рабочая программа учебного курса "Литература Алтайского края" 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Курс  "Литература Алтайского края" для младших школьников( 3класс  )направлен на знакомство учащихся с произведениями алтайских писателей и поэтов , раскрывает весь спектр литературы для детей  в её идейно-тематическом, видо-жанровом и эститетическом многообразии.Обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка, воспитывает любовь к малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_altayskogo_kraya.docx39.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №1  ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА»

«Рассмотрено»

руководитель МО

протокол №

от «    »               2015г.

«Согласовано»

заместитель  директора

по УР

__________М.А.Жукова

«    »               2015г.

«Утверждено»

Директор

___________В.Д.Ремпель

приказ №

от «     »                    2015г.  

       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«Литература Алтайского края»

3 класс

34ч

 

Составитель: Сивер Александра Ивановна,

Хамова Ольга Владимировна

учителя  начальных классов

2015г

Завьялово

                                         1 Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Литература Алтайского края»

 для 3 класса составлена   на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г), Основной образовательной программы  начального общего образования МБОУ ЗСОШ №1 , программы «Литература Алтайского края» для 3 класса .Н .В. Пичугиной (2009г)  , Положения о Рабочей Программе  МБОУ ЗСОШ №1 (2015г)

  1. Общая характеристика курса  «Литература Алтайского края»

Курс «Литература Алтайского края» раскрывает  весь спектр литературы для детей алтайских писателей и поэтов в её идейно – тематическом, видо-жанровом и эстетическом многообразии. Произведения алтайских писателей и поэтов отличаются содержательностью, проникнуты особой любовью ко всему окружающему, написаны ярким, самобытным языком.  

  1. Цели и задачи

       Цель : знакомство учащихся с произведениями алтайских поэтов и писателей.
   Задачи: 
- вызвать интерес к чтению путём знакомства с произведениями своих земляков;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
-обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт ребёнка, прививать любовь к «малой Родине»;

 1.3. Место курса «Литература Алтайского края» в учебном плане

Преподавание  учебного  курса ««Литература Алтайского края» представляет распределение учебных часов в соответствии с  Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ ЗСОШ №1 , учебным планом  (ФГОС  НОО)   Преподавание рассчитано на изучение учебного  курса «Литература Алтайского края» в 3 классе в объеме 34ч (1 час в неделю).

2 . Результаты освоения  курса  

В процессе освоения содержания программы учебного  курса   «Литература Алтайского края»  учащимися 3 класса достигаются а)личностные  б) предметные  в) метапредметные результаты

Личностные

  • смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов;
  • основы гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
  • эмоционально­личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

Метапредметные:

  • умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
  • умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;
  • умения устанавливать логическую причинно­следственную последовательность событий и действий героев произведения;
  • умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Предметные результаты

-владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь установить смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать еѐ своими словами;

- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа;

-пользоваться понятиями и названиями алтайской культуры; приводить примеры устного народного творчества края (2 - 3); приводить примеры произведений писателей Алтайского края (2-3); сравнивать на элементарном уровне сюжет и художественные средства произведений устного народного творчества края и России

- знать названия, темы и сюжеты 2 – 3 литературных произведений писателей Алтая;

знать наизусть не менее 5 стихотворений алтайских поэтов; - знать не менее 2 – 3 алтайских сказок и легенд, уметь их пересказывать;

 - уметь полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, уметь продолжить ответ;

  1.  Содержание учебного курса

Планирование и структура учебного содержания предметного курса соответствуют содержанию и структуре УМК ««Литература Алтайского края»» для 3 класса  Пичугиной Н. В.  

Учебный план

Класс

Объем учебного предмета

Раздел / глава программы

Количество учебного времени

3 класс

34ч

Устное народное творчество Алтая


Писатели горного Алтая

Дыхание осени

Уроки и переменки

Животные в нашем доме

Поёт зима, аукает

На алтайской тропе

Песни родному краю

Писатели – детям»

Люби живое

О, весна без конца и без края»

Во имя жизни

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

Летние путешествия и приключения

  1. Поурочно-тематическое планирование

Тема  уроков

Тип урока

Элементы содержания образования (основные вопросы)

Устное народное творчество Алтая -2ч

1

Пословицы, загадки, приметы, легенда «О Телецком озере».

комбинированный

Сознательное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

2

Алтайская народная сказка «Лесная старуха».

комбинированный

Писатели горного Алтая - 2ч

3

А.Ередеев  «Любопытный ветерок» . К.Телесов «Цветы мигают».

комбинированный

Осмысливание заглавия произведение, его связь с содержанием произведения, главной мыслью.   Скрытый смысл заголовка,.

 Ответы  на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль.

4

А.Ередеев «Чертышке»

комбинированный

Дыхание осени - 2ч

5

М. Мокшин «Причуды осени»
Э.Тоюшев «Месяц гона маралов». Д. Сабынина «Осень- рыжая бестия», О.Заева «Осень», В. Тимофеева «Монолог осени».

комбинированный

Эстетическое переживание детьми прочитанных произведений (что почувствовали, о чем захотелось подумать).

6

Т Ашмарина «Осенний полёт» сказка. Л Гольцова «Осенний лес». Л.Кокышев «Последний лист».

комбинированный

Уроки и переменки-2ч

7


В.Озолин «Ученик Коровкин».

комбинированный

Нахождение в тексте слов, предложений для характеристики событий, места действия и т. д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, размышление  над поступками героя, над авторским отношением к нему.

8

М. Мокшин «Грамотей», «Библиотека»,Л.Батурин «Ноль».

комбинированный

Животные в нашем доме -3ч

9

В.Свинцов «Усыновление» В.Тимофеева «Щенок», 
Л.Белоусова «Дружок».

комбинированный

 Пересказ небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;

Выборочный  пересказу текста в форме рассказа,  устное словесное рисование с использованием слов, выражений из текста;

10

Л.Гольцова «Иван и Царевич».

комбинированный

11

М.Мокшин «Голубок».

комбинированный

Поёт зима, аукает -2ч

12

Н.Рубцов «Первый снег»,
О.Заева «Зима», «Свиристели»,
Э.Тоюшев «Месяц белых морозов»

комбинированный

Заучивание наизусть и чтение стихотворений, отрывков прозы (3-7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.

 

13

М.Длуговский «Пейзаж», М.Мокшин «Метелица», «Птичья столовая».

комбинированный

На алтайской тропе-2ч

14

В.Шишков «По Чуйскому тракту» Г. Горышин «Тропа», «Алтай», «Обь»,

комбинированный

Развитие умения писать по итогам чтения сочинения-миниатюры

15

Г. Горышин , «У подножья горы Карагай», «Затеси», 

комбинированный

Песни родному краю-2ч

16

Высказывания об Алтае.
М. Мокшин «Мечта». .Иноземцев «Признание в любви», «Скажи, Алтай». О.Свирина «Город мой», 

комбинированный

Ключевые слова в тексте. Ответы на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль.

17

Г.Рябченко  Пикет»,М.Длуговский «Старая берёза». В.Ковердяев «Над Телецким плывут в вышине облака…», И.Меликов «Над Катунью»,Г.Панов «Отчизна».

комбинированный

Писатели – детям -4ч

18

В.Бианки «Росянка – комариная смерть».

комбинированный

Прогнозирование содержания текста по заглавию, ключевым словам.

Основная мысль текста. Эстетическое переживание детьми прочитанных произведений (что почувствовали, о чем захотелось подумать).

19

Л.Ваганов «Царь Вадим».

комбинированный

20

М.Юдалевич «Если б вдруг исчезли книжки».В.Озолин «Как я стал для детей писать»

комбинированный

21

В. Новичихина «Лесной проказник».  С.Чепров «Страшило Бом».

комбинированный

Люби живое -4ч

22

В.Свинцов «Цветок шиповника».

комбинированный

Выборочная работа с текстами :, нахождение в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль.

23

В.Свинцов».«Ласточки».В.Сергеев «Вороны»,Н.Рубцов «Воробей»

комбинированный

24

Н.Черкасов «Деталь»,
Л.Мерзликин «Драчуны». В.Башунов «Лесные сторожа».

комбинированный

25

Г.Рябченко «Маленькая сказка о большой дружбе»

комбинированный

О, весна без конца и без края- 2ч

26

М.Мокшин «Жарки»,
Э. Тоюшев «Месяц оттепели»,
В.Тимофеева «Цветы цветут, трава растёт…», С.Чепров  «Художник…», Л.Белоусова «Майский день»

комбинированный

Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Формирование умения аргументировать свою точку зрения.

Высказывание своего отношения к прочитанному.

27

В.Бианки «Дед Мороз и Весна» сказка.  Л.Кокышев «Весна» А.Лещёв «По утрам ещё злятся морозы…»

комбинированный

Во имя жизни -2ч

28

С.Чепров «Город – герой»,
Р.Рождественский «Огромное небо»,А. Краснослободцев «Фотография»

комбинированный

Эстетическое переживание детьми прочитанных произведений (что почувствовали, о чем захотелось подумать).

Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики для характеристики героя:, размышление  над поступками героя, над авторским отношением к нему.

29

В.Нурдаева  «День защиты детей»,А.Мироненко «Печка – спасительница».

комбинированный

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок-3ч

30

Е.Лошкова «Настоящий мужчина»

комбинированный

Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте; размышление, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.

31

Л.Квин «Восьмое чудо света».

комбинированный

32

О. Заева «Кочка»В.Озолин «Чулан».

комбинированный

Летние путешествия и приключения-2ч

33

Н Павлов «Долгожданное лето» М. Мокшин «Жаркий день», «Лето»  Л.Батурин «В лесу».

комбинированный

Творческие работы — сочинение сказок, загадок, считалок.

34

Л.Гольцова «Подарок городу». Э.Тоюшев   «Месяц малой жары», И.Мухачёв «В долине», «В лесу». А.Промахов «Ливень», В.Новичихина «В бабушкином огороде»,

комбинированный

приложение  1

Лист корректировки рабочей программы

Дата урока по плану

Дата проведения по факту

содержание корректировки (тема урока)

Обоснование проведения корректировки

Реквизиты документа (дата и № приказа)

5.  Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

    5.1- нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 ;

Основная образовательная  программа начального общего образования  (МБОУ ЗСОШ №1)

    5.2 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

Программа «Литература Алтайского края 1-4 классы» Пичугиной Н.В., – Бийск , 2009 г.

Учебник: Т.А. Ашмарина, Н.В. Пичугина  «Алтайские жарки». - Хрестоматия по литературе Алтайского края, (Рецензенты: кандидат филологических наук, доцент кафедры методики начального образованияБГПУим В. М. Шукшина Т. А. Ашихмина , кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы БПГУ им . В. М. Шукшина О. С. Овчинникова)-составители: Т. А Ашмарина, Н. В Пичугина-Бийск: Издательский дом «Бия-2009г, -136с

5.3  Материально-техническое обеспечение:

Специфическое сопровождение.

  • Магнитная доска
  • Персональный компьютер
  • Мультимедийный проектор

Интернет –ресурс :   http://www.altairegion22.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Математика", 3 класс, УМК "Школа России"

Рабочая программа учебного курса "Математика", 3 класс, УМК "Школа России"...

Рабочая программа учебного предмета «Математика». 3 класс

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  примерной пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова»,  Самара: Издательство «Учебная...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 2 класс, по программе "Школа России", с учетом ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, требованиями основ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА» 3 класс на основе авторской программы М.И. Моро, С.И. Волкова образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП

Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования по математике, соответствующей Федеральному государственному образовательному...

Рабочая программа учебного предмета "Математика" 1 класс на 2022-2023 учебный год по обновленным ФГОС НОО

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы ФГОС НОО, используя конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/...

Рабочая программа учебного предмета "Музыка" 1 класс на 2022-2023 учебный год по обновленным ФГОС НОО

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы ФГОС НОО, используя конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/...