Урок литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России" на тему "Федор Тютчев "Есть в осени первоначальной"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Маркина Наталья Владимировна

Урок интерактивный...С презентацией...

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Урок литературного чтения. Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

ФИО (полностью)

Маркина

 Наталья Владимировна

Место работы

МОБУ «Новоладожская средняя общеобразовательная школа №2»

Должность

Учитель

Предмет

Начальные классы

Класс

2 класс

Тема и номер урока в теме

«Люблю природу русскую». Осень.

Урок в теме  второй.

Источники, используемые при подготовке к уроку, в т.ч. и учебник по предмету с указанием автора и года издания, перечень используемых ЭОР 

Учебник по литературному чтению

 2 класс. Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова

7-е изд.-М.: Просвещение,2016. УМК «Школа России». С.В.Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению. Москва «ВАКО» 2015. ЭОР: http://b.slave.festival.1september.ru/; http://uchitel47.blogspot.ru http://nsportal.ru// ; http://www.inksystem-az.com/

Цель  урока (дидактическая, предметная):  Познакомить учащихся со стихотворением Ф.И Тютчева «Есть в осени первоначальной…»; способствовать  формированию чувства любви к природе; умение видеть  прекрасное в окружающей  действительности.

  1. Задачи, направленные на формирование:                                                

- предметных знаний, умений и способов деятельности

- универсальных учебных действий (метапредметных и  личностных)

Предметные:

-формировать умения у учащихся полноценно воспринимать художественный текст;

-развивать умения определять тему, главную мысль произведения;

-развивать умения работать  с текстом стихотворения;

-развивать умения мыслить, рассуждать, делать выводы;

Познавательные:

-развивать умения извлекать информацию из иллюстрации, текста, из словаря;

-развивать творческое мышление;

Коммуникативные:

--развивать умения слушать и понимать речь других;

-развивать умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-умение сотрудничать в паре;

-умение читать вслух и про себя стихотворного  текста, понимание прочитанного;

Регулятивные:

--развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Личностные:

--развивать умение высказывать свое отношение к произведению, выражать свои эмоции;

-формировать умения оценивать свою работу.

  1. Тип урока: урок усвоения новых знаний
  2. Необходимое техническое оборудование: персональный компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор
  3. Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(подробно)

Деятельность ученика

(подробно)

Формируемые УУД

(конкретизировать УУД, ориентироваться на планируемые результаты по теме)

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1.

Эмоциональный настрой на урок.

Цель:Включение учащих

ся в деятель

ность на личностно-значимом уровне.

Слышишь, прозвенел звонок?

Начинается урок.

Потянули руки шире.

Раз, два, три, четыре.

Повернулись, оглянулись

И друг другу улыбнулись.

-Сядьте правильно.

Учащиеся садятся за столы.

Коммуникативные: Проявление эмоциональной отзывчивость на слова учителя

1 мин

2.

Речевая разминка.

Цель: Повторение изученного материала.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, рвет, сверху льет, а снизу метет.

- Прочитайте «жужжащим» чтением пословицу.

- Как вы ее понимаете?

-Работа над четким проговариванием.

-Прочитайте с интонацией удивления.

-Прочитайте с утвердительной интонацией.

-Прочитайте с интонацией раздражения.

-Прочитайте с интонацией восхищения.

-Прочитайте с веселой интонацией.

Ученики по карточкам  читают «жужжащим» чтением.

Ученики говорят о том, что с осенью приходит ненастье, то  идет дождь, то дует холодный ветер. Осенью опадают и кружатся листья.

Ученики читают с разной интонацией: удивления, утвердительной, раздражительной и веселой

Предметные: понимание  задание, как его надо выполнять.

Коммуникативные: сравнение  своих  ответов с ответами одноклассников, внимательное слушание  друг друга.

Личностные: умение высказывать свои эмоции; умение оценивать свою работу

3 мин

3.

Введение в тему урока.

Цель:

Организация коммуникативного взаимо

действия;мо

тивировка учащихся к учебной дея

тельности посредством эмоциональ

ной обста

новки.

На фоне музыки П.И. Чайковского «Времена года» учитель читает стихотворение, записанное на доске.

Скинуло кафтан зеленый лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

Осень, в шубу желтую одета,

По лесам с метелками прошлась.

Раструбили журавли по рощам,

Будто осень замуж собралась.

Верба платье в озере полощет.

Лисью шапку примеряет вяз.

Д.Кедрин

-Какое время года описано в стихотворении?

-Прочитайте в стихотворении приметы осени.

-Как вы понимаете «Скинуло кафтан зеленый лето»?

-А что такое  кафтан? Обратимся к толковому словарю  русского языка.

-Предположите, что хотел сказать автор предложением

«Осень, в шубу желтую одета,
По лесам с метелками прошлась» ?

-Что значить «Лисью шапку примеряет вяз»?

-Как описывает автор вербу? Что она делает?

-Что значит полощет?

-Плакучая верба растет у водоемов и свои веточки низко наклоняет над водой или прямо в воду, словно «полощет».

-Автор Д.Кедрин для придания красоты использовал специальные средства выразительности. Он представил осень. вербу и вяз в образе живых существ, использовал слова в переносном значении.

-Рассмотрим ваши рисунки к уроку. Какая же осень?

-Осень - удивительная пора, заставляющая писать стихи, рисовать пейзажи на осеннюю тему, сочинять стихи и рассказы.

Ученики слушают чтение учителем стихотворения.

Ученики отвечают, что в стихотворении описано время года: осень.

Приметы осени: отсвистели  жаворонки; осень в шубу желтую одета; лисью шапку примеряет вяз.

Ответы детей: У лета был зеленый кафтан, лето поменяло зеленый кафтан на  другой – разноцветный.

Ученики: «Кафтан- это старинная мужская долгополая верхняя одежда».

Ответы учащихся: « Осень вся в нарядах желтого цвета раскрасила весь лес.

Осень подмела листья в лесу.

Ученики говорят, что листья у вяза  стали цвета лисьего меха.»

Ученики отвечают: «Верба платье в озере полощет»

Ученики :  полоскает, как белье.

Осень красивая, волшебная, золотая. Дождливая, хмурая, грибная.

Познавательные:структуирование речевого высказывания в устной форме.

Предметные:

 -развивать умения определять тему, главную мысль произведения;

-развивать умения работать  с текстом стихотворения;

-развивать умения мыслить, рассуждать, делать выводы;

Коммуникативные: использование речи для регуляции своего действия; построение монологического  высказывания;формирование умения полноценно воспринимать текст.

Регулятивные:приня

тие учебной задачи

3 мин

4.

Работа по теме урока.

Цель:

Организо

вать  коммуникативное взаимодействие; научить учитывать разные мнения; использовать речевые средства для решения языковых и коммуникативных задач.

1. Проверка  домашнего задания

-Прочитайте свои тексты об осени.

Выступление детей

Предметные: понимание задание, как его надо выполнять. Коммуникативные: сравнение своих  ответов с ответами одноклассников, внимательное слушание друг друга; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельное учитывание выделенные учителем ориентиры действия.

6 мин

5.

Физкультми

нутка.

Притворяшки

Дружно встаньте, детвора.

Отдохнуть пришла пора!

Притворитесь-ка совой---

Повертите головой.

Притворитесь тучками, помашите ручками.

Притворитесь свинками и потритесь спинками.

Дети встают, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Дети поворачивают головой влево-вправо.

Дети встают на цыпочки, трясут вытянутыми вверх кистями рук, показывая, как из тучки идет дождь.

Дети в парах встают друг к другу спиной и изображают, будто трутся -энергично двигают корпусом.

1мин

6.

Продолже

ние работы по теме урока.

Осень принесла с собой  новые яркие краски и новые чувства. Недаром об этом написано столько  произведений. Но больше всего восторгались осенью поэты. Один из них – Федор Иванович Тютчев. Вот как он отзывался о нашей прекрасной осени. (Показ слайда №1)

1.Первичное чтение  учителем стихотворения

Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

2. Беседа по первичному восприятию стихотворения.

-Понравилось ли вам стихотворение?

-Какие чувства испытывает автор?

-Какую пору поэт называет «дивной»? Встречались ли вы когда-нибудь с такой порой?

3.Работа над содержанием. Откройте учебники на странице 68.

-Прочитайте первый столбик стихотворения.

-Когда бывает эта «дивная» пора?

-Как вы понимаете «первоначальной»?

-Каким поэт видит день, прочитайте.

-Поэт называет день «хрустальным». Почему?

-Что автор говорит о вечерах? Что значит «лучезарны»?

-Прочитайте второй столбик.

-Как поэт пишет о поле? Какое поле?

-Какие слова подчеркивают пустоту поля?

-С чем сравнивает Федор Иванович паутину?

-Что такое серп? Как вы понимаете выражение «бодрый серп»? (Показ слайда №2)

-Что обозначает слово борозда? Откроем словарик на странице 214. Прочитайте.

-Борозда-канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды.(Показ слайда №3)

-А как вы понимаете « праздная борозда?»

-Прочитайте последний столбик.

-Как описывает поэт воздух? Что говорит о птицах?

-Прочитайте третий вопрос к стихотворению.

-Выскажите свое мнение.

4.Закрепление понятия рифмы.

-Какой жанр помог представить картину, которую описал Тютчев?

-Что отличает стихотворение от рассказа или сказки?

-Рифма-созвучие концов стихотворных строк.

5.Работа в тетради.

-Откройте тетради на странице 31, задание №2.

-Прочитайте задание. Найдем рифмы и подчеркнем их. Проверьте себя! Внимание на экран.

6. Знакомство с понятием  «строфа» и «четверостишие».

-Какое незнакомое слово встретилось нам в задании?

-Давайте узнаем, что называется строфой.

(Показ слайда №4)

7.Работа по учебнику. Вернемся к нашему стихотворению. Прочитайте первую строфу, вторую.

-Работаем в парах. Прочитайте выразительно друг другу третью строфу.

- Сколько строк содержит одна строфа?

-Такое количество строк   в строфе называется четверостишием.

8.Подготовка к выразительному чтению.

-С каким чувством будете читать это стихотворение?

-Подготовьтесь прочитать так, чтобы передать

те чувства, которые вы испытываете.

9.Выразительное чтение стихотворения.

Ученики отвечают: «Да, стихотворение очень красивое»

Дети отвечают, что поэт любуется осенней  природой, но ему  немного грустно.

Дети: «Дивная пора – это осень». Сейчас время дивной поры, на улице очень красиво, дивно, волшебно.

Ученики: «…в осени первоначальной»

Дети: «Только началась».

Ученик читает: «Весь день стоит как бы хрустальный»

Ответы детей: «Сравнивает с хрусталем; прозрачный лес; прозрачный воздух»

Дети: «Вечера лучезарны, значит полны светом».

Самостоятельное чтение

Ученики: «Поле пустое,»

Дети: «…Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде»

Дети: «С тонким волосом»

Ученики: «Орудие труда для срезывания злаков с корня». «Им хорошо работали, ловко срезали колоски.»

Один ученик читает: «Борозда – канавка»

Ответы детей: «Осенью весь урожай на полях убран; борозда отдыхающая.»

Ученики: «Пустеет воздух, птиц не слышно…», «..Льется лазурь…»

Читает один ученик: «Что ты чувствуешь при чтении стихотворения: радость. спокойствие, удивление, грусть, тревогу?»

Ответы детей: «Спокойствие, грусть»

Ученики отвечают: стихотворение.

Есть рифма.

Ученики открывают тетради и берут линейки с карандашами.

Дети: « Строфа.»

Ученики читают: «Строфа- часть текста в стихотворении с повторяющейся организацией ритма и рифмы.»

Четыре.

Дети: «Спокойно, наслаждаясь красотой природы».

Ученики читают по очереди.

Познавательные: самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характер;

уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге.

Предметные:

-формировать умения у учащихся полноценно воспринимать художественный текст;

-развивать умения определять тему, главную мысль произведения;

-развивать умения работать  с текстом стихотворения;

-развивать умения мыслить, рассуждать, делать выводы;

Познавательные:

-развивать умения извлекать информацию из иллюстрации, текста, из словаря;

-развивать творческое мышление;

Коммуникативные:

--развивать умения слушать и понимать речь других;

-развивать умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-участвовать в диалоге;

-умение читать вслух и про себя стихотворного текста, понимание прочитанного;

Регулятивные:

--развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Личностные:

--развивать умение высказывать свое отношение к произведению, выражать свои эмоции;

Коммуникативные:

умение работать в парах.

3мин

7мин

3мин

2 мин

4 мин

6 мин

7.

Рефлексия

Цель:

Осознание своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и всего класса

-Выберите и продолжите любое предложение.

-Сегодня на уроке я узнал…

-Я похвалил бы себя за…

-Сегодня я сумел…

-После урока мне захотелось…

Ответы детей

Познавательные: самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера.

Личностные: осознавать смысл изучения.

2 мин

8.

Подведение итогов урока

-Назовите автора  стихотворения.

-Что такое строфа?

-Сколько строк входит в четверостишие?

Ученики:« Федор Иванович Тютчев»

Ответы детей: «Строфа- часть текста в стихотворении с повторяющейся организацией ритма и рифмы»

Ученики: «Четыре»

Познавательные: самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера.

Личностные: осознавать смысл изучения.

2 мин

9.

Домашнее задание

-Стихотворение Ф.И.Тютчева «…Есть в осени первоначальной…» вы можете выучить наизусть или подготовить выразительное чтение.

Ученики записывают  в дневники домашнее задание с доски.

1 мин

10.

Оценивание.

-Сегодня на уроке все вы старались. Были активны.  Молодцы..Я оценила вашу работу, и вы получите отметки в дневник.(Каждый ребенок получил отметку)

1мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: " А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало"

Цель деятельности учителя: Познакомить детей с содержанием отрывка из романа "Евгений Онегин", сделать его психологически близким и понятным, обратить внимание детей на особенности звучания стиха....

Урок литературного чтения 4 класс ПНШ Самойлов "Красная осень"

Стихотворение Давид Самойлов «Красная осень».Планируемые результаты:Личностные• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу...

Урок литературного чтения 2 класс "Какая разная осень!"

Урок литературного чтения проводится во 2 классе по теме: «Какая разная осень!». Цель данного урока- через художественные и музыкальные образы произведений, дать характеристику стихотворению как жанру...

План урока Литературное чтение 4 класс Б. Пастернак "Осень"

Борис Леонидович Пастернак в стихотворении "Золотая осень" изобразил русскую осень. Пастернак сам любуется и восхищается золотой осенью. В разработке урока стремилась показать Любовь поэта к...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»» УМК Школа России"

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»»...

Урок литературного чтения. 2 класс. Тема: Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Настроение.

Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Настроение....