Литературное чтение 2 класс Сказка "Два Мороза"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Демина Татьяна Николаевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Два Мороза» ( русская народная сказка.)

   Цели: ознакомить с русской народной сказкой «Два мороза»,                        

отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать умения выделять

главное в тексте, способствовать воспитанию  трудолюбия.

                        Ход  урока:

  1. Организационный момент.

Посмотрим друг на друга, улыбнёмся соседу, учителю, гостям и начнём урок.

  1. Речевая разминка.     Слайд №1.

Улицей гуляет

Дедушка Мороз,

Иней рассыпает

По ветвям берёз

Ходит, бородою

Белою трясёт,

Топает ногами,

Только треск идёт.   С.Дрожжин.

Прочитаем с разной интонацией.

Определите жанр текста.  (Стихотворение).

О каком времени года говорится в стихотворении?  (О зиме).

  1. Мобилизирующий этап. Формирование темы урока. Слайд № 2.

      Я прочитаю несколько отрывков из знакомых вам произведений.  Отгадайте, что это за произведение и кто автор?

  1. «Были брат и сестра – Вася и Катя, у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти».

                                 ( Л.Н.Толстой.  «Котёнок»)

  1. «Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла не солоно хлебавши.»

                                  («Лиса и журавль». Сказка)

  1. «Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой.

                                  («У страха глаза велики» сказка).

         Подумайте, какой отрывок может быть лишним и по какому признаку?

(Лишний первый отрывок. Это рассказ. А вторые два это русские народные сказки). Сколько осталось произведений.  Два. Это будет первое слово в названии темы урока.

           -Определим вторую часть в названии темы урока.

                  Отгадайте загадку.   Слайд№ 3.

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы

И заросли роз?  (Мороз).

                   Сформулируйте тему урока полностью.

Тема урока:  «Два мороза». Слайд № 4.

Определите жанр произведения  (Сказка)

Итак тема урока:  Сказка Два Мороза.

Сформулируйте цель урока:   слайд № 5.

       (Познакомиться с русской народной сказкой «Два Мороза» ; учиться правильно, выразительно читать и анализировать сказку).

  Вернёмся к загадке. Что это за могучий волшебник?

   Учитель. Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока не придёт могучий мороз – зима не настанет. Явится он – мосты наведёт на реках, птиц и зверей загонит по гнёздам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать, ногами притопывать и приговаривать «Ай, да мороз!».

 (Вот как об этом волшебнике - мастере говорится в произведениях).

                                       4. Словарная работа.    Слайд №6

 - В сказке встретятся незнакомые слова. Посмотрите на слайд и прочитайте слова, объясните их значение.

   Бубенчик – металлический шарик с кусочком внутри, позванивающий при встряхивании.

Дровосек – человек, рубящий дрова.

 Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.

Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимающий обработкой земли.

По названию и данным словам попробуйте определить,  о ком сказка.

(О Морозах, купце, крестьянине).

    5.  Просмотр детского фильма «Два мороза».  Слайд № 7.

         -Кто из вас был более точным в предопределении сказки?

         -Почему это сказка?   (Морозы говорят).

Как решили позабавиться Два Мороза?

Куда едет купец? Крестьянин?

Как одет крестьянин? Купец?

Как мороз – Синий нос заморозил купца?

Удалось ли Морозу Красному носу заморозить  крестьянина?

Как повёл себя крестьянин,  когда ему стало холодно? Зачем он так сделал?

  1. Физкультминутка.

7.Чтение сказки по ролям.

-Сколько чтецов надо выбрать?

-С какой интонацией будем читать слова Мороза? (Купца? Крестьянина?– их нет).

Прочитаем сказку ещё раз.

– Обратите внимание на слова, помогающие понять, что это русская народная сказка?

  1. Почему это сказка?  Слайд № 8

-Есть зачин.

-Присутствуют типичные выражения для русских народных сказок:

«По чистому полю, по густому лесу».

«Свистнули, щёлкнули, побежали.»

«Ели я ноги унёс, до сих пор бока болят».

-Повторы: «Два мороза, два родных брата», «бил-бил», «колотил-колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи».

-Удалось ли главным героям людей заморозить?

Откройте тетради по литературному чтению и ответьте на вопросы теста: слайд № 9

ТЕСТ

  1. Что решили сделать братья Морозы?

А) поиграть

Б) порезвиться

В) позабавиться

  1. Богатый купец ехал?

А) с колокольчиками

Б) с бубенчиками

В) со звоном

  1. За кем побежал младший брат, Мороз – Красный нос?

А) за рыбаком

Б) за охотником

В) за дровосеком

  1. Какая у купца была шуба?

А) медвежья

Б) лисья

В) волчья

  1. Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка?

А) кнутом

Б) поленом

В) палкой

  1. Что по мнению старшего брата, Мороза – Синего носа, лучше шубы греет?

А) печка

Б) костёр

В) топор

Проверим ваши ответы!   Слайд № 10.

       9.   Работа в парах:  Выберите слова, которые описывают действия крестьянина? - + …. Купца? - V …… Какие слова остались? Действия кого описывают они?

Гуляли, кряхтит, едет, рубит, позабавиться, машет,  бежит, поморозить, лежит, выколачивает, кутается.

10. Творческая работа.  Слайд № 11.

 Игра «Найди пословицу». Собери из слов пословицы.

Карточка №1.

Землю, семь, раз, солнце, а, труд, отрежь, один, раз, красит, человека.

                  (Семь раз отмерь, один раз отрежь.

                   Землю солнце красит, а человека труд.)

Какая пословица больше подходит к сказке «Два Мороза»?

11.  Рефлексия. Составление кластера. Слайд № 12.

Найдите пословицу в произведении, которая выражает основную мысль сказки.

                              Топор лучше шубы греет.

                    - Выбери и продолжи любое предложение.  Слайд № 13.

- На сегодняшнем уроке я узнал…….

- На этом уроке я похвалил бы себя за …..

- После урока мне захотелось……

- Сегодня я сумел…………

        12.  Итог.  Слайд № 14.

Какое произведение сегодня читали?  (Два Мороза).

Кто автор?  (Русская народная сказка).

13. Домашнее задание.  Слайд № 15.

Пересказ сказки.

  1.  Кто у нас сегодня на уроке работал активно? Кому скажем спасибо?  Слайд № 16.

 Выставление оценок.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальная школа XXI века литературное чтение "Дети Деда Мороза"

Урок по литературному чтению во 2 классе...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения "Дети Деда Мороза"

Обогащение словаря детей словами по теме чтения. Формирование у детей навыков передачи голосом чувства, создания образов героев, навыков беглого чтения предложений по ролям, пересказывания сказки по г...

конспект урока по литературному чтению "Дети Деда Мороза" УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс

Данный урок разработан по технологии развития критического мышления через чтение иписьмо(РКМЧП)....

Презентация к уроку литературного чтения "Дети Деда Мороза" 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Презентация  к уроку литературного чтения "Дети Деда Мороза" 2 класс...

Презентация по литературному чтению сказка "Два Мороза"

Презентация для учащихся 2 -го класса по сказке "Два Мороза" для любого УМК...

Кроссворд по литературному чтению. В.Одоевский «Мороз Иванович»

Кроссворд по  литературному чтению.  В.Одоевский «Мороз Иванович» 2 класс.  УМК Школа 21 века...


 

Комментарии

Демина Татьяна Николаевна

Буду рада если кому то понравится