачем Жульку отнесли в сарай?

Как Барбос прощался со своим другом?

Как все узнали о смерти Жульки?

Прочитайте конец рассказа.

Почему рассказ назван «Барбос и Жулька»? (Об отношении двух собак – верности, преданности.)

Какая иллюстрация больше подойдёт к этому произведению.

        

Ребята, а, может быть, вы назовёте ещё произведение о верности и преданности друзей-животных? Правильно, это быль Л.Н. Толстого «Лев и собачка».

                Ребята, что в отношениях двух собак вас тронуло? Удивило?     Запомнилось? Дома приготовьте сравнительное описание Барбоса и Жульки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Куприн «Барбос и Жулька » литературное чтение 4 класс Бубина О.Э.

Слайд 2

Александр Иванович Куприн писатель корреспондент воздухоплаватель л ётчик в одолаз р ыбак г рузчик

Слайд 3

А.Куприн «Барбос и Жулька »

Слайд 4

А.Куприн «Барбос и Жулька » Сталактит – имеющий форму сосульки спускающийся с потолка пещеры известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

Слайд 5

А.Куприн «Барбос и Жулька » Фестон – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок .

Слайд 6

А.Куприн «Барбос и Жулька » Барбос большой лохматый н еаккуратный смелый н езависимый бесстрашный г ордый верный трусливый Жулька м аленькая т онконогая д еликатная з астенчивая в ежливая н ежная д ружелюбная с мелая бесстрашная

Слайд 7

А.Куприн «Барбос и Жулька » Бе́шенство — инфекционное заболевание, вызываемое вирусом бешенства. Вирус бешенства вызывает воспаление головного мозга у животных и человека. Передаётся со слюной при укусе больным животным.

Слайд 8

А.Куприн «Барбос и Жулька » Учимся читать выразительно Попробуйте передать голосом напряжённость ситуации

Слайд 9

Подведём итог урока Какое произведение о верности и преданности друзей-животных вы знаете? А.Куприн «Барбос и Жулька »

Слайд 10

А.Куприн «Барбос и Жулька » Домашнее задание Подготов ьте сравнительное описание Барбоса и Жульки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по рассказу А.И.Куприна "Барбос и Жулька"

Тест по рассказу А.И. Куприна" Барбос и Жулька" для обучающихся 4 класса содержит 14 вопросов с выбором ответа, с полными ответами, с подтверждением ответов....

Произведение А.И. Куприна "Барбос и Жулька" (УМК "Начальная школа XXI века")

Тема урока: Произведение А.И. Куприна «Барбос и Жулька»Цели урока:- познакомить учащихся с произведением А. Куприна «Барбос и Жулька»- создать условия для первичного знакомства с произведением, обеспе...

Тест по литературному чтению по рассказу А. Куприна "Барбос и Жулька"

Тест по литературному чтению по рассказу А. Куприна "Барбос и Жулька"...

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе на тему: Рассказ И.А.Куприна "Барбос и Жулька"

Название презентации: рассказ И.А.Куприна "Барбос и Жулька". Презентация составлена для проведения урока литературного чтения в 4 классе. Количество слайдов :14 слайдов с вопросами и ответам...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «ТЕМА ДРУЖБЫ И ВЕРНОСТИ В РАССКАЗЕ А. КУПРИНА «БАРБОС И ЖУЛЬКА»

Данный методический материал может быть использован педагогами для организации образовательной деятельности обучающихся 4 класса по предмету «Литературное чтение» в соответствии с учебно-м...