Стихотворения И. Гамазковой «Живая азбука» и С.Маршака «Автобус номер двадцать шесть
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Афанасьева Татьяна Валерьевна

Конспект урока по чтению 1 класс  "Стихотворения И. Гамазковой «Живая азбука» и С.Маршака «Автобус номер двадцать шесть"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_chteniyu.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

Тема: Стихотворения И. Гамазковой «Живая азбука» и С.Маршака «Автобус номер двадцать шесть».

Цель урока:

Познакомить учащихся с творчеством И. Гамазковой и С.Маршака; глубокий анализ стихотворения «Автобус номер двадцать шесть».

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • Повторить порядка букв Алфавита.
  • Выявить личный опят учащихся.
  • Продолжить знакомить детей о правильном чтении произведений.
  • Ввести в словарный материал детей сложные и непонятные слова, объяснить их суть для полного понимания.
  1. Развивающие:
  • Совершенствовать навыки хорошего чтения.
  • Расширить представления о творчестве С.Я. Маршака; «Занимательная Азбука».
  • Развивать мышление, речь, внимание.
  • Расширять представление о животном мире.
  • Повторить правила чтения прямой речи.
  1. Воспитательные:
  • воспитывать интерес к детской литературе на материале детских стихотворений С.Я.Маршака.
  • Воспитывать правила хорошего тона в общественном транспорте на примере стихотворения «Автобус №26».
  • Создать эмоциональный настрой на уроке чтения; Вызвать интерес у детей.

 

Материалы и оборудование:

  1. Конспект урока.
  2. Учебник Родная речь, 1 класс; Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова, В.Г. Горецский, 2004 год.
  3. Портреты И. Гамазковой и С.Маршака.
  4. Наглядный материал – «Азбука своими руками».
  5. Книги С. Маршака.
  6. Предметные картинки к стихотворению «Автобус №26».

План урока:

  1. Организационный момент 1минута
  2. Проверка домашнего задания:  3 минуты
  • Стихотворение «Кто как кричит?».
  • Беседа о писателе И. Гамазковой.
  1. Знакомство со стихотворением «Живая Азбука»  7 минут
  • Чтение стихотворения учителем.
  • Первичное восприятие стихотворения детьми.
  • Словарная работа.
  • Анализ стихотворения (наглядные пособия)
  • Восстановление порядка букв Алфавита.
  • Чтение стихотворения детьми по заданию учителя(закрепление).
  1. Беседа об Азбуке  3 минуты
  2. Физминутка  1-2 минуты
  3. Беседа о творчестве С. Я. Маршака: 3 минуты
  • Выставка книг Маршака.
  • Знакомство с книгой «Занимательная Азбука»

  1. Знакомство со стихотворением «Автобус номер двадцать шесть»:

10-12 минут

  • Чтение стихотворения учителем (с выражением)
  • Беседа по первичному восприятию стихотворения.
  • Сравнительный анализ произведений «Живая Азбука» и «Автобус номер двадцать шесть».
  • Глубокий анализ стихотворения: ответы на вопросы учителя.
  • Чтение стихотворения детьми по заданию учителя.
  1. Домашнее задание: 3 минуты
  • Инструктаж по выполнению домашнего задания.
  • Примерный показ «Азбука своими руками», выполненный учителем.
  1. Подведение итогов урока: 2- 3 минуты
  • Опрос детей о пройденном материале.
  • Впечатление от урока (положительные и отрицательные моменты)

                                                                                     35 мин. + 5 мин.=40 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент 

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Валерьевна. Сегодня я проведу у вас урока чтения. Давайте проверим готовность к уроку. Я вам загадываю загадки, а вы мне показываете ответ на загадку. Приготовьтесь.

1.Два братца через дорогу живут, друг дружку не видят. /Глаза/

2.Если бы не было его, не сказал бы ничего. /Язык/

3.Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает./ Книга/

4.Не лишился друг чтоб слуха,
Не кричи ему ты в.…/ухо /

Молодцы! Я вижу, что все  и всё готово к уроку!

  1. Проверка домашнего задания
  • Ребята! Я вам сейчас буду читать строчки их стихотворение, которое вы знаете, а вы заканчиваете эти строчки.

Учитель читает стихотворение « Кто как кричит?», а класс заканчивает строчки из этого стихотворения.

  • Ребята! А как называется это стихотворение?
  • « Кто как кричит?»
  • А вы не заметили ничего необыкновенного, когда заканчивали строки?
  • Да! Звери не правильно издавали звуки!
  • Молодцы! В веселых стихотворениях рифма подсказывает неверный по смыслу ответ. Это не страшно, но зато весело и смешно.

Гамазкова Инна в детстве хотела стать врачом. В семь лет ее любимой книгой был «Волшебник изумрудного города». Она веселая, остроумная и доброжелательная.

Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением Инны Гамазковой.

  1. Знакомство со стихотворением «Живая Азбука»

-Открываем свои учебники на странице 18( одни восемь). Прочитайте, какая большая тема урока.

  • Как хорошо уметь читать.
  • Да! Сейчас мы познакомимся со стихотворением «Живая Азбука». Я читаю, а вы внимательно слушайте и следите, потому что это стихотворение похоже на прошлое. Вы должны закончить фразу. Учитель читает стихотворение.
  • Ребята, а о ком говориться в этом стихотворении?
  • О животных!
  • Да! Каких животных вы назвали? Учитель читает предложения, а дети называют животное, вывешивая картинки на доску с животными.
  • Что же такого удивительного в этом стихотворении, ребята?
  • Звери не умеют разговаривать, а здесь они умеют.
  • Молодцы! Ребята, помоги мне! Я не знаю, кто же из животных ёжиться, а кто ёршится ?!
  • Ёжится – еж, а ершится – ерш.
  • Покажите мне, как ежится еж! Дети показывают.
  • А теперь покажите, как ершится ерш. Дети показывают.
  • Ребята! Запомните это! Еж не может ершиться, а ерш не может ежится!

А почему стихотворение называется «Живая Азбука»?

  • Наверно потому, что звери разговаривают!
  • Это тоже верно! Назовите мне первые буквы животных. Дети называют буквы, а учитель вывешивает на доску буквы, в том порядке, в котором дети называют.
  • Ребята! Как называется это стихотворение?
  • Живая Азбука.
  • Азбука. А что есть в азбуке?
  • Буквы. Алфавит.
  • Правильно, алфавит. Вот и поставьте в правильном порядке эти буквы.

Учитель меняет местами буквы, как называют  дети.

  • Давайте, вместе прочитаем буквы.  Хором читает класс.
  • А сейчас будим читать по цепочке, по две строчки, заканчивая предложения. Начинаем с 3 колонки, дошли до конца, читает опять 1 парта.

Класс читает стихотворение по цепочке.

  1. Беседа об азбуке

 

-Ребята! Вы недавно прошли целую азбуку.  Как вы думаете, что полезного она вам дала?

- Мы знакомились в буквами, потом научились читать и писать.        Там много красивых и интересных картинок.

  • Вы там читали интересные стихотворения, рассказы.

ФИЗМИНУТКА

VI. Беседа о творчества С. Маршака

- Ребята! Сейчас я вас познакомлю с новым для вас писателем Самуилом Яковлечем Маршаком. Учитель вывешивает портрет писателя.

Самуил Яковлевич Маршак — русский советский поэт. Родился в Воронеже в семье талантливого изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям. В гимназии учитель словесности привил любовь к поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Маршак писал детям сказки, стихотворения и загадки. Его стихи очень любят дети. И чему здесь удивляться! Ведь в стихах Маршака особый мир: яркий, разноцветный и радостный. Сейчас я вас познакомлю с его произведениями. Перечень книг, которые будут в наличие.

Эти книжки вы можете найти в библиотеке. Почитайте те, кто не читал их. Они очень интересные и забавные. У Маршака есть замечательная книга, а называется она «Занимательная Азбука». Ее страницы очень красочные, а так же занимательный материал. Много стихотворений на данные буквы. Вы обязательно прочитайте эти книги.

VII.  Знакомство со стихотворением «Автобус №26»

- Ребята! Посмотрите на страницу 19. Это одно из стихотворений С. Маршака, с которым мы сегодня познакомимся. Называется «Автобус номер двадцать шесть». Стихотворение большое, не такое сложное, но вы внимательно следите за текстом, особенно обращайте внимания на знаки препинания. Давайте сядем ровно, спинки прямые, ножки вместе. Учитель с выражением читает стихотворение.

О ком в этом стихотворении говориться?

- О животных, которые ехали в автобусе.

- А что здесь такого необычного?        

- Животные разговаривают и ездят на автобусе, пользуются общественным транспортом.

- Это действительно удивительно. Ребята! А вот чем похожи стихотворения «Живая азбука» на «Автобус №26»?

  • Там и там животные как люди. Разговаривают.
  • А что их различает?
  • В первом стихотворении звери более дикие, так как живут в лесах и норках, а во втором стихотворении они как люди. Второе очень смешное и непривычное. Там много разных животных.
  • А вы обратите внимание на каждую строчку в стихотворении «Автобус №26». Пробегитесь глазками и скажите, что связывает эти буквы?
  • Наверно, что каждая строчка начинается с названия животного?
  • Нет! Мы сегодня не однократно вспоминали про Азбуку и алфавит. Каждая строчка начинается с буквы Алфавита в определенном порядке. Давайте, вместе узнаем порядок этих букв. Все вместе читаем. Учитель с классом называет первые буквы в каждой строчке.
  • Кто мне скажет, правильно ли буквы выстроились в ряд?
  • В конце порядок неправильный.
  • Да, он не правильный, но нам это не важно, так как мы прочитали все буквы из алфавита. Ребята, а кто из животных не может обойтись без воды? Найдите и назовите тех животных, которые обитают в воде.  
  • Гиппопотам, дельфин, тюлень.
  • А теперь найдите их на картинке.  Назовите мне животных из первых четверостишья.
  • Баран, верблюд, волк, вол, гиппопотам.
  • А как эти звери зашли в автобус? Найдите ответ в тексте.

Класс работает с текстом.

- Найдите, что говорит индюк, козел, лиса и медведь.

Кто на ваш взгляд, был очень суров и невоспитан?

- Медведь.

- А приличные люди, в нашем случае животные, так ведут?

- Неет! Это не воспитанный медведь.

- Найдите в тексте, кто еще был не воспитанным в автобусе.

- Рысь, свинья, еж, тюлень, морж, удав, хорек  …

- А я вам не верю. Прочитайте мне строчки из стихотворения. Дети читают.

- Что сделал жираф?

- Он дернул за хвост удава, принял его за шнурок.

  • А почему, вы знаете?
  • Нет.
  • Раньше в автобусах были натянуты шнурки. Они служили как сигнал остановки. Пассажиры тянули за него, и раздавался звонок. Водителю был подан знак, чтобы он остановился на останове. Найдите мне жирафа на картинке и удава. Ребята! Прочитайте мне 4 четверостишье. И скажите: Кому петух пропел «Какой герой»?
  • Орлу!
  • Почему именно орлу?
  • Потому, что орел не боится медведя.
  • Ребята! А как пишутся названия зверей на письме?
  • С маленькой буквы!
  • Молодцы! Правильно, с маленькой буквы. В этом стихотворении, так получилось, что название животных начитается с новой строчки, или предложение. А вы знаете, что новое предложение пишется с большой буквы. Найдите мне названия зверей в стихотворении, которые напечатаны с маленькой буквы. Класс работает с текстом.
  • Найдите мне на картинке хорька, цыпленка, червяка и шмеля. А теперь найдите мне отрывок из стихотворения, как ведут себя эти звери. Дети читают отрывок.
  • Ребята, а все знают кто такой щегол? Учитель вывешивает картинку с названием птиц.

Щегол - Длина тела 12 см. Крылья чёрные с жёлтой полосой, темя чёрное или серое, вокруг клюва красное кольцо. Найдите эту птицу на картинке в учебнике.

Выпь - птица семейства цаплевых. Птицы похожа на цаплю. Вы ее быстро узнаете. Картинка на доске.

Найдите ее на картинке и в тексте.

Юрок - Величина вьюрка соответствует величине воробья. Они темного цвета. Картинка на доске.

Найдите мне его на картинке и в тексте.

Давайте полностью прочитаем эти 6 строк.

Ребята! Скажите мне, пожалуйста, кто закрыл свет выпи?

- Щегол  закрыл свет выпи, уселся он на окно.

- Так, но эму говорит, что закрыл он свет, а выпь говорит, что ей темно. Ребята, а найдите мне на картинке яка. Учитель вывешивает картинку с животным.

Як крупное животное с длинным телом, относительно короткими ногами, широкими, округлыми копытами и тяжелой, низко посаженной головой.

 Як похож на быка, но у быка рога отведены назад и нет какой густой шерсти. Но относятся к одному подсемейству.

Прочитайте мне 1 четверостишья на следующей странице. Чтение отрывка.

 Вы мне скажите, всех ли знали животных до прочтения этого стихотворения?

- Нет, да!

  • Вам было интересно увидеть этих животных?
  • Да!
  • Посмотрим на следующие четверостишье. Что до нас хочет донести писатель?
  • Что мы в транспорте не вели себя плохо и некультурно.
  • А с кем он сравнивает пассажиров в автобусе?
  • С ежом, с медведем, удавом и свиньей.
  • А что такого плохого сделали эти звери? Найдите подтверждение в тексте.
  • Еж спорил со свиньей; медведь сказал, что всех съест; удав кольцом сдавил свинью; свинья тоже спорила с ежом.
  • Молодцы! С. Маршак нам наглядно показал, что будет, если пассажиру будут себя так вести, как вели себя эти животные. Если вы будите некультурными и грубыми, то вас будут сравнивать с животными.

  Хорошо! Ребята! А какие знаки препинания вы видите в этом стихотворении?

  • Запятые; вопросительный знак, он один; вопросительные знаки, 11; двоеточие, дефис.
  • А как мы будем читать, если это будет восклицательный знак?
  • С восклицанием!
  • А когда вопрос?
  • В вопросительной форме.
  • А там где мы видим дефис (тире), что это означает?
  • Там Диалог.
  • То есть это чье-то высказывание, перед которым нужно остановиться и читать с выражением!  Сейчас будим читать стихотворение по одной строчке, по цепочке! Начинаем с 1 колонки. Читает класс по заданию учителя. Можно повторить чтение.

VIII. Домашнее задание 3 минуты

- У вас будет очень интересное и творческое задание. Сделайте свою маленькую азбуку. Каждую страницу посвятите одной букве. Нарисуйте рядом предмет, на который буква похожа. Раскрась рисунок. Подбери стихотворение. Мы сегодня разговаривали про азбуки и алфавит. Я вам рассказывала, что есть «Занимательная Азбука» С. Маршака. Есть и другие книжки, которые вам помогут. Сделайте красивую обложку для своей первой книжки. Посмотрите на мою азбуку. Я тоже сделала ее. Ее я назвала « Азбука своими руками». Конечно, вы ее будите делать не один-два дня, у вас на это уйдет неделя или 2. Не спешите сделать все сразу. Вспомните «Поспешишь, людей насмешишь!!!»

  1. Подведение итогов урока  2-3 минуты

- Что мы сегодня делали на уроке?

- С какими писателями познакомились?

  • Какие стихотворения читали и разбирали?

- Что вам понравилось на уроке?

  • Что не понравилось на уроке?

Общее подведение итогов учителем.

Поощрить тех, кто был активный на уроке!!!)))

 - Сегодня вы все молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 1 классе по теме "С.Я. Маршак "Автобус номер двадцать шесть"

Целевые установки урока (планируемые результаты):Предметные: знать, что такое выставка книг, как подбираются книги для выставки, осознавать назначение рубрики «Твоя библиотека», уметь выбирать книгу д...

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "Как хорошо уметь читать. «Автобус номер двадцать шесть. С.Я. Маршак" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "Как хорошо уметь читать. «Автобус номер двадцать шесть. С.Я. Маршак" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

С.Маршак "Автобус номер двадцать шесть"

Презентация к уроку литературного чтения для детей 1 класса...

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

Рабочий лист к произведению С. Маршака "Автобус номер двадцать шесть" для 1 класса...

Тема: "С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»" (1 класс)

Конспект по чтению. Тема: "С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»" (1 класс)...

План-конспект урока лит.чтения С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть"

План-конспект урока лит.чтения С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть"...